Специальные цены   новые товары
Система Orphus

Sanwa VG6000 – необходимая достаточность

Автор - Владимир Попов (RedSun)

Проблемы выбора

Возвращаясь в моделизм после пятнадцатилетнего перерыва, я отнюдь не был уверен в продолжительности моего нового «старого» увлечения, и тратить сколько-нибудь солидные суммы мне не хотелось категорически. Поэтому первым моим передатчиком стал трехканальный Hitec Neon SS FM, продававшийся с двумя микросервами и приемником по цене… двух микросерв и приемника.

С ним я научился кое-как держать в воздухе радиосамолетики, но дальше единственный джойстик и управление газом с помощью ползунка на обратной стороне пульта стали сдерживать развитие пилота. Хотелось иметь правильный передатчик, позволяющий управлять четырьмя основными самолетными каналами. Хотелось микшеры. Хотелось экспоненты. И по-прежнему жаль было денег.

К тому времени мне уже было очевидно, что новый пульт должен быть компьютерным. Пяти- или шестиканальным. И недорогим. Дешевле всего были Hitec Flash 5 SX и Sanwa VG6000. При сравнимой цене у Санвы был один лишний канал и полезные для самолетов микшеры «руль высоты - закрылки», «закрылки - руль высоты» и дифференциально отклоняемые элероны. У Хайтека присутствовали специфически планерные режимы и возможность использования всех наличных бантиков даже с недорогими пятиканальными приемниками, а также экспонента на руле направления, память на пять, а не на четыре модели. Я колебался, пока не вытянул из интернета и не прочитал инструкции к обоим передатчикам. Насколько все просто и наглядно у Санвы, настолько же запутанно и неинформативно у Хайтека. Да еще «Пилотаж» снизил цены на Санву…

Так я купил VG6000.

Что в коробке

Итак, что же мы имеем, заплатив чуть больше 200 долларов? Имеем мы стандартный комплект радиоуправления, практически одинаковый у всех недорогих систем:

  • собственно передатчик с аккумулятором 8хАА 700 мАч,
  • шестиканальный приемник одиночного преобразования RX-611 стандартного размера,
  • четыре стандартные сервы SRV-102 с набором качалок и крепежа,
  • выключатель борта,
  • аккумулятор борта 4хАА 600мАч, и так далее…

Порадовало то, что комплект кварцев был из узкой области диапазона 40 МГц, разрешенной в нашей стране для R/C применений. Пустячок, а приятно. (На поле, правда, обычно находится еще несколько столь же законопослушных пилотов, использующих тот же канал, но это решается организационно). Инструкцию на английском языке можно отнести к бесспорным плюсам – не приходится ломать голову над тем, что именно имел в виду не всегда компетентный в предметной области переводчик. А ленивые могут скачать русскую инструкцию с сайта продавца.

Для любителей ДВС-самолетов класса «тренер» комплект идеален. Электролетчикам больше подошли бы сервы и приемник размера «микро», но, увы. Придется либо продавать ненужную часть комплекта, либо отложить стандартный борт до появления в личном ангаре достаточно крупных летательных аппаратов.

Возможности

Бантики передатчика подобраны по принципу «ничего лишнего, но все необходимое». Присутствуют четыре пропорциональных канала, управляемых джойстиками (руль высоты, элероны, руль направления, газ), и два дискретных канала, управляемых двухпозиционным (шасси) и трехпозиционным (закрылки) тумблерами. Для каналов руля высоты и элеронов предусмотрены двойные расходы и экспоненты. По всем шести каналам настраиваются реверсы, средние и конечные точки. Есть микшеры «руль высоты - закрылки», «закрылки - руль высоты», «элероны - руль направления», а также возможность применения флаперонов, дифференциально отклоняемых элеронов, V-образного хвостового оперения, элевонов. Все микшеры допускают точную настройку. По четырем основным каналам есть цифровые триммеры. На отдельную кнопку выведена отсечка двигателя внутреннего сгорания, положение дроссельной заслонки для заглушивания тоже регулируется.

Присутствует память на четыре модели, для каждой из которых сохраняются все настройки (триммеры, реверсы, микшеры и т.д.). Память энергонезависима, настройки не теряются при разрядке или отсоединении аккумулятора передатчика.

Напряжение аккумулятора передатчика непрерывно отражается на дисплее, и при разряде ниже определенного уровня передатчик начинает настойчиво напоминать своим писком о необходимости срочного приземления. От аварийной посадки с заглохшим от недостатка топлива двигателем спасет таймер обратного отсчета. Если при включении передатчика положение ручки газа не нулевое, назойливый писк позволит избежать удара винтом. Особенно это актуально на электролетах. Есть тренерский разъем, что облегчает обучение как с тренером, так и с симулятором.

Все настройки передатчика очень наглядны и интуитивно понятны.

Невозможности

Очевидно, что столь привлекательный в финансовом плане комплект не может быть идеален, иначе бы не продавались за существенно большие деньги старшие модели аппаратуры. Так, например, VG6000 не имеет специальных вертолетных режимов и без дополнительных бантиков на борту, скорее всего не сможет управлять вертолетом. Кроме того, нет присущих «старшим сестрам» т.н. свободных микшеров, то есть возможности смешивания произвольных каналов. Модные на больших пилотажках дифференциально отклоняемые половины руля высоты подключить нельзя, микшера «газ-элероны» для компенсации реактивного момента винта нет, и так далее. Кодовая модуляция – только РРМ. Более продвинутая РСМ и прочие вкусности появляется только на RD6000 и на RD8000, которые стоят заметно дороже. Но не надо забывать, что VG6000 позиционируется как аппаратура для не очень одержимого любителя самолетов, и с этой задачей она справляется на отлично.

Конкуренты

Их немного, по крайней мере доступных в московских магазинах. Hitec Flash 5 SX я уже рассмотрел ранее. Для любителя небольших планеров этот вариант предпочтительнее, в остальных случаях VG6000 побеждает с небольшим отрывом. Futaba 6EXA может похвастаться пропорциональным шестым каналом, управляемым специальным рычажком, и одним свободным микшером. Память на шесть моделей. При этом отсутствует микшер «руль высоты - закрылки» и дифференциально отклоняемые элероны. Практически равенство возможностей при большей цене Футабы.

Sanwa RD6000 Super и появившиеся позднее Hitec Optic 6 и Futaba 6EXAS – это уже качественно новый уровень. РСМ-модуляция, функция fail-safe. У первых двух – вертолетные и планерные режимы. И, естественно, более высокая цена, особенно в комплекте с РСМ-приемником.

Боевое применение

Я использовал VG6000 в течение почти двух лет, на разных электросамолетах и с разными приемниками. Здоровенный RX-611 из комплекта поселился в чреве ЕРР-шного Tornado-11 чешской фирмы Telink.

Приемник оказался весьма достойным – за два года полетов не было ни одной аварии из-за помех и обеспечивалось надежное управление этой немаленькой моделью вплоть до пределов видимости. Микроприемники других производителей, со своими кварцами на нужную частоту, тоже вели себя вполне адекватно, даже в условиях одновременных полетов большого числа пилотов.

Передатчик весьма комфортно лежит в руках, все джойстики/тумблеры/кнопки на своих местах. Очень нагляден дисплей, настройка очевидна даже без чтения руководства.

Продолжительность непрерывной работы передатчика от штатных новых свежезаряженных аккумуляторов составляет 2-3 часа. При рачительном использовании этого под обрез хватает на полный полетный день. Я вожу с собой на всякий случай резервную сборку меньшей емкости, опять же у электролетчика всегда с собой быстрый зарядник.

Полеты при существенно отрицательных температурах не выявили каких-либо проблем, ЖК-дисплей был читаем, аккумуляторы передатчика работоспособны.

Для управления моделями типа «бесхвостка» применялся микшер «элевоны», для самолетов классической схемы с двумя сервами в канале крена – микшер «флапероны». Проводились успешные эксперименты по применению закрылков, замикшированных с рулем высоты, для снижения посадочной скорости. Обратный микс «руль высоты-закрылки», который должен в теории улучшать управляемость по тангажу, не дал заметного результата на моих самолетах. Микширование каналов руля направления и элеронов обеспечивало координированный разворот. Из-за отсутствия у меня планеров дифференциально отклоняемые элероны и V-микшер остались пока невостребованными. Постоянно применяется экспонента.

Исключительно удобны цифровые триммеры. Их невозможно случайно сбить при перевозке выключенного передатчика, как это случается с механическими.

Массу времени экономит память параметров моделей, особенно если их несколько и запускаются они по очереди. Главное - не забыть выбрать нужную и проверить правильность отклонения рулей перед полетом. Ограничение на количество моделей в памяти неудобств не доставляет – нечасто с собой на поле их привозят больше четырех.

Для наземной тренировки в симуляторе передатчик был подключен через тренерский разъем к входу звуковой платы компьютера самодельным кабелем. Технологии подключения и настройки программного обеспечения посвящены целые статьи, доступные в интернете, поэтому подробно я на этом останавливаться не буду. Когда все корректно работает, передатчик становится виден в системе как обычный джойстик с некоторым количеством осей и кнопок, и с его помощью можно играть хоть в FMS, хоть в «Ил-2», хоть в Doom-3.

У тренерского интерфейса Санвы есть одна особенность, которую нужно учитывать при желании долго управлять виртуальными самолетиками. В отличие от Хайтека, у Санвы радиопередающая часть не отключается специальной перемычкой в тренерском разъеме. Но можно включать передатчик при вынутом кварце – это на порядок снижает энергопотребление и не вызывает отрицательных последствий.

За весь период эксплуатации передатчик не давал сбоев и не «зависал», даром что компьютерный.

Выявленные недостатки

За два года еженедельной эксплуатации в передатчике сильно потеряли емкость аккумуляторы. Грешен, за все время я их циклировал всего пару раз, и несколько раз подзаряжал в поле большим током, но все равно неприятно. Хотя, с другой стороны, появился повод обзавестись более емким паком, которого будет легко хватать на полный полетный день.

При подвеске передатчика на шею за штатное «ухо» он не висит горизонтально, а норовит развернуться антенной вверх. Соответственно, поднимается упершийся в грудь джойстик газа, и есть риск остаться без винта. Или без пальцев, смотря что окажется крепче.

Выводы

Если Вы покупаете свой первый передатчик, планируете более-менее всерьез влезть в самолетный моделизм, но цена вопроса имеет для вас существенное значение – я рекомендую Sanwa VG6000. Все необходимое для любителя самолетов там есть. А когда его возможностей перестанет хватать, у Вас будет достаточно опыта для самостоятельного выбора следующего.

PS. Техника техникой, но управляет полетом все-таки пилот. Недавно я вычитал у Питера Голдсмита такой совет. «Если у Вас есть сомнения, что бы еще улучшить в модели, в двигателе, в радио – просто купите еще топлива. Опыт важнее всего».

Обсудить на форуме