"Пистолеты" от Sanwa

Автор - Владислав Атаманов (Zino)

Всё началось с того момента, когда мой знакомый сказал: «Слушай, хватит тебе кататься на Mini-Z. Пора переходить на шоссейки - и людей на шоссейках больше катается, и впечатлений хватает». Так получилось, что послушал я его и приобрел себе Team Losi XXX-S.

Наивно полагая, что мне «за глаза» хватит опыта справиться с такой машиной пользуясь обычным пультом от Mini-Z, я приехал в клуб на «покатушки». Вся моя спесь улитучилась после того, как я на непривычной для меня скорости попытался справиться с машиной. Оказывается, машина входила в правый поворот с большим радиусом, чем в левый. Сколько бы я не крутил триммера на пульте, ничего не получалось. Вот в тот-то момент я понял, что мне нужна нормальная компьютерная аппаратура.

Так как пару лет я без проблем летал на авиамодельной шестиканалке Sanwa VG-6000, с выбором производителя аппаратуры для моей шоссейки вопросов не возникало - однозначно Sanwa! В результате я приобрел свою первую автомодельную компьютерную аппаратуру Sanwa MX-3.

Sanwa MX-3

Комплект поставки

  • трехканальный передатчик "пистолетного" типа;
  • трехканальный приемник;
  • две стандартные сервомашинки (SRM 102) с крепежом и набором сменных качалок;
  • комплект кварцев;
  • выключатель бортового питания;
  • контейнер для бортовых аккумуляторов;
  • инструкция по настройке.

Функционал

  • Механическая регулировка положения курка.
  • Настройка чувствительности каждого канала (ARC).
  • Настройка расходов каждого канала (EPA).
  • Двойные расходы.
  • Триммирование.
  • Реверсирование каналов.
  • Индикация напряжения батареи на экране.
  • Звуковая сигнализация.
  • Память на 5 моделей.

Выводы

Плюсы:

  • Маленький вес - 472 гр.
  • Очень удобно лежит в руке.
  • Простота настроек.

Минусы:

  • Колесо управления из жесткой резины (в момент соревнований бывает так, что потеют руки, в этом случае колесо может проскальзывать в ваших пальцах).

Sanwa MX-3 - очень хороший выбор, если вы решили заниматься авто- или судомодельным спортом, но ограничены в средствах. Или же вы просто растущий новичок!

Sanwa M11

Поучаствовав пару раз в соревнованиях во Владимире и покатавшись в скользком школьном спортивном зале по овальной трассе, я понял, что Sanwa-MX3 мне стало не достаточно, … хочется чего-то большего, … хочется АБС, хочется иметь секундомер и таймер на пульте, хочется попробовать микширование каналов управления рулем и газом. Хочу профессиональную аппаратуру!!!

Так, «на радость» жене, в нашем доме появилась ещё одна красочная коробка.

Комплект поставки

  • 4-х канальный передатчик «пистолетного» типа;
  • Защитный кожух на экран;
  • 3-х канальный приемник Sanwa RX-311;
  • Одна стандартная сервомашинка (SRM 102) с крепежом и набором сменных качалок;
  • комплект кварцев;
  • контейнер для бортовых аккумуляторов;
  • интерфейсный кабель;
  • инструкция по настройке.

Первые ощущения

Нужно заранее оговориться, я правша, так что дальнейшее повествование буду вести, описывая свои личные ощущения, как правши. Дело в том, что эта аппаратура предназначена как для праворуких, так и для леворуких пилотов. Открутив несколько болтов, аппаратура превращается из праворукого в леворукий вариант.

Аппаратура лежит в руке очень удобно! Никакого дискомфорта я точно не испытал, и не испытываю до сих пор. Очень сбалансированный агрегат, несмотря на весьма внушительные размеры и массивный внешний вид (вес аппаратуры – 972 грамма).

Курок газа можно подстроить под свои личные предпочтения по жесткости и ходу.

Рулевое колесо достойно особого внимания – микропора!!! Безумно приятно его сжимать, по сравнению с колесом Sanwa MX-3. А главное, теперь не будет проблем с проскальзыванием пальцев. Рука может быть вообще мокрая, но колесо не проскользнет.

Очень необычно, третья фаланга среднего пальца левой руки сразу легла на какую-то, чуть выступающую на рукоятке, кнопочку. Оказалось, это одна из кнопок, на которую можно вывести какую-либо функцию. В процессе знакомства с аппаратурой я вывел на неё засечку времени прохождения круга. Нажимать на кнопку очень удобно, нужно просто посильнее сжать в руке аппаратуру. – Есть! Круг пройден!

Ещё одно приятное ощущение - большой палец левой руки может нажимать сразу на три кнопки. Две из них триммеры, а одна, довольно крупная кнопка, на которую тоже можно завести какую-либо функцию аппаратуры.

Экран

Теперь экран, даже не экран, а экранище!!! Ни у одной курковой аппаратуры нет такого, поистине, здоровенного экрана. Разрешение 240 на 90 пикселей.

Для защиты экрана в комплекте с аппаратурой идет пластиковый, прозрачный кожух, который надевается на экран. Таким образом, красивейший экран Sanwa M11 может быть в относительной безопасности во время снега или легкого дождя.

А теперь про фенечки

Как-то, года два назад, кто-то из пилотов хвастался мне тем, что у Futaba 3PK маленький светодиодик может менять цвета: зеленый-красный-синий. Инженеры Sanwa пошли дальше, подсветка здоровенного экрана M11 имеет три режима:

  • без подсветки;
  • белая подсветка;
  • синяя подсветка.

Очень грамотный маркетинговый ход!

Кнопочки

В аппаратуре предусмотрено пять триммеров и три кнопки. Причем, на все эти триммеры и кнопки вы можете совершенно свободно, по собственному усмотрению, вывести любую из функций аппаратуры, что весьма удобно!!!

Расположение свободных триммеров:

  • Три триммера расположены вокруг рулевого колеса и два спрятаны на рукоятке для нажатия большим пальцем. Причем, они разные по высоте, так что, перепутать их на ощупь практически не возможно.

Расположение свободных кнопок:

  • Первая большая кнопка находится слева от рулевого колеса. Вторая – спрятана под экраном. Для того, чтобы ей воспользоваться, нужно большой палец левой руки поднять вверх (к этому движению мне пришлось привыкать). И третья, как я уже говорил, располагается на рукоятке под фалангой среднего пальца.

Меню

Можно сказать одно - браво инженерам Sanwa!!! Меню Sanwa M11 очень информативно и человечно. Буквально за 5 минут я разобрался с львиной долей настроек аппаратуры, не заглядывая в руководство.

Шесть кнопок навигации по меню, запутаться едва ли кому-то удастся! Кроме того, внизу экрана выводятся подсказки, какие кнопки следует нажимать в каждом пункте меню и зачем.

Меню имеет три папки: F1, F2 и F3, в которых находятся по восемь отдельных страничек с функциями - все очень удобно и наглядно. Одна страница - это одна функция настройки. Кроме того, в правой части экрана отображаются значения триммеров, активность тех или иных функций и тайминг.

Функционал

Основные настройки (SET-UP).

  • Контрастность экрана.
  • Включение и выключение функции вибрации аппаратуры. Да! У Sanwa M11 есть вибратор, такой же, как и в мобильных телефонах.
  • Переключение количества каналов. Sanwa M11 работает в двух режимах: 2-х канальный передатчик, либо 4-х канальный передатчик.
  • Управление подсветкой экрана (цвет подсветки; время подсветки экрана; постоянная подсветка).
  • Настройка звука (SOUND). Вы можете выбрать одну из ста тональностей звуковых сигналов для нажатия кнопок, для тайминга и т.д.
  • Настройка кнопок и триммеров (ASGN). Как я уже говорил, вы можете на каждую кнопку аппаратуры назначить любую функцию управления аппаратурой, а на триммеры ещё и шаг сдвига триммера.
  • Настройка имени пользователя (USER). Разве не приятно видеть своё имя на аппаратуре?!
  • Индикация на экране состояния заряда аккумулятора и рабочее время (BATT).
  • Двойные расходы управления рулевым колесом (D-RATE).
  • Настройка крайних положений органов управления (EPA).
  • Настройка экспонент органов управления (EXP).
  • Криволинейные настройки чувствительности органов управления в зависимости от ваших предпочтений (ARC).
  • Настройка скорости реакции рулевой машинки и тормоза в зависимости от действий пилота (SPEED).
  • Антиблокировочная Система управления тормозами (ALB).
  • Настройка скорости разгона модели в зависимости от действий пилота (TR-CTL).
  • Выбор, переименование, копирование, удаление моделей (MODEL).
  • Всего в памяти может храниться до 30 моделей.
  • Настройка нейтральных положений органов управления (SUB-T).
  • Настройки тайминга (секундомер, таймер, счетчик кругов, время прохождения каждого круга, лучшее время, время гонки, тренировочный режим с установкой среднего времени прохождения круга и т.д.)
  • Реверсирование каналов (REV).
  • Настройка режимов старта модели (S-POS).
  • Настройка выключения двигателя ДВС-модели (TH-HLD).
  • Микширование тормозов для ДВС-моделей (BR-MIX).
  • Свободное микширование каналов (С-MIX).
  • Сервомонитор (SERVO).

Дополнительные приятности

Sanwa M11, как и любая другая профессиональная аппаратура, имеет съемный высокочастотный модуль (в моем случае это модуль FM 40MHz).

При желании и соответствующих возможностях его можно заменить на ныне популярный DSM-модуль Spectrum 2,4GHz. А для поклонников Mini-Z существует модуль AM 27MHz.

Кроме того, в комплект аппаратуры входит так называемый интерфейсный кабель. Служит он для настройки электроники вашей модели с включенной аппаратурой, но с отсутствующим высокочастотным модулем, что очень актуально во время проведения соревнований. Вы просто вытаскиваете модуль и через кабель управляете электроникой модели.

На рукоятке Sanwa M11 находится довольно тщательно скрываемое гнездо для зарядки аппаратуры. А ещё, что меня очень порадовало, вытаскивая кассету с аккумуляторами из аппаратуры, можно потом не задумываться о полярности при её подключении. В Sanwa M11 гнездо подключения кассеты с аккумуляторами мультиполярно!

Выводы

Сто раз БРАВО японским инженерам и китайским производителям!!! Sanwa M11 - это поистине достойное произведение хоббийной индустрии.

За время написания данного обзора я успел «поиграться» практически со всеми аппаратурами профессионального уровня (Futaba 3PK, KoPropo EX-10 Helios, Multiplex Profi Car 707).

Для себя понял одну очевидную вещь - я сделал правильный выбор! Минусов, которые для меня очевидны, у Sanwa M11 значительно меньше по сравнению с другими аппаратурами. Теперь хотелось бы сказать о них пару слов, но скажу, исходя из своих ощущений:

  • Антиблокировочная система работает лишь в том случае, если вы удерживаете назначенную вами же кнопку. Другими словами, антиблокировочную систему торможения (ALB) нельзя просто взять и включить, чтобы она работала на каждом торможении по умолчанию, только с нажатой кнопкой, что не всегда удобно. Но к этому очень быстро привыкаешь.
  • Мелочь, но мне хотелось бы иметь в аппаратуре такого уровня регулируемое по углу наклона рулевое колесо, чего в Sanwa M11 нет.

Вот, пожалуй, и всё, что я хотел вам поведать об этом ЭКРАНЕ с КУРКОМ!

Аппаратуру для обзора предоставил магазин Пилотаж.

Обсудить на форуме