Специальные цены   новые товары
Система Orphus

Raptor 30 V2

Автор - Вадим Кушнир (vad64)

Введение

История эта началась месяцев восемь назад. С подачи моего институтского товарища я обнаружил, что за ту четверть века, которая прошла с дней моих юношеских занятий авиамоделизмом, в мире RC технологий произошли определенные изменения, а в вертолетах – весьма существенные. Идея попробовать в этой жизни что-то новое и разнообразить свой досуг полетами на радиоуправляемом вертолете зародилась в моем сознании и день ото дня становилась все навязчивее. Пришлось уступить ей и купить свой первый вертолет. Им стал самый дешевый RTF комплект китайского производства.

Решение, конечно, спорное, но это уж совсем другая история. Скажу лишь, что задачу свою мой первый вертолет выполнил: за 3 месяца я научился уверенно висеть и немного летать, не говоря уж о ценном опыте в техническом плане. Трудно описать словами радость от первых успешных полетов (вертолетчики меня поймут). Однако время шло, и на первый план стали выступать уже недостатки микровертолета:

  • фиксированный шаг ротора ограничивает возможности полета висением и плавными горизонтальными фигурами;
  • небольшой вес и слабая энерговооруженность не позволяют летать в ветер;
  • маленькие размеры затрудняют ориентацию при дистанции уже в десяток метров.

Словом, актуальной стала задача выбора следующего вертолета. Об отказе от полетов речи быть не могло – вертолетчики, уверен, опять меня поймут. Какое-то время я колебался в выборе между «электричкой» большего размера и ДВС. Сомнения отпали после того, как я увидел полеты мастеров на вертолетах 50-го и 90-го классов. Я был просто поражен теми возможностями, на которые способна мощная большая машина в руках умелого пилота. Выбор конкретной модели не занял много времени, моим критериям в достаточной мере отвечал Raptor 30 V2 производства тайваньской фирмы ThunderTiger.

Согласно собранной мной информации, первый Raptor 30 был выпущен в 1998 году. В последствии он был модифицирован, получив новый, улучшенный двигатель PRO-39H(R) и название Raptor 30 V2. Вертолет имеет размеры по фюзеляжу 1150х140 мм и высоту 400 мм. Диаметр главного ротора 1245 мм, хвостового – 236 мм. Масса вертолета – 3 кг. Заявления производителя и многочисленные отзывы свидетельствуют, что вертолет хорош как для начинающих пилотов, так и для обучения основам 3D пилотажа, то есть именно то, что мне и было нужно.

Далеко не последнюю роль в моем выборе сыграли стоимость и доступность вертолета, а также цена запчастей. Наконец, меня привлекла потенциальная возможность модификации «Хищника» из 30-го в 50-й класс. Итак, окончательный выбор был сделан, и можно было отправляться в магазин…

Упаковка

Яркая красочная коробка сразу привлекает внимание. Несмотря на кажущиеся большие размеры (на самом деле 73х46х26 см), она достаточно легкая (5.5 кг) и имеет удобную ручку для переноски. Так что проблем с доставкой из магазина домой как в личном, так и в общественном транспорте не возникнет.

Внешний вид коробки.
Внешний вид коробки.

Надписи на коробке гласят, что мы имеем дело с набором ARF (вертолет собран на 90 %), что двигатель TT PRO-39H(R) уже установлен, ну и конечно, что это лучший в своем классе вертолет (кто бы сомневался). Открываем коробку и извлекаем содержимое целиком.

Устройство упаковки.
Устройство упаковки.

Надо признать, упаковка выполнена весьма грамотно. Части вертолета притянуты к поддону нейлоновыми и проволочными стяжками. Два картонных короба придают жесткость коробке и надежно защищают основные сборки и остальные детали при транспортировке. В отдельном полиэтиленовом пакете находятся наклейки, инструкция по сборке и иллюстрированный каталог содержимого набора (вся документация – на английском языке). Чтобы извлечь все части, необходимо в первую очередь освободить нейлоновые и проволочные стяжки, а уж потом снять и вскрыть короба.

Содержимое набора.
Содержимое набора.

Что не входит в комплект, но потребуется для полетов

Аппаратура:

  • Пять сервомашинок. Многочисленные источники рекомендуют использовать быструю (не хуже 60° / 0.08 сек) цифровую сервомашинку на управление шагом хвостового ротора и мощную (не менее 6 кг/см) – на коллективный шаг.
  • Передатчик и приемник с числом каналов не менее 5, а если гироскоп имеет канал регулировки чувствительности, то не менее 6. Передатчик должен поддерживать вертолетные функции.
  • Вертолетный гироскоп.
  • Аккумуляторная батарея напряжением 4.8 В и емкостью от 1000 мАч для питания бортовой аппаратуры, выключатель борта.

Для запуска двигателя необходимы:

  • Свеча накаливания.
  • Источник питания для свечи.
  • Электростартер с удлинителем и шестигранником 6 мм.
  • Топливо и оборудование для заправки.

Сборка

Для сборки потребуются:

  • хорошая крестообразная отвертка;
  • пассатижи;
  • желательны гаечные ключи с размером 5.5 и 7 (но можно обойтись и пассатижами);
  • нож;
  • ножницы;
  • секундный клей (циакрин);
  • эпоксидный клей;
  • фиксатор резьбовых соединений (локтайт) голубого или зеленого цвета.

Хотя набор необходимых шестигранных ключей входит в комплект, в моем конкретном случае самый маленький ключ (Т6) имел дефект и его нельзя было использовать без шлифовки рабочих кромок. Мелочь, но неприятно.

Инструкция описывает процесс сборки вертолета «с нуля». В принципе, можем пропустить первых 14 пунктов, их за нас уже выполнили на заводе-изготовителе. Забегая вперед, скажу, что претензий к заводской сборке практически нет, за исключением крепления моторной рамы и мотора. Восемь соответствующих болтов следует посадить на локтайт и затянуть. Также следует проверить затяжку болтов крепления глушителя. Наконец, настоятельно рекомендую вклеить циакрином заглушки шасси, так как они просто вставлены в алюминиевые трубки. Я обнаружил это случайно, когда одна заглушка выпала при транспортировке. Было бы неприятно потерять их в полете.

Выпадающая заглушка шасси.
Выпадающая заглушка шасси.

Пункт 15 - соединение двух основных сборок - не вызывает проблем. Правильная ориентация ремня привода хвостового ротора заботливо зафиксирована полоской скотча, которую нужно не забыть удалить непосредственно перед сборкой.

Пункты 16-18 описывают установку аппаратуры. Суть понятна даже из иллюстраций, все подходит и собирается идеально.

Подготовка деталей и сборка кабины и фонаря (пункт 19) определяют будущий внешний вид, так что имеет смысл не торопиться и провести работу как можно тщательнее. Острым ножом удаляем технологическую отбортовку кабины и пузыри на месте отверстий фонаря и воздухозаборников. Достаточно быстро удается «поймать» ориентацию ножа, при которой он сам идет по нужной линии реза, оставляя за собой ровную кромку. При необходимости ее можно потом подправить наждачной бумагой. Несколько труднее вырезать боковые отверстия из-за их сложной формы. Удобнее эту операцию провести с помощью скальпеля или узкого ножа. Фонарь аккуратно вырезаем по намеченной линии с помощью ножниц. Надо сказать, что у меня ушло на вырезание и сборку несколько часов. Но и результат порадовал.

Пункт 19 инструкции посвящен сборке лопастей главного ротора. В комплект поставки входят симметричные деревянные лопасти. Также имеется дополнительная инструкция, где рекомендуется установить усилительные накладки крепежного отверстия на эпоксидный клей. При этом необходимо предварительно вырезать в пленке-ламинате отверстия по форме накладок с чуть меньшими размерами.

Не следует пренебрегать балансировкой. В моем случае масса лопастей отличалась на 0.5 г, а положение центра тяжести – на 8 мм, причем в «плохую» сторону. Пришлось добавлять около 2 г на конец одной лопасти и 1.5 г на комель второй.

Наконец, дошла очередь до наклеек (декалей). Очень жаль, что в комплект входит только одна цветовая схема наклеек. Кирпично-оранжевый цвет – это на любителя. Лично я ничего не имею против, но хотелось бы иметь возможность выбора цвета и стиля оформления.

И вот, конечный результат. Теперь становится очевидным, что вертолет БОЛЬШОЙ, а в интерьере маленькой комнаты – ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ. Наверное, многим имеет смысл заранее задуматься о месте хранения аппарата. Размер и вес внушают уважение и даже вызывают некоторый трепет – ведь эту громадину скоро придется поднимать в воздух.

Вертолет собран полностью.
Вертолет собран полностью.

Хочу отметить, что на этапе сборки конструкция вертолета и качество изготовления в целом произвели на меня благоприятное впечатление. Что не понравилось: во-первых, тяга управления хвостом. Она длинная, составная, имеет изгибы и проходит через пять направляющих с ощутимым трением. Что еще хуже, передняя направляющая, установленная на хвосте, может упереться в соединительную муфту и заклинить тягу.

Тягу может заклинить.
Тягу может заклинить.

Чтобы избежать этого, я ограничил продольное перемещение направляющей с помощью кольца из скотча, намотанного на хвостовую балку.

Второй неприятный момент, который бросился в глаза: верхняя кромка кабины находится в опасной близости от тяг автомата перекоса BK0092. В моем случае одна из тяг касалась кабины, а наконечник тяги при ее движении вниз упирался в кромку.

Тяга касается кромки кабины.
Тяга касается кромки кабины.

Еще одна неприятность – негерметичность глушителя – выявилась уже после первых полетов. Несгоревшее масло просачивается через стыки частей глушителя под головку и гайку стяжного винта. Налет запекшегося масла портит внешний вид, а удалить его оказалось чрезвычайно трудной задачей. Разборка глушителя показала, что хотя в конструкции предусмотрены резиновые уплотнительные кольца, они не выполняют своей функции, т.к. зазор между металлическими частями больше сечения колец.

На этом список замеченных мною недостатков конструкции пока исчерпывается. О надежности и долговечности вертолета можно будет говорить после какого-то периода эксплуатации.

Предполетная подготовка

Прежде всего, необходимо настроить аппаратуру радиоуправления: выбрать нужные направления движения сервоприводов и выставить их центральные положения и расходы, а также задать кривые микширования газ-шаг. Конкретные действия зависят от типа передатчика и гироскопа. Много полезной информации по настройке вертолета и аппаратуры можно найти на сайте http://www.raptortechnique.com. С Sanwa RD8000 и Futaba GY240 проблем у меня не возникло. Рекомендованные в инструкции к вертолету длины тяг и качалок изменять не пришлось.

Очень удобной оказалась встроенная шкала коллективного шага, однако, прежде чем ей пользоваться, необходимо регулировкой тяг BK0095 добиться соответствия показаний этой шкалы реальному углу атаки лопастей. В моем случае несоответствие было около 5°. Поскольку я не планировал 3D пилотаж в своих первых полетах, то ограничился заданием только нормального режима, ориентируясь на данные из инструкции, а именно: линейная кривая газа 0-100% и линейная кривая шага 0-12°.

С модельными ДВС у меня связаны не самые приятные воспоминания 25-летней давности. Помню, насколько трудно было запустить и добиться устойчивой работы от компрессионного моторчика советского производства. По этой причине мне было очень интересно посмотреть, как поведет себя современный калильный двигатель. Поэтому я решил попробовать завести его, предварительно отрегулировать и обкатать (хотя производитель утверждает, что обкатка необязательна). В качестве стартера я использовал электродрель-шуруповерт, а подходящий удлинитель с шестигранником 6 мм подобрал в магазине инструментов. К моей радости, двигатель завелся мгновенно, как только топливо стало поступать в карбюратор. Мне лишь пришлось немного прикрутить иглу малого газа, чтобы мотор устойчиво и ровно работал на холостом ходу. Откатав полбака топлива на холостых оборотах и малом газу, я счел предполетную подготовку завершенной.

Первый полет

В качестве первого летного поля была выбрана ровная бетонная площадка диаметром около 15 м. Я решил, что на такой площадке будет удобнее провести триммирование и другую полетную регулировку модели. Дата первого полета неоднократно откладывалась: то в силу дождливой погоды, то из-за того, что площадка была занята. Каждое утро я мысленно здоровался со своим вертолетом и обещал ему полет назавтра; при этом уверенность в собственных силах предательски падала каждый вечер. Наконец, наступил день, когда все обстоятельства сложились благоприятно, и откладывать решающий миг было просто неприлично. Честное слово, этот день я не забуду надолго.

Итак, позднее утро, переменная облачность, небольшой ветер. Все аккумуляторы заблаговременно заряжены, аппаратура проверена. Вертолет заправлен и установлен в центре «взлетного поля», последняя предполетная проверка проведена. Подключаю накал свечи, запускаю стартер. Двигатель мгновенно подхватывает и требовательно урчит. Отключаю питание свечи, ставлю кабину на защелки, отхожу на несколько метров назад. Сильное волнение мешает сосредоточиться. Кроме того, дрожат руки, что мешает работе с пультом. Но отступать уже некуда и я начинаю плавно добавлять газ. Включается муфта сцепления и начинает раскручиваться ротор, затем возникает и сразу пропадает небольшая вибрация, очевидно, лопасти ротора заняли нужное положение в держателях. Продолжаю добавлять газ. В какой-то момент вертолет начинает разворачиваться против часовой стрелки. Судя по всему, тяги хвостового ротора недостаточно, чтобы скомпенсировать реактивный момент, несмотря на все усилия гироскопа. Еще чуть больше газа и разворот прекращается. Модель начинает привычное скольжение влево. Автоматически останавливаю этот дрейф ручкой крена. Неожиданно вижу, что вертолет оторвался от земли на несколько сантиметров.

Первый отрыв.
Первый отрыв.

Ура, получилось! Плавно сажаю аппарат и глушу двигатель. Слишком много эмоций, необходим небольшой перерыв.

После чашки кофе опять завожу мотор, медленно поднимаю вертолет на 0.5-1 м, после чего резко добавляю газ. Вертолет явно разворачивает против часовой стрелки и несколько «тупит». Аккуратно сажаю, жду остановки ротора. После этого добавляю чувствительность гироскопа и немного заворачиваю иглу состава смеси двигателя. Опять поднимаю и опять сажаю. Повторяю эту процедуру несколько раз. Чувствительность гироскопа уже выставлена на 100%, но перерегулирования в движении хвоста не наблюдается. В какой-то момент отклик двигателя после висения ухудшается, отворачиваю иглу состава смеси на 2-3 щелчка. Похоже, это оптимальная настройка. Постепенно топливо в баке подходит к концу, а я ловлю себя на мысли, что за этими рутинными взлетами и регулировками первоначальное волнение сошло на нет.

Снова небольшой отдых, заправка и взлет. Теперь пробую изменять положение и высоту полета.

Стабильность изумительная. При отсутствии ветра вертолет висит в одной точке, требуя лишь очень небольших корректировок по управлению. Порывы ветра заставляют немного играть газом, но особых проблем с удержанием высоты и положения не возникает. С благодарностью вспоминаю свой первый микровертолет. Это его строптивый характер дал мне навыки, позволяющие небольшими движениями кончиков пальцев держать в воздухе и делать послушной большую, мощную машину. Удовольствие от полета трудно передать словами, но все хорошее (как и топливо) рано или поздно кончается. Сажаю вертолет, на сегодня достаточно. Пара снимков на память:

и можно ехать домой.

Резюме

Плюсы:

  • вертолет подходит как для обучения новичков, так и для тренировки пилотажа;
  • доступная цена;
  • распространенность запчастей, низкие эксплуатационные расходы;
  • возможность многочисленных модификаций, вплоть до перевода в 50-й класс.

Минусы:

  • всего одна цветовая схема оформления;
  • ряд мелких конструктивных недостатков.

Скорее всего, дальнейшая эксплуатация добавит плюсов и минусов в приведенный список. На текущий момент я очень доволен приобретением. Как мой второй вертолет, Raptor 30 хорошо соответствует поставленной мной цели наработки и совершенствования пилотажных навыков.

Вертолет для обзора предоставил магазин Пилотаж.

Обсудить на форуме