Protech Zoom 400

Автор - Валентин Субботин (Val)

Вступление

Коротко. Хорошо иметь сына, если занимаешься RC моделизмом – не дает расслабиться.

Ну а если чуть поподробнее, то все выглядело так.

На момент покупки ZOOM 400 в моем «вертолетном ангаре» стояли три модели: Honey Bee II, Hornet II и CyberCopter. Вертолеты, безусловно, достойные внимания. Но хотелось чего-то своего. Вам, наверное, знаком этот зуд моделиста – желание найти «свою» модель.

Близился Новый Год – время подарков, и на вопрос сыну: «Что ты хочешь, чтобы тебе принес Дед Мороз», получил довольно неожиданный ответ: «Тарталет (вертолет)». Ну, вертолетов игрушечных у него, наверное, больше чем в иной стране настоящих, так что я расслабился: «Сделаем». И напрасно, сын уточнил: «Как у тебя», чем меня сильно озадачил. Сын привык, что папа держит свое слово.

Так решено было купить вертолет ZOOM 400.

Технические характеристики вертолета.

  • Коллективный шаг.
  • Обгонная муфта в конструкции главного ротора.
  • Диаметр главного ротора – 630 мм.
  • Длина вертолета – 580 мм.
  • Вес – 530-550 г.

Причины выбора именно этого вертолета таковы:

  • Весьма приятная цена для модели с вышеуказанными ТТХ.
  • Изготовитель - известная Бельгийская компания Protech, имеющая хорошую репутацию.
  • Вертолет собран на 90% и время, необходимое для его подготовки к запуску, минимально.
  • Вертолет начал поставляться на рынок в феврале 2004 г. и времени прошло достаточно, чтобы в среде моделистов и в вертолетных журналах появились о нем отзывы. Отзывы весьма хорошие, например, в обзоре журнала «Rotor World» за июль 2004 г. Зарубежные коллеги неплохо отзываются о вертолете и на сайте E-Heli, целиком посвященном ZOOM 400.
  • Добавочным стимулом к покупке послужило наличие обгонной муфты, в конструкции главного ротора, позволяющей значительно разгрузить двигатель в полете, при эволюциях, а также, потенциальная возможность вертолета выполнять авторотацию.
  • Возможность апгрейда, том числе и в очень «навороченную» угольно-титаново-алюминиевую версию.
  • Выход в свет многочисленных клонов ZOOM 400 - Zap/Dolphin/Shogun/MicroStar 400, что говорит об удачной схеме прототипа.

Итак, покупка сделана. Друзья, забиравшие вертолет в магазине, чтобы передать его из Москвы мне, рассказывая о покупке, очень недвусмысленно облизывались… Что ж, я согласен с ними, модель того стоит.

Что в комплекте

Внешний вид коробки, упаковка, и комплектация порадовали – все на высшем уровне.

В коробке было:

  • Вертолет в собранном состоянии на 99% готовый к полету. Необходимо только поставить на борт электронику и аккумулятор.
  • Главные лопасти.
  • Дополнительные, более низкие стойки шасси.
  • Ось привода хвостового ротора с шестеренкой.
  • Шестеренка привода оси хвостового ротора.
  • Приспособление для регулирования угла установки лопастей главного ротора.
  • Руководство на нескольких языках (увы, но русский в их число не входит).
  • Пластиковая кабина.
  • Декали. Есть выбор, можно сделать несколько вариантов цветовой раскраски вертолета.

Что еще необходимо:

  1. Четыре субмикросервы.
  2. Один шестиканальный микроприемник.
  3. Один микрогироскоп.
  4. Один спидконтроллер на 20А для коллекторного двигателя Megax 400 с BEC не менее чем на 5А.
  5. Литиево-полимерная сборка 3S1P или NiMH сборка из восьми аккумуляторов.

Инструменты, используемые при сборке вертолета

Нюансы сборки

Сборка вертолета весьма проста. Если следовать инструкции, никаких проблем возникнуть не должно.

В первую очередь устанавливаем сервы.

Конструкция вертолета подразумевает установку “родного” борта, т.е. бортовой электроники, выпускаемой фирмой PROTECH. Если у вас сервы от других производителей, то могут возникнуть проблемы с их установкой и регулировкой тяг. В конструкции вертолета все рассчитано до миллиметра. В любом случае, при монтаже тяг управления автоматом перекоса используйте специальные приспособления – push rod connectors. Это облегчит вам в дальнейшем регулировку вертолета.

Следующий шаг – установка гироскопа. Для этого вам понадобится кусочек двухстороннего скотча. Не бойтесь, гироскоп не отвалится. В пресобранном состоянии вертолет нуждается в минимуме регулировок, попросту говоря – вибраций практически нет. Обратите внимание, место под гироскоп довольно малой площади, поэтому при установке постарайтесь оставить достаточный зазор между корпусом гироскопа и главной шестерней.

Монтаж приемника и регулятора тоже не вызывает затруднений. Приемник крепится к раме резинками, регулятор – нейлоновыми стяжками. Я использовал 80х2.5 мм. Прежде чем прикрепить регулятор, припаяем соответствующие выводы к контактным площадкам мотора, стараясь не перепутать «+» и «-». Плюсовой контакт на моторе обозначен красной точкой. После этой операции можно подобрать все лишние провода и аккуратно подвязать их стяжками к раме. Антену приемника по инструкции следует намотать на специальную шпульку и прикрепить стяжками к раме. Я сделал несколько иначе - пропустил провод в термоусадочную трубку диаметром 3 мм и проложил все это хозяйство вдоль корпуса вертолета, притянув теми же нейлонками. Антенна у меня оказалась в развернутом состоянии. На мой взгляд, это лучше, чем в свернутом виде, хотя вопрос спорный.

Регулировка длины тяг заключается в последовательном и точном выполнении шагов инструкции. Фотографии, иллюстрирующие эту операцию, достаточно информативны, даже не обязательно знать язык.

Осталось закрепить аккумуляторную батарею, которая служит еще и для подгонки центровки вертолета. Батарея крепится резинками, сдвигая ее вправо-влево и вперед-назад, добиваемся положения ЦТ, рекомендованного в руководстве. Весь этот процесс занимает несколько минут и прекрасно проиллюстрирован.

Есть небольшой момент, на который советую обратить внимание. Это зазор между шестеренками – моторной, главной и привода хвостового ротора. В моем случае зазор регулировать не потребовалось, но, этот процесс описан в руководстве.

Теперь можно передохнуть и заняться, допустим, покраской фонаря кабины. Не знаю кому как, но мне не понравились виднеющиеся через прозрачный фонарь внутренности модели. Фонарь можно окрасить в черный цвет следующим образом. Снимаем фонарь, и на его внутреннюю поверхность наносим один слой черного лака для ногтей. После высыхания лака наносим один-два слоя автоэмали. Я использовал черный лак no name по 10 руб за флакон 20 г. и краску-спрей “Omaks” черного цвета. Вся операция заняла у меня 1 час неспешной работы плюс еще некоторое время, необходимое для высыхания автоэмали. Работа стоила затраченного на нее времени. Красиво, черт побери, получилось…. Вот теперь приклеиваем декали, выбрав цветовую схему по вкусу, и …

Вертолет почти готов к запуску. Осталась самая мелочь – устранить разность разбега лопастей при вращении. Для лучшей визуализации, не забываем на концы лопастей наклеить полоски скотча. При настройке тяг шага лопастей главного ротора также наклеиваем на корень одной из лопастей кусочек скотча. Чтобы в позже не путать, тягу какой лопасти, регулировали ранее или какую надо регулировать.

На этом сборка и настройка заканчивается. Модель готова к полетам.

Однако помимо полетов вертолет приходится время от времени переносить с места на место и поэтому нам понадобится небольшое приспособление. Затратить немного времени на его изготовление советую настоятельно т.к. при транспортировке вертолета лопасти главного ротора необходимо закреплять. Приспособление для этого делается очень просто. Материал – «резиновый» упаковочный пенопласт, который используется при упаковке оргтехники или продается в хозяйственных магазинах как утеплительный.

Теперь окончательно все готово! И если вы чувствуете в себе достаточно сил и решимости, то можете приступать к полетам. Тем более что пилотируется вертолет легко и мягко.

Полеты

Полеты на вертолете доставляют массу удовольствия.

После включения питания даем гироскопу «прийти в себя» - инициализироваться. Затем плавненько прибавляем газ. Вначале вертолет, с не набравшим обороты двигателем, немного трясет, но ничего страшного, набрав обороты, он успокаивается. Подъем (отрыв от земли) плавный, но приходится немного компенсировать эффект «земли». Взлетев на высоту 1-1,5 м, можно забыть об этом эффекте. Висит вертолет устойчиво, т.е. не его надо постоянно «ловить». Это важно, так как на начальном этапе «висение» – главная фигура полета, которую уверенно должен выполнять начинающий RC-пилот. Отважившись пролететь пару-тройку метров, вы будете удивлены поведением модели – полет спокойный, главное не очень мешать модели…

Мое мнение - если вы только хотите приобрести себе вертолет, то модель ZOOM400 вполне может стать вашей первой моделью.

Резюме

Вертолет сделан и прессобран хорошо. Регулировок практически не требуется.

Из достоинств хочу отметить следующее:

  • 90% готовность модели к полету.
  • Хорошее качество сборки.
  • Понятная инструкция.
  • Стабильный, ровный полет модели – 10-12 минут на свежих аккумуляторах 3S1P 1500 мАч.
  • Возможность серьезного апгрейда.
  • Используя при первых полетах тренер-шасси, вертолет довольно трудно «уронить». Машина устойчива, можно сказать вальяжна.

Недостатки:

  • Стандартная проволочная тяга регулировки шага хвостового ротора имеет некоторый люфт.
  • При использовании серв сторонних производителей, могут возникнуть некоторые трудности при их монтаже.

В заключении, могу сказать лишь одно, если бы я раньше купил ZOOM 400, то избежал бы многих проблем, но с другой стороны, возможность и навыки их решения приходят с опытом.

Как первый серьезный микровертолет с коллективным шагом ZOOM 400 подойдет на все 100%. Летает он прекрасно!

Удачных полетов и мягких посадок!

Вертолет для обзора предоставил магазин Хобби Центр.

Обсудить на форуме