Специальные цены   новые товары
Система Orphus

Микровертолет Hornet

Автор - Поцелуйко Владимир (Koshka)

Введение

Вертолет Хорнет, выпускаемый чешской фирмой МS Composit, благодаря своим летным данным, обилием запчастей и комплектам для апгрейда уверенно завоевывает рынок. Модель этого небольшого вертолетика покоряет многие страны мира. Поклонники этой модели объединяются в клубы. Обсуждают свои проблемы на форуме сайта http://www.hornet-heli.com.

Хорнет выпускается в нескольких модификациях: простейшей, Hornet NT, без хвостового винта, с фиксированным шагом, и модель с управляемым шагом, MS Hornet CP, способная выполнять акробатические фигуры.

В качестве модели с фиксированным шагом и хвостовым ротором МS Composit в настоящий момент предлагает полукопию Schweizer 300.

Имея одну из модификаций Хорнета, приобретая необходимый комплект деталей, можно без особых проблем модернизировать ваш вертолет, оснастить его другой головкой ротора, колпаком и т.д

В стандартный набор входят все детали для сборки модели, мотор, 3 моторных шестерни с разным количеством зубьев, наклейки, позволяющие оформить вашу модель красочными надписями более чем в пяти вариантах. Хорнет так же можно приобрести в полной комплектации, в набор которой входит: микрорегулятор мощностью от 5А, микроприемник, 4 канала для варианта с фиксированным шагом или модернизированный 5-ти канальный для вертолета с управляемым шагом, микрогироскоп, рулевые машинки, аккумулятор и зарядное устройство.

Если у вас Хорнет в простой комплектации, то все вышеперечисленное необходимо приобретать отдельно, причем для модели с управляемым шагом понадобиться передатчик, обеспечивающий режим управления автоматом перекоса на 120 градусов, функция ССРМ. Для модели с фиксированным шагом достаточно более простой аппаратуры.

Чтобы не прерывать полеты в зимний период я приобрел модель вертолета МS Hornet CP (MS-600).

Параметры

Диаметр ротора 490 мм
Диаметр хвостового винта 110 мм
Длина без лопастей 600 мм
Наибольшая высота 160 мм
Взлетный вес 240-280 (у меня 310 гр)
Передаточные числа 1:18:4
Привод хвостового винта карбоновый вал
Мотор Speed 300
Обороты основного ротора 1500 об/мин
Регулятор JETI 050
Гироскоп PG03-PICO PIESO
Аккумулятор 7xNiMH, 750mAH, 8.4V
Приемник Jeti REX 7 Mini (у меня 35 Мгц)
Полетное время 6-7 мин

Сборка

Содержимое коробки слегка разочаровывает. Внутри находиться небольшой пакет с набором деталей, инструкция и пакетик с наклейками. Собранная модель с фиксированным шагом легко помещается в коробку, к сожалению Hornet СР можно поместить туда только со снятыми лопастями.

Инструкция весьма подробно написана, очень рекомендую перевести ее содержание. Важно точно соблюдать порядок сборки и соблюдать места, где нужно использовать клей, и где его использование недопустимо. Еще раз напомню - клеем нужно только фиксировать деталь, ни в коем случае не заливать.

1. Сборка рамы проблем не вызывает, при приклеивании задних стоек шасси не помешает предварительно вставить хвостовую балку в посадочное отверстие, эта операция поможет вам правильно приклеить стойки, не перекрыв посадочное место балки. Стойки клеить нужно аккуратно, не допуская проникновение клея в отверстие крепления балки, иначе ее сложно будет демонтировать. Поперечины стоек шасси (Е006) советую зафиксировать клеем после того, как будет установлен мотор и отрегулирован зазор между шестернями, иначе можно не угадать размер и ведомая шестерня упрется в раму.

2. Эта позиция требует аккуратности, узел регулировки шага хвостового винта важно собрать без перекосов. Шестерни на карбоновый вал одеваются очень плотно. Соблюдайте порядок инструкции, чтобы лишний раз не разбирать узел. Внимательно разберитесь с подшипниками, они немного отличаются размерами, не перепутайте. На деталях нет маркировки, поэтому надо смотреть на размеры, указанные в инструкции. Избегайте демонтировать шестерни с вала без необходимости, иначе шестеренки начнут пробуксовывать на карбоновом валу.

Сборка хвостового редуктора довольно бестолковая. Детали приходиться вставлять с усилием, не переусердствуйте. Самое, на мой взгляд неудачное решение, это крепление комля хвостового винта (Е031) на валу с помощью клея. При некачественном приклеивании вал проворачивается, что может привести к аварии. Желательно заменить карбоновый вал на металлический.

Ось вилки лопасти (Е058) должна вращаться в комле (Е031), но не в коем случае на в вилке (Е032), иначе со временем лопасть может вырвать. При затягивании болта (Е052) не переусердствуйте, карбоновую балку легко можно продавить.

3. Сборка головки ротора трудностей не вызывает, главное не перепутать подшипники и болты, крепящие их.

4. В этом узле подшипники более узкие. Болты (Е083) следует затягивать очень внимательно, иначе можно повредить вилку (Е073).

5. Здесь сложностей особых нет. Все шаровые шарниры должны двигаться легко. Точность соблюдения размеров обязательна.

6. Тщательно регулируйте зазор в шестернях, не должно быть туго или слишком свободно, я для регулировки использовал полоску папиросной бумаги, вставлял полоску между шестеренок и плотно прижимал детали, после чего полоску вытаскивал. Так же поступал при регулировке привода хвостового винта. Все тяги, подсоединяемые к Р/М, должны быть одинаковой длинны. Их размер зависит от используемых Р/М. Прежде чем приклеивать платы крепления Р/М, нужно уточнить место их расположения. Для этого присоединяем тяги к сервомоторам. Отмечаем место, где будет приклеена плата. Выполняя эту операцию проконтролируйте, не цепляет ли ведомая шестерня за Р/М. В противном случае придется или укоротить тяги, или подпилить корпус рулевых машинок. Плату под Р/М, управляющую шагом хвостового винта, приклеивать лучше тоже после того, как будет собрана и подсоединена тяга.

7. На этом этапе главное разобраться, как все это работает, Для начала лучше отсоединить тяги от автомата перекоса, иначе при настройке можно что-нибудь сломать. Убедитесь, что все двигается в нужном направлении. Гироскоп желательно крепить скотчем, который идет с ним в комплекте, он лучше поглощает вибрацию.

8. Колпак я красил изнутри, наклейки приклеивал снаружи. В общем, сборка трудностей не вызывает. Детали очень хорошего качества, главное все делать внимательно, не злоупотреблять клеем и не переусердствовать с применением силы. При желании можно оснастить модель деталями ,улучшающие эксплуатационные качества, что и как сделать можно узнать на сайте http://microhelis.homestead.com.

Полеты

Перед полетом еще раз необходимо проверить все регулировки, отсутствие вибрации и биение лопастей, благо вертолетик маленький и все это можно проделать, держа модель в руке. Не рискуйте совершать первый полет в квартире, настройка гироскопа довольно кропотлива, на высоте 80-100 см. Хорнет ощутимо подвержен влиянию воздушной подушки от винта - "плавает". Мне пришлось сильно уменьшить чувствительность гироскопа, иначе балку ощутимо дергало из стороны в сторону.

Нужно быть очень аккуратным при настройке кривых шаг-газ. Разочаровывает, что при использовании аккумуляторов с разным количеством банок, кривую приходится корректировать. Хорнет требует очень точных настроек. В полете от вертолета двоякое впечатление, на высоте 80см и выше модель летит очень устойчиво, но летать в квартире я бы на ней не рискнул, быстро разгоняется в горизонтальном полете, хорошо управляется, очень чутко отзывается на изменение шага хвостового винта. На посадке, после касания не следует резко сбрасывать обороты, верт может крутануть и опрокинуть, сказывается отсутствие обгонной муфты. Для меня немного сложно удержать Хорнет на висении на постоянной высоте, хотя может это сказывается мой недостаточный опыт в пилотировании и настройке вертолетов.

В любом случае Хорнет приятно подражает в полете своим более крупным собратам с ДВС. Для начального обучения он несколько сложноват, но если имеется опыт управления РУ вертолета, на нем можно летать всю зиму в закрытом помещении или, когда нет сильного ветра, на улице, прямо напротив подъезда на небольшой площадке или отрезке дороги.

Про возможности 3Д пилотажа ничего сказать пока не могу, потому что так летать еще не умею, хотя в сети есть много роликов акробатических полетов этого вертолета (например на сайте http://www.hobby-lobby.com), думаю, Хорнет мне в этом поможет.

Обсудить на форуме