Специальные цены   новые товары
Система Orphus

Kyosho Sunseeker Predator 60 Palm Cruiser

Автор - Юрий М. Волков (Matros_G)

Каботаж (Cabotage, фр. Caboter – плавать вдоль берегов)

– судоходство вдоль побережья.

Почти во всех странах каботаж является

исключительным правом торгового флота этих стран.

Различают большой каботаж и малый каботаж.

Вступление

Сведущие в судоходном деле люди сразу заметят: «При чем здесь каботаж, если Sunseeker Predator 60 это 64-х футовая (19,5 м) моторная яхта для морских прогулок, эдакий крейсер (сruiser) с полным набором удовольствий на борту, но никак не торговое судно!?». И будут совершенно правы. Но все дело в том, что сейчас речь не об этом. Сейчас речь о почти восьмидюймовой (20 см) модели-копии Kyosho Sunseeker Predator 60 в масштабе 1:90 под названием Palm Cruiser – вполне ручной,т.е. наладонный, откровенно говоря, крейсер. А причем здесь каботаж станет ясно чуть ниже. Немного терпения, господа моделисты.

Господа и дамы не моделисты, из числа заинтересованных в приобретении настоящей лодки да и просто любопытствующие. Прямо сейчас вы имеете возможность посетить простой, но со вкусом оформленный официальный сайт британских судостроителей http://www.sunseeker.com, где представлены интригующие подробности экстерьеров и интерьеров настоящих яхт и катеров из производственной программы фирмы. Зрелище, следует отметить, не для слабонервных. Например гальюн (water-closet) на лодке Predator 61 выглядит почти произведением мебельного искусства. Впрочем, я отвлекся…

Наружное наблюдение

Как и у всех других изделий фирмы Kyosho оформление упаковки выше всяких похвал. Простите за каламбур, но наш «Наладонный Крейсер» – буквально, как на ладони. Неудержимого желания сорвать чеку из скотча, дернуть крышку на себя и посмотреть, наконец, что там положили – не возникает. И саму лодку, и кильблок, и подставку-зарядник, и, даже, краешек ручки радиоуправления прекрасно видны через прозрачную вставку.

На коробке присутствует изображение оригинальной яхты и напечатана масса всяких иностранных слов. Что же такого здесь понаписали, что обещают, о чем предупреждают?!

Текст (на языке похожем на английский) гласил, что внутри мы найдем высокодетализированую стендовую модель-копию моторный яхты, отчего незамедлительно окунемся в атмосферу роскоши и престижа. Забегая вперед, могу сказать: не знаю, как на счет роскоши и престижа, а в пруд братишке окунуться пришлось! Ниже сообщалось, что качество у продукта отменное; краской модель покрашена влагозащищенной. Расписано во всех подробностях, что моторов у нее аж целых два, а кнопка включения/выключения всего одна. Указали, что если взять сразу пару лодок, с разной частотой радиоуправления (27 и 40 МГц), то можно и соревнования устраивать. Рассмешили емкостью бортового аккумулятора (90 мАч); напомнили, чтобы мы не обижались потом, если забудем купить батарейку типа «Крона» для передатчика и восемь штук алкалиновых батареек размера АА для зарядного устройства; пообещали, что если заряжать аккумулятор три минуты, то наслаждаться сможем до шести минут включительно. Еще ниже, шрифтом помельче, открытым текстом заявлено, мол, содержимое вовсе не игрушка и модель предназначена для граждан старше 14-и лет.

Ну, стало быть, мне уже можно, подумал я, и извлек...

Разведка боем

Помимо того, что видно снаружи, на столе оказались две книжки с картинками (одна из них – цветная рекламная брошюра) и пакетик, в котором находились телескопическая антенна для передатчика и мелкие детали отделки, которые предстояло приклеить на модель самостоятельно.

Беглая проверка комплектации в соответствии с инструкцией подтвердили, что крестовую отвертку, пинцет, кусачки, моментальный клей и смазку для валов ходовых винтов в коробку не положили. Я проверял. Полный, называется, набор. Этого – нет, того – нет…

Филигранные блестящие поручни и кнехты прилагаются в комплекте отдельно, видимо, из тех соображений, чтобы хобби моделисту мёдом не казалось – это раз; и, наверное, для того, чтобы, хотя бы отчасти, оправдать угрозы про 14-летнего капитана.

Мои-то годы уже далеко не те. Последний раз стендовую модель я собирал лет пять тому назад, да и настоящего инструмента под рукой, на момент вскрытия коробки, не оказалось. Зато на рабочем столе нашелся пузырек с циакрином, а в перочинном ноже всегда заначен крохотный пинцет. Этого оказалось достаточно. Не прошло и получаса, как все дополнительные детали были прочно закреплены на свои места.

Засада

Настало время заняться радиоуправлением. Зарядить аккумулятор, проверить передатчик с приемником, опробовать функциональность устройства «у цЭлом».

Здесь-то меня и поджидала засада. И не одна.

Началось все с того, что открыв отсек для батарейки в ручке передатчика я, поначалу, не обнаружил никаких следов указания полярности. Заглянув внутрь и убедившись, что ответные клеммы совершенно одинаковы на вид, принялся приглядываться внимательнее и обнаружил на одной из внутренних сторон ручки совершенно бледную рельефную пиктограмму со схематичным изображением положения элемента питания. Пришлось даже сверять правильность своих предположений с инструкцией. Не ожидал такого от японцев. Честное слово. Даже с учетом того, что весь комплект произведен в Китае.

Тонкости процесса зарядки бортового аккумулятора подробно расписаны в «мурзилке» и на специальном стикере на крышке отсека для батареек, который встроен в изящную подставку. Причем на заряднике отдельным разделом указано, чего при зарядке делать НЕ следует,а какие действия недопустимы ни в коем случае! Здесь следует признать, что еще не открывая упаковку я решился на откровенное злостное скупердяйство. Не стал разоряться на алкалиновые батарейки, а купил простые щелочные (по 3 рубля – мешок) и такую же простецкую «Крону». Поделом.

Итак. Подключив все электричество должным образом, я нажал на заветную кнопку и стал любоваться мягким светом зеленого светодиода. Зарядка пошла. К моему величайшему изумлению оказалось, что кнопку зарядника необходимо удерживать нажатой на протяжении всего времени зарядки (три минуты, и ни секундой дольше). Фиксация в нажатом положении у этой кнопки отсутствует.

«Ну, да не беда. Три минуты можно и пальцем подержать, а потом чего-нибудь придумаем. Резинку какую приспособим или булыжник подходящий подберем», – приблизительно в таком колюче протекал ход моих мыслей, когда время зарядки уже перевалило за пять минут, а аккумулятор не желал нагреваться. В правильности перевода инструкции в этой части я нисколько не сомневался. Наконец, на исходе шестой минуты, когда банки аккумулятора стали ощутимо теплыми, а первая фаланга указательного пальца правой руки холодной, я перестал нажимать.

Аккумуляторно подкованные коллеги по работе высказали предположение, что щелочные батареи, по всей видимости, не в состоянии обеспечить такого тока заряда на который способны алкалиновые. И заменить батареи вовсе на перезаряжаемые аккумуляторы тоже нельзя, поскольку в этом случае заметно падает напряжение зарядки (1,5В х 8 = 12В, а 1,2В х 8 = всего 9,6В).

Готовый к работе бортовой аккумулятор очень плотно устанавливается в трюм лодки и подсоединяется через стандартный разъем. Там же в трюме расположена кнопка, которая включает/отключает питание маршевых двигателей и приемника.

Корпус лодки представляет собой цельнолитой, окрашенный на заводе в две краски, пластиковый монокок. Деревянные участки имитируют стикеры с фактурой «под дерево». Иллюминаторы забраны черными наклейками. В кормовой части расположен люк моторного отсека, плотно закрытый крышкой на заводе. Под съемной крышей капитанской рубки находится большой люк аккумуляторного отсека, по краям которого сделана очень грамотная отбортовка высотой примерно 2 мм, на которую, в свою очередь, надевается плотная полиэтиленовая крышка.

Вообще качество изготовления деталей набора и его окраска (это относится не только к самой лодке) заслуживает отдельного, самого доброго упоминания. Даже в виде бездыханной стендовой модели, яхта производит впечатление

Прежде чем спустить судно на воду было принято решение проверить дальность действия аппаратуры. Сам я остался сторожить модель, а передатчик вручил коллеге и отправил его прочь по коридору, отмерять шаги. Товарищ оптимистично покинул комнату и удалился метров на 20. Как выражается современная молодежь - щаз!!! Удаляться не надо было вовсе. Оказывается достаточно покинуть пределы кабинета (около 5 метров) и прием сигнала становился крайне неуверенным. А уж легкая преграда из стекла и пластика становилась непреодолимым препятствием для хилых радиоволн. Тут-то я сразу и понял, каким образом буду испытывать лодку в открытой воде, и какой эпиграф будет венчать еще не написанный обзор.

Чтение инструкции только подтвердило результаты лабораторного эксперимента. В ней было строго-настрого указано о недопущении выхода модели за пределы пятиметровой зоны, но никаких рекомендаций по поводу того, как этого можно избежать, не содержалось. В глубине души я еще списывал столь малый радиус действия аппаратуры на то, что на работе у меня этажом ниже расположена трансформаторная подстанция, от электромагнитных излучений которой дрожат экраны больших ЭЛТ-мониторов. Мысль о замене батарейки в пульте на алкалиновую, также немного успокаивала. Дальнейшая практика показала, что надежды мои НЕ были откровенно беспочвенными.

Последнее китайское предупреждение

Обычное дело, придя домой принять душ. В тот день, едва переступив порог, я заткнул пробкой ванну и включил воду отнюдь не с целью личной гигиены. В тот день у меня были дела поважнее.

Вплоть до того самого момента, когда винты в первый раз вспороли воду и толкнули яхту вперед, душу мою терзали сомнения. Все эти проблемы с батарейками и дальностью действия радиоаппаратуры не способствовали настрою на оптимистический лад. Но, повторюсь, буквально до первого буруна из-под транца. Дальше начался чистый праздник. До сих пор я так для себя и не определился, в чем же состоит магия этой лодочки. Толи в волшебной притягательности воды вообще… То ли в фантастическом впечатлении, которое производит лодка на ходу… То ли незатейливый и генетически непонятный для человека феномен того, что ты нажимаешь на кнопочки вот здесь, а жужжит и плавает (летает, ездит) во-о-он там… Непонятно. Ясно только одно, буквально одного цикла разрядки аккумулятора хватило, чтобы мрачные мысли развеялись без следа. И даже очень быстрая потеря носового якоря в борьбе с бортами ванной не смогла омрачить радужных впечатлений.

Так как дистанцией действия радиоуправления в ванной комнате (моей ванной комнате) смело можно пренебречь, я занялся изучением повадок модели, ресурса аккумулятора и контролем влагозащиты.

По результатам, спешу доложить следующие факты.

Модель способна выполнять четыре команды капитана: «стоп машина»; «полный вперед»; «право руля»; «лево руля». Повороты направо и налево осуществляются простым отключением, соответственно, правого и левого двигателей. Время работы от одной зарядки аккумулятора действительно составляет около шести минут. Это с учетом всех пауз. Обороты двигателей, а, соответственно, и время работы, стремительно снижаются, если давать «полный вперед» постоянно. Работа двигателей с паузами значительно продлевает время разрядки аккумулятора.

Проверка герметичности показала, что вода в трюм проникает. Но попадает она туда, скорее всего через направляющие валов маршевых двигателей и, возможно, через крышку люка моторного отсека на корме. В надежности герметичности крышки самого большого отверстия в корпусе – люка батарейного отсека – ни разу усомниться не пришлось. Эта деталь сделана на совесть.

Вновь забегая вперед сообщаю. Испытания в условиях максимально приближенных к боевым лишний раз подтвердили правило, гласящие, что инструкции не пишутся просто так для красного словца. Предупреждение о том, что после каждого рейса лодку необходимо проверить и удалить воду с корпуса и из трюма, оказалось актуальным. Благополучно откатав два сеанса и зарядив аккумулятор в третий раз, в море-окиян выйти не удалось. При включении питания стал самопроизвольно включаться один из двигателей, безо всякого вмешательства со стороны передатчика. Я даже удалил из него (передатчика) батарейку. Пришлось отправляться в доки, сушить трюм и приемник. После чего сам приемник, от греха подальше, был старательно загерметизирован полиэтиленом и изолентой.

Лабораторные исследования выявили очень интересный факт. Когда емкость батареи падает до определенного критического значения, при подаче команды «полный вперед», двигатели как бы включаются в положение «самый малый вперед» и приемник перестает реагировать на команды передатчика. Однако, если при таком же критическом разряде использовать только и исключительно команды поворота, самопроизвольной работы двигателей не возникает. С какой целью это сделано, и есть ли это на самом деле непонятная тупому белому человеку тонкая азиатская хитрость – осталось невыясненным. На природе эта пикантная особенность сулила нескучное времяпрепровождение. Так едем же скорее на дачу! В Пампасы!

Главное – манёвры

В Пампасы так и не добрались, но дачный пожарный пруд представлялся идеальной акваторией для всесторонних испытаний яхты на открытой воде.

Дальнейшие комментарии лично мне кажутся излишними. Фотографии и подписи к ним многое объясняют из того, что удалось увидеть на пруду. А то, что удалось почувствовать, к сожалению, ни словами, ни фотографией – не передать. Но я все же попытаюсь…

Мы лавировали, лавировали. Лавировали, лавировали. И, наконец, долавировались. Упражнения в слаломе между редкой водной растительностью привели к пленению яхты. Какие-то мелкие травинки она перерубает винтами просто играючи. Пока аккумулятор еще в силе, яхта вполне может стащить себя даже с песчаной мели, не говоря уже про илистую. Такое агрессивное (недаром модель называется Predator, т.е. хищник) поведение провоцировало на рискованные маневры, один из которых закончился захватом лодки коварными водорослями на таком расстоянии от берега, что ни руками, ни антенной до нее было уже не дотянуться. Мне даже не пришлось объяснять родственнику, что я тут не просто так, что я тут мега-фотокорреспондент, что ноги мне мочить никак нельзя, поскольку я тут еще и великий писатель по совместительству и мне там еще отчет писать, и ващще – кто лавировал, тот пусть и достает. Ничего этого мне говорить не пришлось, простого выразительного взгляда из-под насупленных бровей оказалось достаточно, чтобы братишка сам смиренно скинул нехитрую одежонку и полез в воду вызволять пленницу. Заодно и искупался.

При таком способе маневрирования, как отключение одного из двигателей, радиус разворота модели просто потрясающий. На фотографии прекрасно видно, что на повороте кильватерная волна на обратном курсе отстоит от яхты буквально на дистанции двух–трех корпусов.

Крейсерская скорость не сносит крышу, но на свои максимальные узлы лодка выходит практически мгновенно и ее размеренное движение по воде впечатляет. Плавание при полном штиле в лучах заходящего солнца буквально завораживало. А как смешно она скачет по собственной кильватерной волне если резко сменить курс на противоположенный…

Радиус действия радиоуправления в полевых условиях и с алкалиновой батарейкой в передатчике, действительно оказался значительно выше заявленных пяти метров. Инструментальных замеров мы не проводили, но на глаз расстояние потери сигнала составляло около десяти метров. Здесь другая беда. Проверку дальнобойности мы предусмотрительно проводили на берегу, в результате чего выяснилось, что при потере сигнала, для того чтобы его вновь найти, необходимо приблизиться к лодке на рекомендованные пять метров. Однако сигнал может восстановиться и раньше, если поднять антенну передатчика как можно выше вертикально вверх.

Стоп машина

В заключение хочу сказать: от такой крохотной и такой противоречивой лодочки, откровенно говоря, совершенно не ожидал получить столько удовольствия. Стоит себе дома на видном месте, радует глаз и будоражит воображение. Плывет по воде – обратно радует и щекочет нервную систему. Опять же, мелкие недостатки не дают расслабиться и заскучать. В настоящий момент, например, я полон прожектов касательно увеличения емкости ходовой батареи…

Модель для обзора предоставил магазин Хобби Центр.

Обсудить на форуме