Яхта Kyosho Sea Dolphin 770

Автор - Юрий Ванин (JIV)

Яхта!!!

Хорошее дело самолеты. Но иногда утомительное. Жужжат громко, пахнут не хорошо, а ухода требуют бережного и внимательного. Семья не понимает - звал на пикник, а сам целый день мотор заводит, а как заведет - порулить не дает, жадина. Дети с неподдельным интересом настырно спрашивают - "А когда он упадет?".

А хобби душу бередит - модель новую надо. Радиоуправляемую. Красивую. И чтоб близким понравилась. И лето скоро. Можно будет выползти на бережок, сесть в тенек, пиво открыть прохладное, шашлычок там …Оп! Мелькают туманные ассоциации: водная гладь, солнце, я в полудреме шевелю румпелем щурясь на ослепительно белый парус, а шкоты можно и бросить - все равно ветра нет. Точно - это будет яхта.

Абсолютно точно - яхта. И дело парусное осело в подкорке намертво за несколько лет гонок на швертботах - приятно будет все освежить в памяти. И красивые они. И пиво пить не мешают в теньке. Запускать можно давать и детишкам - яхты не падают. Класс!

… в сети

В сети моделей яхт хватает, хоть их заметно меньше, чем самолетов. Я мало знаком с судомодельной тематикой, выступать на соревнованиях не собираюсь, и при выборе модели исходил только из своих игрушечно пикниковых соображений: модель должна быть разумных размеров и стоить разумных денег. С размерами не все просто - большая яхта должна ходить лучше маленькой, но ее еще надо донести до воды. И эллинг у нее будет на шкафу или под диваном, а не в шикарном яхт-клубе или просторной моделке.

В итоге получился набор Kyosho SeaDolphin 770. Индекс 770 - это длинна яхты в миллиметрах. Средний размер. Уже не игрушка, но и явно еще не спортивная модель. Это полу-копия настоящих спортивных яхт, принимающих участие в кругосветных гонках.

Характеристики модели:

Длинна 770 мм
Ширина 165 мм
Высота 1320 мм (от балласта до топа мачты)
Высота 1072 мм (от палубы до топа мачты)
Площадь парусов 23.45 дм 2
Вес около 1950 г

В рекламных материалах присутствует длинный перечень трудно переводимых особенностей набора, часть из которых явно надумана, но в целом создается впечатление, что набор вполне самодостаточен и потребует минимальных вложений в дополнительные аксессуары. Аппаратуру я не считаю - нужно всего два канала, подойдет любая современная. Единственное, на что следует обратить внимание - выбор сервомашинок. Конструктивно в эту модель можно установить как две стандартные, так и одну стандартную и одну парусную сервы. Парусная рулевая машинка отличается от обычной гораздо большим моментом, меньшей скоростью отработки и наличием в комплекте здоровенного рычага, который назвать качалкой или кабанчиком язык не поворачивается. Серву я под это дело приобрел правильную - Futaba S3802.

Обещано, что модель получится легко-разборной - мачта, киль и руль должны устанавливаться мгновенно.

Из апгрейдных комплектующих заявлены всего две позиции:

  • Кевларовый тросик для такелажа, что не лишено смысла, но можно и обойтись.
  • TR012 - "Kyosho Watertight Bag Jet Stream EP & GP/Hurricane" - защита приемника от воды.

Последняя финтифлюшка меня удивила - везде заявлено, что радиоотсек на этой модели влагонепроницаем. Ну да ладно - вот фотография этой защитной штучки:

Давайте вместе похихикаем и выкрутимся подручными средствами.

Подкупает забота Kyosho о покупателе в материалах на их сайте - и методы у них специальные для "преобразования времени постройки в простую финальную сборку", и вообще, они делают за нас всю тяжелую работу, а нам остается читать инструкцию и прогрессировать. Это хорошо. У меня пока нет (очевидно, и не будет до пенсии) времени долго и со вкусом строить сложные модели. Но сам процесс постройки модели меня увлекает, и если в наборе соблюден баланс между временем сборки и интересом, то это меня вполне устраивает.

Вот и посмотрим, все ли так хорошо, как в рекламе.

… в коробке

Коробка крупная, но вполне переносимая. Внутри ничего принципиально нового не обнаружил - корпус яхты и кучку полиэтиленовых пакетов с деталями. Кстати, деталей не очень много - Kyosho заботится о нас, да и яхта - модель сама по себе не очень сложная. Есть в этой коробке одна забавная деталь - здоровенная железяка, которая будет в будущем балластом. Так вот, при покупке набора следует обратить внимание на то, что она хорошо закреплена и не попытается продырявить еще не состоявшийся кораблик при перевозке. Кстати, балласт бывает не во всех наборах других яхт и должен приобретаться отдельно, видимо для снижения издержек при транспортировке самого набора.

На сайте Kyosho было заявлено, что корпус склеен с палубой еще на заводе и все это дело белого цвета и не требует отделки. Склеено действительно все отменно. Но цвет! Он же светло-серый, или грязно белый. Это как посмотреть. Но яхта должна быть ослепительно белой, или уж совсем раскрашенной. Ладно, посмотрю при солнечном свете, а там определюсь, устраивает ли меня такой цвет. На корпусе есть мелкие дефекты, напоминающие морщины, но неглубокие, их можно зашпаклевать под покраску, а можно и не обращать внимание. Хотя я, конечно, придираюсь - в целом вполне достойное качество. Что смущает - балласт не окрашен и не имеет винилового покрытия, как в других моделях. Обычная свинцовая чушка, вполне прилично отлитая. Но смотреться на модели она не будет. Желательно ее покрасить. Кстати, на фотографиях на коробке балласт ничем не отличается по цвету от корпуса. Не знаю, как это назвать, и называть никак не буду. Я об этом знал заранее, изучая наборы в сети, и меня это не удивило. Покрашу.

Пластмассовых деталей немного в обычных рамочках из литников. Качество отливки средненькое, явно можно делать и лучше. Снова смущает цвет. Детали рангоута и такелажа черные, на крупных есть следы некачественного литья, скорее всего не влияющие на их работоспособность. Всякие лючки и крышки от корпуса одного с ним цвета и без дефектов. А вот накладной форштевень, видимо необходимый из-за технологических ограничений при формировании корпуса, как раз правильного белого цвета, совсем не подходящего к другим деталям. Кажется, даже пластмасса другая. Фактура поверхности точно отличается. Киль и руль тоже не попадают в цветовую гамму. На киле хорошо заметна усадка пластмассы.

К чему бы еще прицепиться? О, нашел! Инструкции в наборе нет! Не положили, потеряли. Нет ее. На сайте Kyosho тоже нет, зато есть одна инструкция другой модели и сборочный чертеж какой-то яхты. Обидно конечно, но первое впечатление такое, что эту модель можно построить и без инструкции. Деталей не много, тем более что принципиально важные элементы перепутать трудно - на корпусе размечены все отверстия, а если и останется что лишнее - значит, без него можно обойтись. В любом случае яхту в такой степени готовности невозможно собрать так, чтобы она вообще не могла ходить.

Самым неожиданным образом инструкция была найдена в немецком филиале Kyosho. Видимо немцы не растеряли своей пунктуальности. И сайт у них посимпатичней. Очень хорошо. Инструкция понятна и без слов, хотя слова их мне тоже знакомы, и мне понравилась. Чувствуется большой опыт. Кстати, оказалось, что я был несколько самоуверен, считая, что смогу реконструировать яхту. Такелаж оказался весьма замысловатым.

… на верстаке

Смотрел, смотрел и решил - буду красить. Тем более, что инструкция и содержимое набора ничего экстраординарного не обещают. Все очень просто, продуманно и детально отражено в картинках. Инструмент нужен самый обычный: ножик, дрель и сверла 1,5 и 2 мм, бокорезы, мелкая крестообразная отвертка - обязательно, остальное зависит от Вашего вкуса и возможностей. Дополнительно понадобится циакрин. Я не стал напрягаться и купил пару тюбиков "Супер Момент гель".

Сборка корпуса яхты заключается в обрезке облоя, сверлении двух десятков уже размеченных дырочек, вклеивании степса мачты, симпатичных аккуратных трубочек для крепления руля и киля, приклеивании декоративных элементов. Все отверстия размечены правильно. Остается налепить декали и корпус готов. Можно справится за пару вечеров. Вот уж действительно позаботился производитель.

Но мы простых путей не ищем! После удаления облоя оказалось, что там есть, что подшпаклевать, поскольку в месте сварки корпуса и палубы материал просел и изначально благородные обводы немного искажены. Непонятно зачем нужный накладной форштевень (проверял, в других наборах такая деталь не встречается) я прилаживал целый вечер, пока не понял, что если не отрежу лишнее и не добавлю недостающее, проку не выйдет. Вперед! Клеить, шкурить, шпаклевать, шкурить, грунтовать, шкурить, красить, шкурить …. Шпаклевка автомобильная полиэфирная, из старых запасов.

Краску пришлось поискать, поскольку набор автомобильных цветов не соответствовал моим представлениям о цветовой гамме яхты. Зато в хозяйственном магазине купил кучу аэрозольных баллончиков всех цветов радуги. Только дома разобрался, что краска на алкидной основе. Проверил, оказалось, что на ABC-пластике держится хорошо. Загрунтовал все той же краской, только серой. Вышкурил водостойкой наждачкой с водой.

Покрасил белым два слоя с промежуточным вышкуриванием. Краска белая кончилась, на киль и руль не хватило второго слоя. Фантазия и терпение тоже истощились:( Тогда сделал синие пятна с помощью маски из малярного скотча и решил перевести дух.

Наклеил декали. Наклеивать их лучше предварительно намочив в воде с моющим средством, и аккуратно выгнать воду мягкой тряпочкой.

Мелкие декоративные детали тоже покрасил перед приклеиванием.

Результат мня удовлетворил, хотя, безусловно, есть куда делать лучше. Кстати, на все про все ушло 2 недели, по часу - полтора в день.

О, забыл! Начинать сборку надо с подставки! Детали подставки уже вырезаны, и предполагается, что их надо просто склеить циакрином. Куда уж проще. Но не тут то было! В наборе лежит большой лист облагороженного ламината, в котором уже ВЫПИЛЕНО все что нужно. Я поражен, - не вырублено или вырезано лазером, как положено, а именно выпилено явно автоматическим лобзиком. Пилка гуляла по материалу как хотела, особенно в местах будущих сопряжений.

Да такого толстого циакрина просто не бывает. Эпоксидка тоже не помощник. Подложил щепочки, склеил Момент-Столяр'ом. Вид отвратный. Кстати, корпус на предложенную пьяной пилкой кривую тоже не ложиться. Уж лучше бы они просто нарисовали эти детали на фанере, как в добрые совдеповские времена. Из двух недель два вечера потеряны на войну с подставкой.

Остается установить аппаратуру, собрать рангоут, такелаж, и можно поднимать паруса.

Конструктив для установки бортовой аппаратуры выглядит и весьма продуманным и хлипким одновременно. Рулевые машинки можно установить только стандартные либо стандартную и парусную. С другими типоразмерами придется повозиться. Инструкция рекомендует их дополнительно загерметизировать специальным скотчем и силиконом, не входящими в набор. Выключатель бортового питания тоже должен быть стандартным, и находится он внутри корпуса. Не очень-то это удобно. Предусмотрено место для установки бортовой батареи - четыре банки АА в боксе 2х2. Из увиденного делаю вывод, что набор явно рассчитан на установку только дешевых комплектов аппаратуры, в которые обычно и входят такие боксы для батареек.

Обещанная на коробке "влагозащитная структура, полностью защищающая аппаратуру" сулит в будущем всякие проблемы. У яхты два люка, обеспечивающие доступ к внутренностям, - на надстройке и возле руля. По конструкции они ничем не отличаются от таковых на любой бытовой радиоаппаратуре и никаких дополнительных мер для их герметизации не предусмотрено. Остается вспомнить, что в инструкции велено отдельно защитить рулевые машинки. В подкорке медленно зреет мысль, не залить ли в корпус монтажной пены, или положить кусок пенопласта или чего еще, а то ведь так и утонет ненароком … Я, конечно, утрирую, но периодически просушивать аппаратуру наверняка придется.

Мачта собирается из двух классных алюминиевых трубочек 7х0,5. И где они их берут? Все остальные элементы рангоута пластмассовые. Краспицы какие-то тонюсенькие, очень боюсь за их сохранность при транспортировке модели. Гики Т-образного сечения, со следами некачественного литья.

Паруса в наборе полностью готовы, приходят намотанными на картонный барабан, чтобы не помялись. Правильное решение, даже приятно. Материал парусов вполне достойный, тонкий и легкий, не продуваемый, парусный, даже имеющий название (тетерон, используется при шитье спинакеров), которое разрекламировано на коробке. Все усиливающие элементы - передняя шкаторина, углы и пр. самоклеющиеся, из материалов, используемых для ремонта настоящих парусов. Трубочки на передней шкаторине стакселя, предназначенные для крепления к штагу, тоже крепятся полосками такого материала, и обещают в ближайшем будущем отклеится. Ну, отвалятся - пришьем. Латы - наклееные полоски пластика. Паруса абсолютно плоские, никакой положенной пузатости, похожей на профиль крыла самолета.

К мачте грот крепится металлическими колечками, что, согласно рекламе, является одним из достоинств модели. Почему я всегда считал, что лучший способ для этого - ликпаз? На моделях других производителей именно так и сделано.

Стоячий и бегущий такелаж делаются из плетеного капронового тросика миллиметрового диаметра. Хороший тросик - не распускается и не сильно тянется. В инструкции четко сказано, в какой момент и сколько отрезать и куда привязать. Длина отрезков дана с небольшим запасом, учитывающим удобное завязывание узлов. Но в целом эта тема проработана слабо. Следовало бы больше внимания уделить узлам - это же отдельная песня в парусном деле! Мне показалось, что если следовать инструкции и не позаботится о том, как правильно вязать узлы, модель будет похожа на корабль-призрак, обвешанный водорослями (кончиками от узлов). Пришлось повозиться, вспомнить все (например http://sos.karelia.ru/tanner/spas/uzel/) и, где это возможно, сделать марки из капроновой нити, чтобы такелаж выглядел прилично. Кстати, концы капронового троса принято заплавлять, чтобы не распушались со временем, например на пламени зажигалки.

Полностью собранная модель занимает немало места. Я испытываю затруднения с ее размещением и перевозкой. К счастью, все быстро разбирается. Мачта с парусами и вантами легко отделяется от корпуса, киль крепится одной гайкой, которую я сразу заменил на самоконтрящуюся, при желании можно снять и перо руля, отвинтив всего один винт. К сожалению, конструкция оттяжки гика грота не предусматривает возможность сложить гик вдоль мачты. Исправить это не сложно, если к оттяжке добавить карабин, который можно приобрести в рыболовном магазине.

Все, можно на воду.

… на воде

В первый же погожий денек отправляюсь на речку. Ветер слабый, волн нет. Поскольку время приближается к полудню, то есть шанс, что еще немного раздует. Подходящее место для запуска удается найти не сразу - осадка у яхты значительная, а мочить ноги в мае нет особого желания.

Ставлю модель на воду, и она очень уверенно отправляется к середине реки. Таким полным бейдевиндом. Причем настолько уверенно, что у жены появляются сомнения, вернется ли она обратно когда-нибудь. Тем более что полотенце и водку, так необходимые при спасении водоплавающих моделей ранней весной, мы не взяли :. Пришлось развернуться и гордо пройти вблизи берега.

На воде яхта ходит весьма уверенно. Ее поведение практически не отличается от поведения полноразмерных собратьев, конечно если сделать скидку на то, что рулевой сидит на берегу. Пока я пытался ходить всевозможными курсами и делать повороты, мне показалось, что модель имеет сильную тенденцию к уваливанию (самопроизвольное разворачивание модели по направлению ветра). Этот эффект можно уменьшить отклонив мачту относительно корпуса назад, что я незамедлительно попытался сделать. Оказалось, что конструкция мачты и стоячего такелажа таковы, что ничего сделать нельзя - мачта только выгибается дугой, искажая форму грота. После продолжительных зрелых рассуждений я пришел к выводу, что ничего отклонять и не надо. Слабый ветер и неумелое управление при выполнении поворота оверштаг приводили к полной потере скорости, и яхта застывала против ветра. Тенденция к уваливанию проявляется именно в этот момент - нос яхты снова отклоняется по ветру, паруса наполняются и яхта снова набирает ход. Мои теоретические выкладки подтвердились несколько позже, когда, как и предполагалось, ветер усилился. При наличии хода, на острых курсах, корректировать направление движения практически не приходится, в чем явная заслуга и руля большой площади. На полных курсах приходится немного компенсировать рулем тенденцию модели приводиться к ветру. Но это абсолютно нормально. Не даром в инструкции мало сказано о дополнительной настройке модели - за нас уже подумали и сделали все правильно. К слову сказать, на курсе фордевинд паруса легко встают "бабочкой".

Теперь о погоде. Комфортнее всего я чувствовал себя при ветре около 3 баллов (по шкале Бофорта, разумеется) и полном отсутствии волнения. Яхта с небольшим креном легко скользит по поверхности воды, непринужденно выполняет маневры. В свежий ветер модель сильно кренится и это затрудняет управление. К тому же сказывается малая жесткость рангоута, особенно на острых курсах (бейдевинд).

Кстати, найти хорошее место для запуска яхт ничуть не проще чем для самолетов. Следует учесть что:

  • У яхты большая осадка, просто так с берега, не замочив ног, ее не всегда запустишь. " Всякие водоросли и кувшинки могут сделать свое черное дело, и модель придется спасать вплавь.
  • На большом водоеме даже слабый ветер может нагнать заметную с точки зрения модели волну. Это не опасно, но не комфортно.
  • Вблизи строений, мостов, обрывистого берега, кустов и деревьев ветер может сильно завихрятся и его направление в том месте, где сейчас яхта, определить нелегко. А то, что он еще может спонтанно менять направление.… Вся проблема в масштабе. Дальше 30-50 метров от берега уже трудно определить, что делается в районе модели. А вот для всяких вредных вихрей это не расстояние. Честно говоря, для меня, как бывшего яхтсмена, эти эффекты оказались полной неожиданностью. На большой воде ветер так не гуляет.

В целом мне понравилось, как яхта ведет себя на воде. Но, к сожалению, без маленького "но" не обошлось. Я столкнулся с тем, что веревка, идущая вдоль задней шкаторины стакселя (названия не знаю) и предназначенная для регулировки его пузатости, постоянно захлестывает за краспицу. Путем хитрых маневров эту веревку можно отцепить, но нервы это треплет. Источник проблемы не очевиден и может крыться как в самой конструкции парусного вооружения, так и его исполнении. Ни то ни другое восторга у меня не вызывает, хотя я пока не научился правильно настраивать паруса и могу быть необъективным. Крепление передней шкаторины колечками можно сделать аккуратнее, а так шкаторина постоянно смята непонятным образом. О том, что мачта мягковата, я уже упоминал. Оба гика тоже не отличаются большой жесткостью, и это заметно в свежий ветер. Кроме того, есть смутное подозрение, что пластмасса дала большую усадку, и они короче, чем следовало бы. В результате регулировать парусное вооружение под силу ветра в соответствии с инструкцией и собственным опытом толком не удается. Но я еще потренируюсь.

Кривую подставку я упоминал. Вспомню и еще разок. Простая ведь вещь, поставил на нее модель и любуйся результатом. Ан нет, оказывается, подставка нужна и на берегу, чтобы модель собрать и настроить, а вот таскать за собой такую разлапистую конструкцию непросто.

Очень неудобным оказалось расположение выключателя питания внутри корпуса. Он доступен через люк на надстройке, сдвинуть который мешают шкоты.

Ну и совсем мелочь. Могу рекомендовать декали на паруса не клеить. После запуска в прохладную погоду (12 градусов) их неприятно скрючило, а еще через недельку они стали отпадать. Декали на корпусе держатся молодцом и глаз радуют.

Чтобы до конца быть честным - после испытаний воды в корпусе я так и не обнаружил. Даже после того, как при порывах ветра яхта ложилась парусами на воду, а волны перехлестывали через палубу.

… на самом деле

В коробке лежит именно то, что лежит. Модель для самостоятельной сборки не искушенным в моделизме 14-летним подростком. Простая в сборке, легкая в управлении и симпатичная за умеренную цену. Не смотря на свое брюзжание, объясняемое как возрастным педантизмом, так и некоторым опытом в постройке моделей, могу сказать, что для этого Kyosho сделала все как надо. Кроме очевидной халтуры при выпиливании подставки.

Если хочется крутого спорта, то это не для Вас. Тогда лучше выбрать модель одно-метрового класса, там будут и стеклопластик, и металлический рангоут, и ликпаз, и на каждый ветер свой набор парусов, и все это за настоящую цену.

… без мудрых слов

Мачта это понятно
Топ верхний конец мачты
Гик палка вдоль нижней шкаторины паруса
Грот главный парус. Тот, что побольше
Стаксель обычно впереди грота и поменьше его
Шкаторина кромка паруса. Соответственно передняя Ш, задняя Ш, нижняя Ш.
Шкоты веревки, за которые и управляют парусами (в нашем случае - рулевой машинкой)
Штаг трос от топа мачты к носу яхты. Есть еще ахтерштаг - к корме.
Ванты веревки, которые не дают мачте упасть вправо-влево
Краспица распорка между вантами и мачтой
Латы совсем не то, что Вы подумали. Это просто элементы жесткости, перпендикулярные задней шкаторине.
Рангоут все железяки, держащие паруса. Мачта, гик и пр.
Такелаж веревки, держащие паруса. Бывает стоячим. У нас это ванты. Бывает бегучим - это шкоты.
Степс сюда мачту втыкают
Форштевень элемент продольного набора корпуса. Нос яхты, если проще.
Ликпаз паз вдоль мачты или гика, в который заправляется ликтрос, пришитый к соответствующей шкаторине паруса. Очень удобно.

Курсы яхты относительно ветра:

Набор яхты Kyosho Sea Dolphin 770 для обзора предоставил магазин Столица Хобби.

Обсудить на форуме