Thunder Tiger Velocity EP

Автор - Олег Барский (tatata)

Что в коробке

В коробке я нашел: крыло единым куском, "уши", нос, фюзеляж, фонарь, мотораму из фанеры, двигатель, воздушный винт с адаптером, кабанчики, тяги с вилками, щитки для сервомашинок, бальзовую рейку, пластиковую трубку, наклейки, двухкомпонентную эпоксидку и инструкцию.

Инструкция на английском языке, а на русском только приложение на одном листе с разъяснением мер предосторожности. Инструкцию можно даже не читать - все предельно ясно по картинкам.

Комплектация более чем достаточная, остается найти приемник с передатчиком, батарейку, две серво и регулятор скорости для коллекторных двигателей. Также, если передатчик не имеет встроенного микшера "элевоны", придется купить внешний микшер, который ставится между сервами и приемником.

Сборка

Инструкция гласит, что сборка занимает один час времени, но я торопиться не стал, собирал медленно и с удовольствием. Все одно до выходных мне его не облетать, а в будни занять себя чем-то надо.

Собирается аппарат легко, даже не смотря на тоненькую инструкцию на английском языке. Вся конструкция хорошо продуманна и нет необходимости ничего изобретать самому.

Чтобы собрать самолет, требуется минимум действий. Крыло сделано из единого куска пенопласта. Нужно наклеить декали, которые кроме красоты служат петлями для элевонов и усилением передней кромки крыла, приклеить "уши", вырезать формованные из пластика детали (капот, фюз, фонарь), и собрать из фанерных деталей мотораму. Все, ваш планер готов. Теперь займемся установкой аппаратуры.

Машинки лучше ставить те, что советуют в инструкции - ACE 1016. В крыле сделаны отверстия именно под эти машинки. Можно конечно отверстия подогнать под любые другие, но у меня были как раз две таких и мне очень понравилось, что они точно входят.

Двигатель идет в комплекте - коллекторный 400 серии с винтом 5х5. Решил оставить пока его, а потом попробовать и бесколлекторный, помощней. Регулятор рекомендуют 20-30А. У меня был только GWS 300Li, который держит 8/15 А. На сколько я понимаю, 15А это с радиатором. Думаю, что потянет. Поставил его с радиатором. Хотелось облетать на родном моторе, но не было желания покупать ради этого новый регулятор. Сгорит, так сгорит, но не должен, так как на улице уже холода наступают, не должен перегреться.

Аккумулятор в инструкции предлагается NiCd AA 9,6В. У меня LiPo 910 3S1P. Напряжение получается на 1,5В больше, что еще больше усугубляет ситуацию с мелким регулятором. Решил ограничить расходы на канале газа, но потом передумал и просто пообещал себе на полном газу долго не гонять. Аккумулятор влез как раз в отведенное место. Не пришлось никак модифицировать отсек что бы аккумулятор держался. Получилось, что отлично держится за счет трения.

Чтобы крылом можно было управлять, необходим микшер для элевонов. У меня передатчик довольно простой - Sanwa VG400, поэтому микшер поставил внешний. Он просто вставляется в разрыв между машинками и приемником.

Антенна выводится через трубку, которая идет назад за фюзеляж под винтом. Приятно, что винт не достает до земли, можно будет попробовать старт со снега. Дома по ковру самолет легко трогается с места на брюхе. Машинки также защищены пластиковыми щитками. Винт в комплекте один, но сделано все, чтобы его нельзя было сломать.

Доступ к отсеку с начинкой получаем за счет снятия всей верхней части фюзеляжа, которая крепится на липучках. Очень просто и удобно. Так же понравилось, что есть специальные углубления в нижней части фюзеляжа для того, чтобы было удобно держать модель. Сделано оно как раз там, где должен находиться центр тяжести модели, что позволяет не только легко его проверить, но и ровно запустить модель на старте.

Теперь про центровку. Она совпала. В первые в жизни с первого раза, при начинке отличающейся от рекомендованной. Совпала точно и сразу. Даже не пришлось аккумулятор двигать!

Полеты

Первый день

Очень хотелось успеть облетать самолетик, а время уже приближалось к вечеру. Более того, вечер воскресный, то есть следующая возможность полетов только через неделю.

Выбрались с женой в поле с высокой травой, она взяла фотоаппарат, я самолет.

Было очень холодно и дул сильный порывистый ветер, но отступать некуда. Подключаю аккумулятор к регулятору, проверяю работу рулей и двигателя, встаю против ветра, даю полный газ и кидаю модель вперед. Самолет полетел. Полетел быстро, ровно. Даже триммировать не пришлось. Скорость против ветра хорошая, по ветру вообще пуля. Поднял повыше в небо, поставил самолет против ветра и сбросил газ, чтобы посмотреть, как модель ведет себя на планировании. Управляется хорошо и уверенно планирует. Полетал на среднем газу, попробовал бочки, петлю. Бочки по спирали. Петля получается мелкая и быстрая. Большую делать не пытался. Двигателя хватает, даже решил бесколлекторник не ставить, пока этот не сгорит. Посадка сложностей не создала, даже не смотря на порывистость ветра. Выключаем двигатель и планируем против ветра с последующим "плюхом" в траву.

Обычно в этот момент поздравляешь себя с первым удачным полетом и трясущимися руками начинаешь осматривать модель, проверять, не отвалилось ли что-нибудь, подстраивать, если были замечены в полете недостатки. В данном случае моделька летала отлично. Было холодно, и я сразу запустил модель во второй полет. Попробовал перевернутый полет, обратную петлю. Постарался приземлить самолет поближе к себе. Посадка опять не вызвала затруднений. Сажал на планировании с убранным в ноль газом.

Третьего полета я бы уже не выдержал - руки очень сильно замерзли. Так что отключаем аккумулятор, выключаем передатчик и довольные домой ждать следующих выходных.

Второй день

Вечер пятницы. Получилось, что вернулся домой, когда еще не стемнело. Схватил самолет и в поле. Было теплее, чем в прошлый раз и менее ветрено, так что планировалось присмотреться к модели более пристально.

Включаем передатчик, подсоединяем провода аккумулятора к регулятору, проверка реакции самолета на отклонение ручек передатчика, бросок - и мы снова в небе. Забыл посмотреть на часы перед запуском, поэтому полетное время до отсечки узнать не получилось. Узнаю в следующий раз.

Хотелось посмотреть как летается на малом газу. Отлично летается. Самолет устойчив и хорошо планирует. Пробовал отпускать ручки и он, не смотря на то, что порывами ветра его заметно швыряло, летел прямо без вмешательств. По стабильности вылитый тренер, правда, с достаточно большой скоростью. Еще раз полетал на спине. Все-таки профиль явно несущий. Перевернутый полет становится прямолинейным только после заметного отклонения ручки от себя.

Пробовал делать петли различного диаметра, получаются довольно большие, но не бесконечные. Винт маленького диаметра не дает достаточной тяги для вертикального полета без потери скорости. Да и не нужна она ему. За счет большого шага винта и прямого привода, самолет набирает приличную скорость и энергии разгона хватает на резкие и быстрые маневры. Умение летать быстро как раз пригодится осенью и, наверное, зимой. Все время резкий порывистый ветер и модель, предназначенная для спокойных полетов, будет себя очень капризно вести в подобных условиях.

Третий день

Думал что обзор получится не полным, но в этот раз, по моей глупости Velocity попал аварию. Сначала самолет не хотел "заводиться" из-за плохого контакта между аккумулятором и регулятором оборотов. На этом нужно было все и прекратить, но ведь летать хочется.

Расплатой за небрежное отношение к технике стал отказ на высоте около 15 метров. Самолет делал свечу и на верхней точке отвалился этот самый контакт. Без питания модель сделала несколько штопорных бочек и воткнулась в поле. В результате "морковки" отвалилась моторама с куском пенопласта и оторвалась одна консоль. Также погнулся и треснул пенопластовый нос. Модель конечно жалко, но пенопласт всегда легко клеится встык и вновь можно летать. Можно было отремонтироваться прямо в поле и продолжить полеты, но погода была неприятная.

Ремонт

Разобрал модельку на получившиеся составляющие. Приемник и батарею временно переставил летать на другой самолет, двигатель открутил от моторамы, и стал смотреть, что же у нас получилось. Отвалившуюся консоль приклеить встык проблем не составит, приклеить мотораму тоже не сложно. Единственное что не придумал - как вылечить погнутый "нос".

Немного выпрямил его руками, заклеил трещину, но нос все равно остался слегка загнут. Правда, видно это если только специально всматриваться. Приклеил мотораму, приклеил консоль. Оставил сохнуть. Когда решил ставить двигатель на место, оказалось, что в мотораме одну трещину я не заметил. Проклеил и ее.

Пока все окончательно сохло, решил разобрать с причиной аварии. С батареей и её разъемами все в порядке, значит проблема в регуляторе. Снял изоляцию с регулятора, снял термоусадочные трубки с контактов, и все стало понятно. Регулятор в одной руке, контакт от черного провода в другой. Припаял, опять в термоусадку, регулятор замотал изоляцией и поставил все обратно в самолет.

В целом ремонт занял меньше часа, этим пенолеты и приятны. Следов ремонта практически не видно. Кстати, когда возился с пластиковым фюзом, заметил что фонарь покрыт пленкой (как любые блестящие поверхности на технике). После того как я ее снял, фонарь заблестел очень красиво.

Самолет готов. В следующие выходные снова в поле. В процессе мучений выяснил, что для доступа к аппаратуре можно снимать не весь фюз с липучек, а только фонарь.

Итоги

У меня это первый самолет не классической компоновки и он внес в мою модельную практику много нового и интересного. Например, мотоустановка.

Сейчас в основном на всех самолетах тяга превосходит вес. Здесь она, за счет маленького диаметра винта, чуть-чуть не достает, но за счет большого шага (винт 5х5), удается разогнаться до большой скорости. Из-за такой особенности и манера полетов соответствующая - сначала идет разгон, потом фигуры. Причем уже начинаешь задумываться, как бы не потерять скорость. Все мои предыдущие самолеты этому научить и не пытались.

Винт расположен сзади, и рулевые поверхности не обдуваются, то есть когда самолет зависает на месте, он рулиться перестает. Если на самолете с тянущим винтом я зависаю вертикально, то могу контролировать его поведение, заставить перевернуться в нужную мне сторону. Здесь же самолет идет свечой в небо, останавливается и просто осыпается, и его уже нужно "ловить".

Отсутствует руль направления, и в первое время я по привычке постоянно пытался подруливать им в небе. Из-за этого ограничены фигуры пилотажа.

Самолет не очень комфортно летает в перевернутом виде - "на спине". Сказывается несимметричный профиль.

Идеально подходит для барахтанья в небе и гонок на большой скорости, не занимает много места и готов к полету меньше чем за минуту - подключил питание и в небо.

До первого запуска хотел попробовать полетать на коллекторном двигателе и поставить бесколлекторный, но стандартной мотоустановки ему достаточно и оставил как есть.

Самолет подойдет всем. Красивый, собирается быстро, летает хорошо, легко ремонтируется. Для новичков он покажется быстроват, но большая поляна вам поможет. Для моделистов с опытом он станет приятной выходной игрушкой.

К минусам отнести даже нечего. Конструкция хорошая и продуманная. Отличный самолет в своем классе.

Самолет для обзора предоставил магазин Пилотаж.

Обсудить на форуме