Thunder Tiger Giles 202

Автор - Валерий Сергеев (ValS)

Описание модели

Данные производителя:

  • Размах: 1268 мм.
  • Длина: 1203 мм.
  • Заявленный вес: 2200-2500 г.
  • Площадь крыла: 33 дм 2
  • Мотор: .40-.46 2Т или .53 4Т.

Занимательна точность производителя, ведь указано именно 1268 миллиметров, а не 1270.

Эта модель оказалась самой маленькой среди аналогов под .40-.46 мотор. В Интернете мне встречались экземпляры размахом 1300, 1320, 1400, но не 1268 мм.

Было очень интересно, каков же этот самолёт в натуральную величину. Привожу результаты поисков в Интернете. Очень красочные фото, в том числе экземпляра с обтекателями колёс, нашлись тут: http://www.barefootracing.com/Giles/. На сайте http://www.airliners.net много фотографий различных самолётов, сделайте поиск по «Giles 202». Но один вопрос все-таки остался открытым - как же правильно читать его название: «Жилес» или «Жиль»?

Открываем коробку

Модель упакована безупречно, всё в целлофановых пакетах, детали проложены уплотнителем. Мелочевка лежит в мешочках. Первичный осмотр фюзеляжа и крыльев дал следующий результат - необходимо разгладить волны плёнки. Я использовал специальный утюжок. С уверенностью не могу утверждать, что таким дефектом страдают все наборы, но факт налицо. Дело в том, что при покупке я не выбирал из нескольких наборов. Однако товарищи сказали, что другие экземпляры не страдали данным дефектом. Значит мне так «повезло»!

Следует отметить, что плёнка разглаживается идеально, без прокалываний и подрезов.

Несколько вечеров  было потрачено на доводку обтяжки, и не зря – самолёт стал выглядеть очень гладко и красиво.

В инструкции о выкосе двигателя ничего не говорилось, однако на фотографии видно, что первый шпангоут развёрнут на «какие-то» углы.

В комплект входят наклейки приборной панели, звёзды на крылья, надписи и фигурка пилота.

Злополучное крепление шасси:

Следует отметить, что производителем сделано много предварительной работы - передний шпангоут пропитан какой-то мастикой, вклеены грибки.

Не очень понравилась реализация кабины. Понятно, что так проще с технологической точки зрения, но использование формованной кабины с нахлёстом на фюзеляж несколько портит первое впечатление.

Сборка

Крыло

Если вы хотите использовать для элеронов две рулевые машинки вместо одной, то перед монтажом крыла вам необходимо подготовить места для их установки. Машинки располагаются слева и справа от штатного места. Обшивка крыла снизу укрепляется, чтобы шурупы надёжно закрепили рулевые машинки. Под каждое серво делается «коробочка» из кусочков бальзы, чтобы избежать продавливания обшивки при сборке. Монтажные отверстия в корневых нервюрах позволяют вставить эти кусочки в крыло.

Перед склеиванием консолей крыла была снята плёнка вдоль корневых нервюр на расстояние примерно 5 сантиметров от центра. Затем, после склеивания, стык крыльев по корневым нервюрам снизу и сверху проклеил полоской стеклоткани шириной примерно 50 миллиметров. Это всё-таки пилотажный самолёт и нагрузки на этот узел будут высокие.

Рекомендую разгладить снятую с участков прилегания стеклоткани плёнку, пока смола окончательно не затвердела, иначе, если это сделать по затвердевшей смоле, плёнка будет морщиться на неровной поверхности.

Отдельно необходимо упомянуть тяги, которые идут в комплекте. Почему-то их диаметр меньше 2-х миллиметров и они отказались держаться в металлических вилочках, которыми я заменил пластиковые из комплекта. Пришлось изготовить новые металлические части тяг.

Очень хорошо сделаны прорези для майларовых петель. Никаких трудностей не возникло ни со вставкой в крыло петель элеронов, ни с их приклеиванием. Петли были вклеены на эпоксидной смоле.

Фюзеляж

Комичная история произошла, когда я начал вклеивать киль в фюзеляж. Суть в том, что посадочное место под киль затянуто плёнкой, и сразу трудно определить способ его крепления. Во-первых, в инструкции написано, что киль должен быть вставлен и приклеен,  но не показано как. Во-вторых, в фюзеляже присутствует ровная площадка, затянутая плёнкой, чтобы приклеить такой же ровный снизу киль. В-третьих, что совсем выбивает из колеи, киль не может быть просто приклеен на эту площадку сверху, так как это неверно с точки зрения прочности, кроме того, он получается выше, чем нужно для руля поворота.

Где же выход? Сомнения мучили меня вплоть до того момента, когда я взял лезвие и разрезал плёнку в месте предполагаемого крепления киля. Взору открылся брусок, закрывающий аккуратное посадочное место. Нужно только вынуть этот брусок и вставить киль. В результате киль очень точно встал в приготовленное для него ложе.

Так как хотелось побыстрее в воздух, склеивание и покраска пилота были отложены до лучших времён. А чтобы позднее было легко усадить его на место, фонарь был прикреплен скотчем. Никаких нареканий, держится.

Стабилизатор и руль высоты

Стабилизатор был вклеен без доработок. Навеска рулей высоты так же не вызвала никаких проблем. Благодаря прорезям под петли для стабилизатора и руля высоты, их  можно вставить и проверить размещение ещё до приклеивания.

Кабанчики рулей высоты различаются между собой: у них разное расположение отверстий. Поэтому отверстия под винты крепления надо сверлить под каждый кабанчик индивидуально.

Примерка тяг рулей высоты показала, что тяги должны крепиться в первую дырку. Иначе они выгибаются и вызывают дребезжание машинок из-за лишних нагрузок.

Обратите внимание на фото – ни в коем случае не делайте так. Тяги должны быть прямыми. Для полётов они были исправлены.

В этом случае можно поступить быстро и просто: переставить тягу на первое или второе отверстие кабанчика. Или сделать новые отверстия для выхода тяг к рулям высоты в фюзеляже.

Шасси

Дюралевая стойка закрыта плёнкой с двух сторон, поэтому не была поцарапана при транспортировке и монтаже. Это очень радует глаз, когда она блестит на готовом самолёте.

Монтаж шасси прост, за исключением подгонки обтекателей колёс. Небольшой совет: отверстия для крепления обтекателя к стойке вырезайте по месту, т.к. штатные штамповки велики. Я погорячился и маханул ножом – ничего вроде бы страшного, но в результате обтекатели сели не так жёстко как хотелось бы.

Следует отметить, что обтекатели поставляются в уже собранном виде – нужно только удалить облой и прорезать отверстия для колёс и стоек шасси.

К сожалению, я и мои консультанты совсем забыли про один важный момент: крепёж шасси. Узел предназначен для нежных, очень нежных посадок. Этим страдают большинство ARF. А так как нежная посадка бывает не всегда, то когда заглох мой МДС, я хорошенько приложил Жиля. В результате площадка где крепились шасси была вырвана, а обтекатели пробили крыло насквозь.

Полка, к которой крепится стойка шасси приклеена к торцу фанерного шпангоута, двум косынкам и боковинам длиной 30 мм (показано стрелками).

Ремонт

По сути, это был ремонт крыла, а площадка для шасси дорабатывалась и усиливалась.

Крыло заклеено плёнкой (оно имеет наборную конструкцию и обтекатели прошли мимо нервюр).

Конструкция узла крепления шасси, мягко говоря, хилая, поэтому была укреплена дополнительными уголками и проклеена стеклотканью с захлёстом на передний шпангоут снаружи и изнутри. Очень рекомендую провести эту операцию до полётов.

Полёт

На самолёте установлен мотор .40 МДС и винт 10х6. Этого мотора вполне хватает, но всё-таки .46 будет для него в самый раз.

Снаряжённая масса самолёта составила 2200 грамм. И это притом, что мотор весит около 500 грамм, отнимите отсюда 5 стандартных серво, приёмник и питание борта.

Для меня и всех окружающих было удивительно, что когда смотришь на самолёт размахом 1268 мм, нет ощущения что это «маленький» самолёт. Дело в том, что у Giles 202 очень большой фюзеляж и фонарь. За счёт этого модель смотрится больше своих реальных размеров.

Летает самолёт великолепно. Он очень устойчив, послушен в управлении. Полетел ровно и красиво.

Для новичков такой совет: будьте внимательны на посадке. На малых скоростях самолет склонен к срыву. Держите посадочную скорость около 15-20 км/ч и всё будет хорошо.

Несколько неудобной оказалась окраска нижней части крыла. Чтобы отличать верх и низ пришлось наклеить входящие в комплект звёзды снизу крыла.

Выводы

Плюсы:

  • Летает великолепно. Очень удачный самолёт для перехода от «Тренеров» к «Пилотажкам».
  • Хорошее качество набора и плёнки.

Минусы:

  • Слабое крепление передней стойки. Все, кто видел поломку, сказали, что это проблема всех ARF. Необходимо укрепить или переработать этот узел.
  • Желательно, чтобы в стандартной комплектации присутствовали места под установку двух рулевых машинок в крыле.
  • Требователен к посадочным режимам, не любит минимальных скоростей на посадке. Хотя это скорее «плюс» обусловленный пилотажными свойствами самолёта.
  • Z-образное крепление тяг со стороны сервоприводов – заменены на вилки.
  • Очень краткая инструкция.

Несмотря на то, что количество минусов больше чем описанных плюсов, это означает лишь то, что положительные характеристики самолёта намного перевешивают мелкие легко исправимые недостатки. Мне самолёт очень понравился! Хочу такой же большего размера.

По результатам работы с самолётом оформились некоторые рекомендации или, скорее пожелания производителю.

  1. Усилить крепление шасси. Или рассказать в инструкции как это сделать и положить в коробку стеклоткань и кусочки бальзы.
  2. Добавить в инструкцию фотографию крепления киля.
  3. Добавить в инструкцию информацию о выкосах моторамы.
  4. Сделать окраску нижней части крыла однотонной.
  5. Переработать выход тяг к рулям высоты.

Самолет для обзора предоставил магазин Пилотаж.

Обсудить на форуме