Специальные цены   новые товары
Система Orphus

Robbe Golden Oriole

Автор - Альберт Набиулин (Albert)

Введение

Не претендуя на истину в последней инстанции, хочу поделиться опытом эксплуатации модели Golden Oriole фирмы Robbe (No 3045).

Началось все в один погожий, но не самый удачный день, когда белоснежный красавец-планер F3B Impres Azart (размах 2,8 м) в самом начале затяжки на леере завалился вбок, а затем, несмотря на все усилия пилота, коснулся крылом земли и, пройдясь колесом, превратился в груду обломков. Помимо конкретных обстоятельств аварии, мне окончательно стало ясно: нужно принять меры для увеличения налета! Для планера как минимум нужен помощник-буксировщик (электролебедки нет и не предвидится, да и на чем возить?), соответствующая погода (при слабом ветре произойдет то, что произошло, при сильном новичку не поздоровится), большая площадка (длина леера 200 м, и еще нужно место для посадки впереди в случае прерванного взлета). Подготовить буксировщика не просто, да и планы на выходные у двух человек частенько не совпадают (в один сезон удалось совершить лишь один-единственный полет!). Так я пришел к выводу о необходимости перехода на электролет.

Выбор модели

Плюсы очевидны: можно летать в одиночку, не увязываясь с чужими планами; потребные размеры поля для полетов гораздо меньше, и появляется возможность найти место недалеко от жилья. Кроме того, цикл между полетами короче, поскольку не нужно время на манипуляции с леером. В случае неточного захода на посадку есть возможность скорректировать траекторию или уйти на второй круг. Минусы: модель заметно дороже из-за наличия специального аккумулятора, двигателя с винтом и регулятора хода; необходимо специальное зарядное устройство. К тому же запас энергии в аккумуляторе ограничен несколькими полетами, и рано или поздно встанет вопрос о покупке дополнительной батареи (а может, и не одной).

Главной целью было и оставалось освоение парящих полетов, поэтому я искал модель, близкую по характеристикам и размерам к спортивным парителям, обязательно с наличием всех классических органов управления (руль высоты, руль поворота, элероны) плюс управление двигателем. (Еще лучше - дополнительное управление закрылками, но это уже роскошь). Планер, как ни покажется многим странным, должен быть достаточно тяжелым, а точнее, иметь приличную крейсерскую скорость: только так можно "выгрести" против ветра в поисках восходящего потока. Это ведет к увеличению размеров модели, что выгодно по еще одной причине: возрастает т.н. "число Рейнольдса", а с ним и аэродинамическое качество. Искомая модель должна была иметь размах не менее 1,5 м.

Началось "прочесывание" московских магазинов для моделистов, благо их не так уж много. Чаще всего попадались наборы без управления элеронами; иногда - небольшие аппараты с малогабаритными рулевыми машинками в крыле. И, наконец, я нашел Golden Oriole.

Конструкция

Аппарат имеет размах 1820 мм и нормальную взлетную массу около 1500 г (с батареей из 6 элементов). Фюзеляж - из термопластичного полиэтилена, крыло и оперение - деревянные с обтяжкой термоклеющейся пленкой, а значит - ремонтопригодные. Это обстоятельство сыграло важную роль в выборе: ремонт стеклопластиковых "корок" трудоемок или вообще невозможен. Некоторую озабоченность вызвало использование на модели двигателя с непосредственным приводом винта (без редуктора, повышающего тягу), но практика показала достаточную энерговооруженность. Двигатель (550-й серии) и винт входят в комплект. Модель имеет крыло из двух консолей (с элеронами по всему размаху) и съемные киль и стабилизатор, облегчающие транспортировку.

Сборка

Помимо набора, потребовалось найти недостающие компоненты. Результатом всех хождений по магазинам стали покупки:

  • набор Robbe No.3045 Golden Oriole (6000 руб., магазин "Столица Хобби");
  • зарядное устройство Robbe Lader 2 No.8287 (около 1500 руб., там же);
  • регулятор хода JES 350 фирмы JETI, Чехия (магазин "Вояж");
  • аккумуляторная батарея из 7 NiMH элементов Panasonic емкостью по 2000 mAh (хотя в инструкции говорится о 6 элементах 1700 mAh, избыток энергии оказался далеко не лишним, а масса одной батарейки на общем фоне незаметна). Батарею с разъемами спаяли при мне в "Вояже";
  • позже к списку прибавились фурнитура, бальза и пленка (магазин "Термик-салон").

Радиоаппаратура, понятно, у меня уже имелась: Futaba Skysport 6a, рулевые машинки - стандартного размера (Futaba S148 и S3001).

Помимо набора, самыми дорогими компонентами оказались аккумуляторы и регулятор хода (в сумме - более 120 $).

Набор поставляется практически в собранном виде. Нужно только смонтировать управление, в частности, установить три рулевых машинки в фюзеляже. Для этого в фанерной плате в фюзеляже размечаем и засверливаем отверстия под шурупы (сверло 1,2…1,4 мм), не забыв надеть на рулевые машинки резиновые амортизаторы с латунными пистонами. Схема монтажа достаточно подробно показана в инструкции. При установке тяг руля поворота и руля высоты проследите, чтобы не было их перехлеста.

Я счел нужным привести фото монтажа, чтобы Вам не пришлось подбирать опытным путем положение качалок машинок и отверстия для тяг. Сначала шурупами фиксируем машинки, затем, сняв качалки с машинок, соединяем их с тягами, и, наконец, ставим на машинки качалки. Перед этим полезно на некоторое время включить аппаратуру, выставив триммера на передатчике в нейтральное положение. При этом валы машинок встанут в исходное положение, и можно окончательно установить качалки.

Вам также надо установить кабанчики тяг управления на элероны, руль высоты и руль поворота. Детали и необходимый крепеж поставляются с набором. Можно ставить на место киль и стабилизатор - для этого достаточно завинтить две пластиковые гайки.

Для обеспечения требуемых расходов органов управления наконечник тяги руля поворота вставляем во второе отверстие (см. фото), а тяги руля высоты - в самое дальнее отверстие (все планера очень чувствительны к рулю высоты). По результатам полетов, тяги элеронов лучше вставить в верхние отверстия (см. фото), обеспечив максимальный ход элеронов. Управлять по крену планерами с их большим удлинением непросто, хотя максимальное отклонение элеронов используется редко, в основном для "вытаскивания" модели из крена на малой скорости и при "завалах" порывами ветра.

Уместно упомянуть, что на моей аппаратуре на передатчике имеются два двухпозиционных тумблера переключения режимов работы элеронов и руля высоты: можно выбрать 100% ход или уменьшенный (я настроил около 60 %).

Теперь небольшая "ложка дегтя". Фиксация крыла обеспечивается двумя пластиковыми винтами и направляющими штырями, входящими в отверстия в передней кромке консолей. Эти штыри представляют собой винты М2,5, вкрученные в фанерный шпангоут кабины фюзеляжа. Все-таки набор представляет собой разновидность ширпотреба, и, видимо поэтому, штыри оказались ничем не зафиксированы. В результате в ходе эксплуатации штыри разбалтываются, и консоли начинают "ходить" относительно друг друга, особенно при посадке. Рецепт лечения прост: на каждый винт ставим шайбу, гровер и гайку. Для гарантии во время полетов заклеиваем стык консолей скотчем с обоих сторон крыла.

Еще одно слабое место - проводка управления к элеронам. После сборки и установки крыла проверьте ход элеронов: дадим ручку управления на передатчике максимально влево, отпустим и запомним положение элеронов в нейтрали. Теперь дадим ручку вправо, отпустим и посмотрим на положение элеронов. Если разница в положениях (измеряем по задней кромке) более 1-2 мм, т.е. элероны не доходят до нейтрали - дело плохо. С такой проводкой нам постоянно придется работать ручкой по крену.

Очевидно, что причина этого - повышенное трение в проводке. Детальное исследование показало, что привинченная шурупом к буковому кубику качалка тяг трется основанием (см. рис.). Нужно изотовить металлическую втулку (материал - бронза, латунь и т.п.) так, чтобы она работала как подшипник скольжения, обеспечив зазор до кубика 0,5…1 мм.

Повышенное трение вызывает также способ заделки тяг "кабанчик элерона - качалка" (отверстие - изогнутый конец тяги). Рекомендую установить, как показано на фото, стандартные металлические наконечники тяг. Для этого укорачиваем тяги, оставив 7..8 мм до места изгиба, и нарезаем резьбу М2.

После монтажа рулевых машинок в фюзеляже можно разместить аккумуляторную батарею. По инструкции, ее следует сдвинуть назад до упора в рулевую машинку элеронов и зафиксировать лентой с застежкой-"липучкой". Но после первых же бросков модели оказалось, что тяжелый аккумулятор "сносит" крепление ленты. Более надежным оказалось фиксировать батарею с помощью блока из пенопласта, установленного "в распор" между двигателем и батареей (см. фото).

Приемник размещается под передней кромкой крыла, кабели рулевых машинок проходят через специальное окно в плате. Антенну приемника выводим наружу фюзеляжа и фиксируем на хвостовой балке скотчем. Я ставлю выключатель аппаратуры таким образом, чтобы выключение шло "по потоку" (назад): при посадке на густую траву отключение бортового питания часто происходит само собой.

Полеты

Как водится, перед началом полетов устраняем все перекосы, проверяем соответствие центровки инструкции. Затем, выставив органы управления в нейтраль, приступаем к пробным броскам модели и балансировке триммером руля высоты при выключенном двигателе. Для этого хорошо подойдет какой-нибудь пригорок или пологий склон. Добившись устойчивого полета модели при брошенной ручке управления, можно переходить к моторным полетам. Имейте в виду: при небольшой продолжительности подлетов легко настроить модель на полет при минимальной эволютивной скорости, когда она просто не успевает свалиться из-за близости земли! Golden Oriole очень чувствителен к управлению по тангажу: достаточно одного-двух щелчков триммера, чтобы заметно изменить поведение модели.

Первые старты с работающим двигателем лучше производить с помощником: у вас может не хватить времени выправить модель, пока вы перехватываете передатчик. В радиусе 100 м не должно быть деревьев и прочих препятствий. При взлете сначала выводим двигатель на режим максимальной тяги, затем даем команду помощнику на старт. Модель должна сойти с руки горизонтально, ни в коем случае не надо направлять или подкидывать ее вверх. Нельзя также пытаться стартовать с неработающим двигателем с включением в полете: реактивный момент винта очень силен и заваливает модель на левую консоль. Одновременно можно попасть в режим сваливания, и вряд ли Вам удастся выйти из этого положения без потерь.

Со временем Вы освоите и самостоятельный старт с места: запускаем двигатель, в левой руке - передатчик, в правой - модель, бросок и перехват передатчика. Пока же опробуем подлет по прямой, давая газ на 10-15 с. Обязательно убирайте газ при приближении модели к земле! В противном случае почти наверняка лопасти винта будут сломаны, а замена винта недешева. (Автор опробовал все на практике, поэтому на рис. показана модель не с "родным", а с винтом Graupner 8" x 4". Кок винта Graupner несколько меньше по диаметру, поэтому лучше пытаться сохранить исходный. Если и кок разбит - можно самому изготовить новый, взяв в качестве заготовки подходящий кок от винта для ДВС).

Но вот мы уже умеем вести модель в моторном полете. Пора приступать к полноценным полетам. Как обычно, стартуем с полной тягой, но не торопимся сбрасывать газ. Модель сама переходит в режим набора высоты, изредка приходится даже "прижимать" ее рулем высоты, чтобы она не "зависала" на двигателе и не теряла скорости. Скороподъемность - примерно 2…3 м/с. Если после старта модель продолжает идти по прямой, даем (немного!) крен влево, и Golden Oriole встает в набор высоты левой спиралью диаметром 60…100 м. В центре круга - Вы, контролируете постоянный угол набора высоты и крен (периодически приходится давать элероны вправо). Набор высоты достаточно быстрый, хотя и не сравним с "бойцовыми" электролетами. Чтобы наилучшим образом использовать заряд аккумулятора, можно после набора 50…70 м высоты перевести двигатель на режим 60…70% мощности. Достигнув запланированной высоты (скажем, 100…150 м), плавно убираем газ, одновременно выводя модель в горизонтальный полет в направлении против ветра (от Вас), и переходим в планирующий полет.

Управляемость у Golden Oriole хорошая, в безмоторном полете он ведет себя как обычный планер (очень кстати складные лопасти винта). Парящие характеристики также неплохие. Однажды автор совершал тренировочные полеты на закате в полный штиль, и совершенно не расчитывал на поток, однако модель четко "отловила" термик на границе освещенного закатным солнцем поля и тени от лесополосы. При правильной балансировке достаточно ввести модель в крен, и она начнет выполнять спираль. Аппарат имеет небольшую спиральную неустойчивость, проявляющуюся в тенденции к увеличению крена и перехода в более глубокую спираль, поэтому не забываем выдерживать крен постоянным.

Типовой полет выглядит следующим образом: набор высоты (100…140 м за 30…40 с), переход в планирующий полет, поиск потока и (если повезет) парение, снижение в спирали, заход на посадочную глиссаду с подветренной стороны, посадка (с расчетом сесть как можно ближе к себе) или уход на второй круг. В последнем случае помните, что двигатель запускать нужно плавно, чтобы не завалить Oreole набок (это особенно важно при полете на малых скоростях). Без учета уходов на второй круг, заряда хватает на 7-8 полетов. Проверка на земле показала время непрерывной работы двигателя на полном газу около 3,5…4 мин.

В инструкции написано, что модель подходит как для парения так и для пилотажа. Однако не стоит забывать, что это не стандартная "пилотажка", выполнить сложный комплекс фигур вряд ли удастся. Однажды (это был День авиации) автор собрался с духом выполнить на Golden Oriole первую в своей жизни бочку: разогнал в пологом пикировании модель и на высоте около 100 м "до упора" дал элероны.

Поначалу все шло нормально, модель перевернулась на спину, а вот дальше угловая скорость вращения по крену резко упала. Я продолжал удерживать элероны в крайнем положении, модель вяло прошла положение "на ноже", но высота стремительно уменьшалась. Возможно, я "налетел" на срыв потока при отрицательном угле атаки: плоско-выпуклый профиль явно не приспособлен для перевернутого полета, и в таком режиме элероны практически не действуют. До завершения бочки и вывода из пикирования не хватило 10..15 м высоты…

Ремонт

К этому должен быть готов каждый моделист (вспомним завет О.К.Антонова: "Летать - так ломать, ломать - так починять"). Плоха та модель, что кончит дни, вися на стенке. Технологию ремонта бальзового крыла описывать не станем. Замечу только, что не стоит пытаться склеить все осколки: чаще всего легче и правильнее "хирургический" подход. Скальпелем срезаем обшивку с "операционного поля" и отрезаем сломанные элементы конструкции, готовя место для сращивания вновь изготовленными вставками. Старайтесь придерживаться правила: "чиненое" место должно быть прочнее, чем раньше, тогда постепенно Вы избавитесь от "детских болячек" конструкции.

Лишний раз пришлось убедиться, что у серийных наборов прочность оставляет желать лучшего. Вряд ли я стал бы ставить бальзу в такое ответственное место, как узел стыка центроплана! Да и такие вещи, как не доходящие друг до друга силовые элементы, тоже недопустимы. Что же касается фюзеляжа, то в инструкции описан метод ремонта путем нагрева и исправления деформации. Лучше всего для этого подойдет газовая конфорка: равномерно прогреваем поврежденное место, а затем пальцами в перчатках (или через полотенце), как скульптор, пытаемся придать исходную форму.

Этот метод нельзя применять для ремонта фонаря кабины: он слишком тонкий, равномерно прогреть его не удастся, фонарь легко коробится при нагреве. Если это произошло, придется перед полетом заклеивать фонарь по периметру скотчем, а после полетов вскрывать его, чтобы расстыковать разъемы аккумуляторной батареи.

Заключение

Переход на "электричку" оправдал себя на 100 % : за один день я налетал больше, чем за весь предыдущий сезон! Со временем обычными стали поездки к близлежащему полю, где можно было "отстреляться" за полчаса, включая предполетную сборку и проверку. Сами полеты стали напоминать конвейер: запуск секундомера, взлет, полет, посадка рядом с собой, засечка времени, несколько шагов, чтобы поднять модель - и новый старт.

Возможно, Golden Oriole не самый лучший электролет-мотопланер, но автор ни разу не пожалел о его приобретении.

Обсудить на форуме