Специальные цены   новые товары
Система Orphus

Pilotage Як-54 40 ARF

Автор – Александр Кузякин (sprint)

Почему именно ЯК-54

Опыт в RC-моделизме у меня небольшой. Первой моделью был Calmato Sports фирмы Kyosho. Этот симпатичный тренер научил меня летать, и был продан, так как я решил, что вырос из него. Хотелось что-то более верткое, с тяговооруженностью больше единицы. Купил безымянный китайский фан-флай с плоским фюзеляжем и размахом метр десять, поставил на него мотор от Calmato и стандартные сервомашинки. Самолет получился слишком тяжелым, цвет имел кирпичный, летал чуть лучше кирпича и был бесславно разбит. Верх и низ фана были одного цвета, ну я их и перепутал.

К этому моменту у меня сформировались требования к следующей модели. Модель должна максимально походить на настоящий самолет, по возможности не должно быть видно глушителя и прочих "лишних" деталей. Это должна быть пилотажка с тяговооруженностью больше единицы. Как вариант – с возможностью выполнения 3D-фигур. Раскраска должна быть такой, чтобы верх и низ четко различались в небе.

Еще до покупки фана мой хороший знакомый приобрел Пилотажевский ЯК-54 120. Летает ЯК замечательно. Наблюдая за его полетами и мучаясь со своим кирпичом, я думал – неплохо бы такую модель, но под 46-й мотор. Несколько месяцев спустя в Пилотаже появился ЯК-54 размахом 1.38 м под электромотор, а еще через какое-то время моя мечта – вариант под ДВС объемом 0.40.

Отступать было некуда, фан уже покоился на балконе в виде мешка со щепками. И вот, наконец, коробка с моделью у меня дома. Коробка неброская, из белого картона, на крышке наклейка с фотографией и кратким описанием модели.

Основные характеристики:

  • Длина фюзеляжа - 1234 мм.
  • Размах крыльев - 1380 мм.
  • Площадь крыльев - 36,9 дм2.
  • Полетный вес - 2.3…2.5 кг.

Необходимо докупить:

  • Аппаратура управления.
  • Сервомашинки.
  • Двигатель внутреннего сгорания.
  • Воздушный винт.
  • Топливо.

Докупать ничего не пришлось, аппаратура Hitec Flash-5 и мотор OS FL-70 у меня уже были.

Открываем коробку

Упаковка набора мало чем отличается от других ARF-моделей. Крупные детали уложены в отдельные пакеты, каждый пакет аккуратно заклеен скотчем, эти пакеты друг с другом и коробкой так же зафиксированы скотчем. Ничего не болтается. Мелочевка сгруппирована по пакетикам, которые уложены в общий пакет, а он приклеен ко дну коробки. Капот, стойка шасси из алюминиевого сплава и углепластиковая трубка обмотаны мягким упаковочным материалом, зафиксированы скотчем. Причем капот лежит в отдельном отсеке. Внутри капота картонная распорка. В том же отсеке приклеен пакетик с обтекателями шасси. Укладка весьма рациональна, размеры коробки минимизированы. За все время транспортировки ничего не пострадало.

Осмотр

Модель выполнена по традиционной технологии из бальзы и фанеры, обтянута пленкой. Сильное впечатление производит фюзеляж.

Конструкция фюзеляжа ажурная, легкая, и в то же время прочная. Почти все детали собраны в шип. Большой лексановый фонарь усилен фанерой, фиксируется подпружиненной защелкой. На моторной стенке фюзеляжа нанесена разметка, благодаря которой легко установить мотораму. Крыло монтируется на углепластиковой трубе, фиксируется винтами М4 с головкой под шестигранный ключ. Барашки были бы удобнее. Конструкция разборная, это хорошо для транспортировки. В фюзеляж и консоли вклеены отрезки стеклопластиковых трубок, места вклейки усилены фанерными накладками. Оперение профилированное. Лобик крыла, центроплан и стабилизатор зашиты бальзой. Привод руля направления тросовый. Капот стеклопластиковый, весьма недурно покрашен.

Качество изготовления модели производит очень хорошее впечатление. Правда, есть места, где детали неплотно подогнаны, есть пара потеков клея, но при попытке какую-нибудь деталь пошевелить ничего не шевелится и не хрустит. Серьезные нарекания вызвали только прорези для петель. В процессе сборки некоторые пришлось прорезать заново, а старые залить циакрином.

Взвешивание

  • Фюзеляж, капот, фонарь – 520 г.
  • Стабилизатор, руль высоты, руль направления – 90 г.
  • Крыло, элероны, труба – 370 г.
  • Стойка шасси, крепеж и прочая мелочь – 290 г.

Итого – 1270 г.

  • Подготовленный мной мотор с винтом, коком, глушителем и крепежом – 590 г.
  • Бортовая аппаратура – 310 г.

Ожидаемый вес модели без топлива – 2170 г.

Обмер

Крыло. Хорда корневой нервюры – 342 мм, толщина профиля – 45 мм, относительная толщина профиля – 13.2%. Хорда у законцовки – 182 мм, толщина профиля – 25 мм, относительная толщина – 13.7%. Учитывая погрешность измерений, можно сделать вывод - крыло имеет постоянную относительную толщину профиля. Расстояние между корневой нервюрой и законцовкой – 640 мм, площадь одной консоли равна 16.77 дм2. Площадь всего крыла практически совпадает с заявленной - 36.9 дм2.

Угол стреловидности по передней кромке - 5О, по задней - 11О. Для самых любознательных привожу фото корневой нервюры, по нему можно определить профиль.

Диаметр капота 170 мм, большинство двухтактников должны помещаться. Что бы еще измерить? Вот что – выкос двигателя. Вправо 2.5О, в вертикальной плоскости 0.

Инструкция. Она небольшая, всего 6 страниц. Технические характеристики, приведенные в инструкции, не совпадают с указанными на коробке. Правильные – те, что на коробке. Несмотря на краткость, к инструкции в основном претензий нет. За исключением пары моментов, о которых ниже.

Сборка

В моем комплекте один элерон, половинка руля высоты и руль направления требовали исправления круток, а пленка кое-где нуждалась в подтяжке. С крутками я справился, а с подтяжкой не очень. Не нашел общего языка с пленкой, хотя старался. Сказалось отсутствие опыта, и утюг был не модельный, обычный бытовой. Подбираю температуру, при которой белая пленка хорошо разглаживается, пытаюсь тянуть синюю,а она провисает, образуя безобразные морщины и пузыри. Увеличиваю температуру – синяя разглаживается, но стоит коснуться красной или желтой пленки – съеживается, как шагреневая кожа, ползет по основе, местами даже бальза обнажилась. Пришлось ставить заплатки. Провисания устранил, но наделал морщин.

Отверстия для установки серво имеют размеры 33х17 мм. У Hitec это HS-225BB или HS-225MG. Спору нет, отличные серво, особенно MG. Мощнее стандартных, быстрее, легче и компактнее. Одна беда, у меня их нет, а стоит одна такая серво как две с половиной стандартных. Мой бюджет на такие траты не рассчитан, а стандартные уже есть. Осмотр отверстий для установки серво показал, что их можно расширить под стандартные серво, размеры накладок-усилителей позволяют это сделать. В чем я проиграю? Лишний вес – 12 г. с одной серво, с четырех – 48 г. Быстродействие? При моих скромных пилотских навыках особой роли не играет. К тому же, бортовой аккумулятор у меня шестивольтовый, с ним стандартные серво не такие уж медленные. Решено, на элероны, рули высоты и направления ставлю Hitec HS-322HD, на газ – 8-ми граммовую микросерво E-sky EK2-0500.

Вилочки в комплекте были пластмассовые. Их тонюсенькие оси мне доверия не внушили, я сходил на балкон и достал из мешка со щепками металлические вилочки. Родные тяги пришлось заменить спицами от древнего велосипеда – резьба тяг не совпадала с резьбой вилочек.

Двигатель

Вопреки инструкции, сборку я начал именно с установки мотора. Размечая положение моторамы и подгоняя капот, фюзеляж удобно держать вертикально, опирая хвостовой частью на пол. При установленных стабилизаторе и рулях это невозможно. Инструкция предлагает ставить мотор цилиндром вправо и горизонтально. После долгих примерок я решил повернуть мотор от горизонтального положения вниз на 40 градусов. В таком положении стандартный глушитель размещается в нижней части капота, где имеется прилив прямоугольной формы для выхода воздуха. Кроме этого, отверстия для клапанной крышки и удлинителя регулировочного винта жиклера выполняются в нижней части капота, и меньше портят внешний вид. В то же время и свеча, и удлинитель винта более-менее доступны. Пришлось, правда, повозиться с разметкой и чуть подрезать фюзеляж.

Место под серво газа не предусмотрено, даже в инструкции нет никаких намеков на ее существование. Правда, тяга в комплекте есть. Тяга короткая, значит серво предполагали ставить под капотом. Я так и поступил. Z-образный изгиб тяги позволяет регулировать ее длину подгибанием.

Решение временное, при столь близком контакте с 4Т мотором микросерво долго не проживет. Буду менять на HS-81.

Много времени заняла подгонка капота. Вот что в конечном итоге получилось. На мой взгляд, неплохо.

Топливный бак

О том, как именно устанавливать бак, инструкция скромно умалчивает.

Каких-либо крепежных элементов тоже не было. Я вырезал из микропористой резины кольца-ложементы, закрепил их на баке клеем.

И все это добро притянул к днищу фюзеляжа нейлоновыми хомутами. Получилось надежно, и без жесткого контакта с фюзеляжем.

Крыло

Сначала нужно увеличить отверстие для серво. Я воспользовался острым ножом с тонким лезвием, затем края отверстия обработал надфилем. Разметил и просверлил в элероне отверстия под кабанчик, прикрутил его. Теперь элерон стыкуется с крылом майларовыми петлями, на каждую петлю капаю немного циакрина. Установил машинку. Ниток для протяжки проводов в крыле не было, но и без них провода свободно прошли сквозь отверстия нервюр под действием собственного веса. Смонтировал тягу. Тут все стандартно, с одной стороны вилочка, с другой – защелка. Ну и кусочки силиконовой трубки для фиксации. Вторая консоль собирается аналогично.

Стабилизатор и руль высоты

Вырезаю пленку в месте установки стабилизатора, примеряю (крыло установлено). Стабилизатор плотно входит на свое место, его плоскость параллельна плоскости крыла. Точность сборки фюзеляжа на высоте. Размечаю, где со стабилизатора надо снять пленку и готовлю место для серво. Модель допускает установку как двух серво (на каждую половину руля высоты), так и одной. В последнем случае половинки руля соединяются проволочной скобой. Моя аппаратура не имеет микшера элероны – руль высоты, поэтому серво будет одна. Поскольку цилиндр двигателя направлен вправо, серво руля высоты устанавливается в левый борт. Стабилизатор вклеиваю на смоле, тут важно не забыть вложить на место скобу и проконтролировать еще раз правильность установки стабилизатора. Теперь нужно разметить и просверлить в половинках руля высоты отверстия под скобу. Навеска руля высоты, установка кабанчика и тяги делаются так же, как при сборке крыла.

Руль направления и хвостовое колесо

Инструкция предлагает согнуть под прямым углом ось хвостового колеса и вклеить ее в отверстие передней кромки руля направления.

Я наивно полагал, что руль в этом месте усилен. И был не прав. Никакого усиления, только бальзовая передняя кромка толщиной с карандаш. На мой взгляд, это не надежно. Проделав в нижней кромке руля трапециевидное окно, я изготовил сосновый брусочек соответствующих размеров и вклеил его на смоле.

Когда смола застыла, выступающую часть бруска срезал и заклеил пленкой. Установил кабанчики и собрал, как показано в инструкции.

Серво руля направления

Работать ножом в фюзеляже было неудобно, поэтому место для серво я расширил бормашинкой. При закручивании саморезов фанерная площадка треснула в задней части. Усилил ее, наклеив снизу полоски 3-х миллиметровой фанеры. Качалку изготовил из стеклотекстолита толщиной 2 мм. Вообще-то хотел ее купить, но цена качалки почти три четверти цены стандартной серво. Отдавать такие деньги за кусок пластмассы и 4 винтика то ли совесть не позволила, то ли жаба задушила. На мой взгляд, такие детали должны входить в комплект. Но не входят. Честно говоря, стеклотекстолитовая качалка мне не нравится. Будет возможность, изготовлю другую из Д16Т.

Установка тросиков прошла без осложнений. Согласно инструкции, в кабанчики руля направления тросик продевается без вилочек или других деталей. Я так и поступил, практика покажет, насколько это надежно.

Основное шасси

На форуме данного сайта отмечалась склонность модели к капотированию. Чтобы уменьшить вероятность этого, под стойку шасси я подложил клиновидную деревянную прокладку. Ее толщина в задней части 3 мм, в передней – 0. Родные колеса с обтекателями ставлю только для фотосессии. Ровной площадки для полетов у нас нет, поэтому летать будут колеса большего диаметра.

Установка приемника и аккумулятора

Установка аккумулятора выполняется в последнюю очередь, когда остальные узлы модели собраны. Положением аккумулятора можно в небольших пределах корректировать центровку. Лучше, если аккумулятор находится как можно ближе к передней части самолета. Поместив аккумулятор у топливного бака, устанавливаю фонарь и проверяю центровку. Приятный сюрприз – центр тяжести модели находится именно там, где предписано инструкцией, 115 мм от передней кромки крыла.

Теперь аккумулятор можно закрепить. Я обернул его микропоркой и хомутами притянул к левому борту фюзеляжа – для компенсации веса несимметрично установленного двигателя. Положение аккумулятора определяет место установки выключателя бортового питания.

Приемник, упакованный в поролон, комфортно разместился за топливным баком под стеклопластиковой трубой. Над приемником установлен индикатор бортового питания. Антенна проложена внутри фюзеляжа вдоль левого борта, за фонарем кабины через отверстие в гаргроте выведена наружу и приклеена к фюзеляжу кусочками скотча.

Вес готовой модели без топлива – 2200 г. Совпадает с заявленным производителем. Нагрузка на крыло равна 59,6 г/дм2. Для пилотажки нормально.

И последний штрих, подрезав по длине и высоте коробку, я получил контейнер для хранения и транспортировки крыльев.

Облет

Первый полет состоялся в середине декабря. Приехали на поле, расчистили полосу. Толщина снежного покрова около 15см. Температура воздуха около нуля. Предыдущие модели я поднимал сам, сейчас доверил пульт владельцу 120-го ЯК-54. Моя модель, уменьшенная копия его Яка, да и как пилот он гораздо опытней меня.

Расходы установлены в соответствии с инструкцией, по всем каналам, кроме газа – экспонента 30%. Двигатель завелся сразу, после прогрева заработал устойчиво и ровно. Измерили статическую тягу. С винтом 13х6 на топливе с 5% нитрометана ровно 3кг.

Модель на полосе, двигатель сыто урчит. Пора в полет. Полный газ, короткий разбег и самолет просто прыгает в небо. Опасаясь капотирования, пилот слишком рано и сильно взял ручку на себя.

Расходы руля высоты оказались непривычно большими. Триммирование потребовалось только по тангажу, на среднем газу модель упорно шла вниз. Что интересно, такого же триммирования потребовал большой ЯК.

После нескольких минут полета пилот освоился и попробовал, на что способна модель. Петли малого и большого радиуса просто загляденье. Бочки на хорошей скорости не требуют подруливания. Полет на ноже без проблем. Банально звучит, но создается ощущение, что модель в воздухе чувствует себя как рыба в воде. Элементы классического пилотажа ЯК делает красиво и непринужденно Что касается 3D, запас тяги с мотором FL-70 маловат, поэтому на 3D никто и не рассчитывал.

Примерно на седьмой минуте полета была предпринята попытка висения. Подвесить самолет удалось, но не надолго – заглох двигатель. Перевод в пикирование, набор скорости, выход в горизонтальный полет. А запаса высоты совсем нет, развернуть самолет против ветра не удалось. Пришлось сажать по ветру. Одновременно выяснилось, что планирует модель крайне неохотно, видимо сказывается большая площадь миделя фюзеляжа. На высоте примерно метра от земли самолет зацепил крылом некстати подвернувшийся кустик и рухнул в снег. Вот так, первый полет – и сразу мини краш-тест. С нехорошим предчувствием подхожу, фотографирую.

На первый взгляд все цело. Поднимаю модель, осматриваю. Кроме погнутой стойки шасси, никаких повреждений. Крепкий аппарат. Материал стойки мягковат, разогнул ее без особых усилий. Если стойка будет гнуться при каждой жесткой посадке, придется заменить.

Чуть позже обнаружилась причина, по которой заглох мотор. Срезало резьбу выпускного патрубка в головке цилиндра. Если бы глушитель не уперся задней частью в капот, патрубок мог выпасть из головки. А поскольку часть выхлопных газов пошла в обход глушителя, давление наддува в баке уменьшилось. При висении смесь недопустимо обеднилась, это и привело к остановке двигателя.

В полевых условиях восстановить резьбу невозможно. Полеты пришлось прекратить.

Ремонт двигателя занял почти месяц. Был изготовлен новый выхлопной патрубок большего диаметра, нарезана новая резьба в головке и глушителе. Несколько полетов совершил мой более опытный товарищ, затем я тоже два раза поднялся в небо. Первые впечатления подтвердились полностью – модель способна на многое. А главное для меня, при небольших отклонениях ручек реакции модели плавные и предсказуемые. Конечно, это не тренер, но несмотря на мой небольшой опыт, управлять моделью – одно удовольствие. В то же время, при полном отклонении элеронов крутит бочки как… не хотел писать как вентилятор, но другого сравнения в голову не приходит. На ноже на полном газу летит горизонтально в половинном отклонении руля направления, если дать руль до упора – легко уходит в вертикаль. Другой вариант – РН до упора, газ – чуть больше половины. При этом полет на ноже горизонтальный. На форуме отмечалась склонность к штопорению при большом отклонении руля высоты, я такой особенности не отметил. Возможно, у меня расходы по рулю высоты не максимальные.

Из-за снега самолет несколько раз скапотировал на посадках, один раз даже перевернулся. Пережил он это варварство без повреждений. Сама посадка проблемы не составляет, главное – не снижать слишком скорость.

Из неприятностей отмечу плохую проклейку фонаря. У моего экземпляра после третьего полета лексан начал отрываться от фанерного каркаса. Проливка циакрином решила проблему. Рекомендую это сделать до первого полета. Появились трещины на капоте в месте выреза под головку двигателя. Усилил это место накладкой из стеклоткани на смоле. Еще отклеились нижние бобышки крепления капота. Вклеил их на смоле. Кстати, у большого Яка была такая же неприятность. В остальном все нормально.

Резюме

Вне всякого сомнения, модель стоит своих денег. На коробке есть фраза "Потрясающие летные характеристики". Судя по первому полету, так и есть. Конструкция модели легкая и прочная. Удобен доступ к аппаратуре. Самолет эффектен, его не надо прятать при хранении в квартире. Цветовая схема удачна, даже в хмуром декабрьском небе положение самолета хорошо различается.

Я получил именно то, что хотел. Возможности модели значительно превышают мои пилотские навыки. Есть чему поучиться. Иду мучать симулятор.

Самолет для обзора предоставил магазин Пилотаж.

Обсудить на форуме