Специальные цены   новые товары
Система Orphus

Pilotage Trainer, ДВС .45 ARF

Автор - Андрей Трощенков

Предисловие

Конечно, главное назначение тренера это обучать новичков полетам, но я, хотя и умею летать, привык держать в своем арсенале тренерочка. Скучно скажете? А мне тренер помогает вспомнить навыки пилотирования после долгой паузы, да и просто неспешно и спокойно полетать иногда хочется. Еще один плюс, тренеру не нужна взлетная полоса, т.к. он отлично стартует и с рук. И вот, после того как мой годовалый самолетик разбился, решил я купить ему замену. Критерий был один – нужна ДВС модель под 0.40-0.52 двигатель и недорогой. Тут и попался на глаза тренер от «Пилотажа».

Понравился внешний вид и цена. Еще понравилось, что модель пользуется спросом у покупателей, а это значит что товар проверенный. Решил купить этого тренера, а заодно и посмотреть, чего в нем такого хорошего. Забегая вперед, огорчу дотошных читателей. Я ничего не взвешивал и с данными на коробке не сравнивал. Зачем? Это тренер, чего тут кроить. Он или летает или не летает.

Технические данные, указанные производителем, мне вполне подошли:

  • Мотор – 2-х тактный 0.40-0.58 (куб. дюйма).
  • Размах крыльев – 1604 мм.
  • Длина – 1257 мм.
  • Масса – примерно 1520 г.
  • Площадь крыла – 42,7 кв. дм.
  • Профиль крыла – оригинальный симметричный.

Состав набора

Коробка - подарочный набор - не меньше! Упаковка имеет удобную ручку и подозрительно малые размеры. Неужто там все?!

Открываем. Внутри все что нужно. Все детальки, гаечки-винтики упакованы в пакетики. Причем гайки и прочий крепеж рассортирован по отдельным пакетикам согласно стадиям сборки. Т.е. если надо привинтить мотораму, то и берем соответствующий пакетик, где есть все для этого. Вообще набор просто излучает законченность и отсутствие каких-либо недочетов. Забегая вперед, скажу, что всего в точности хватило.

Единственно, что мне не очень понравилось, так это раскрас крыла. Как оказалось, есть два варианта - красно-белый (который мне больше понравился) и красно-синий (который мне достался). Но тут, как говорится, на вкус и цвет товарищей нет.

Что особо приятно набор имеет инструкцию по сборке на английском и (внимание!) русском языках. Причем русское издание лишь частично повторяет английский вариант. В русском больше фотографий, в английском - чертежей. В общем, эти два руководства дополняют друг друга и создают исчерпывающую картину по сборке самолета.

Что не входит в комплект, но потребуется для полетов

  • Четыре стандартные сервомашинки.
  • Передатчик и приемник с числом каналов не менее четырех.
  • Двигатель ДВС 0,40-0,52 куб дюйма.
  • Питание для приемника (борт), желательно индикатор зарядки борта.
  • Стартовое оборудование, топливо.

Сборка

Для сборки потребуются:

  • нож;
  • ножницы;
  • дрель и сверла;
  • циакрин, эпоксидная смола;
  • крестообразная отвертка;
  • пассатижи.

Описывать процесс и последовательность сборки, поверьте, нет никакой необходимости. Все предельно понятно. В ваших руках две инструкции, есть чертеж, а есть и наглядное фото. Расскажу лишь об особенностях сборки и комплектующих.

Распечатав набор, я пролистал обе инструкции и стал собирать модель. Качество изготовления, на мой взгляд, высокое. До этой модели у меня уже было два разных тренера, этот - явный фаворит. Лазерная резка – уже плюс. Фюзеляж выклеен из фанеры, которая имеет многочисленные окна облегчения. Вот откуда берется «монолитная» прочность. Киль и стабилизатор имеют такую продуманную конструкцию, что при их установке в фюзеляж они сами себя выравнивают и точно встают в предназначенные для них места. Не надо искать центры стабилизатора и киля и вымерять их расположение. Необходима лишь совсем маленькая корректировка углов. Вот это порадовало. Такая конструкция хвостового оперения особенно поможет тем, кто будет собирать модель впервые.

Даже если новичок не сможет правильно откорректировать углы установки стабилизатора и киля, огрехи будут минимальны.

Еще понравилось, что две половинки крыла идеально совпали друг с другом, даже прорезь под машинку управления элеронами получилась без искажений. Отлично продумано само место крепления машинки элеронов. Все детали собираются без подгонки, как конструктор «Лего», такую точность на недорогих моделях я встретил впервые.

Идем далее. Приводы рулей высоты и поворота выполнены просто и в тоже время очень функционально. Сам кабанчик (рычаг установленный на самом руле) - с регулируемым плечом, откручивая или закручивая держатель тяги, есть возможность регулировать расходы рулей (угол отклонения от центра). Это может очень пригодится тем, у кого аппаратура не позволяет регулировать расходы программно на пульте.

Для выравнивания длинны тяг, предусмотрены специальные соединительные поворотные элементы. Причем при креплении этих элементов к рычагу рулевой машинки я обнаружил, что они еще и самоконтрящиеся. Т.е. с каждым оборотом колесико закручивается все туже и туже. Поэтому клей для резьбовых соединений, который обычно используют при данном мероприятии вам не понадобится.

В общем, до сего пункта сборка вызывала только восторг - так все точно и четко совпадало! Но тут возникли некоторые но... Самое трудное для меня было вставить в переднюю стенку резьбовые гайки-грибки для крепления моторамы. Приходилось просовывать пальцы сквозь маленькое отверстие, для того чтобы воткнуть изнутри гайку на свое место. В принципе, такое неудобство не является недостатком. Написано - двигатель от 0.40 до 0.58, поэтому и расстояние между стойками моторамы разное, вот почему производитель не установил грибки заранее. Тем не менее, двигатель даже большого размера (0.52) встал на место без каких либо доработок.

Возникли сомнения и по поводу правильности установки топливного бака. Поначалу хотел поставить его как в инструкции, но, подумав, решил не рисковать и чуть доработать узел. Случается так, что жестко установленный топливный бак сильно вибрирует и взбивает в топливе пену, а это влечет за собой нечеткую работу двигателя. Чтобы этого не происходило, я наклеил на каждую стенку отсека под бак по полоске поролона. Толщину полосок подобрал так, чтобы бак вставлялся с небольшим усилием. На этом какие-либо переделки в конструкции кончились. Далее я тупо (не привлекая свой опыт) собрал модель по инструкции, установив расходы рулей, как сказано в руководстве.

В фюзеляже полно места и для сервоприводов, и для приемника, и для аккумуляторов. Места под сервоприводы выполнены очень аккуратно.

Выкос двигателя вправо не делал. Кстати, в английской инструкции про это ни слова, а в русской есть пункт требующий установить прокладку под левый кронштейн моторамы. Если приглядеться, то видно, что передняя стенка фюзеляжа уже отклонена. Как потом оказалось, необходимо сделать выкос двигателя вниз, т.к. при установке по инструкции он смотрит немного вверх. Это легко сделать, подложив шайбы под верхние точки крепления моторамы.

Первый полет

Погода как назло испортилась. Было пасмурно и дул порывистый ветер, но это меня не остановило. Поскольку нормальной взлетной полосы рядом нет, я обычно пускаю модели с рук. Шасси я не устанавливал, т.к. сажать предполагалось на траву.

На двухтактный мотор 0.52 я установил винт 10Х6 (специально поменьше). Итак, все готово. Последняя предстартовая проверка работы всех рулей. Завожу и чуть прогреваю мотор, проверяю режимы его работы. Убавляю газ, беру модель рукой за фюзеляж под крылом. Поднимаю над головой и даю полгаза. Далее небольшой, но уверенный толчок рукой и модель пошла. Летит! Набрав скорость, модель стала стремиться ввысь. Приходится много триммировть руль высоты, направляя его вниз. Поработав газом, понимаю, что двигатель явно вытягивает модель вверх, нужно переставить мотор, т.е. направить его чуть вниз. Конечно, в этот день я отлетал и так, но после откорректировал положение мотора. Можно было замикшировать газ и руль высоты, но в данном случае перекос был достаточно велик.

Поведение модели в воздухе просто отличное. Перейдя на спокойный и медленный полет, я обнаружил, что модель весьма устойчиво летает и на 1/3 газа моего мотора. Причем отзыв на рули отличный. При ветре 3-5 м/с, сбросив газ до минимума, модель можно вообще заставить лететь на месте как планер. Бочки и петли модель делает без проблем. Даешь ? газа и вертишь сколько хочешь. Свалить модель в штопор мне вообще не удалось. Даже при полной потере скорости тренер парашютирует, но не валится на крыло.

Посадка не вызывает каких-либо проблем. Глушим двигатель и спокойно планируем. Дальше перед землей, как и положено, подбираем понемногу ручку высоты на себя (снижаем скорость) и модель плавно садится на траву. Несмотря на тяжелый двигатель, модель отлично планирует. Единственное, чего стоит опасаться, так это резких виражей без мотора. В штопор самолет не свалится, но просаживается прилично, и если запаса высоты нет, может случиться страшное.

Резюме

В общем моделью доволен. Качество пленки-оклейки отличное, все ровно подогнано, даже наклеенный декор четок и ровен. Фюзеляж прочный, за него можно спокойно держать модель при запуске с рук не опасаясь, что он вот-вот треснет. За все мои 12 посадок на траву модель ни капельки не пострадала. Многие оспорят жесткое крепление крыла на тренере, но у каждого крепления есть и минусы и плюсы. Причем никто не запрещает переделать крепление на резинки. Просто не вкручивать винты, а притягивать крыло через фюзеляж резинками и все!

Что касается мотоустановки, то она уверен, может быть и слабее, чем заявлено. Думаю, модель будет отлично летать и с 0.32 мотором, хотя конечно могут быть небольшие проблемы при взлете с рук.

Советую новичкам на первых порах запускать модель с рук и на поле с высокой травой или глубоким снегом (без наста). Тогда шанс убить модель будет очень мал. Поскольку модель отлично планирует можно тренироваться в пуске с рук как с выключенным мотором, так и с работающим 1/3 газа. При такой маленькой скорости с этим самолетом вообще мало чего случиться может.

В общем, самолетик мне понравился. Отличное качество исполнения и летные характеристики. Самолет, безусловно, стоит своих денег. А красивая упаковка и наличие русского языка в инструкции делает его и отличным подарком начинающему пилоту. Есть где применить фантазию и бывалым. Фюзеляж просторен и ничто не мешает установке, как камеры, так и люка для парашютистов.

Самолет для обзора предоставил магазин Пилотаж.

Обсудить на форуме