Pilotage SU-31 EP ARF

Автор - Юрий Пикин (yra omsk)

Вступление

В начале «летной» карьеры, модели самолетов на электро тяге мною вообще не рассматривались. Начинал обучение на ДВС-ах. Был изготовлен тренер, который «благополучно» через некоторое время начальной летной подготовки потерпел катастрофу…. Разобрав ошибки и поняв, что пилотировать так толком и не научился, было принято решение, не теряя времени на постройку, приобрести ARF набор тренера под имеющийся двигатель. Скажу сразу, хотелось пилотажку, но более опытные моделисты вовремя остановили и, как оказалось в дальнейшем, спасли не купленный мной пилотажный самолет!

Шло время, наконец-то появились навыки пилотирования, вот тогда я и стал задумываться, а не купить ли мне электро самолет. Что не говори, а в этом есть свои плюсы: маленький размер, можно выбрать более ограниченную площадку для полетов, например, школьный стадион, сокращается время подготовки к полету до нескольких минут, да и послеполетные сборы. В общем, решено! Перебрав несколько предложений, был приобретен пенопластовый биплан BIG TIGER MOTH W/EPS400C фирмы GWS. Собрав модель и облетав на школьном стадионе, я понял все прелести электричек. Но к сожалению, век его был не долгим, из-за особенностей конструкции в полете выпал лонжерон вследствие чего сложились крылья, лонжерон из углепластика приклеивался снизу крыла.

Собрав остатки, я уже не мог отказаться от электричек, и стал выбирать новую модель. Мой выбор пал на SU-31EP, электро, ARF. Честно говоря, при выборе я больше руководствовался своим отношением к прототипу этой модели, чем советами…

Модель имеет следующие ТТХ:

  • Длина: 747 мм.
  • Размах крыла: 941 мм.
  • Площадь крыла: 14.8 дм 2.
  • Рекомендуемый полетный вес: ~ 450-540 г.
  • Тип двигателя: бесколлекторный двигатель 400-й.
  • Для управления необходима аппаратура минимум на 4 канала.

Итак, первое знакомство!

Наконец получена долгожданная посылка. Первые впечатления после вскрытия коробки были положительные. Все упаковано в отдельные пакетики, закреплено скотчем, чтобы не болталось при транспортировке. Две инструкции на русском и английском языках. Проблем со сборкой не предвиделось никаких.

В начале осматриваю все детали модели, фюзеляж, крылья, хвостовое оперение, все собрано без замечаний, оклеено пленкой, в общем, нареканий нет. Особо хочется обратить внимание на стеклопластиковый капот, покрашен просто изумительно!

Сборка модели

Вклейка элеронов, руля высоты и направления производилась на 5-минутку, и никаких осложнений не вызвала, ушло на это максимум 20 мин. Следующим этапом собираю хвостовое оперение. Тоже без проблем, все садится на свои места и дополнительной подгонки не требует, еще 20 мин.

Итак, перехожу к самому ответственному этапу - установке крыла. В модели крыло разборное, состоит из двух половинок и имеется возможность снимать их для транспортировки. Соединение происходит лонжероном, пропущенным через фюзеляж, в консолях имеются пазы. Вот тут то и возникла проблема. Правая консоль не хотела вставать на место. Не попадала в паз на фюзеляже, где-то на 1,5 мм. После детального обследования выяснилось, что в наборе оказалось две левых консоли (!), но обтянуты пленкой были под раскраску как левая и правая. Не долго думая, обрезаю лонжерон на 1,5 мм с верху, и приклеиваю отрезанную часть с низу см. рис:

Следующий этап сборки - установка рулевых машинок. Из-за неприятности с крылом место под РМ на левой консоли крыла находится снизу, а на правой - сверху! Переделывать не стал, в принципе какая разница? Да и в небо уже хочется…. Еще небольшая, если можно так сказать, неприятность оказалось в том, что длина тяг на рули высоты и направления сделаны без запаса, и крепление к кабанчикам нельзя выполнить, как на крыле, методом изгиба проволоки. Ну не беда! Припаиваю проволочку для фиксации тяги:

Далее устанавливаю силовую установку.

Т.к. решено установить бесколекторный двигатель и регулятор феникс 25-й (мягко скажем не «рекомендованная СУ»), штатная моторама не подошла. Усиливаю передний шпангоут, мотораму изготавливаю нехитрыми движениями ножа из упаковочного поролона, с вклеенными рейками для крепления двигателя и придания жесткости конструкции. Получилось вот что:

На все уходит около часа. Для склейки применялась та же пятиминутка и клей «Момент».

Итак, модель собрана. Далее регулирую отклонения элеронов и рулей высоты и направления. Т.к. на крыле установлено две РМ, ввожу режим флаперонов, больше из фарса, чем из необходимости. При взлете и посадке на таких маленьких моделях этот режим практически бесполезен, ну раз есть возможность надо испытать. Аккумулятором выставляю ЦТ, благо места в нутрии фюзеляжа предостаточно для его перемещения, по мануалу 60 мм. Вот и все! Самолет к взлету готов.

Полеты

Первый испытательный полет состоялся 23 февраля! Знаменательная дата! Ближе к вечеру дождался практически полного штиля, прошел предполетную подготовку:

Все проверено самолет к взлету готов! Выруливаю на взлетку…

Плавно прибавляю газ, Су-31 начинает разбег, слегка подруливаю по направлению и вот отрыв! Ручка газа процентов на 60! Запас мощности – супер, чего и добивался установкой мощного двигателя! И вот он в небе:

Раскраска самолета очень хорошая, положение в воздухе видно замечательно, ракурс не теряется. Вот управление получилось можно сказать на пределе. Чувствительность по крену и тангажу большая, управляется небольшими движениями. Чувствую, посадка на полосу может закончиться аварией, а жалко хлопнуть в первом полете! Было принято решение сажать в снег,. Но все обошлось…

Во втором полете были уменьшены расходы элеронов на 1 мм, и перенесена центровка где-то на 1 см. вперед. Хочу заметить, первый полет длился минут пять. Второй без зарядки аккумулятора (литий 2 а/ч) - около 6 минут. Неожиданно наступает отсечка двигателя по напряжению, сбрасываю газ до «0», перевожу на плавное пикирование, газ на 50% от положения отсечки. Су-шка переходит на моторное планирование, тяги хватает, можно спокойно зайти на посадку по кругу.

Внесенные изменения принесли свои плоды, самолет стал управляться более устойчиво, уже можно покрутить пилотаж. Бочки получились немного размазанные, ну ничего, надо привыкнуть, потом можно будет и увеличить расходы элеронов. Из-за увеличенного взлетного веса (760 г), самолет получился скоростным. При потере скорости срыв наступает практически без видимых предпосылок. Отсюда вывод - летать на скорости, эксперименты лучше проводить на высоте, чтобы имелась возможность спокойно набрать скорость и вывести из пикирования.

После нескольких посадок сломался подпиленный мною лонжерон. Не долго думая, изготавливаю новый из деревянной линейки. В крыле пропиливаю пазы под новый лонжерон рядом со штатным, и приклеиваю намертво! Разбирать в принципе мне нет необходимости, да и возится долго не хочется.

Особое внимание хочу обратить на крепление шасси. Сделано очень продуманно и крепко, чего не наблюдается у большинства электричек. Переносят грубые посадки, без которых в начале не обойтись.

Итог

Самолет очень красив и качество сборки тоже на высоте, большое сходство с оригиналом, как по внешнему виду, так и по раскраске.

Не стоит брать как второй самолет, управлять таким аппаратом должен человек имеющий опыт, лучше, если он у Вас будет третьим после тренера и пилотаги.

После некоторой тренировки самолет становится послушным, реагирует на каждое движение моментально, пилотирование начинает приносить неизгладимое удовольствие.

Минусы, которые могли бы омрачить первые впечатления о самолете, в ходе эксплуатации не выявились.

Самолет для обзора предоставил магазин Пилотаж.

Обсудить на форуме