Специальные цены   новые товары
Система Orphus

Pilotage Spitfire EP/25 ARF

Автор - Анатолий Проскура (Rubiroid)

Введение

Радиоуправляемая полукопия самого известного британского истребителя Второй Мировой войны Супермарин Спитфайр. Spitfire, разработанный Реджинальдом Джозефом Митчеллом, был выдающимся истребителем, сочетающим абсолютную завершенность форм с пилотажными качествами. Британские пилоты на своих отечественных истребителях давали достойный отпор фашистским ассам. После прямого обращения Сталина к Черчиллю, в октябре 1942 г. этот самолет поставлялся в СССР. Некоторые из них действовали вдоль черноморского побережья Кавказа, другие защищали Москву.

В конструкции радиоуправляемой модели Spitfire EP/25 предусмотрена возможность установки калильного двигателя объемом 4-5 кубических сантиметров, или бесколлекторного электромотора серии «Pilotage DT-37хх» (или его аналогов).

В свете все более развивающегося в нашей стране направления - RCмасштабный воздушный бой, было принято решение взять такую модель для ознакомления с летными характеристиками и обзора.

ТТХ

  • Длина: 1045 мм.
  • Размах крыла: 1234 мм.
  • Площадь крыла: 25.8 дм 2
  • Полетный вес: ~ 1512 г.
  • Тип двигателя: двухтактный .25-.32, или бесколлекторный серии DT-37хх.

Комплектация

В комплект входят:

  • фюзеляж, крыло (консоли уже склеены) и оперение бальзовой конструкции, обтянутые пленкой покрашенной в цвет прототипа;
  • стеклопластиковый капот, прозрачный фонарь кабины;
  • два варианта моторамы - под ДВС и под электродвигатель;
  • бак, детали шасси и управления;
  • инструкция.

Касаемо выбора силовой установки - он был предопределен целью обзора, ну и все-таки это боевой истребитель и рев ДВС в полете будет не лишним.

Для модели рекомендован двухтактный двигатель объёмом .25-.32. Радиоуправление четырехканальное в варианте ДВС с четырьмя сервомашинками типоразмера мини. Вот что было приготовлено для модели:

  • Двигатель: МДС-28КУ.
  • Винт: 9Х6.
  • Аппаратура радиоуправления: Hitec Flash 5 FM.
  • Сервомашинки: 4 шт. Hitec-422 (увы, были только микро и стандарт).
  • Приёмник Hitec 555.
  • Бортовой аккумулятор: 4.8 вольта, 600 мА/ч.
  • Бортовой выключатель с разъёмом для подзарядки.
  • Кок диаметром 52 мм.
  • Набор инструментов для сборки.
  • Циакрин.
  • Эпоксидная смола, 30-минутная.

Иллюстрированная инструкция достаточно подробно отражает этапы сборки самолета. К тому же, магазин предоставил вариант руководства по сборке на русском языке.

Сборка

Сборка проста, так как все уже подготовлено производителем - прорезаны пазы для петель, подготовлены отверстия для крепления моторамы и собрано крыло. Единственное, что нужно не забыть, обрезать пленку в местах приклеивания киля и стабилизатора к фюзеляжу. Так как зализы крыла на фюзеляже выполнены из картона, рекомендую покрыть их метанолостойким лаком, естественно в варианте ДВС. Краска, которой окрашена пленка, достаточно термостойка, поэтому без проблем все провисы устраняются с помощью утюга.

Сервоприводы. Как я уже указал, были в наличии микро и стандарт, а панели в модели рассчитаны на мини. Конечно это не рекомендация, а вариант. Штатные панели были аккуратно извлечены, а на их место, без проблем, установлены новые под стандартный типоразмер. Это добавило немного веса модели, но избавило от лишних расходов. Правда, на газ нужно было поставить микро, но сын по инерции панель сделал под стандарт, а труд детей нужно уважать и поэтому я решил, что лишние 30 г существенно не ухудшат летные характеристики. Все тяги, которые были в комплекте, без проблем, подошли под данную «модернизацию».

Нюансы

1. Крышка топливного отсека (силовых аккумуляторов) в варианте ДВС потребовала доработки. Выступы фиксаторов на полушпангоуте крышки упирались в бак и не давали возможности установить ее на место. Поэтому они вместе с фиксаторами были удалены, а новые фиксаторы (отрезки стальной проволоки диаметром 2 мм и длиной 10 мм) вклеены в просверленные отверстия вдоль нижних стрингеров крышки. Соответственно ответные отверстия были просверлены в шпангоуте фюзеляжа.

2. На стойке хвостового колеса не предусмотрен упор в разгрузочную пластину, поэтому возможно повреждение руля направления. В качестве упора я использовал гайку М3, которую предварительно припаял на стойку. Можно в качестве упора использовать фиксатор колеса под ось 2 мм. Передние стойки устанавливаются без проблем, вот только оси колес излишне длинны.

3. Считаю, что в инструкции указана слишком задняя центровка. Рекомендую, особенно на начальном этапе, установить центровку модели не более 20% САХ, что и подтвердилось в полете.

В небе

Зима в этом году выдалась на славу. Летать ходили, невзирая на морозы, а Spitfire все ждал какого-нибудь подобия ВПП. Но, увы, сроки жали, да и терпение было на пределе. Поэтому было принято решение в ближайшие выходные взлетать с рук.

Ну, вот мы и на поле. Проверили аппаратуру и, поколдовав немного с двигателем, все-таки за бортом -15, взлетаем с рук. Модель на удивление без особых завалов ушла в небо. Скорость полета достаточно большая, триммирование практически не понадобилось - так, пару щелчков по элеронам. Реакция на ветер незначительна. Модель очень верткая, а фигуры выполняет ну точно как настоящие истребители в фильмах про Отечественную. В силу своей камуфляжной окраски, тяжело «читается» в небе, поэтому нужно быть на чеку и далеко не отпускать.

В первом полете двигатель заглох в воздухе и посадку совершал вынужденно. Самолет достаточно уверенно планирует и не имеет тенденции к потере управления. В снег, правда, слегка зарылся, но без последствий.

Второй полет проходил более планово. Посадку выполнял с работающим двигателем, и в принципе будь полоса, я думаю, особых трудностей посадка не вызвала. Но это предположение. Сезон только начинается и как только в полях сойдет снег, обязательно облетаем с ВПП.

Заключение

Spitfire в небе очень похож на настоящий истребитель. Смотрится красиво как на земле, так и в воздухе.

  • хорошая, легкая в сборке модель, качество на должном уровне при невысокой цене;
  • возможность оснащения двумя типами силовой установки;
  • пилотирование модели требует начального опыта.

Как минусы можно отметить:

  • крышку, про которую писал;
  • очень хрупкий капот, как говорится - руками не браться;
  • ну и, наверное, применение сервоприводов типоразмера мини. Модель позиционируется для начинающих пилотов, а большинство из них, купив комплект аппаратуры, имеют в наличии стандартные.

Самолет для обзора предоставил магазин Пилотаж.

Обсудить на форуме