Специальные цены   новые товары
Система Orphus

Pilotage Katana 40 ARF

Автор - Валерий Севастьянов (seva7)

Технические характеристики:

  • Размах крыльев 1400 мм.
  • Длина 1460 мм.
  • Площадь крыла 48,3 кв.дм.
  • Вес 1980 г.

Для сборки потребуется:

  • радиоаппаратура минимум 4 канала;
  • 5 рулевых машинок;
  • 4 удлинителя для рулевых машинок - два длинной 200 мм для крыльев (или один Y-кабель, если аппаратура 4-х канальная), два длинной 450 мм для приводов рулей направления и высоты;
  • двигатель .40 – .58 двухтактный, или .50 - .72 четырехтактный;
  • кок.

Как все это начиналось

Это любовь с первого взгляда, не претендуя на истину в последней инстанции, как говорится на вкус и цвет…, но мне кажется, именно так должен выглядеть красивый самолет, который красиво летает. Увидев фото в предложениях для обзора, не раздумывал ни секунды, ради этого летательного аппарата я готов на все.

Так получилось, что долгожданную коробку с комплектом я получил как раз 30 декабря. И был поражен размерами упаковки, в автомобиль она влезла только после того, как были сложены задние сидения. Жена грустно покачала головой, понимая, сколько жизненного пространства будет занято в квартире, но ничего не сказала - подарок на Новый год. Как же хотелось сразу начать собирать все это в единое целое, но на следующий день начиналось празднование, и мы должны были уехать для встречи праздника к друзьям за город. Если бы вы знали, какие чувства переполняли меня. Я здесь, а дома в коробке лежит красасавец-самолет, руки чесались, ожидая, когда начнется сборка. Единственное, что я смог взять с собой - это инструкцию по сборке, которая имеется в 2-х экземплярах. На английском языке руководство занимает пять страниц, а на русском только четыре. Почему-то отсутствует страница с рекомендованными производителем первоначальными углами отклонения рулевых поверхностей. Инструкция - единственное, что было у меня в эти долгие восемь дней, поэтому изучил ее вдоль и поперек. Сами понимаете ничего особенного там не написано, ну а то, что все плоскости должны быть параллельны и перпендикулярны, мы знаем и сами.

Какие же долгие эти новогодние праздники и горесть разлуки пришлось собственно топить в вине!

И вот наконец, праздники закончились, можно приступать к сборке этого чуда.

Первое знакомство

Качество изготовления модели на очень высоком уровне, и не только сборки, все детали вырезаны лазером, да и вся ажурная конструкция фюзеляжа вызывает уважение и восхищение. Крыло цельное с развитыми профилированными элеронами. Когда-то, лет пять назад, когда я появился на Ходынском поле с учебным верхнепланом, у которого рули высоты и направления крепились ленточками из ткани, приклеенными в шахматном порядке (так мы делали в авиамодельном кружке в далеком пионерском детстве), один из моделистов, умилившись увиденным, посоветовал купить любой АРФ, именно для того, чтобы иметь представление, как строят и какие материалы применяют теперь. По моему мнению, данный образец как раз очень хороший пример для этого. До Катаны у меня были limbo dancer от Ripmax и Dazzler от Great Planes - безусловно тоже достойные модели, но этот самолет меня просто восхитил. Первое, что сразу бросается в глаза и удивляет, это размеры самолета. Все предыдущие модели 40 размера смотрелись, да и были, меньше.

Сборка

Сборка собственно проста, так как все уже подготовлено производителем - прорезаны пазы для петель, намечены отверстия для крепления моторамы, даже проложена леска в консолях, чтобы не мучаться с протяжкой проводов. Единственно, что нужно, не забыть обрезать пленку в местах приклеивания киля и стабилизатора к фюзеляжу и вставить проволочную скобу для соединения половинок руля высоты. Для чистоты эксперимента фурнитура, вложенная в коробку, была полностью использована на модели.

Первый вопрос, который возник, это установка петель крепления рулевых поверхностей. В комплекте идут майларовые петли. Я же всегда ставил шарнирные, как мне кажется более надежные, но здесь решил ни чего не менять если производитель рекомендует, то пусть будет так. Удобнее всего вклейку таких петель производить так называемым медленным циакрином, чтобы иметь время коррекции в случае неправильной установки, и тогда никаких трудностей не возникает. Правда настораживает усилие, с которым отклоняются рули, все-таки с шарнирными петлями оно гораздо меньше.

И откровенно слабое место в комплектующих это стопоры колес шасси, которые выполнены из алюминия. Попытка посильнее затянуть их на оси закончилась тем, что резьба сорвалась. Поэтому рекомендую сразу заменить их стальными, особенно на хвостовом колесе. Сами же колеса из т.н. легкой серии, что приятно.

Второй вопрос, возникший в процессе сборки, это управление заслонкой карбюратора. Не смог себя заставить установить стандартную машинку на газ, так как считаю, что здесь вполне справиться серва с меньшими размерами и весом. Также не стал использовать г-образную тягу идущую в комплекте – поставил наконечники с шариками. Сам двигатель встал без проблем, передний шпангоут уже имеет выкос вправо, что тоже плюс.

На модель были установлены: четырехтактник АСП -61 с винтом 12х4, стандартные машинки на все каналы кроме газа, семиканальный приемник. Для получения центра тяжести в месте указанном в инструкции (130 мм от передней кромки крыла) пришлось всю аппаратуру сдвинуть назад. Кроме этого установлен индикатор бортового питания, и гироскоп на канал элеронов.

Единственное место, где придется пофантазировать, это капот. Здесь все зависит от вас - какой двигатель вы будете использовать, как станете выводить глушитель. В моем случае пришлось прорезать; окно для клапанной крышки мотора, т.к. он немного выходил за габариты капота, отверстия для вывода выхлопных газов, и для присоединения накала свечи.

После окончательной сборки решил подтянуть немного провисшую пленку. Операцию эту выполнял утюгом. При натяжке надо быть осторожным т.к. большую площадь занимают наклейки. Нужно выбрать оптимальную температуру, чтобы и пленка натягивалась, и наклейки не коробились.

Заключительный этап сборки - ставим крыло на место, проверяем центр тяжести и взвешиваем. Весы показывают 2600 грамм.

Полет

Наконец-то погода дала шанс испытать модель в воздухе. Температура на термометре -7, ветра практически нет. Последняя проверка перед взлетом. Все расходы установлены в соответствии с инструкцией - элероны 70 мм, руль высоты 32 мм, руль направления 56 мм. На пульте включена функция флапперонов и задействован микшер с рулем высоты. Экспоненты на тангаж и элероны -30, на руль направления -35.

Самолет после короткого метров 10 разбега отрывается от земли. Уверенный набор высоты. Полет проходит на высоте метров 50 м. Один щелчок триммера элеронов влево и можно отпускать ручку - летит как по рельсам. Разворот, пробую бочку. Даже с расходами, установленными для первого полета, фигура получилась очень энергичной. Следующая на очереди обратная петля, которая выходит немного большего радиуса, чем ожидалось. Попытка зависнуть на винте показала, что висеть возможно, но уйти свечой в небо не выйдет. Вообще от поведения модели в воздухе веет какой-то солидностью, все фигуры выполняются в полгаза на средней скорости и выходят какие то очень правильные и четкие. Ну, собственно пора выполнить главный маневр - посадку. Вот тут получилось не очень гладко. При сбросе газа до холостого хода двигатель заглох, высота при этом была метра три, казалось что все нормально и самолет спланирует на полосу, но в какой то момент модель опустила нос и не реагируя на руль высоты плюхнулась на шасси. Результат - разъехавшиеся стойки шасси и... опыт. Делаем следующие выводы, двигателя хватает, но в притык, безмоторный полет требует запаса высоты, точной работы рулем и практики.

Приехав домой с поля, и порывшись в Интернете, скачал для своего симулятора (Aerofly Professional) модель Катаны. По впечатлениям, при приземлении на холостом ходу ведет себя точно также как и в реале. Так что будем тренироваться и ждать летной погоды.

Резюме

Обобщая впечатления, могу сказать следующее:

  • данный набор имеет очень хорошее соотношение цена/качество;
  • в небе самолет может многое, главное чтобы мог пилот, но рекомендовать его начинающим не буду опыт пилотирования должен быть;
  • и все-таки правильно говорят - красивый самолет красиво летает.

Долго думал, что отметить как минусы. Ну, пусть будет качество фурнитуры, хотя не могу я говорить об этом самолете плохо - у меня к нему любовь.

Самолет для обзора предоставил магазин Пилотаж.

Обсудить на форуме