Специальные цены   новые товары
Система Orphus

Pilotage Extra 300/46

Авторы - Максим Кузнецов, Никита Притугин, Андрей Притугин

Вместо предисловия

Большинство моделистов начали свой путь в небо на «тренере». Конечно, были, есть и будут романтики, начинающие сразу с полукопий. Но их модели, по обыкновению, долго не живут, и многим поумневшим романтикам волей-неволей приходится вернуться к «классическому станку». Обычно «тренером» является высокоплан с мотором .40 класса, несущим профилем крыла и носовой стойкой шасси. Такая модель устойчива, прочна, выдерживает грубые посадки и даже удары о землю, а в случае поломки неплохо ремонтируется. Как правило, пилот быстрее «вырастает» из своей модели, чем она отправится на помойку. Для получившего некоторый опыт моделиста, достоинства «тренера» обращаются в недостатки. Крыло с положительным V не дает четко выполнить бочку, а также постоянно норовит вывести модель в горизонт из виража, несущий профиль мешает летать «на спине», а малые площади рулей и элеронов не позволяют «позажигать» как следует.

В этой ситуации логично продать «тренера» на «барахолке» или подарить его менее опытным коллегам, а взамен приобрести что-нибудь «погорячее». Покупка полукопии спортивного самолета является в таком случае наиболее оправданным шагом, поскольку вместе с возросшими пилотажными способностями новой модели появляется шанс реализовать давнюю мечту о «копии». Разумеется, модель следует приобретать под тот же мотор .40, так как при этом для новой модели можно использовать часть оборудования, оставшегося от старой.

Так и произошло с моим приятелем Никитой Притугиным. Отлетав прошлый сезон на самодельном самолете и прилично раздолбав его под конец сезона, он попросил меня подыскать ему что-нибудь подходящее под оставшееся у него оборудование - мотор OSMax .50SX, 4 машинки HitecHS322HD, приемник и борт 4*1200мАч NiMH. Проделав небольшой marketingresearch, я натолкнулся в магазине «Пилотаж» на небольшую серию спортивных полукопий, как раз подходящего нам сорокового класса. В наличии были СУ-31, Giles-202 и Extra 300. Но уже через неделю, когда мы были готовы приобрести что-нибудь из этой серии, осталась только Extra. Ее мы и купили.

Перед тем, как приступить к описанию модели отмечу, что на разных этапах  ее сборки, отладки и запуска, кроме меня - Максима Кузнецова, принимал участие вышеупомянутый Никита Притугин, а также его отец и руководитель нашей лаборатории Притугин Андрей.

Описание модели

Рассказывает Андрей Притугин

Итак, купили мы модельку. Я сразу обратил внимание на довольно большую коробку, которая еле влезла на заднее сиденье моего Фольксваген - Гольфа. Большой размер коробки говорил о продуманном размещении частей модели внутри, с прокладками из картона или пенопласта между крупными деталями для обеспечения сохранности при транспортировке. Так оно, собственно, и было.

Данные модели Extra 300:

  • Размах крыла - 1450 мм.
  • Длина модели - 1250 мм.
  • Площадь крыла - 35,4 кв.дм.
  • Нагрузка на крыло - 76,3 гр/кв.дм.
  • Взлетный вес - 2600 гр.
  • Мотоустановка - .40-.50 2Т или .52 4Т.

Комплект модели:

  • Детали планера, обтянутые пленкой.
  • Стеклопластиковый окрашенный капот.
  • Фонарь из прозрачного лексана.
  • Основная и хвостовая стойки шасси с колесами.
  • Пакет с мелкими деталями.
  • Наклейки.
  • Инструкция.

После вскрытия коробки и осмотра всех деталей создалось впечатление, что модель делали две разные фирмы. Одна занималась планером, капотом и стойкой шасси, другая – мелочевкой.

Качество деталей планера, вырезанных лазером, аккуратно склеенных и обтянутых неизвестной, но очень качественной пленкой, безукоризненное.

Капот тоже тщательно выклеен, и покрашен так же хорошо, как и дюралевая стойка шасси.

Другая фирма, видимо, была не столь опытной, и ей доверили делать мелкие детали. Мелочевка оставила самое дурное впечатление. Усилитель лонжерона имел настолько явно выгнутую форму, что просился под заготовку для винта к КМД.

Тяги имели коромыслообразную форму. Наконечники (вилки) тяг  сделаны из пластика, который трескался при попытке завернуть тягу в наконечник. Но мелочевка, она мелочевка и есть. Эти маленькие недочеты не испортили общего хорошего впечатления о модели.

Сборка

Рассказывает Никита Притугин

Начал я с крыла. В принципе, собрал без проблем. При сборке возникла единственная сложная задача - изготовление нового усилителя лонжерона взамен кривого и не проклеенного, шедшего в комплекте. Новый я сделал из переклея авиационой фанеры со стеклотканью. Получилась прочнейшая конструкция толщиной 4 мм. А нужно 6. Приклеил к усилителю с боков еще две фанерки по 1,5 мм.  Стало 7. Не лезет. Пришлось сошкурить 1 мм. В результате получился усилитель, из которого, при желании, штык-нож к АК сделать можно.

Перед склейкой консолей обнаружилось еще одно  препятствие. Около корневых нервюр не оказалось отверстий для выхода проводов рулевых машинок. Отверстия пришлось прорезать, а чтобы не мучится с пропихиванием проводов, были протянуты нитки от ниш серво машинок до отверстий. При установке машинок я просто привязал концы ниток к разъему провода и вытащил его в отверстие.

Консоли крыла лучше всего склеивать эпоксидкой ЭДП с добавлением микросферы или  обычного зубного порошка. Это обеспечивает лучшее заливание щелей между консолями. Завершая склейку, приклеил на место пластину усиления под винты крепления крыла к фюзеляжу. Кстати, это не первый собранный мной ARF, но я до сих пор не могу понять, почему эту дополнительную пластину нельзя было приклеить сразу на заводе.

Навесил элероны на циакрине. Петли я оставил майларовые, шедшие в комплекте, так как считаю их значительно прочнее классических. Плюс, нет опасности потери штыря из петли в полете и, как следствие, устраняется возможность отказа управляемых поверхностей. Вилки поставил стальные, купленные отдельно. Машинки встали в ниши без проблем, вот только крышки ниш пришлось подгонять по месту индивидуально.

Перейдем к фюзеляжу. Собирать его легко и просто. При сборке не испытывал никаких проблем кроме одной. Для точной приклейки стабилизатора на место, сначала надо собранное крыло прикрутить к фюзеляжу, а потом вклеить стабилизатор. Это делается для того, чтобы стабилизатор был вклеен ровно. Киль вклеивается перпендикулярно установленному  стабилизатору.

При установке фонаря  обнаружился один изъян. Лексановую штамповку, из которой он сделан, видимо, немного сжали при снятии с горячей формы, и у нее сильно выпирали боковины. Проблема решилась путем оклейки по контуру фонаря двусторонней самоклеющейся лентой.

С тягами рулей, как Андрей отметил в описании модели, была беда. Они были страшно гнутые, и мне пришлось сделать новые из сосны 10*10мм. Кроме того, помучился и с их установкой в самолет, так как проволочные окончания тяг неоднократно приходилось гнуть, и они несколько раз ломались. Больше всего мешал предпоследний шпангоут - он сильно выпирал внутрь. Пришлось его немного подпилить. Рули, как и элероны, я поставил на майларовых петлях, штатные вилки также заменил на стальные.

С установкой электроники внутрь фюзеляжа проблем не было. Вот только вышла одна закавыка. Видимо, фирма-производитель имеет в своем прайс-листе некий выключатель борта, под который она и делает соответствующее гнездо в панели. Поскольку мне такой не попался, пришлось распиливать отверстие под выключатель, который у меня был. Но это еще не все. Оказалось, что мой выключатель не за что крепить, и я подклеил к отверстию две фанерки.

Следующим ответственным шагом был монтаж мотора. Для управления заслонкой карбюратора я приобрел самую обычную машинку HitecHS-311. Капот мотора на этой модели имеет впечатляющие размеры, и, на первый взгляд, проблем с установкой мотора быть не должно . Однако проблема меня все-таки подстерегла. Выход глушителя необходимо было сделать точно по центру нижней части капота. Уж тут-то я помучился! При разметке места установки моторамы  на переднем  шпангоуте  я все  никак не мог наметить верное ее положение. После нескольких бесплодных попыток нашлось простое решение. Сделав шаблон переднего шпангоута, я начертил на нем линии под требуемым углом в 30 градусов, наметил отверстия под мотораму,  просверлил их и перенес на шпангоут.

Капот мотора добрые китайцы предлагают закрепить на саморезы непосредственно в обшивку фюзеляжа. Я так и сделал на своей предыдущей модели. Но почти в каждом полете шурупы «уходили погулять» во время полета. Чтобы этого впредь не происходило, капот я установил на винты и вклеенные в фюзеляж специальные гайки – «грибки». Это и надежно, и капот можно безболезненно снимать для обслуживания мотора сколько угодно раз.

По окончании установки мотора осталось только закрепить на место шасси. Конструкция шасси, надо сказать, довольно продуманная, к тому же прекрасно подходит для «второй модели». Стойка шасси сделана из дюраля и покрашена в красный цвет. При грубых посадках дюралевая стойка, в отличие от карбоновой сразу не ломается. Крепится стойка к фюзеляжу в трех точках на «грибки». Колеса модели с шинами из микропоры закрыты стеклопластиковыми обтекателями и монтируются на полуоси. Крепление очень надежно, но остаются не симпатичные отверстия снаружи обтекателей. Я их заклеил кусочками подходящей по цвету самоклеющейся пленки.

Система управления

Рассказывает Андрей Притугин

Для весьма летающей модели, которой должна была оказаться наша Extra, особых изысков системы управления, по идее, не требовалось. Но пытливый моделист не мог так просто скопировать рекомендуемые расходы из инструкции и остановиться на этом. Не такое у нас воспитание. К тому же, я хотел наконец-то воспользоваться возможностями имеющейся у нас аппаратуры HitecPrism 7.

Во-первых, я установил одиночные расходы точно по инструкции. Затем добавил возможность раздельного включения двойных расходов элеронов и рулей. Я не собирался использовать двойные расходы в первом же вылете, но оставил возможность их включения на случай «нехватки» рулей на взлете.

Во-вторых, подключил функцию флаперонов. На Prism 7 эта функция пропорциональная и всегда есть возможность отклонить флапероны на требуемый угол.

Других настроек не потребовалось.

В небе

Рассказывает Кузнецов Максим

24 апреля мы, наконец, выбрались с «Экстрой» на полосу. Погода стояла дожде-мерзо-пакостная. К тому же ветер (правда, несильный) постоянно менял направление, затрудняя взлет и посадку. Не желая рисковать новой моделью в таких условиях, я попробовал, для начала запустить старый, проверенный, битый-перебитый Bf-109 от Kyosho. Попытка оказалась неудачной. Падение с высоты порядка 30 метров шансов модели не оставило…

Подобная неудача нас несколько обескуражила, и мы хотели прекратить полеты, тем более что дождь усилился. Но Никита храбро взял в руки пульт и попросил помочь ему с запуском мотора. Позавидовав мужеству героя, мы принялись заводить «Экстру».

После нескольких рывков стартером мотор завелся. Андрей немного «поколдовал» с мотором, которому явно не хватало оборотов. Сказывалось низкое давление воздуха - так всегда перед и во время дождя. На «всякий пожарный», проверили центровку. Все в норме, как в инструкции. Наши коллеги, бывшие на поле, в последний раз предложили Никите одуматься, но он уже занял место на старте.

После довольно длинного разбега модель легко взлетела.  Первые несколько секунд полета Никита триммировал модель. Все в норме. Полетав минуту по кругу, он вывел самолет параллельно взлетке. Внезапно «Экстра» начала заметно валиться влево. Никита отклонил элероны до упора, но модель упрямо валилась на левое крыло. Никита щелкнул расходами элеронов, переводя их в режим dualrate. Модель стабилизировалась. Сделав разворот, «Экстра» приблизилась к нам, и тут стало понятно такое странное поведение модели.

Дело в том, что при финишной отделке модели Андрей приклеил на ее консоли (сверху и снизу) довольно большие наклейки с эмблемой нашей лаборатории. От дождя одна из них начала отклеиваться, создав приличный кренящий момент. Поняв это, Никита увел модель на высоту и энергичной бочкой сорвал остатки наклейки с крыла. После этого осталось слегка оттриммировать уже нормальную в аэродинамическом плане «Экстру». Остальной полет прошел успешно. Никите удалось даже сделать несколько фигур.

Настало время посадки. В этот ответственный момент, мы вместе с нашими друзьями ушли с полосы на траву в самом ее начале.  «Экстра» приближалась. Прямо над нашими головами мотор остановился, и мы услышали тихий свист воздуха, рассекаемого крылом. Модель пролетела половину полосы, прежде чем коснулась ее. Но скорость была все еще велика. Почти без задержки проскочив свежую грязь, оставленную на полосе трактором, она приближалась к куче мусора, сваленной в конце взлетки добрыми местными жителями. Внезапно послышался странный звук и «Экстра» остановилась, как вкопанная. Оказалось, это Никита, не потерявший концентрации и прикинувший возможные последствия столкновения с кучей, вывернул флапероны до упора вверх. Набегающим потоком модель прижало к полосе, вызвав вынужденное торможение колес, что и было причиной странного звука.

Резюме

Учитывая высокое качество изготовления основных деталей модели, ее удачные конструктивные решения и прекрасные пилотажные качества, PilotageExtra 300 .46 можно смело рекомендовать моделистам, которые переросли своих «тренеров». Модель, на которой можно летать в столь некомфортных условиях, в условиях нормальных может продемонстрировать выдающиеся для серийных ARF пилотажные качества, и дать пилоту возможность полностью раскрыть свои способности.

Короче, «Лаборатория Полет-83» рекомендует.

Самолет для обзора предоставил магазин Пилотаж.

Обсудить на форуме