Специальные цены   новые товары
Система Orphus

Летающее крыло Swift II от MS Composit

Автор - Поцелуйко Владимир (Koshka)

Изрядно потрепанный в воздушных  боях  Toro 300 стал наводить на мысли о приобретении нового самолета. Конечно, с одной стороны, можно приобрести такой же, но с другой, мне всегда интересно попробовать какую-нибудь новую модель. Наиболее близкой по параметрам и геометрии оказался Swift II производства компании MS Composit - модель схемы летающее крыло сделанной из удивительно ударостойкого материала - ЕРР.

Первое что привлекло, это забавная раскраска модели - зеленые кляксы как будто стекающие с крыла на правой консоли и большая красная надпись Swift II на левой. Конечно, это не шедевр аэрографии, но выглядит гораздо приятней, чем «абстрактный сюрреализм», нарисованный на крыльях Торика. Остановив свой выбор на «Свифте», я невольно все время сравнивал внешний вид, размеры, простоту сборки, достоинства и недостатки этих похожих моделей. С нетерпением хотелось сравнить и их полетные возможности.

Итак. У Swift II размах крыла 810 мм, у  Toro - 930 мм. Свифт значительно меньше и по передней кромке имеет большую стреловидность. Хорошо это или плохо? Отмечаю для себя, что маленькая модель будет занимать еще меньше места на «подоконнике» заднего стекла моего автомобиля и вроде бы должна меньше весить. На легком Свифте зимой можно полетать в зале (на Торике летать в зале проблематично). А если превратить Свифт в бойцовую птичку, то мне, почему-то представилось, что с меньшим размахом бочки и виражи модель будет делать пошустрее. Сравним площади: у Swift II - 22 кв.дм, у  Toro – 26. Вес: Swift II – 300…320 грамм, у  Toro - 300…350. Мой добрый старый Торик со стандартным мотором, обтянутый скотчем весил с тремя полимерами емкостью 1500 мАч 380 г, а в бойцовом варианте с мотором Хайвольт и некоторыми изменениями в конструкции - 450. Обе модели в стандартной комплектации оснащены мотором Speed 300, редуктором 1:5 и воздушным винтом 8х6.

Достаем Свифт из коробки. Да-да, модель упакована в красочную коробку. Торики мне всегда попадались в целлофановых пакетах, не бог весть что, но гораздо приятней осознавать, что самолет при транспортировке из Чехии не валялся как попало в багажном отсеке, а лежал себе аккуратно в коробочке, которая оберегала его от деформаций и повреждений.

В комплекте: две консоли крыла с элевонами и «ушами» из ЕРР, трехсотый мотор с припаянной к задней стенке платой с конденсаторами (на Торике конденсаторы нужно припаивать самому), редуктор, точно такой же, как на Toro, боудены и кабанчики, пропеллер и моторама, которая явно менее жесткая, чем у крыла фирмы Telink.

Сборку я начал с крыла, предварительно увеличив отсек под имеющиеся у мня батареи. ЕРР не растворяется циакрином, поэтому процесс склеивания прошел сравнительно быстро. Я использую густой клей, который позволяет точно выставить консоли, проконтролировать отсутствие неправильной крутки и обязательное наличие обратного V крыла. На Свифте, если положить его на ровную поверхность, мотор не касается земли. Точно такое обратное V соблюдалось при строительстве Торо.

Приятных сюрпризов в процессе сборки Свифта было два. Элевоны у этой модели из  ЕРР. Их не надо навешивать, они сформированы в процессе резки консоли крыла, а в качестве шарнира служит тот же ЕРР, толщина которого в месте сочленения консоли с элевоном составляет примерно один миллиметр.  На Торике элевон, на мой взгляд, более правильной формы, но он  из голубого пенопласта, который боится циакрина, и рули приходится навешивать на армированный скотч.

Второй приятный сюрприз это наличие площадки усиления под кабанчик руля. Не бог весть какая сложная деталь, но отсутствие ее на Торо часто приводило к потере управления. При установке сервомашинок Рico оказалось, что не хватает длинны кабеля рулевой машинки, расположенной на левой консоли. Пришлось удлинять. Проблему крепления батареи и защиты сервоприводов конструкторы Swift II полностью доверили хозяевам модели. Для фиксации аккумулятора я сделал крышку из двухмиллиметрового гофрокартона, а для защиты рулевых машинок от повреждений, приклеил кусочки из ЕРР размером 25х15х5 мм.

Корпус редуктора на мотораме я зафиксировал каплями клея, иначе, как мне показалось, мотор можно потерять. В остальном, при сборке не возникало никаких проблем. У Свифта нет лонжерона, не надо заниматься навеской элевонов, всю модель можно собрать, используя только циакрин. Довести до летного состояния Свифт можно гораздо быстрее, чем Торо.

Усиливать или нет? Я наклеил армированный скотч только снизу модели и на переднюю кромку. А еще, чтобы не пачкать модель и не стиралась надпись с крыла, обтянул самолет прозрачным скотчем, предварительно спрыснув ЕРР  спреем  3М 77. При взвешивании оказалось, что Swift II с тремя полимерами 1500 мАч, приемником «Пилотаж», двумя сервомашинками GWS Pico весит 340 грамм.

Еще раз проверю центровку - 180 мм от носовой части. Ничего не пришлось двигать и догружать. Настраиваю в аппаратуре управления «дельтокрыло» и ограничиваю расход газа до 80% (для трехсотого три банки многовато). Включаю мотор на минимальных оборотах, и пока он катается, занимаюсь балансировкой винта. 10-15 движений наждачкой по внутренней поверхности более тяжелой лопасти уничтожили дисбаланс. Устанавливаю винт, даю мотору поработать на средних оборотах. Вроде ничего не греется и не клинит. Меняю банки и еду в поле.

Даю газ и, взявшись за консоль, отточенным на  Торике  движением бросаю Свифта в небо. Пара щелчков триммера на себя, один щелчок влево, и модель способна лететь с брошенными ручками. Мой «бойцовый» Торо уже давно не умеет так медленно летать. Легенький Свифт оказался на удивление приятным в управлении. Диапазон скоростей позволяет крутиться на небольшом пяточке со скоростью быстро идущего пешехода или сколько угодно долго бочками подниматься вверх, даже со штатным трехсотым. По сравнению с Ториком, показалось, что Свифт лучше крутит обратные петли и проще выворачивается со спины полупетлей. Наслаждаясь полетом стандартно собранного  Swift II, я поймал себя на мысли, что мне жалко превращать эту птичку в воздушного бойца. Конечно, Свифт не избежит модернизаций. Со временем он обзаведется бесколлекторником и «ушами» из гофрокартона, но пока, я думаю, ему стоит прописаться в машине, и летать на любых площадках в свободную минуту. Да и супруга все чаще стала просить порулить на Свифте, чего в нем нашла???

Самолет для обзора предоставил магазин Пилотаж.

Обсудить на форуме