Kyosho Spree Sports - классический oldtimer

Автор - Константин Бочков (Concord)

Почему Spree Sports

Знакомство с этой моделью началось с мысли, что пора попробовать самолет, построенный по классической наборной бальзовой технологии. До этого я имел дело только с пенопластовыми конструкциями, поэтому хотелось оценить весовые и эксплуатационные характеристики конструкции из дерева.

При нынешнем обилии модных Extra-подобных моделей, с их характерными "рублеными" формами, хотелось чего-нибудь плавного, обтекаемого, с эллиптическими обводами аэропланов довоенной "золотой эры" авиации. За самолетами той поры, как впрочем, и за автомобилями закрепилось название oldtimer. Модель Spree Sports фирмы Kyosho привлекла меня, прежде всего, своими гармоничными пропорциями. Как говорил один профессор МАИ своим студентам (а среди них был и я) - «что красиво для глаза, то хорошо для газа». Иначе говоря, красивый самолет и летает хорошо.

Модель выполнена в привычных для электрички габаритах - размах крыла около метра. Это значит, что для ее оснащения подойдут типичные для электричек компоненты бортового оборудования. Все детали крыла и фюзеляжа сделаны из бальзы или трехмиллиметровой фанеры с помощью лазерной резки и качественно собраны на циакрине. Фирма Kyosho позиционирует модель как тренер-низкоплан, поэтому она оснащена крылом с плосковыпуклым профилем и рулевыми поверхностями умеренной площади.

Основные характеристики

  • Размах - 996 мм
  • Площадь крыла - 16,6 дм 2
  • Длина - 675 мм
  • Взлетный вес - 660 г
  • Силовая установка - 380 мотор с редуктором с соотношением 1:1,7 и винтом 9х5"

Сезам откройся

Фирма предлагает два варианта отделки модели - бело-синий и бело-красный. Я выбрал последний, потому что он лучше различим при контрастном солнечном освещении. Отличное полиграфическое исполнение коробки помогает сделать этот выбор. В самой коробке каждая деталь упакована в отдельный полиэтиленовый пакет, кабанчики на рулях и элеронах закрыты пенопластовыми бобышками и все детали закреплены скотчем в соответствующих картонных ложементах.

В комплект набора входит коллекторный мотор с редуктором и воздушным винтом. Когда модель была впервые представлена в 2003 году, наличие в наборе коллекторного мотора было оправдано, но по прошествии 2-х лет ситуация революционно изменилась. Теперь большинство моделистов используют бесколлекторные моторы. С другой стороны, стоимость коллекторного мотора невелика и не сильно удорожает набор. А вот редуктор меня порадовал. Прочная разборная металлическая конструкция с бронзовыми подшипниками и съемной ведущей шестерней внушает уважение. Винт же напротив разочаровал. Он очень массивный, требует дополнительной балансировки и при аварийной посадке может привести к поломке значительно более дорогого редуктора.

Осмотр убедил, что вся комплектность соответствует инструкции. Качество обтяжки элементов конструкции хорошее, но одна из консолей крыла оказалась, к сожалению, кривой. Этот дефект нельзя отнести к недостаткам хранения или пересылки. Гладкая обтяжка говорит о том, что эту консоль повело еще во время изготовления. Хорошо, что этот дефект лечится повторной подтяжкой обшивки крыла.

Инструкция содержит подробное описание этапов сборки и настройки модели. Для тех, кто не владеет японским или английским языком, инструкция тщательно проиллюстрирована рисунками со значками технологических операций.

Весовая сводка

Перед сборкой я всегда взвешиваю основные элементы конструкции, чтобы оценить ее весовое совершенство.

Планер:

  • Фюзеляж - 90 г
  • Крыло (2 консоли) - 104 г
  • Стабилизатор - 27 г
  • Киль - 11 г
  • Шасси - 14 г
  • Капот - 11 г
  • Фонарь - 15 г

Силовая установка и оборудование:

  • Мотор 380 + редуктор - 110 г
  • Винт - 18 г
  • Регулятор - 15 г
  • Рулевые машинки - 3х10 г
  • Приемник - 10 г

Вес модели без аккумулятора - 455 г.

При использовании стограммового аккумулятора нагрузка на крыло составляет 34 г/дм 2. Это средний показатель для электролетов. После модернизации и применении легкого бесколлекторного мотора Hivolt удалось снизить вес модели без аккумулятора почти на 10%.

Из приведенных данных видно, что все детали набора (за исключением винта) имеют нормальный среднестатистический для подобных моделей вес, что в комплексе с отличной прочностью и жесткостью конструкции говорит о хорошем весовом совершенстве.

Сборка

Очень удивил способ соединения консолей крыла. Они просто склеиваются по корневым нервюрам эпоксидной смолой. Расчет показывает, что при высоте корневого профиля в 20 мм склейка должна выдерживать на разрыв, а верхняя обшивка на сжатие более 10 кг! Практика полетов впоследствии показала, что при правильной и аккуратной склейке консолей, такой способ соединения вполне надежен.

Крепление крыла к фюзеляжу на резиновых кольцах для тренировочной модели является типичным решением. В случае нештатной посадки со значительным креном резина должна спасти крыло от разрушения. Но вот что странно, крыло на этой модели вставляется в вырез, который полностью фиксирует его в продольном направлении, а значит, в случае аварии пострадает либо задняя кромка крыла, либо шпангоут фюзеляжа.

Шасси модели из 2-х мм стальной проволоки, оснащены колесами диаметром 40 мм из пористой резины. Они хорошо подходят для взлета и посадки на грунтовую полосу, но выглядят слишком громоздкими и несколько «утяжеляют» внешний вид модели. Стойка с деревянным вкладышем по инструкции вклеивается в паз фюзеляжа, но паз так плотно подогнан к стойкам, что я решил шасси оставить съемными, зафиксировав их скотчем.

Хвостовое оперение без особых проблем вклеивается в фюзеляж на эпоксидной смоле. Главное при сборке, строго выдержать симметрию относительно вертикальной плоскости модели.

Собственно на этом и заканчиваются все операции по склейке. Вот чем хорош ARF набор! Остается установить рулевые машинки, обкатать мотор и установить аккумулятор так, чтобы обеспечить необходимую центровку. Если с установкой сервомашинок на руль высоты и руль направления проблем не возникло, то с регулировкой элеронов справиться не удалось. Закаленная тяга отказалась разгибаться в предназначенном для этого месте и сломалась. Пришлось заменить обе тяги и смастерить фиксаторы из соединительных муфт для электропроводки.

Добиться указанной в руководстве центровки (53 мм от передней кромки крыла) оказалось не просто, и что самое неприятное - центровка оказалась задней. Отрегулировать положения центра тяжести на электролете легче всего перемещением самого массивного элемента - аккумулятора. На данной модели между мотором и отсеком аккумулятора расположен практически пустой отсек длинной 40 мм, в котором размещен узел крепления стоек шасси и регулятор мотора. Сдвиг аккумулятора в этот отсек решил проблему задней центровки. Для этого пришлось расточить один шпангоут и нарастить ложемент для аккумулятора.

Фонарь кабины, выдавленный из тонированного лексана, отлично подходит к обводам фюзеляжа, но его крепление с помощью самореза и липучки "velcro" выглядит не очень надежным. Обидно будет потерять такой замечательный фонарь в полете. Кроме того, фонарь закрывает единственный вырез в фюзеляже, пригодный для отвода охлаждающего воздуха. Не приведет ли это к перегреву силовой установки и аккумулятора? Для первого полета я решил закрепить фонарь, как и капот, прозрачным скотчем.

Установив модель на стенде, я измерил статическую тягу мотоустановки. Она оказалась в районе 450-500 г. Тяги должно хватить для вполне уверенного классического пилотажа. Можно приступать к летным испытаниям.

Испытания

При пробных рулежках по асфальту выяснилось, что самолет отлично управляется с помощью руля направления, но стойкость хвостового костыля к износу явно недостаточна. Попытка установить хвостовое колесо опять обострила проблему задней центровки, поэтому было решено костыль оставить, но защитить его накладкой из бамбука.

Наконец настал момент первого взлета. Погода идеальная, прохладно, ветра нет, солнце прикрыто облаками. Как взлетать, с рук или с шасси? Поверхность футбольного поля изобилует ямами от постоянных спортивных баталий, но колеса большого диаметра позволяют надеяться на успех. Еще раз проверяю действия рулей, работу мотора.

Ставлю модель на траву и даю полный газ. Скорость при разбеге нарастает плавно, типичного увода влево почти не наблюдается. Медленно отрываю самолет от земли и полого, с небольшим креном, набираю безопасную высоту. Сразу возникает ощущение, что наблюдаешь полет настоящего легкомоторного самолета, например Як-18Т. Та же неторопливая динамика, устойчивость и основательность. Сходство дополняет приглушенное жужжание редуктора. Отпускаю ручку, смотрю тенденции модели к развороту по крену и тангажу. Пара щелчка триммера руля высоты и элеронов и Spree Sports летит как по струне. Футбольное поле не велико, кругом дома и деревья, поэтому на прямолинейный полет есть всего несколько секунд. Перевожу модель в вираж, и она послушно его выполняет. Сразу проникаюсь доверием к этому замечательному аэроплану.

Мотор работает примерно на 70% газа, этого достаточно для уверенного горизонтального полета. Прибавляю газ до 100% и иду на петлю. На нисходящей части траектории плавно прибираю газ. Петля выходит ровной и практически без потери высоты. Отлично, теперь попробуем увеличить радиус петли. Опять разгоняю модель в горизонте и плавно беру ручку на себя. Петля метров 15 в диаметре. Что ж тяги вполне достаточно.

Попробую выполнить бочку. Разгоняю модель, немного поддергиваю нос и кладу ручку влево. Spree sports послушно совершает вращение относительно продольной оси. Бочка выходит вполне приличная, без спирального увода, в меру быстрая, хотя и с незначительным опусканием носа.

Полет на спине так же прост и стабилен. За счет плосковыпуклого профиля обратная петля выполняется значительно большего радиуса. Сильной тенденции "вывалится" из петли по крену не наблюдается.

Пробую эффективность руля направления. Но что это? Обороты заметно упали помимо моей воли. Надо срочно заходить на посадку. Плавный разворот и пологое снижение. Выравниваю. Что за чудо - посадка у этого маленького самолета. Колеса уже касаются травы, а крылья все еще продолжают держать аппарат в воздухе. Заметно проявляется экранный эффект.

Подхожу к модели и вижу, что из под капота струится дымок. Запах горелого лака не оставляет сомнений - мотор не выдержал перегрева. Мои опасения насчет недостаточного охлаждения подтвердились уже в первом полете. Смотрю на часы - налет не составил и 5 минут.

Надо либо отказываться от фонаря, либо вырезать в нем окна охлаждения. Я выбрал второе и решил заодно переделать модель под бесколлекторный двигатель.

По пути домой в голову пришла мысль поискать в интернете сведения об этой модели. Сталкивался ли еще кто-то с подобными проблемами? Поиск в Google среди прочих дал ссылку на обзор по этой модели http://www.rcgroups.com/links/index.php?id=4203. Удивительно, но автор обзора столкнулся с теми же проблемами: задняя центровка, крепление фонаря. А от перегрева двигателя его, вероятно, спасло малое полетное время со слабыми металл гидридными аккумуляторами.

Модернизация

Для установки бесколлекторного мотора Hivolt я сделал из 3-х мм фанеры мотораму. Замысел был в том, чтобы вписать новый мотор в штатный капот. Для этого пришлось расточить носовое отверстие под диаметр мотора с небольшим запасом. Так как Hivolt более чем на 30 г легче 380 мотора с редуктором, то опять встала проблема с задней центровкой. Вешать баласт на нос очень не хотелось, и я решил расточить моторный шпангоут, чтобы туда проходил Li-po аккумулятор, а на новой мотораме организовал для него ложемент. Теперь необходимо было сделать в капоте люк для загрузки аккумулятора.

Я разрезал капот в горизонтальной плоскости, проходящей через ось мотора, и закрепил его верхнюю откидную часть скотчем. Чтобы отменный дизайн этой модели был законченным, на новый мотор я установил кок. Жаль только, что кока нужного диаметра подобрать, пока не удалось.

Продолжение испытаний

И вот я опять на поле. Более энергичный разбег и модель уже на высоте пятиэтажного дома. Замена мотора преобразила модель. Теперь она по динамике больше похожа на пилотажный Як-52. Тяговооруженность больше единицы позволяет на вертикали легко уходить "в точку". Фигуры классического пилотажа: петля, бочка, боевой разворот, переворот через крыло, поворот на горке, кубинская восьмерка идут на ура.

Вот в штопор модель упорно входить не хочет. Получается просто крутая спираль. При отклонении руля направления модель начинает скользить практически без крена. Разворот "блинчиком" выполняется за 8-10 секунд. Можно даже заставить модель лететь на «ноже». Но при этом необходимо предварительно создать большой угол атаки и встав на «нож», постоянно контролировать крен и увод в плоскости тангажа. При полете с большим углом атаки, т. е. на минимальной скорости модель слегка раскачивается с носа на хвост. Если наступает срыв, то он симметричный и довольно плавный.

Замена аккумулятора Li-Po 1500 3s1p на 2000 3s1p немного увеличивает нагрузку на крыло, а значит и посадочную скорость. При экономной работе газом полетное время увеличивается с 15 до 20 минут.

Летные испытания показали, что модель обладает гармоничным сочетанием устойчивости и управляемости. Иначе говоря, модель "плотно сидит в воздухе". Ее характер покладист и спокоен. При увеличении расходов на рулях и элеронах и установке более мощного двигателя Spree Sports по своим летным свойствам приближается к пилотажным низкопланам с крылом несимметричного профиля.

Видео полетов
spree_sport.wmv 9,62 MB

Заключение

Spree Sports фирмы Kyosho полностью оправдала мои ожидания:

  • красивый гармоничный дизайн модели;
  • хорошие летные характеристики, соответствующие типу тренера – низкоплана;
  • прочная конструкция и качественная сборка;
  • отличная отделка модели и красивые декали.

К недостаткам набора можно отнести:

  • штатная компоновка модели не обеспечивает необходимой центровки;
  • крепление крыла к фюзеляжу не защищает его от поломок при грубых посадках;
  • непродуманная схема охлаждения мотора, регулятора и аккумулятора;
  • недостаточная износостойкость хвостового костыля.

В целом набор Kyosho Spree Sports оставляет очень приятное впечатление своим дизайном, качеством изготовления и подбором комплектующих изделий, а летные свойства полностью соответствуют заявленному классу модели.

Самолет для обзора предоставил магазин Хобби Центр.

Обсудить на форуме