Kyosho Flip 3D

Автор - Александр Виленский

Хочу 3D самолет

Давно хотелось чего-нибудь необычного. Приезжаешь в поле, а там “Extra”, “Cap”, “Edge”. Нет, я не против, но хотелось новенького. Стал я присматриваться к полукопиям, много сейчас их стало продаваться, даже уже присмотрел один интересный самолет. Но как в любом деле свой выбор необходимо согласовать с “таможней”. А моя “таможня” уж очень не любит полеты по кругу с плавными пируэтами. Ей, “таможне”, подавай такое, чтобы дух захватывало. И вот однажды, листая журнал, я увидел “Flip”.

Вот ОНО. Он удовлетворял всем моим требованиям. С одной стороны – классический пилотажный самолет, с другой – неординарные пилотажные возможности, очень необычная раскраска и внешность, а главное, что для этого самолета у меня есть все необходимое. Правда, сначала были и сомнения. При сравнительном анализе аналогов меня несколько смутила размерность двигателя, устанавливаемая на модель. Фирма рекомендовала 52-ой четырехтактник при достаточно больших размерах модели. Но 63-го мотора у меня все равно не было, а... была не была. “Таможня” дает добро, и мы едем за моделью.

В коробке

А коробочка-то с моделью не маленькая, так как крыло у “Flip” неразборное, а размах 1500 мм! С большим трудом укладываю коробку в автомобиль и в путь. А еще говорят, что дорога домой короче. Она показалась вечностью. Но вот я дома. Открываю коробку… Ну что можно сказать. Как и положено фирме с мировым именем, все упаковано очень качественно. Коробка разделена на два отсека, в одном – крыло и оперение, в другом – фюзеляж, капот, фонарь, обтекатели колес, стойка шасси и в отдельном пакетике вся мелочевка. Комплектация достойная - есть абсолютно все! Кабанчиков и наконечников тяг даже с избытком, но вот что странно – отсутствует обтекатель винта.

Начинаю исследование содержимого. Хотя на коробке и красуется несколько настораживающая надпись “Made in China”, качество изготовления деталей очень высокое. Шпангоуты фюзеляжа, нервюры, законцовки крыла вырезаны лазером, и все остальные детали изготовлены с очень высокой точностью. Сборка также на высоте. Все ровное без щелей и зазоров, а клеевые швы очень аккуратные и проклеено все качественно. Вообще производство моделей перешло на более высокий уровень. Фирмы-производители стали активно пользоваться плодами технического прогресса, и это сразу сказалось на качестве продукции.

Материал для модели подобран очень хорошо. Несущие элементы выполнены из плотной бальзы, а зашивки, лобики, гаргроты – из очень легкой, плюс ажурная конструкция. Отсюда хороший вес.

  • крыло 340 г
  • элероны 115 г
  • фюзеляж с капотом и фонарем 490 г
  • стабилизатор с рулем высоты 80 г
  • киль 30 г
  • передняя стойка с колесами и обтекателями 90 г

Исследовав пакетик с мелочевкой, я был приятно удивлен. Петли крепления рулевых поверхностей оказались металлическими. Хорошо это или плохо - покажет эксплуатация, хотя давным-давно у меня был печальный опыт использования самодельных петель из жести на пилотажном самолете (от нагрузок и вибрации со временем эти петли стали лопаться вдоль оси вращения и мне пришлось их менять на нейлоновые).

Предложенные в наборе тяги управления рулями и элеронами, а это куски стальной проволоки диаметром 2 мм, не внушили мне большого доверия. Рулевые машинки конструктивно расположены достаточно далеко от рулей, и тяга получается длинной. При таком маленьком диаметре, большой длине и серьезных нагрузках она может потерять устойчивость. Ну и если не сломаться, что маловероятно, так как сделана она из каленой стали, то вибрировать уж точно будет. Следовательно, точность отклонения рулей будет не высокой. Ладно, испытания покажут.

Ну и декали. Вещь с одной стороны не очень нужная, но именно они придают модели законченный вид. Их количество и качество на высоте.

Сборка

Начну с изучения инструкции…, нет, все-таки свербит. Сначала попробую все состыковать и поставить на стол. Уж очень хочется посмотреть на модель в сборе, да и домашним похвалиться.

Крыло без подгонки встает на свое место. Подрезаю пленку в месте установки стабилизатора, и он плотно встает в паз. Замеряю углы установки. Вот это да! Все ровно! Далее буду следовать инструкции. Инструкция у «Kyosho» очень доходчивая, при этом вовсе не обязательно владеть языками, на которых она написана. Вполне достаточно картинок.

Буду действовать строго по инструкции и никакой самодеятельности, твердо решил я. И тут же попался. На картинке черным по белому нарисовано, что если у вас четырехтактный двигатель, то установка его производится горизонтально. На шпангоуте сделана четкая разметка осей, но если следовать этой разметке, то двигатель устанавливается на 8 мм (!) ниже, и капот не желает вставать на свое законное место. Переставляю мотораму, теперь оси капота и двигателя совпадают, но два грибка моторамы не попадают в нужные места. Им мешает бальзовый уголок, который вклеен для усиления. Вооружаюсь бормашиной, и эта проблема решена. Но тут возникает другая проблема. Если в капоте делать аккуратный вырез под двигатель, то процесс установки его на модель превращается в цирковой трюк. Тут я пожалел, что решил действовать по инструкции. Ну да ладно, после испытаний наверно переставлю двигатель головой вниз и сделаю новый капот.

Далее по инструкции – установка бака. Процесс не сложный, но если после установки бака вклеить площадку под машинку управления газом, то бак вытащить из модели не удастся. Мне такой вариант показался неприемлемым, да и машинку газа я решил установить серии “мини”. Поэтому площадку пришлось переделать. Зато теперь и бак съемный и экономия в весе.

Остальные этапы сборки никаких трудностей не вызывают. Немного сложно вклеивать петли. Пазы под них прорезаны очень тонкие, и напихать туда клея достаточно проблематично. Я пользовался 30 минутной смолой и остро заточенной зубочисткой. Вполне хватает времени и намазать и установить.

Установка бортовой аппаратуры прошла без проблем. Приемник я установил около заднего узла крепления крыла, в контейнер из пенопропилена. Контейнер приклеил к шпангоуту, а приемник плотно вставил во внутрь. Контейнер под аккумулятор также сделал из пенопропилена и установил его под машинку управления газом.

Далее отрегулировал ход машинок согласно инструкции, ну и, конечно, наклеил красочные декали. Все, модель готова.

Мне бы в небо

Когда модель была готова к полету, погода испортилась. Вот уж действительно, самое сложное - это ждать и догонять. Но вот, наконец, небо прояснилось, и ветер немного стих. Бросаю все дела, беру самолет, “таможню”, как же без неё, и едем на испытания.

Погода холодная и хотя в топливе 14% нитрометана, четырехтактник никак не хочет устойчиво работать.

Нахожу компромисс между холостыми оборотами и максимальным газом, взлетаю. Модель легко отрывается от земли в полгаза и устойчиво набирает высоту. Проверяю эффективность работы рулей и пытаюсь заставить модель лететь прямо. Ветер дует достаточно сильный, а главное порывами. Нагрузка на крыло у самолета очень маленькая и бросает его, бедолагу, из стороны в сторону очень сильно. Но, не взирая на коллизии погоды, самолет держится молодцом.

Управление самолетом очень простое, но в тоже время чуткое. Да, чуть не забыл. Все настройки углов отклонений органов управления я сделал согласно инструкции, но не нашел там ничего про установку экспоненты. Для первого полета я на всех моделях устанавливаю экспоненту так. Элероны -50%, руль высоты -60%, руль направления -40%.

Самолет уверенно летит в полгаза и так же легко и непринужденно выполняет любые фигуры. Кстати, если внимательно прочитать инструкцию, то можно найти очень любопытное предостережение о том, что не стоит использовать полный газ в горизонтальном полете, и режим полного газа нужен только на вертикалях, петлях, вращениях. Все режимы проверить не удалось в связи со сложной погодной обстановкой, но даже при всех перечисленных сложностях мне удалось “подвесить” самолет в первом полете и висел я достаточно долго. Работать рулями при этом пришлось активно и резко. Видимо, сказывается недостаточная жесткость тяг управления.

При пробном заходе на посадку неожиданно “встал” двигатель, но и тут самолет повел себя молодцом. При практически нулевой скорости он продолжает управляться и не срывается в штопор. Мне удалось дотянуть до полосы и благополучно спарашютировать. Подрегулировав двигатель, я взлетел еще раз и уже более уверенно попробовал повертеться в воздухе. Да, полет впечатляет! Самолет с легкостью на малой скорости выделывает такие пируэты, которые и не снились большой авиации. Но ветер разыгрался пуще прежнего, и я решил закончить первые испытания.

Посадка с работающем на малом газу двигателем доставляет удовольствие даже в сильный ветер. Приземлиться можно в любую запланированную точку и вовсе не надо для этого полосы.

Итоги

Ну что можно сказать, подытоживая небольшие испытания. “Flip” еще раз подтвердил проверенную истину. ARF-ные самолеты известных фирм обладают очень хорошими летными характеристиками. Главное при их сборке четко выдерживать правильную геометрию планера, рекомендации по центровке и углам отклонений органов управления. Здесь “Flip” на высоте. И если бы не сложности с установкой двигателя, то по сборке можно было поставить 5 балов. Комплектность модели за исключением отсутствия обтекателя винта так же на 5 баллов. А если к этим достоинствам прибавить еще и неординарную внешность, то модель заслуживает твердую пятерку.

Самолет для обзора предоставил магазин Хобби Центр.

Обсудить на форуме