Kyosho F4U Corsair 40, ARF

Автор - Андрей Трощенков (dred)

Предисловие

Наверное многие, отточив свои навыки пилотирования сначала на тренере, а потом на простенькой пилотажке, задумываются о следующей модели. Какой ей быть? Кто идет в мир 3D пилотирования, кто в воздушный бой. А некоторые к моделям копиям. Действительно, приятно видеть в небе и на земле модель похожую на настоящий самолет. Конечно, понятное дело схематичные модели лучше летают чем копии, но копии покупают или делают далеко не для акробатики, а именно для красоты. Я тоже решил обзавестись копией, истребителем второй мировой войны и обязательно ДВС. Тихо шуршащий истребитель смотрится как-то не убедительно.

Да грустно осознавать, что советские самолеты не в почете у производителей, но что делать пришлось выбирать из того, что есть. Если уж нашей авиации не производят, то для меня остаются только союзники (ну не люблю я фашистов).

А вообще давно была мечта запустить в небо американский самолет «Корсар» - палубный истребитель второй мировой. Еще летая на тренере я прикупил себе стендовую модель этого самолета и, склеив поставил мечту на полочку (это четвертое поколение корсара-1).

Красив он и узнаваем. А все из-за характерной формы крыла. Как я понял из описаний, крыло складывалось в месте сгиба для размещения самолета на авианосце. Да и расскрас самолета не похож на все остальные - сине-голубой (один из вариантов). А уж какие рисунки рисовали на нем американцы!...

Немного из истории настоящего самолета F4U CORSAIR.

Первый серийный F4U-1 (заводской номер 02153) с двигателем R-2800-8 мощностью 1970 л.с. был выпущен заводом в Далласе и выполнил свой первый полет 28 июня 1942 года. Во время испытательных полетов была достигнута скорость 638 км/ч на высоте 7540 метров, и скороподъемность 15,23 м/сек. Масса пустого составляла 4028 кг, а взлетный вес самолета 5388 кг. Официальная передача самолета американскому флоту состоялась 31 июля 1942 г. Воевали они в основном с Японцами и, как пишут, превосходили не менее знаменитых «Зеро» по многим показателям. Единственный недостаток самолета это раннее сваливание на крыло и трудность пилотированния на малых скоростях по сравнению с «Зеро». Самолет перетерпел множество модификаций и довольно долго выпускался, пока его не сменил реактивный Корсар-2.

В общем, судя по всему - легендарная машина. Посмотрев варианты моделей, решил брать готовый самолет, а не набор деталей сделай сам. Ну, нет у меня столько времени на постройку самолета, и мастерской где все разложить нет. Кроме того, затраты на готовую модель не многим больше чем на набор для сборки.

Помня о качестве тренера фирмы Киошо (Кальмато), я не колеблясь отдал предпочтение этой фирме и при выборе «Корсара». Сразу понравилось, что в крыле нет никаких тяг, элероны управляются каждая своей машинкой, а значит, будет возможность использовать их как аэродинамический тормоз при посадке (когда оба елерона опускаются вниз).

Технические данные, указанные производителем:

  • Размах крыльев – 1480 мм.
  • Площадь крыла - 37 дм квадр.
  • Длина – 1137 мм.
  • Полная масса – 2800-3200 г.

Состав набора

Коробка красивая, цветастая и сравнительно небольшая. Размеры 100х32х25 см. Среди прочих надписей гордо красуется – «супер качественная серия». Посмотрим, что тут супер, а что качественное.

Внутри все аккуратно уложено по своим пакетикам. Детали планера, монтажные элементы, бак, шасси, инструкция и наклейки. Фюзеляж и центроплан сделаны из стеклопластика (эпоксидка и стеклоткань). Сразу оценил немалый вес центральной части крыла. Консоли крыла, руль направления и стабилизатор - из бальзы, обтянутые пленкой. Цвет пленки и цвет окраски пластиковых деталей совпадает хорошо, разницы почти незаметно. Фюзеляж внутри полый есть только немногочисленные стрингеры, в общем, бомбовый отсек при желании сделать легко и просто.

Я впервые держал в руках стаклопластиковый фюзеляж. Красота! Центральная часть крыла тоже выглядит внушительно и солидно. На этих частях есть имитация раскроя обшивки, технологических люков и пр. Моторный отсек усилен изнутри фанерной накладкой. Удобные места для закрепления сервоприводов рулей и газа. Прозрачный фонарь отштампован рельефно с выделением каркаса. Жаль, нет в комплекте пилота, его при необходимости предлагается докупить самому. В целом, первые впечатления отличные.

Изучив инструкцию, нашел ее менее подробной, чем, к примеру, инструкция от тренера. Конечно, модель не для новичков, но некоторые моменты уж очень упрощены и скомканы. Естественно, бывалый моделист соберет модель и без инструкции, благо собирать тут особо нечего, но все же…. Зачем бывалому в сотый раз напоминать как включать передатчик, где пускать самолет и как его протирать, заправлять и заводить. Зато совсем не указано как крепить топливный бак (не считая надписи про «укрепить герметиком»). Ну да ладно, это конечно мелочи и если б не видеть киошевский тренер как пример, то все вроде нормально.

Что не входит в комплект, но потребуется для полетов

  • Мотор 46 (2т) или 52 (4т);
  • 5 стандартных сервомашинок.
  • два удлинителя проводов сервомашинок (400 мм).
  • Эластичная топливная трубка.
  • Приемник и передатчик минимум на 4 канала плюс питание.
  • Винт и кок.
  • Желательно индикатор борта.
  • Стартовое оборудование и топливо.

Сборка

Для сборки потребуются:

  • нож;
  • ножницы;
  • крестовая отвертка;
  • пассатижи;
  • эпоксидка;
  • дрель и сверла;
  • нитки.

Вытащил все части из пакетов – красиво. Не удержался и начал клеить наклейки. Тяжело назвать их супер качественными. Даже после притирки остаются мельчайшие пузырьки воздуха. Да и сквозь белую краску немного просвечивает синий фюзеляж. Манипуляции с утюгом проблему не решают. Ну да ладно, это не главное.

Настал черед крыла. Казалось чего проще приклеить консоли. Но их нужно вставить правильно под одинаковым углом.

Благо есть направляющие. Зафиксировать правильный угол без стапеля достаточно тяжело – направляющие входят свободно с зазорами, причем консоли нужно еще чем-то прижимать к центроплану, а иначе они вываливаются. Тут я впервые затосковал по качеству подгонки деталей тренера Киошо. Там направляющая половинок крыла вставлялась четко и туго, образуя нужный угол. А тут точный угол нужно выставлять самому. Но, как говорится, модель не для начинающих, а они должны быть в курсе, как и что «доработать напильником».

После приклейки консолей я поставил сервоприводы элеронов

и проложил в крыле удлинители проводов, благо для них предусмотрены каналы. Качество кабанчиков и тяг на высоте. «Правильный» пластик и железная ось в наличии.

Декоративные накладки воздухозаборников маслорадиаторов и крышки шасси я устанавливать не стал. Главная причина в том, что их нужно красить (они белые). Вот тут господа киошевцы излишне сэкономили. Неужто трудно было вложить в набор баночку с нужной краской? Кому охота бегать по магазинам в поисках нужного цвета? Или сделать эти детали из цветного синего пластика, или покрасить как фюзеляж? Ну ладно, я, наверное, совсем обленился.

Шасси в стандартном исполнении не убираются, но можно докупив специальные стойки сделать их складными. Вся сложность состоит в том, что на этой модели, как и на настоящем самолете, шасси убираются назад, при этом они поворачиваются на 90 градусов. Все необходимые кабанчики есть в комплекте. Представляю, как эффектно должен выглядеть процесс складывания шасси. Надеюсь сделать этот узел, а пока пусть шасси не убираются.

Далее я вклеил стабилизатор с рулем высоты, а после этого руль направления. Поставил качалки и подсоединил тяги управления.

Никаких нареканий. Тяги для этих рулей представляют собой деревянные палочки с приклеенными к ним проволочными наконечниками. Я решил отойти от инструкции и зафиксировал железные тяги нитками и эпоксидкой.

Самым сложным оказался моторный отсек. Перед этой операцией необходимо сделать полость в фюзеляже для глушителя (если ставим двухтактный мотор). Для этого прилагается соответствующая вставка. Тут торопиться не надо. Необходимо четко рассчитать, где будет стоять моторама. Чуть промахнешься, и на двигатель не встанет декоративная крышка, или капот оденется криво, а у нас копия и внешний вид самое главное.

Вот тут и обнаружился первый облом. Мой мотор со стандартным глушителем не помещался под капотом. Для того чтобы надеть капот мотор приходилось сильно смещать вбок. Виной тому слишком большой вынос глушителя в сторону.

Судя по всему проблема решается покупкой специального глушителя, но у меня его пока нет. Пришлось обойтись без капота. Да, мотор я ставил 52-й 2т. Винт 12х6. Мотор этот точно такой же по размерам как и 40-46. Мало того, за счет более расточенной гильзы и весит меньше, чем его 46-й собрат. Расчет прост, если габариты и вес мотора одинаковые, зачем ставить менее мощный? Если я не прав, не судите строго.

Изучив «подробнейшую» инструкцию по установке бака…

я по старой привычке поставил его на поролон, изолировав от прямого контакта с фюзеляжем, и зафиксировал резинкой.

Под приемник вклеил кусочек бальзы с «липучкой», а питание борта, обернув в поролон, запихнул под площадку с сервами.

Крыло крепится к фюзеляжу спереди на металлическом штыре, а сзади двумя винтами под шестигранный ключ (входит в комплект).

Что тут еще? Ах да! Считаю необходимым установить на самолет индикатор борта. Вещь не очень дорогая, но согласитесь разбить такую модель из-за севших аккумуляторов обидно и глупо. Понятное дело место контрольному прибору на приборной доске в кабине пилота.

Первый полет

К сожалению, на момент приобретения этого самолета у меня начались запарки по работе и пришлось скомкать сборку. Я не покрасил кабину и пластиковые детали, не поставил капот. Погода методично не давала возможности полетать. Но вот наконец-то выдался погожий денёк. Я решился и поехал в поле…

Собрав самолет и поставив его на асфальт, почувствовал волнение. Почему-то не верилось, что такая красота еще и летает. Да и опыт рисовал хмурые картинки о соотношении взлетной массы и площади крыла. Усугубляли тему и те немногочисленные отзывы о «Корсарах» как о неустойчивых в полете самолетах.

Проверяю аппаратуру и работу рулей. Завожу мотор. Начинаю кататься по дороге взад- вперед, привыкаю к управлению. Холодно. Смешно сказать, еще не взлетел, а руки трясутся, адреналин видимо. По взлетке самолет рулится нормально, не раскачивается на стойках шасси как тренер. Намного легче держать его по прямой. Вот дорогу бы посуше…

Набирая скорость, самолет почти перестает слушаться руля направления, хвост чуть мотает из стороны в сторону. На рулежке я забираю руль высоты «на себя» и хвост прижимает к земле, а с этим и улучшается управление. Особенно это чувствуется, когда разворачиваешь самолет на 180 градусов.

После тренировки с рулежкой решаюсь поднять самолет. Плавно даю газ. Самолет набирает скорость. Заднее колесо отрывается от земли. Еще мгновение. Руль высоты еще на себя. И самолет летит! Тут, конечно, мощный двигатель сделал свое дело и вытянул самолет в небо. Я почувствовал, что слишком рано рванул вверх. Но все обошлось.

Честно говоря, я раньше летал на пилотажке и к скорости привык, но это совсем другое. Самолет летит быстрее, чем тренер, и довольно вяло реагирует на элероны. Думаю, скорость маловата (летал в полгаза, и расходы ставил по инструкции - ход 10 мм). Чуть отриммировал по элеронам и рулю высоты. При пилотировании чувствуется некая инертность самолета и «просаживание» на виражах на малой скорости. Вообще летая в полгаза, кажется, что ему тяжело. Что поделать это, видимо, особенность копий (или пилота новичка в этом деле).

После 10-ти минутного полета решил сажать. Заходил на посадку много раз, тренировался. Но в итоге самолет весьма жестко приземлился и, сделав еще два прыжка, побежал по дороге. Я старался его прижать рулем высоты и держать курс, но сноровки видимо не хватило. И «Корсар» улетел в придорожную сухую траву. Думал все – «мясо». К моему удивлению, самолет отделался лишь оторванной накладкой на стойку шасси. Даже почему-то не сломался винт (тут, кстати, я порадовался, что не ставил капот). Уф! Хватит, пожалуй, на сегодня.

Резюме

Конечно, назвать эту модель стопроцентной копией нельзя. Покрашена странно. И блестит, что неприемлемо для военного самолета. Да и конструктивно недотягивает. Нет закрылков и т.д. Правильней сказать полукопия. И эта попсовая раскраска капота (смотрится, конечно, эффектно). Весь иннет облазил, такого варианта не встречал, чтоб передняя часть желтая…

Тем не менее, мне модель нравится. В воздухе мелочей не видно. В воздухе он как настоящий. Да и участвовать в соревнованиях копий я пока не собираюсь, как и тратить в 3-10 раз большую сумму на покупку настоящей летающей копии.

Собранная модель смотрится солидно, не по-детски мощно и эффектно. Глядя на нее, стоящую на земле, даже не верится, что это модель, которая летает. Да и для дальнейшего творчества есть к чему руки приложить. Можно и покрасить как надо, шасси заставить убираться, подвесить бомбы и т.д.

Модель не для новичков. Высокая посадочная скорость и небольшое проваливание у земли требуют четких действий и отточенных навыков пилотирования. При попытке снизить посадочную скорость самолет до какого-то момента планирует, после - просто парашютирует. Поэтому при посадке необходимо четко следить за скоростью и «не подвешивать» самолет. Крутить сложные фигуры пилотажа на «Корсаре» будет трудновато, но для этого есть другие самолеты. Но все эти сложности пустяк по сравнению с эффектом летящего с ревом «Корсара».

В целом модель качественная. Жесткий центроплан выдержит даже самые экстремальные посадки, скорее вырвет шасси, чем он сломается. Большой вес центроплана - и минус, и плюс. Минус понятен, а вот плюс это снижение центра тяжести модели, что делает ее более устойчивой в полете. Фюзеляж, напротив, достаточно легкий и жесткий. Качество комплектующих тоже на высоте. В общем, если рассматривать модель как полукопию, то звание «супер-качественная серия» подходит. Пока не встречал модели «Корсаров» лучше.

Самолет для обзора предоставил магазин Хобби Центр.

Обсудить на форуме