Hacker Models Super Zoom 4D

Автор - Сергей Ахмаев

Вступление

ЗD пилотаж сегодня завоёвывает всё новых и новых поклонников. Практически нет сегодня фирмы, не имеющей в своём арсенале на выбор несколько 3D-моделей. Чешская фирма Hacker Models тоже не исключение. Hacker Models Super Zoom 4D – это третья модель серии Zoom, она на 10% больше своих предшественников. Название Super Zoom подразумевает наличие новых возможностей.

У меня была предыдущая версия Zoom Zoom 4D, и в принципе я им был доволен, но я собрал модель строго по инструкции и использовал всё то, что было в комплекте. Результат не заставил себя долго ждать. Жёсткости модели вклеиванием алюминиевых прутков из набора добиться не удалось, в итоге моторама из текстолита ломалась при каждой весёлой посадке, а стабилизатор в полёте «играл» как ему вздумается. Поначалу я подумал, что вклеил стабилизатор криво, не параллельно крылу, но на земле кривизна исчезала. В полете же самолет радостно вилял хвостом как заправская дворняга. Аккумуляторы, рекомендованные производителем, Kokam 1500 3S1P оказались тяжеловатыми. Но самолет мне нравился, и, изучив все недостатки, я решил купить ещё один Zoom Zoom 4D и собрать его со всеми исправлениями. Пока собирался, вышла новая версия фан-флая - Super Zoom 4D. В первый же день появления самолёта в магазине я держал его в руках! Он отличался от своего предшественника качеством изготовления – ЕРР стал заметно плотнее, а раскраска более качественной. Руль направления теперь выполнен тоже из EPP, а не из депрона.

При размахе в 1000 мм и длине фюзеляжа 1010 мм взлетный вес модели должен составлять 430 грамм, а нагрузка на крыло – 18.5 г/см 2. Производитель рекомендует электромотор MegaRC 400/15/7, аккумуляторы Li-Po 3S1P 730 mAh (с разрядным током в 15C), пропеллер 10х4.7. При такой конфигурации тяга мотоустановки составит 600 грамм и самолёт весом 430 грамм сможет выполнять все фигуры 3D пилотажа, включая «висение», петли «на ноже» и т.д.

Что в комплекте

В плоской картонной коробке с красочными иллюстрациями уместился метровый самолёт. В комплект входят:

  1. Фюзеляж с прорезанными пазами под стабилизатор, крыло.
  2. Две части крыльев.
  3. Цельноповоротный руль направления (киль отсутствует) из ЕPP.
  4. Стабилизатор с половинками руля высоты.
  5. Набор мелочевки, включающий алюминиевые стержни, колесики, крепеж и наклейки, деревянную мотораму, накладки на фюзеляж.
  6. Инструкция.

Собирая уже не первую чешскую модель, хочу заметить, что инструкция к Super Zoom 4D чуть лучше, чем обычно: больше полезной информации, фотографии чёрно-белые, но чёткие и понятные.

Как мы будем его собирать и что менять

Вспоминаем недостатки предыдущего Zoom Zoom 4D:

  1. Очень низкая жесткость на кручение и изгиб фюзеляжа
  2. Хрупкая и совершенно непродуманная моторама – даже при нежесткой посадке и касании лопасти винта земли стеклотекстолит ломается и за собой отрывает кусок фюзеляжа.
  3. Проблемы с центровкой – разместить аккумуляторы задача непростая
  4. Одна сервомашинка на достаточно большие элероны

Постараемся их устранить в его старшем брате:

Единственный способ добиться жёсткости фюзеляжа и логичного крепления мотора, это вклеить угольную трубку диаметром миллиметров 7 во всю длину фюзеляжа, с дюралевым фланцем на конце для обратного крепления бесколлекторного мотора. Противников такого усиления самолёта много, якобы самолёт наберёт лишний вес, мы не собираемся падать, за модель надо бороться до конца и т.д. Но если усиливать такой длинный (1010 мм) и широкий фюзеляж двумя угольными прутками, то жёсткости не добиться, а четыре прутка и циакрин весят столько же, сколько трубка. Разница в весе составит 10-15 грамм, а, к примеру, стойка шасси с колёсиками весит 22 грамма. Алюминиевый фланец весит столько же, сколько моторама из фанеры 2 мм. Противники угольной трубки могут со временем ощутить ошибочность своего мнения.

После первой же поломки начинаются многочисленные усиления фюзеляжа и моторамы, в результате набегает лишний вес. А втыкаться или жёстко сажать самолёт, на котором учишься висеть и делать фигуры 3D пилотажа, не будет лишь в одном случае: если ты – David Kyjovsky или Себастьяно Сильвестри, в остальных же случаях падения и «разгрохи» – нормальная практика.

Выбор мотоустановки

На первом Zoom Zoom 4D у меня стоял Axi 2212/26, Kokam 1500 3S1P и винт АРС 10х4.7. Мотоустановка показалась мне тяжеловатой, и я решил выбрать более легкие аккумуляторы, например, Kokam 910 3S1P. Весят они почти на 50 грамм меньше, разрядные характеристики обещали ток около 13А при напряжении 10-11 вольт. Поставить винтик с меньшим шагом, АРС 10х3.8, и будет нормально.

Что касается мотора, то он остался прежним - Axi 2212/26, а регулятор Castle Creations 25 у меня просто уже был. Мотоустановка получилась аналогичной рекомендуемой производителем. В среднем потребляемый ток получился 7-8 ампер, а время полета 8-10 минут.

Дополнительно потребовалось

Дополнительно к набору понадобились:

  • Бесколлекторный мотор AXI 2212/26, Outrunner.
  • Обратный крепёж для AXI 22-ой серии.
  • Регулятор Castle Creations 25.
  • Пропеллер АРС 10х3.8SF.
  • 4 сервомашинки формата «микро» Hitec HS55.
  • Аккумуляторы Kokam 910 мА/ч конфигурации 3S1P.
  • 2 удлинителя для сервомашинок по 30 см каждый.
  • Приемник размера «микро» IGVA 5.
  • Угольные прутки 3х1 мм, 2 шт.
  • Угольная трубка с фланцем d=7 мм.
  • Циакрин жидкий (Zap), активатор для циакрина в виде аэрозоли.
  • Эпоксидная смола 5-минутная.
  • Самоклеющаяся «липучка» фирмы 3M, двусторонний «скотч» 3M.
  • Нож, паяльник.
  • Армированный скотч.

Собираем

Штатные алюминиевые прутки диаметром 1 мм совершенно не годятся для придания жёсткости самолету, но идеально подходят для изготовления тяг рулевых машинок. Итак, первым изменением стала замена алюминия на уголь. Сборка Super Zoom 4Dначинается с вклеивания угольной трубки в фюзеляж, для чего нужно разрезать его вдоль, затем полукруглой стамеской выбрать канавки на обеих частях для трубки и склеить это всё воедино. «Попыхтеть» придётся! К тому же без активатора EPP не клеится абсолютно. Теперь вклеиваем две половинки крыла в паз фюзеляжа, предварительно прорезав паз для угольного прутка. Элероны с крылом составляют единое целое – лист EPP просто прорезан не до конца. Вставляем в крыло угольный пруток. По месту разреза фюзеляжа приклеиваем боковые рёбра жёсткости, они из ЕРР и служат для обеспечения дополнительной жёсткости, а также придают объём плоскому фюзеляжу.

Видно как крепится регулятор, аккумуляторы, мотор и пропеллер.
Видно как крепится регулятор, аккумуляторы, мотор и пропеллер.

Вторым изменением оригинальной конструкции стала установка двух сервомашинок элеронов вместо одной, предлагаемой производителем. Две сервомашинки на элероны дают возможность микширования, позволяют более чётко триммировать и настраивать расходы на каждый элерон. При использовании одной сервомашинки, из-за большой площади элеронов она испытывает большую нагрузку, а это может привести к срезанию зубьев на шестерёнках редуктора и заклинивания элеронов. Прорезаем пазы для сервомашинок в фюзеляже и крыле и просто их туда вставляем. Никакого клея, просто полоска армированного скотча! По инструкции сервомашинки рулей высоты и направления устанавливаются на расстоянии 70 и 80 мм от заднего края фюзеляжа. Мы же установили их на уровне элеронов. Пришлось сильно удлинить тяги, для этого подошли алюминиевые прутки из набора. Это было сделано из-за длинного фюзеляжа и применённой угольной трубки, т.к. центровка могла уйти назад, и тогда пришлось бы аккумулятор размещать близко к мотору и нагружать нос или применять более тяжёлые аккумуляторы.

Качалки сервомашинок элеронов нужно удлинить с помощью текстолитовых накладок, они есть в комплекте. Резать место под аккумуляторы лучше в самый последний момент. После установки всей электроники было выбрано место для аккумуляторов, которое дало центр тяжести в указанном инструкцией месте. Место оказалось почти как в инструкции - над крылом.

Крепим регулятор сбоку на фюзеляж с помощью полоски двухстороннего скотча. Укрепляем передние кромки крыльев и стабилизатора армированным скотчем.

Ужасные на первый взгляд колесики спрятаны теперь под обтекателями из ЕРР. Стойка получилась симпатичная, но при посадке на жёсткую осеннюю траву колпаки постоянно рвались. Поэтому я снял стойку и летал без неё.

Взлётный вес составил 460 грамм.

Полеты

Сборка Super Zoom 4D завершилась в сентябре, и мне Super повезло с погодой - дни стояли как никогда тёплые, солнечные и полностью безветренные. Модель спокойно взлетала вверх с руки. Триммировать не пришлось. Super Zoom 4D летел идеально ровно и при перевороте на спину корректировать полет рулём высоты не понадобилось! Скорость полёта маленькая, но благодаря большой площади рулей, модель чётко рулится при расходах 70%. На пятый полёт самолёт выполнял все возможные фигуры: полёт на ноже по кругу, бочка, петля, посадка на спине, висение, все чётко! Благодаря плоскому, широкому фюзеляжу и огромному рулю направления самолёт не проваливается при полёте на ноже. Начиная с половины газа можно крутить уже и обратные петли – тяги хватает. Для «висения» достаточно 2/3 газа. Если снять шасси центровка становится задней и модель «просится» висеть. Сделав несколько полётов, я всё-таки поставил шасси на место. Эффективность работы Kokam 1500 мне показалась ниже, чем Kokam 910, первые к тому же на 50 грамм тяжелее.

Чтобы сравнить Super Zoom 4D с предыдущей моделью ZoomBi, я решил полетать на двух моделях в один день и понять что лучше и удачней, несмотря на снег за окном.

Кстати, на полётах при температуре минус 2-4 градусов заметно потеряли мощность аккумуляторы и пришли в себя только после минуты полётов, когда «разогрелись».


ZoomBi летает очень медленно, плавно, слушается рулей при небольших расходах, выполняет плавно фигуры, но двойная петля или обратная петля не чёткие. Одним словом «Небесный тихоход» в хорошем смысле слова и, что меня удивило, он при большой своей площади успешно борется с порывистым ветром. Несколько бочек подряд и ZoomBi начинает проваливаться вниз. Super Zoom 4D немного тяжелее, наоборот резковат, значительно жёстче, фигуры выполняет чётко, количество бочек подряд бесконечно, из петли выходит без сваливания и крена. При порывистом ветре нужно убирать расходы до 40% и поменять центровку на переднюю.

ZoomBi и Super Zoom 4Dэто два совершенно разных, но по своему удачных самолёта.

Выводы

Достаточно удачный самолёт, значительно доработанный по сравнению с предыдущей версией, «большой» метровый размер, в итоге более стабильный и устойчивый полёт. Отличная управляемость, «неубиваемый EPP». Внешне Super Zoom 4D стал симпатичнее, на колёсах колпаки, боковые рёбра из ЕРР придают длинному контурному фюзеляжу объём. Очень удачная и яркая расцветка, в воздухе чётко видно положение модели! Если сравнить Super Zoom 4D и Zoom Zoom 4D, то свою приставку Super первый получил заслуженно! Самолёту не нужна взлётная полоса, он не боится кустов, травы, жёстких посадок, на нём можно летать недалеко от дома и не нужно ехать на целый день на лётное поле, за это он мне и нравится!

В планах: прорезать побольше отверстие под аккумуляторы, чтобы иметь возможность двигать их вперед-назад под разные погодные условия.

добавлено Евгением Сергеевым (6egemotik):

Я тоже полетал в тот день на обеих моделях. Если честно, то по поведению Super Zoom 4D похож на обычный шок-флаер из депрона. Трубка и 2 листа EPP летают на моторе. Резко и дергано, расходы огромные, плавность фигур отсутствует, в ветер пролететь по прямой на нем значительно сложнее, чем крутануть 10 бочек подряд. Но с другой стороны кому-то именно это и нравится. Я же не смог на нем пролететь и минуты спокойно. Первый раз пришлось сесть «как смогла» через 15 секунд после взлета и уменьшить расходы ровно в два раза. Второй раз закончился «морковкой» и сломанным пропеллером через 30 секунд после взлета. К чести полтрузионной угольной трубки с толщиной стенки в 1мм, с самолетом ничего не случилось. Даже не испачкался.

Как говорится:  «встречаются с одними, а женятся на других»
Как говорится: «встречаются с одними, а женятся на других»

Super Zoom это полная противоположность биплану, тем можно рулить, сидя в кресле, одной рукой. Либо мы с ним друг друга не поняли, либо я не люблю шок-флаеры, но третий раз я на Super Zoom 4D лететь не захотел.

Для сравнения посмотрите два ролика: оба самолета в руках тех, кому такие модели предназначены. Super Zoom 4D может крутить бочки «вентилятором», а ZoomBi летать вокруг головы со скоростью пешехода, а потом прибавить газу и уйти ракетой в небо.

Видео Super Zoom 4D
super_zoom.wmv 3,46 MB
Видео ZoomBi
zoombi.wmv 4,62 MB

Самолет для обзора предоставил магазин Пилотаж.

Обсудить на форуме