Специальные цены   новые товары
Система Orphus

Hacker Models ZoomBi 4D

Автор - Евгений Сергеев (6egemot)

Вступление

Hacker Models ZoomBi 4D – старший брат завоевавшего популярность ZoomZoom 4D. Следуя моде, чешский производитель моделей Hacker Models (не путать с немецким производителем моторов Hacker) заполнил недостающее место в своей линейке контурных фан-флаев и выпустил свою версию биплана из EPP. Название ZoomBi должно было по замыслу производителя восприниматься как Zoom Biplane, однако, у меня оно почему-то устойчиво ассоциируется с «зомби». Как говаривал капитал Врунгель: «Как вы баржу назовете…».

Итак, «Зомби» позиционируется как супер-акробатическая модель для полётов в закрытых помещениях и на свежем воздухе. Изготовлена с помощью современных технологий с применением станков с ЧПУ из «почти неубиваемого» материала – EPP. Почему в кавычках расскажу позднее.

При размахе в 850 мм и взлетном весе 370 грамм (проверим вес, обычно врут в меньшую сторону) нагрузка на крыло, согласно производителю, составит 13-16 г/дм 2. По этому поводу у меня были большие сомнения - как с такой нагрузкой «Зомби» будет себя чувствовать в поле с нашими постоянными ветрами – его должно будет просто сдувать!

Рекламная брошюрка также обещала, что оборудованный бесколлекторным мотором Mega Force 400 с редуктором и пропеллером 10х4,7 на сборке из трех литиевых аккумуляторов емкостью от 700 до 1200 мА/ч (с разрядным током в 15C) самолет сможет выполнять все фигуры 3D-пилотажа, включая «висение», петли «на ноже» и т.д.… Хм… Кто бы сомневался, с такой-то тягой.

Что в коробке

В удивительно плоской и небольшой картонной коробке с красочными иллюстрациями уместились те несколько деталей, из которых собирается наш «Зомби». Итак, считаем по пальцам:

  1. Фюзеляж с прорезанными пазами под стабилизатор, крыло, моторама и крепление шасси.
  2. Четыре консоли крыльев.
  3. Цельноповортный руль направления (киль отсутствует).
  4. Стабилизатор с половинками руля высоты.
  5. Набор мелочевки, включающий алюминиевые стержни, бальзовые стойки крыла, колесики, крепеж и наклейки.

Все детальки и мелочевка упакованы в индивидуальные пакетики.

Защиты от повреждений в коробке не предусмотрено. Однако ни одна деталь не была повреждена в процессе перевозок. Почему в приведенном выше списке не упомянута инструкция? Как и у остальных моделей Hacker она представляет собой пару листочков на чешском и английском с черно-белыми фотографиями. Если в чешском варианте слов ещё достаточно, то в английском (по крайне мере чехи думают, что это английский) слов значительно меньше, хотя общий смысл понять все равно можно. За инструкцию твердая тройка, пусть хоть раз откроют набор от Great Planes что-ли… А вот за комплектацию – четыре с плюсом. До пятерки не дотянули, расскажу чуть позже.

Как мы будем его эксплуатировать

В силу отсутствия в пределах видимости закрытых залов для полетов, летать мы будем на улице, причем везде, не обращая внимания на наличие взлетной полосы, места для посадки, ветра, погоды и т.д. Вспоминая недостатки простого ZoomZoom 4D, постараемся их устранить в его старшем брате:

  • низкая жесткость на кручение у фюзеляжа – при большой скорости или сильном ветре стабилизатор живет своей жизнью относительно крыла и никак не хочет быть ему параллельным;
  • хрупкая моторама – при втыкании морковкой штатный стеклотекстолит ломается;
  • проблемы с центровкой – разместить аккумуляторы задача нетривиальная;

Некоторые моделисты для борьбы с первым и вторым пунктом разрезают пластину фюзеляжа вдоль, вклеивают угольную трубку диаметром миллиметров 6-10 на всю длину с дюралевым фланцем на конце и крепят мотор (бесколлекторный, конечно), используя обратный крепеж. Получается эдакая летающая палка с мотором, которую можно смело втыкать в землю, не боясь за последствия. Поначалу я думал пойти этим путем, даже прикупил трубку, фланец и крепеж, но потом передумал. Трубка и фланец добавляют совершенно ненужный вес самолету, а втыкание морковкой в землю в мои планы как-то не входило. Потому было решено сделать самолет максимально легким с минимальными переделками. Меньший вес потребует меньшей мощности мотоустановки, меньшей емкости аккумуляторов, что в конечном итоге даст меньшую нагрузку на крыло (да и стоить будет меньше, что немаловажно).

Выбор мотоустановки

Исходя из своего опыта общения с ZoomZoom 4D (на котором стоял Axi 2212/26 и 3S1P Kokam 1500), я решил выбрать более легкие аккумуляторы, чтобы не было проблем с центровкой и их не нужно было размещать под крылом. Потому мой выбор пал на 3S1P Kokam 910 (реальная емкость у них 850 мА/ч при заряде током 0,9 А). Весят они значительно меньше, да и разрядные характеристики обещали ток разряда 15C, т.е. около 13А при 10-11 В. Мощности в 130 Вт для такого самолетика будет в два раза более чем нужно.

Что касается мотора, то можно было бы поставить такой же Axi 2212/26 или 2212/34, но я решил попробовать новый бесколлекторный двигатель под маркой «Пилотаж» с маркировкой 2209/30. Он легче Axi на несколько грамм и по характеристикам очень похож на Axi 2208. К тому же в Интернете обнаружились эти моторы под маркой Hyperion. Беглый поиск по RC Groups выдал только положительные отзывы по этим моторам с результатами тестирования. Поглядев на табличку для похожего мотора и удовлетворившись результатами, я решился попробовать новый мотор. С регулятором было всё просто, продававшийся Pilotage Stamina 12A был вне конкуренции по цене, потому был взят в комплект к мотору.

Забегая вперед, скажу, что мотоустановка оказалась на высоте: пропеллер APC 8x3,8 SF крутился со скоростью 9500 оборотов в минуту, при этом аккумуляторов хватало на 6-7 минут полета на полном газу. Ни мотор, ни регулятор, ни аккумуляторы при этом не грелись, т.к. средний ток разряда в полете по моим прикидкам составлял 7-8 А.

Надо упомянуть и минусы. Так мотор поставляется в красивой коробочке, но в комплекте отсутствуют винты для крепления мотора и 3 пары разъемов для подключения регулятора. Обычно достаточно припаять ответные части разъемов к проводам регулятора, другие же половинки паяют на заводе на выводы мотора. Пришлось паять провода напрямую.

Регулятор на форуме ругали за плохой алгоритм программирования. Я поначалу не стал программировать его вовсе, т.к. мне подошли заводские настройки. Но потом специально прочел инструкцию и запрограммировал его более точно (сменил угол опережения коммутации с автоматического на подходящий для многополюсных моторов и частоту с 8 на 16 кГц). Заявляю – ничего сложного в программировании нет. Даже проще чем Castle Creation Phoenix. Инструкцию бы на русском чуть более понятно написать, только и всего. Фирменную фишку регулятора по изменению направления вращения мотора я задействовать не стал, перепаять 2 провода оказалось привычнее.

В итоге мотор с регулятором получают «зачет» – ни разу у меня не возникло ни малейшего нарекания на работу мотора или регулятора. Что старт, что отсечка по напряжению, что работа BEC – всё работает, как и положено.

Дополнительно потребовалось

Рассказывать о том, почему на такого рода самолетах нужно использовать только литий-полимерные аккумуляторы и бесколлекторные моторы типа outrunner не вижу смысла – это стало уже стандартом de-facto. Ставить коллекторный мотор или Ni-MH аккумуляторы в такую модель, значит просто выбросить деньги на ветер. В буквальном смысле – ветром сдует.

Дополнительно к набору понадобились:

  • Бесколлекторный мотор Pilotage DT-2209/30, Outrunner.
  • Регулятор Pilotage Stamina 12A.
  • Пропеллер APC 8x3,8 SF, безопасный адаптер пропеллера (prop-saver) для вала 3 мм.
  • 4 сервомашинки формата «микро» Thunder Tiger Ace 1016.
  • 3 сборки аккумуляторов Kokam 910 мА/ч конфигурации 3S1P.
  • 4 пары силовых разъемов, силовой кабель в силиконовой оболочке, термоусадочная трубка.
  • 2 удлинителя для сервомашинок по 30 см каждый.
  • Приемник размера «микро» IGVA 5.
  • Циакрин жидкий Zap, активатор для циакрина в виде аэрозоли.
  • Эпоксидная смола 5-минутная.
  • Самоклеющаяся «липучка» фирмы 3M, двусторонний «скотч» 3M.
  • Нож, паяльник.

Собираем

Проблемы жесткости оригинального ZoomZoom 4D чаще всего вызваны плохим приклеиванием алюминиевых лонжеронов в крыле и стрингеров в фюзеляже. Алюминий в наборе, на мой взгляд, был слишком мягким, потому я заменил его угольными прутками сечением 1х1 мм. В данном случае угольные прутки работают на растяжение и, будучи хорошо проклеенными в EPP(активатор обязателен!), жесткость на кручение у фюзеляжа и крыла получаются поразительными.

Видны угольные лонжероны в крыльях, стрингеры в фюзеляже, угольные растяжки крыльев.
Видны угольные лонжероны в крыльях, стрингеры в фюзеляже, угольные растяжки крыльев.

Сборка самолета заключается во вклеивании лонжеронов в крылья, стрингеров в фюзеляж, затем склеивании этого всего воедино, навески рулей высоты и направления. Элероны с крылом составляют единое целое – лист EPP просто прорезан не до конца. Надолго ли хватит? У оригинального ZoomZoom 4D такого не было.

Итак, первым изменением стала замена алюминия на уголь везде, включая растяжки крыльев.

Вторым и последним изменением оригинальной конструкции стала установка двух сервомашинок на элероны вместо одной, предлагаемой производителем. Для этого они были скреплены между собой и установлены под фюзеляжем в отведенное место.

Прорезаем пазы для сервомашинок в хвосте и нижнем крыле и просто их туда вставляем. Никакого клея, никакой липкой ленты – просто вставляем. Не выпадут ли?

Склеиваем мотораму на эпоксидке вместо циакрина, устанавливаем. Вырезаем окошко для аккумулятора, клеим в нижнюю часть окна липучку, рядом на фюзеляже ещё одну для регулятора и всё. Готово. Даже регулятор программировать не пришлось – заводские настройки совпали с нужными мне.

Видно как крепится регулятор, аккумуляторы, мотор и пропеллер.
Видно как крепится регулятор, аккумуляторы, мотор и пропеллер.

Да, колесики. Это было для меня нечто новое. По сравнению с обычными легкими колесами из вспененного полиэтилена эти весили раза в 3 больше, но самое главное были абсолютно жесткими, как будто из текстолита сделаны.

Слева на фото «нормальные» колесики, справа те, что в наборе.
Слева на фото «нормальные» колесики, справа те, что в наборе.

Но поскольку роль колес и стойки шасси как таковая сводилась лишь к защите сервомашинки крыла при посадке, то я решил оставить штатные.

Взлётный вес составил 380 грамм.

По заверению производителя модель можно собрать за пару часов (позиционируется как ARF). У меня весь процесс занял чуть больше недели.

Засады при сборке

Без активатора EPP не клеится абсолютно. Может, в Toro 300 EPP был другого состава, но там такой проблемы не было. Мало того, активатор «пахнет» и разъедает краску, которой покрашены фюзеляж и крылья.

Вклейка стабилизатора – если вклеить его не параллельно крылу, то обречете себя на вечные муки. Паз в фюзеляже пришлось подправить лезвием. Чуточку.

Крепление стойки шасси необходимо усилить нитками, иначе оно развалится сразу, как только вы попытаетесь шасси в него вставить.

Вырезать место под сервомашинку в крыле лучше всё-таки до вклеивания крыла в фюзеляж. Потом это делать будет дико неудобно.

Удлинитель качалки сервомашинки для элеронов у меня в комплекте отсутствовал. Я так и не понял, должен он был там быть или нет. Потому за комплектацию пятерку не поставлю. Сделать его из тонкого стеклотекстолита не долго, но я ограничился теми качалками, что были в стандартном комплекте к сервомашинкам. Расходов хватило, но можно ещё чуточку прибавить – для этого удлинитель и нужен.

Сборка верхнего и нижнего крыла, установка растяжек не самая простая задача, как может показаться. Собрать кривое крыло проще простого. В итоге я сначала заклеил нижние части растяжек, затем выставил крылья ровно, натянул прутки и заклеил их циакрином с активатором. Получилось весьма неплохо.

Резать место под аккумуляторы лучше в самый последний момент. Я примотал всю электронику бумажным малярным скотчем и начал искать положение для аккумуляторов, которое дало бы центр тяжести в указанном инструкцией месте. По причине легкого веса мотора и аккумуляторов их пришлось двигать в самый нос. Что не очень здорово, но гораздо лучше аккумуляторов под крылом.

Полеты

Мне как-то катастрофически не везет с погодой. Все полёты на «Зомби» были при таком ветре, что порой на ДВС-ах с нагрузкой под 80 г/дм 2 летать не захочешь. Но ветром нас не испугать, потому было решено – летим.

Перед первым вылетом.
Перед первым вылетом.
Тучек нет, но ветер сильный.
Тучек нет, но ветер сильный.

Беглый замер тахометром винта APC 8х3.8 SF показал 9500 оборотов в минуту. Тяга субъективно превышала вес грамм на 200. Триммировать модель не пришлось – при таком ветре это просто бесполезно. В первом же вылете меня ожидал сюрприз: я первый раз встретил самолет, у которого было «много руддера», причем настолько, что после первой же посадки я поставил экспоненту 50% по направлению. Несмотря на свой малый вес и большую площадь фюзеляжа «Зомби» летал весьма шустро против ветра, уходил вертикально, сколько мог (правда, его при этом всё-таки сдувало вбок), крутил плоский штопор, летал на спине.

ZoomBi 4D в Морозово.
ZoomBi 4D в Морозово.
И в Некрасовке.
И в Некрасовке.

Оказалось, что реклама не обманула и самолет действительно может крутить петли и восьмерки при полете «на ноже». Мало того, «на ноже» он летит практически без коррекции рулем направления. Чуть сильнее дать коррекцию рулем и нос уже смотрит в противоположную сторону, а полет «на ноже» продолжается в противоположном направлении.

Расходы по элеронам можно сделать всё-таки побольше. Нужно выпиливать удлинители качалок, никак руки не дойдут.

Начиная с половины газа можно крутить уже и обратные петли – тяги хватает. Для «висения» достаточно 2/3 газа.

Где-то на 12-й полет я решил сменить пропеллер на APC 9x3.8, т.к. мотор и аккумуляторы после полета были чуть теплыми, емкости Kokam 910 хватало на 10-13 минут при работе газом или 6-7 минут в режиме «висим на месте». А значит, моторчик и аккумуляторы можно было бы нагрузить и посильней.

Но вышло так: приехал на поле, закрепил пропеллер, взял тахометр, дал полный газ и пропеллер улетел метра на три в сторону – не выдержала резинка на «безопасном адаптере пропеллера». Для пропеллера он может и безопасный, а для людей? Потому в срочном порядке prop-saver был демонтирован и установлена цанга с симпатичным алюминиевым коком-гайкой.

С ним точно не улетит. Да, тахометр теперь показывал 7950 оборотов в минуту. Тяги стало чуточку больше, аккумуляторы греться больше стали, но в целом летать стало как-то веселее, динамики прибавилось что-ли.

Однажды мне повезло. В 8 часов вечера перед самым заходом солнца был полный штиль. В тот вечер я развлекался на «Зомби» как мог, ибо бороться уже приходилось не с ветром, а только с собой. И летал на спине в двух метрах над землей со скоростью 5 км/ч, и висел перед носом, и вокруг телефонных проводов летал в обратной петле, но в итоге всё-таки сделал «морковку». На излете третьей сборки аккумуляторов (28-я минута непрерывного полета, солнце садилось – ждать было нельзя) на висении перед носом в двух метрах от себя и в двух метрах над землей самолет завалился «на спину» в мою сторону. Я поддал газу и дал ручку руля высоты «от себя». Но опоздал. «Зомби» сделал полупетлю в мою сторону и морковкой воткнулся в метре за моей спиной. Т.е. газа он прибавил, а вот руль высоты не отработал почему-то.

Теперь про «неубиваемость» EPP. Так-то оно так, но листовой EPP без усиления армированным скотчем имеет свойство рваться. Так у меня низ фюзеляжа под аккумуляторами от частых отрываний «липучки» уже начинает размочаливаться.

А после «морковки» окончательно надорвался. Ремонт занял 30 секунд. Даже пропеллер не сломал. Прийдется усилить низ фюзеляжа либо угольными прутками, либо собрать короб из бальзы по периметру окна для аккумуляторов.

Теперь посмотрите на следущую фотографию:

К сожалению это не результаты «морковки» или очередного падения. Приехал я в Руднево на разведку, поглядеть, что это за место. Решил полетать. Взлетел. «Какой-то странный звук», – подумалось мне. Последствия не заставили себя долго ждать, и после двух минут полета от самолета отделился белый кусок размером с аккумулятор. «Ну вот, Кокамы улетели…», – была первая мысль. Однако самолет продолжал слушаться управления. Аккуратно посадив самолет в траву, я отправился за ним. Представьте моё удивление, когда я обнаружил аккумуляторы на своём месте, а мотор, висящим на проводах. Часть носа отсутствовала. Почему при полете по прямой на половине газа самолет лишился части носа, для меня так и осталось загадкой. Не помогли даже 6 угольных прутков в носу. Их тоже оторвало. Странно и то, что 4 прутка в нос были вклеены уже после упомянутой выше «морковки» и надломлены быть не могли.

В общем, по моим ощущениям, на этом самолете лучше «морковку» не делать, ни к чему хорошему это не приведет. Да и по своему поведению в воздухе в качестве первого самолета его брать не стоит, биплан всё-таки, при потере скорости штука непредсказуемая. Да и срывается он каждый раз на разной скорости. То в ветер сорвется при 10 км/ч, то в полный штиль не срывается при 5 км/ч. Непонятно.

Единственное, почему я выбрал EPP – он не боится посадки в траву и кусты в отличие от наборных самолетов, обтянутых пленкой. Для полётов же в зале, я бы взял профильного крокодила из депрона – вес меньше, да и кустов с сухой травой в зале нет, депрон не пострадает. В итоге самым большим плюсом «Зомби» по сравнению с классическим бальзовым самолетом можно назвать возможность летать на любой площадке нужных размеров, будь то асфальт, трава или поле с высокой травой. Что мне изначально и требовалось.

Выводы

В целом хороший выбор для электролетчика. Отличная управляемость, широкий диапазон полетных скоростей, любимый «неубиваемый EPP». При всем прочем летает он ничуть ни хуже обычного ZoomZoom 4D (правда я бы и не сказал что лучше, разве что медленнее может летать – я пешком хожу с такой скоростью). К тому же выглядит «Зомби» как и любой биплан гораздо симпатичнее своих однокрылых собратьев. Как ни странно, не боится ветра, во всяком случае, я на нем в ветер летать не боюсь. Удачная расцветка позволяет четко разглядеть, где у самолета верх, а где низ, если вы вдруг отвлеклись и достали сотовый телефон чтобы ответить на звонок. Хотя надо признать, говорить по телефону и рулить одной рукой не так уж и удобно. Но за то, самолет летит в безветренную погоду так, что ему можно простить все его недостатки.

Если сравнить ZoomBi как фан-флай с тем же Protech Funtastic 3D с четырехтактником, то лучше этого просто не делать. Не то чтобы один был хуже или лучше. Они просто разные, летают соответственно тоже по-разному. Совсем по-разному.

Из минусов можно отметить разве что общую болезнь EPP – пачкается так, что отмыть потом трудно. Но с этим мы справимся, постараемся в грязь не падать.

Самолет для обзора предоставил магазин Пилотаж.

Обсудить на форуме