Great Planes Slow Poke Sport 40

Автор - Максим Буланов (maxim)

Вступление

Этот обзор посвящен модели Slow Poke Sport 40 от Greate Planes. Фирма- производитель, сами понимаете, в представлении не нуждается. Первой моделью был Piper J3cub от Greate Planes, на котором я учился. И качество деталей, и подробность инструкции "Пайпера" мне настолько понравились, что в выборе фирмы для своего второго самолета, о котором и пойдет речь, я даже и не сомневался. Просто сел изучать каталог.

Мучался я достаточно долго - от одной модели хотелось получить все и сразу. Хотелось, чтобы это был низкоплан. Хотелось, чтобы он был похож на настоящий самолет, но был при этом именно "второй" моделью и прощал бы некоторые ошибки при взлете и посадке. Хотелось, чтобы самолет мог выполнять какие-нибудь фигуры высшего пилотажа. Оказалось, что Slow Poke, на мой взгляд, именно тот самолет, который мне нужен. По крайней мере, такой был сделан вывод на основе информации из каталога и опросов тех, кто видел, как он летает.

Замечу, что у Great Planes есть два самолета с таким названием. Первый - под двигатель объемом .25 куб.дюйма и без элеронов, второй - под .40 двигатель и с элеронами. Второй самолет обозначается надписью Sport 40. Вот его-то я и решил построить.

Те, кто уже собирал Slow Poke, сразу предупредили: будут проблемы с балансировкой - уж очень этот самолет тяжел на хвост. Это же подтвердили и импортные обзоры, обнаруженные на сайте производителя и различных авиамодельных сайтах. Как выяснилось позже - задняя центровка действительно оказалась проблемой. Поэтому в предлагаемом обзоре отдельная глава посвящена как балансировке этого самолета, так и тем открытиям, которые я для себя сделал в её процессе.

Характеристики

Ниже приведены характеристики модели, представленные на сайте производителя. Добавлю, что у самолета очень широкое крыло, в силу чего он выглядит необычно и кажется крупнее, чем есть на самом деле. Всех близких его размеры повергали в шок, хотя по размаху и длине фюзеляжа самолет был не больше, чем "Пайпер".

Размах: 1560 мм
Площадь крыла: 69.4 дм2
Вес: 2720-2950 г
Нагрузка на крыло: 40-43 г/дм2
Длина: 1245 мм

Что в коробке

Коробка оказалась не очень большого размера, как выяснилось позже - крыло состояло не из двух частей, а из трех. За счет этого в коробке не было длинных деталей.

Набор состоял из самих деталей самолета, подробной инструкции по сборке, материала для петель, материала для лобового стекла и, что очень огорчило, всего трех наклеек: двух с надписью "Slow Poke" и одной - с надписью Sport 40. Честно говоря, не ожидал такого подвоха со стороны производителя. К тому же "Пайперу", как мне показалось, шло даже слишком много различных наклеек, цифр, логотипов и полосок. Посему ту схему отделки, что изображена на коробке, без дополнительных затрат воспроизвести не удастся.

Качество штамповки деталей хорошее. Не могу сказать, что отличное. По сравнению с "Пайпером" - хуже. Дело в том, что достаточно много деталей в этом самолете приходится склеивать встык, а вырубка на некоторых деталях идет не перпендикулярно под 90 градусов, а с небольшим наклоном. Поэтому при склеивании таких деталей встык, ровной поверхности не получается, приходилось немного подрезать детали, чтобы выровнять резку.

Инструкция подробная, но, увы, ее невозможно использовать в том случае, если вы собираете самолет первый раз в жизни. Некоторые вещи, например, информация об изготовлении рулевых тяг и монтаже бака, просто отсутствуют. Подразумевается, что модель собирается не в первый раз и что моделист знает основы технического творчества. Поэтому периодически приходилось обращаться к инструкции от пайпера, которая рассчитана именно на новичка и описывает до мельчайших подробностей весь процесс изготовления самолета.

Как выяснилось позже, вложенного материала хватает с лихвой, и остатки его впечатляют. Не хотелось бы про это говорить, но на ремонт, если что, хватит точно.

Когда я начал разбирать детали и сравнивать с инструкцией, сразу бросилось в глаза, что детали задней части самолета облегчены везде, где это возможно. Видимо, производитель уже в стадии серийного выпуска стал исправлять свои ошибки, что, безусловно, не может не радовать.

Приступаем к сборке

Характерно, что в самолете не так уж много штампованных деталей. Очень многое пришлось делать из реек, что, видимо, положительно отразится на ремонтопригодности данного самолета.

Я часто говорю о ремонтопригодности, потому что, к сожалению, первый мой самолет разбился после четвертого полета, и мне пришлось его восстанавливать... Как мне показалось, ремонтопригодность первых самолетов - это один из факторов, которые ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов, так как для новичка важно, чтобы "желание не пропало".

Хвостовое оперение и половинки руля высоты изготавливаются очень легко. Рейки просто прикладываются к чертежу, выполненному в масштабе 1:1, отрезаются и склеиваются. Единственное, что мне не понравилось - половинки руля высоты соединены П-образной стальной проволокой, которая была просто отрезана и согнута, без какой-либо подгонки. Пришлось очень много времени потратить на подгибание и выравнивание половинок, так, чтобы их установочные углы были одинаковы. Как показал опыт постройки предыдущего самолета - "бабочка" на рулях высоты является одним из самых неприятных дефектов, влияющих на полет и триммирование самолета. Помня прошлый опыт, я сразу решил, что процесс склеивания рулей высоты со всей ответственностью выполню на ровной поверхности, хорошенько прижав их грузом.

Но, к моему разочарованию, планам не суждено было сбыться - П-образный соединитель проходил через фюзеляж, и склеивание половинок вместе надо было проводить уже на собранном и обтянутом самолете. Это еще из немногих минусов данного набора, который позиционируется Great Planes как "второй самолет". Таким образом, склеивание половинок руля высоты было отложено.

Еще одна проблема возникла с кронштейном, на который крепится хвостовое колесо. Он также оказался неровным, и мне пришлось провести много времени с плоскогубцами, чтобы колесико стояло в одной плоскости с рулем поворота.

Больше проблем с хвостовым оперением не возникло.

Крыло

По окончании сборки хвостового оперения инструкция предлагает заняться крылом. Как я уже говорил выше, крыло состоит из трех частей - центроплана и двух консолей ("ушей") - правой и левой. Благодаря такой конструкции, для сборки крыла не требуется никакой специальной поверхности - подходит обыкновенный стол. Большой плюс, если вы собираете модель в неприспособленной для этого городской квартире.

Сначала собирается центроплан. Инструкция предлагает склеить встык двенадцать кусочков бальзового листа, а затем этими сборными листами обшить центроплан сверху и снизу. Я следовал инструкции только при обшивке нижней части, верхнюю же решил обшивать "на лету", что, в общем-то, оказалось поудобнее.

Здесь меня тоже ждала маленькая засада - в заднюю часть центроплана надо было вклеить две треугольные косынки, которые предлагалось вытесать (!) из прямоугольной заготовки. В целях экономии времени и материалов было решено разрезать только одну заготовку на две части по диагонали, чтобы получить две половинки треугольной формы. С этой задачей я справился с помощью лобзика. Поскольку эти заготовки ложились под обшивку и нужны были лишь для усиления места крепления крыла болтами к фюзеляжу, особой точности исполнения эта операция не требовала.

Далее я приступил к набору крыла. Никаких трудностей при этом не было. Возникло только опасение, что задняя кромка крыла слабовата и как-то хлипко выглядит. К сожалению, эти опасения оправдались в дальнейшем, при обтяжке крыла. Я потратил очень много времени на выравнивание поведенной задней кромки крыла. При глажении утюгом задняя кромка изгибалась то вверх, то вниз. Приходилось сильно прижимать плоскость к столу и, изворачиваясь, выглаживать верхнюю часть задней кромки крыла, добиваясь ровной поверхности.

Основная трудность при склеивании крыла - выдерживание угла в крайней к фюзеляжу нервюре. Этому надо уделить особое внимание. Крыло имеет небольшой угол V, и в дальнейшем, при сборке всех трех частей крыла - производится приклеивание крайних нервюр друг к другу. Если крайние нервюры центроплана расположены под углом 90 градусов к плоскости крыла, то в "ушах" необходимо выдерживать угол установки нервюр по шаблону. Концевая нервюра одного из "ушей" оказалась приклеена немного не под тем углом, чем другая, и при сборке консолей воедино мне пришлось потратить в три раза больше времени и эпоксидки, чтобы за три захода склеить детали крепко и без зазоров.

Склеивание крыла проходило на полу. В наборе специально предусмотрены две подставки под концы "ушей", чтобы угол V был соблюден. Все полости, которые возникли из-за неровной плоскости одной из крайних нервюр, пришлось заполнять эпоксидкой, прокладывая пустоты оставшейся стружкой для плотного заполнения зазора.

Элероны в модели - наборные. Выполнены из задних кромок нервюр, входящих в набор. В дальнейшем они обтягиваются пленкой. Для крепления элеронов, рулей высоты и руля поворота в комплект входит специальная полоска из синтетического материала, из которой предлагается вырезать петли. Я решил не возиться с вырезанием петель и купил готовые. При покупке петель мне посоветовали приобрести специальный клей для их вклеивания. Этот клей, высыхая, намертво приклеивает петли к дереву и не склеивает части петель между собой. Очень удобно - не болит голова о том, как обезопасить петли от попадания в них клея.

Фюзеляж

Вдоволь навозившись со склеиванием крыла, я приступил к фюзеляжу, честно думая, что с ним я справлюсь быстрее. Самолет имеет намного меньше штампованных деталей, чем "Пайпер", но в сборке он намного сложнее моего первого самолета. Не знаю, радоваться этому или нет, но это - факт.

Фюзеляж, как выяснилось при изучении чертежа и деталей, состоял из двух частей - носовой и хвостовой, соединенных между собой достаточно длинными рейками-стрингерами. Это еще одно объяснение небольшой длины упаковочной коробки.

При сборке фюзеляжа возникли две трудности. Во-первых, то, что предлагалось соорудить в хвостовой части на чертеже, никак не хотело состыковываться с реальностью: хвостовое оперение должно было вставляться в фюзеляж без проблем, но в жизни это почему-то не происходило. Пришлось немного расширить паз. Во-вторых, очень много времени ушло на подгонку реек гаргрота (умное такое слово, обозначает верхнюю часть фюзеляжа, которая идет от кабины к хвостовой части) в месте крепления к хвосту, но и с этой задачей я, в конце концов, справился.

В сборке фюзеляжа я отступил от инструкции только один раз и опять-таки в части обшивки. Инструкция предлагала обшивать нос кусками бальзы, положенными поперек фюзеляжа с вырезанием места под кабину. Я же обшил нос вдоль и не особо сильно старался с вырезами вокруг кабины. На мой взгляд, и так неплохо получилось. А времени и материала было сэкономлено немало.

Из отличительных особенностей фюзеляжа хочется отметить крепление мотора прямо на нос самолета, без приобретения дополнительной моторамы. В верхней половине носовой части фюзеляжа имеется специальный паз, куда вставляется двигатель. За счет этого паза в модели обеспечивается конструктивный выкос двигателя вправо на 3 градуса.

Как было сказано выше - в инструкции ни слова не сказано о креплении бака. На самом деле, с его монтажом проблем не возникло. Я вставил его в носовую часть до упора и заклеил снизу двумя рейками. Получилось две полочки, на которых лежит бак. К одной из них я в дальнейшем прикрепил приемник.

Окончательная сборка

Окончательная сборка самолета прошла без проблем. Все совпало, склеилось вместе и отбалансировалось по оси. Единственное, на что я потратил время - выбор цвета для будущей модели. Я долго выбирал, в какие же цвета раскрасить мой новый самолет. Так как декалей в набор фактически вложено не было, а серебристой пленки в магазине на тот момент не оказалось, то я решил сделать желтый верх, красный низ, и купил по рулону пленки каждого цвета. Сразу хочу оговориться, что производитель советует покупать 3 рулона (по 1.8 м) пленки. Я же, понадеявшись на остатки желтой пленки от пайпера и на то, что американцы всегда советуют больше, решил не тратить лишних 18 американских президентов на пленку. Как выяснилось позже - очень зря. Не уверен, что потраченное мной время, не до конца оклеенное крыло (я так и не обтянул ту часть, которая примыкает к фюзеляжу) и выкраивание из кусочков различных частей для обтяжки, стоило тех денег. Положа руку на сердце, хочется сказать, что 2 рулона - это мало, а 3 - это много, поэтому, если будете собирать такой же самолет, то запасайтесь где-то 4,5 метрами пленки - будет в самый раз, а некоторые магазины как раз продают ее "на отрез".

При обтягивании самолета я следовал основной цветовой схеме, но не стал делать всех полосок, шашечек и стрелочек. Еще раз повторюсь - очень жалко, что производитель не вложил этих наклеек в набор. При желании, конечно же, можно вырезать все надписи из пленки "Оракал", применяемой в рекламе. Все надписи обойдутся рублей в 200. Я даже сделал рисунок самолета в формате. CDR, но до надписей руки так и не дошли.

Балансировка

Отдельную главу хочется посвятить балансировке самолета, отнявшей немало времени и принесшей несколько занятных открытий.

При сборке "Пайпера" балансировки фактически не потребовалось. Подержал на пальцах в точке центра тяжести, переместил в нужную сторону бортовую часть аппаратуры - и все. В общем, сделал это на глазок. Думаю, что к балансировке надо относиться более ответственно, что и показал опыт сборки самолета из второго набора.

Когда я подвесил Slow Poke на пальцах, понял, что хвост перетягивает сильно, и что если я буду проводить эксперименты с подвешиванием на пальцах, то, в конце концов, уроню модель. Балансировочное устройство в магазине, как мне показалось, стоит дороговато, и я стал думать, чем же его заменить. Выход подсказал известный лозунг "есть идея - есть IKEA".

Я взял стульчик из детского набора дочери, купленного в том самом магазине (кстати, весь набор стоит дешевле, чем балансировочное устройство) и поставил его кверху ножками на стол из того же набора. Маскировочной лентой приклеил колпачки от фломастеров к передним ножкам стульчика. Получившееся балансировочное устройство, на мой взгляд, имеет неоспоримое преимущество перед фирменными аналогичными устройствами - на нем самолет не падает. Две задние ножки стула выполняют роль неких дополнительных подпорок под крыло. Самолет можно просто положить на все 4 ножки и выполнять балансировку, отмерив уголком расстояние от центральной точки колпачка до передней кромки крыла. Когда я положил самолет на это устройство, понял, что никаким перемещением приемника и батарей его отбалансировать не удастся. LA46 слишком легкий мотор для этого самолета, хотя и указан в инструкции как один из рекомендованных.

Видимо, МДС48 или более тяжелый двигатель - это то, что в самый раз, но его под рукой не оказалось, и я стал думать, как быть дальше. Судя по всему, требовалось добавить грамм 200-300 в носовую часть самолета, а это вес нешуточный. После долгих размышлений я сделал для себя второе открытие - свинцовая дробь как нельзя лучше подходит для балансировки самолета. Во-первых, можно максимально точно добиться нужного веса, насыпая понемножку дробь в прикрепленный пакетик. При этом пакетик я прикрепил в том месте снаружи самолета, куда в дальнейшем внутри планировал поместить груз. Во-вторых, из полученного количества дроби можно отлить груз, который очень точно разместится в нужной части самолета.

Собственно, я так и сделал. Сначала насыпал нужное количество дроби в приклеенный пакетик, благо, тесть - охотник и дроби у нас хватает. Затем изготовил по чертежу фанерную формочку, куда и залил расплавленную дробь. Для тех кто будет делать также, хочется дать совет - лучше взять емкость побольше, чтобы расплавить всю дробь, я делал заливку за 3 приема. Из-за этого груз получился трехслойным, что выглядит не особенно прочным и может развалиться в дальнейшем. Отлитый таким образом груз я разместил внутри носовой части самолета и закрепил снаружи саморезами. После повторной установки самолета на балансировочное устройство выяснилось, что с грузом я угадал и самолет отбалансирован согласно инструкции.

Первый полет

После долгих мучений, первый полет решил совершить сам, без помощи тренера. Все знакомые сказали, что крыло широкое, самолет спокойный - проблем возникнуть не должно. Приехав на поле, решил сразу проверить дальность управления. Отошел на 30 метров, как предлагает инструкция. Рули высоты и элероны задрожали. Расстроился и начал искать источник помех. Искал недолго. Как выяснилось, виновником помех были удлиненные провода от рулевых машинок в крыльях. Я читал раньше, что нельзя удлинять их более чем на 60-70 см, но не придал этому значения. Это оказалось правдой. Удлиненные неэкранированные провода (точнее, сигнальный провод), начинают себя вести как дополнительная антенна, что и влечет за собой собирание всех возможных помех.

Возможности укоротить провода на поле не было, и я решил не испытывать судьбу - просто покатать самолет, отрегулировать двигатель и поехать домой. Выехав на поле, понял, что удержаться мне не получится, самолет сам просился в полет. Любое резкое нажатие газа приводило к отрыванию хвоста от земли - еще чуть-чуть и самолет в полете. Собравшийся вокруг народ требовал продолжения зрелища, и я все-таки решился…

Самолет после короткого разбега легко и плавно оторвался от земли и полетел, немного клюя носом. С балансировочным грузом я все-таки перестарался. Небольшое триммирование помогло выровнять самолет в горизонтальный полет. Сделав три круга и помня о том, что у меня могут возникнуть проблемы с помехами, я решил не испытывать судьбу далее и зашел на посадку. Самолет очень летучий и хорошо держится при малой скорости, что неудивительно при таком широком крыле.

Видео 1
slow_poke1.avi 330,00 kB
Видео 2
slow_poke2.avi 386,00 kB

Посадка получилась красивой и плавной. Самолет мягко приземлился одновременно всеми тремя колесами на асфальт и после небольшого пробега остановился. Кажется, что для первого полета на низкоплане у меня получилось очень неплохо.

Модернизация

Первый полет показал, что двигатель. рекомендованный производителем самолета, мягко говоря, слабоват и легковат. Во время последующих запусков выяснилось, что при ветре самолету явно не хватает тяги. Все взлеты и посадки проходили мягко и плавно, но в воздухе самолету не хватало "спортивности".

Все, кто видел полеты этой модели, в один голос стали рекомендовать поставить движок помощнее, винт побольше, приговаривая, что "с четырехтактником получится м-м-м…".

Свой выбор в итоге я остановил на 4-х тактном двигателе Saito FA-65. Для установки этого двигателя пришлось немного расширить паз для установки и просверлить внизу носовой части отверстие для трубки вентиляции картера. Груз, на отливку которого я потратил уйму времени, был безжалостно выброшен из носовой части фюзеляжа.

На первый взгляд, двигатель немного крупноват для этого самолета, но балансировка оказалась в самый раз. Центр тяжести самолета с установленным двигателем оказался смещен назад всего на 7 мм. Помня о том, что при первом полете самолет немного клевал носом и я триммировал его рулем высоты, я порадовался такому смещению и решил все оставить как есть. Таким образом, никакой дополнительной балансировки не понадобилось. С четырехтактным двигателем самолет просто преобразился. Во-первых, низкое урчание четырехтактника добавляет к визуальной радости полета еще и аудиальную. Во вторых, с винтом 13х6, вместо 10х7, самолет намного увереннее чувствует себя в полете.

Взлет и посадка сильно не отличаются, но вот в воздухе самолет себя ведет совершенно по-другому. Плавность полета на пол-газа легко сочетается с исполнением различных фигур высшего пилотажа на полном газу. В какой то момент мне даже удалось зависнуть, удерживая самолет в вертикальном положении.

Заключение

Определение "вторая модель", данное производителем, как нельзя лучше подходит к этой модели. Форма крыла и низкая нагрузка позволяют сочетать в этом самолете высокую маневренность на больших скоростях и плавность полета - на низких. Самолет прощает новичку небольшие ошибки при пилотировании.

Из минусов стоит отметить только проблему с балансировкой. Ситуация очень непонятная. После сборки кажется, что самолет очень сильно перевешивает на хвост. Но при балансировке по инструкции самолет все же клюет носом и требует триммирования по рулю высоты. Соответственно, можно посоветовать использование максимально тяжелого двигателя с бОльшим объемом. Двигатель LA46 от OS MAX явно не годится для этого самолета - из-за своей легкости и малой мощности.

Идеальным вариантом будет использование 4-х тактного двигателя .60 или .70. С таким двигателем самолет чувствует себя в воздухе очень уверенно.

В целом я остался доволен и процессом сборки, и тем, как летает построенный самолет. Он производит неплохое впечатление на окружающих, и плоды своего труда начинают нравиться еще больше…

Для тех, кто заинтересовался данной моделью, приведу приблизительную стоимость затрат. Набор покупался за 110$, рулевые машинки - 5 шт. по 12$, приемник SuperSlim вместе с кварцами от Hitec - 60$, пленка Monokote - 2 рулона по 18$, 2 тюбика циакринового клея по 5$. Петли, колеса, гаечки крепления колес и всякая мелочь - еще около 20$. Без двигателя, винта и эпоксидки, которые у меня были, получилось около 300$, что не так много для данной модели.

Обсудить на форуме