Специальные цены   новые товары
Система Orphus

Fun-Key Су-31 ARF

Автор - Игорь Кочетков (pentajazz)

Вступление

Начинается это повествование немного грустно, а именно с того, что, потеряв управление, разбился, мой самолет под 46 мотор Sky-LimboMAX(результат сильной и продолжительной помехи).

Передо мной стал выбор, что приобретать ему на замену. Вариантов оказалось немного, а именно: либо такой же самолет, либо что-то более продвинутое.

Страшный зверь по имени жаба тихо нашептывал - если взять сейчас такой же самолет, более интересный купить или построить удастся не скоро. Денежки то уйдут. Зверюга эта была очень настойчива, к тому же,, придя в магазин и увидев там Су-31 АРФ, я не столько с ней согласился, сколько загорелся новым самолетом.

Знающие люди (с форума этого сайта) отговаривали меня от Су-31, рекомендовали Экстру. Их аргументами были как не копийность модели, так и плохие летные качества. В магазине я сравнил вышеупомянутые модели от разных производителей примерно одинаковых размеров и обнаружил, что они довольно похожи. Времени для разглядывания моделей у меня было предостаточно, дали и повертеть модели, и примерить одну к другой, и прочее… Мой друг (кроме того, еще и продавец) подтвердил мои выводы, добавив только, что заявленного на коробке мотора .25-.32 будет маловато, самолет тянет на 2 кг, и лучше поставить .46FX (AX). Это было в самый раз, так как мотор у меня уже был.

Красный с белым самолет пленил меня окончательно, и, заплатив запрошенную сумму, я отправился с покупкой домой.

Характеристики

Размах крыла 1370 мм
Площадь 31,7 дм 2
Длина фюзеляжа 1100мм
Масса 2200 г
Удельная нагрузка 69,4 г/дм 2
Рекомендуемая система управления 4 канала, 5 сервомашинок

Все аккуратнейшим образом упаковано в отдельные пакетики, переложено картоном и скомканной папиросной бумагой.

Состав набора и стоимость

Планер

Самолет в магазине на момент покупки стоил 200 долларов США.

  • Консоли крыла с элеронами (не установленными)
  • Стабилизатор с рулями высоты (2 половинки)
  • Киль с рулем поворота
  • Фюзеляж

Все это построено из бальзы разной плотности с усилениями из фанеры и обтянуто довольно толстой термоклеящейся и термоусадочной пленкой.


Прочие детали

  • Стеклопластиковый капот (крашеный) и жалюзи к нему, тоже крашенные.
  • Фонарь кабины.
  • Моторама.
  • Топливный бак 200 кубиков с мелочевкой.
  • Крепеж (винтики, шурупчики).
  • Дюралевая крашенная стойка шасси с крепежом и колесами.
  • Мелочевка (тяги, кабанчики и петли навески рулей, пластиковые болты крепления крыла и прочее). Все довольно высокого качества.
  • Кок.
  • Набор декалей.
  • Полоска стеклорогожки, для усиления стыка половинок крыла.
  • Инструкция по сборке, на английском языке. Описание сопровождается рисунками, схематичными, но понятными.

Дополнительно потребовалось

Наименование Цена (в долларах США)
Эпоксидная смола 5 минут Расход на сумму около 1-2 долларов
Эпоксидная смола 30 минут Аналогично
Циакриновый клей Аналогично
5 сервомоторов (стандартных) 5*18=90
Приемник 8 каналов (какой был, хотя достаточно 5 канального приемника) 85 –8 каналов, 60 – 5 каналов
Пачка аккумуляторов (борт) 15
Мотор OS .46 FX или AX (без глушителя) 130
Винт 11/6 5
2 колеса Du-Bro (поставляемые в комплекте мне показались слишком жесткими) 14
Заправочный клапан 11
Топливная трубка 5
Глушитель от вертолета Hirobo Shuttle 30 калибра*. 20
Итого (включая сам набор) 581 (561 с 5 канальным приемником)

* Стандартный глушитель, поставляемый с мотором, безобразно выходит за пределы капота и совершенно портит внешний вид. Вертолетный глушитель был доработан (укорочена и приварена горловина) и установлен на двигатель, при этом он полностью поместился под капотом. Потребовалось только надеть на выхлопной патрубок силиконовую трубочку и просверлить в нижней части капота под нее отверстие. Получилось «как у взрослого самолета».


Сборка

При более детальном рассмотрении выяснилось, что самолет сделан «из воздуха», т.е. облегчен, где только возможно. Например, нижняя часть фюзеляжа от шасси до киля, включая накладку на центроплан снизу, образована пятью реечками 3х3 мм и затянута пленкой. Фанерные накладки усиления боковин и шпангоуты сделаны с большими фигурными окнами облегчения. Верх фюзеляжа зашит бальзой около 1,5 мм толщиной, поверх таких же 5-ти реечек. Но при этом конструкция довольно жесткая.

Оперение цельное, т.е. не наборное, только в руле поворота есть 4 отверстия около 40 мм диаметром для облегчения. Y-образная тяга идет от одной машинки к двум половинкам руля высоты.

Крыло

Лобик крыла зашит тонкой бальзой, центроплан и законцовки тоже.

Половинки крыла собираются вместе при помощи фанерной вставки в лонжерон. После этого стык консолей заклеивается полосой толстой стеклоткани шириной 40мм на 30 минутной смоле. Естественно, в месте приклеивания стеклоткани надо снять пленку. Машинки ставятся без особых премудростей - снизу по одной на элерон. В консолях под них организованы посадочные места, и проложены трубочки для вывода проводов в центроплан. Удлинять провода от машинок не пришлось, использовались удлинители для подключения к приемнику.

Крыло крепится к фюзеляжу пластиковыми болтами в районе задней кромки, и штырем прямоугольного сечения, образованным выступающими концами корневых нервюр спереди. Конструкция не вызывает нареканий.

После сверления в крыле крепежных отверстий и наклеивания фанерных пластин усиления, под болты, на нижнюю плоскость крыла устанавливается накладка, являющаяся продолжением фюзеляжа. В ней сделаны два отверстия для доступа к болтам крепления крыла. Отверстия открывают доступ во внутренний объем накладки, и т.к. они находятся в зоне выхлопа, то продукты сгорания будут попадать в этот объем. Удалить оттуда масло будет невозможно. Я поставил маленькие перегородочки из бальзы 2 мм, отделяющие эти отверстия от остального объема под накладкой. Получившуюся таким образом нишу, я покрыл разведенной ацетоном эпоксидкой для защиты от масла.

Элероны подвешены на петлях классической шарнирной конструкции, по 3 штуки на каждый. Чтобы предотвратить склеивание петель при вклейке, я покрыл шарнир тонким слоем вазелина. Петли устанавливаются на эпоксидной смоле.

Вроде с крылом покончено.

Двигатель

Прежде всего, рекомендуется приклеить циакрином мотораму к моторному шпангоуту, а сам мотор к мотораме на нужном расстоянии от шпангоута. Я сначала немного удивился такому решению, но потом в процессе примерки понял, что это очень удобно. Примеряем все это по месту. Проверяем расположение мотора относительно продольной оси самолета, намечаем отверстия в шпангоуте. Примеряем расположение отверстия под тягу газа. Потом все отклеивается, сверлятся нужные отверстия, устанавливаются закладные гайки, и мотор привинчивается уже на винтах. Гайки и винты М3 - в комплекте. Чтобы отцентровать капот, я вырезал из картона шаблон - диск диаметром равным внутреннему диаметру «горлышка» капота, и приклеил к нему три бальзовые пластинки под 120 градусов друг к другу, наподобие кулачков в трех кулачковом патроне. Капот стал на место, как родной. Единственная доработка капота – 12 мм отверстие под цангу накала на свечку справа и 14 мм отверстие под выхлопной патрубок снизу. Больше никаких торчащих и портящих внешний вид предметов.

В окна в капоте вклеиваются жалюзи. Капот крепится к фюзеляжу четырьмя шурупами 2,5 мм диаметром. Сначала мне это показалось хлипковатой конструкцией, но на деле все довольно жестко.

Все деревянные поверхности, которые могут контактировать с топливом промазаны жидкой эпоксидкой (5-ти минутка, разведенная ацетоном), прихвачены также прилегающие к этим поверхностям края пленки.

Шасси

Монтаж колес на стойку не вызывает проблем. Сама стойка крепится к усиленному в этом месте днищу четырьмя винтами М3 с закладными гайками. Единственное изменение, которое я сделал, это вместо штатных колес и винтов М3 с резьбой по всей длине (в качестве осей) поставил винты М4 и колеса Du-Bro 2 1/ 4 дюйма. Та часть винта, где вращается ступица колеса, оставлена без резьбы, чтобы предотвратить износ ступицы.

Хвостовое оперение

Сначала вклеиваем стабилизатор, потом киль, потом навешиваем рули. Хвостовое колесо напрямую соединено с рулем поворота, хотя поворачивается в своем пластиковом креплении. Все вроде просто.

Управление

Все три машинки (газ, высота, курс) ставятся рядышком, между двумя фанерными балочками. Кстати, везде, где требуется крепление каких-либо деталей шурупами к дереву, рекомендуется сначала привинтить деталь, потом отвинтить, в отверстие от шурупа капнуть циакрина, дать высохнуть, и уже потом привинтить деталь окончательно. Шуруп идет по своей резьбе, проклеенной циакрином, и получается довольно прочное крепление.

Тяги на рули - круглые деревянные рейки, с проволочными наконечниками. Тонкая регулировка длины тяги выполняется путем навинчивания вилочки, идущей на кабанчик. Термоусадочные трубки для фиксации проволочных наконечников на деревянных тягах прилагаются. В наборе так же есть силиконовые колечки, надеваемые на вилочки тяг, предохраняющие эти самые вилочки от открывания.

Прочее

Остается только установить фонарь кабины, выключатель, топливный бак, и заправочный клапан (на моторный шпангоут). Приемник и батарея устанавливаются между баком и сервами. Антенну я уложил в трубочку, идущую вдоль борта до самого хвоста, трубочка осталась от предыдущего самолета, но подойдет любая диаметром 2-3 мм.

Мне не хотелось портить внешний вид самолета выключателем, просто установив его на борту., Я поставил выключатель внутри фюзеляжа, сделав нажимную кнопочку. Включение происходит при нажатии на красную фишку, торчащую на левом борту самолета. От случайного включения при транспортировке эту конструкцию удерживает чека, ставящаяся на выключатель. Чека выполнена из пенообразного пластика (очень плотного поролона) и не царапает борт самолета.

Некоторые, такой выключатель ставят так, что включение происходит при вытягивании фишки, но это показалось мне очень небезопасным ввиду возможности обесточивания борта при обслуживании самолета и подготовке к взлету.

Заправка самолета осуществляется через огромное переднее окно в капоте, однако заправочный наконечник пришлось удлинить отрезком латунной трубки от телевизионной антенны.

Проверка центра тяжести показала центровку немного переднюю от рекомендованной, что, в общем, неплохо. Вызвано это скорее всего мотором б ольшего веса.

Масса «сухого» Су-31 составила 2 кг. Все вроде в норме.

Настройка

Рекомендованные расходы на рулях были следующие:

  • Элероны - 10 мм на сторону
  • Руль высоты - 6 (!) мм на сторону
  • Руль поворота - 20 мм на сторону

Этого мне показалось маловато, а опыт (сын ошибок трудных) подсказывал как минимум следующее:

  • Элероны - 10 мм зажатые расходы и сколько можно (около 30 градусов) двойные расходы
  • Высота - 20 мм и 40 мм соответственно
  • Руль поворота - около 30 градусов, что бы было удобно на полосе рулить

На двойных расходах элеронов, я поставил экспоненту 40 процентов, хотя на зажатых зависимость - линейная (Sanwa 6000 super). Почему? Потому что на зажатых расходах проходит взлет-посадка, а покрутиться хочется порезвее. При полных расходах в простом полете самолет реагирует на ручку очень остро, переключаться же постоянно мне не удобно, самолет требует много внимания во время пилотирования. В результате, на двойных расходах летать стало достаточно комфортно, как и на зажатых, но если дать ручку сильнее, то самолет начинает крутиться как миксер.

Может, я и сделал что-то не правильно, но однажды, забыв переключиться на зажатые расходы при посадке, посадил самолет без проблем. И только потом обратил внимание на положение переключателя. Так что цель будем считать достигнутой.

Первый полет

Первый полет проводился без капота (иголочки там подрегулировать, может еще чего…).

Мотор завелся с пол тыка, но звук… Звук с этим глушителем такой, что кажется, будто рядом работает солидной кубатуры мотоцикл. При даче полного газа поднимается басовитый, солидный рев, хотя и НЕ намного громче обычного. На слух воспринимается приятно. Высоких тонов нет.

Мотор работает нормально, таймер установлен на 5 минут, т.к. бак маленький, расчитанный на 32 мотор, но и его должно хватить на 9-10 минут полета на полном газу, но лучше перестраховаться, это не планер и не тренер.

Пробная рулежка по полосе, полный газ…

Такое впечатление, что разбега не было. Самолет просто прыгнул в воздух и ушел в набор высоты очень круто к горизонту. Взлет проходил на зажатых расходах.

Летаем сначала пару кругов, самолет ведет себя вполне предсказуемо. Петля, бочка (на полных расходах – как вентилятор!), полет «на ноже», все тип-топ. Рулем поворота рулится без крена, но с небольшой потерей высоты. На малых скоростях управляется отлично, но из-за общей «стремительности» выглядит это страшновато, кажется, что он еле тащится. Поднимаем его повыше, сбрасываем газ, тянем ручку на себя. Самолет сваливается на крыло на очень маленькой скорости, на высоте это конечно не совсем хорошо видно, но все равно понятно, что скорость сваливания достаточно мала.

Далее следует серия фигур с меньшим радиусом. При выполнении петли «ручка на себя до отказа» самолет выходит из петли с большим креном. Это выглядит странно. При выполнении петли с большим радиусом все нормально.

При заходе на посадку со сброшенным газом, самолет планирует неплохо для пилотаги, хотя и довольно круто, вывешивание и посадка на 3 точки оказалась простой.

Проверяем все крепления, тяги, ставим капот. Повторяем попытку выполнить петлю малого диаметра – все нормально! Возможно, дело было в плоском моторном шпангоуте огромной площади. После установки капота все стало на свои места.

Решение вывести выхлоп вниз оказалось очень удачным. Маслом совсем немного забрызгана накладка на крыло (т.е. днище фюзеляжа под крылом) и хвостовое колесо. В отличие от моего предыдущего самолета, у которого приходилось довольно долго оттирать от слоя масла, крыло с двух сторон, фюзеляж, и оперение, этот после нескольких полетов выглядит почти нелетавшим.

Хотя при настройке аппаратуры и была реализована возможность отклонения элеронов как закрылков, а так же задействован микшер руля высоты с закрылками, на практике эти возможности использовать не пришлось - пока нет надобности. При использовании руля высоты на вертикальных маневрах радиус виража и так очень мал. На посадке самолет теряет скорость довольно быстро, и легко вывешивается опять же только рулем высоты.

Как-то на предыдущем самолете попробовал вместо винта 11х7 поставить 11х4, с ним летать мне не понравилось, слишком медленно, динамики не хватало, но посадка была просто образцово-показательной. Самолет быстро терял скорость при вывешивании и мягко касался полосы.

На этом самолете установлен винт 11х6. Винт большего диаметра ставить рискованно - может зацепиться за землю при посадке, или даже при взлете.

В руках опытного пилота самолет способен творить в воздухе такое, что дух захватывает. Несмотря на несимметричный профиль крыла, модель легко держится в перевернутом положении, четко летает «на ноже», красиво и быстро штопорит, делает плоский разворот, 1/ 4 бочки, в общем, все такое.

Пока мотор обкатывался, все было нормально. После, примерно, 10 полетов пришло время обеднить смесь до оптимального значения. С винтом 11х6 тяга явно превысила вес самолета. Выруливаю на полосу, даю газ, самолет разбегается и уходит вверх гораздо круче, чем обычно, причем явно заходит в петлю большого радиуса. Триммирую модель не только по тангажу вниз, но и по крену вправо, а потом и по курсу немного, тоже вправо. Пробую выпустить закрылки на малом газу, самолет начинает валиться на левое крыло. Ну да ладно, может чего в настройках перемудрил. Летаю нормально, на малом и полном газу попеременно. Проходит 5 минут, захожу на посадку. Приходится сильно давать ручку на себя и корректировать нарастающий крен вправо.

Что за черт. Руль высоты отклонен (триммером «от себя») на приличный угол. Выравнивание рулей, повторный взлет – та же песня. Пока полет моторный – все в порядке, сбрасываю газ - начинается. Да и само по себе столь сильное триммирование наводит на нехорошие мысли.

Отправляюсь за консультацией к другу. Поразмыслив, мы пришли к выводу, что надо увеличить выкос двигателя. Мотор сначала был на обкатке, да и сам самолет рассчитан под 25-32 мотор, так что с возросшей мощностью появился некомпенсированный реактивный момент. Выкос двигателя был задан положением моторного шпангоута, добавляю еще по два градуса вниз и вправо.

Пробный полет показал - стало гораздо лучше. Величина коррекции триммерами уменьшилась раза в три, надо бы еще по одному градусу добавить.

И вот, в который раз приезжаем на поле, выставляем все рули в ноль. Разбег, взлет… триммерами пришлось щелкнуть только пару раз. Самолет летит как по линеечке и на малом газу, и на полном. При даче полного газа, в горизонтальном полете продолжает лететь ровно (насколько это можно успеть заметить, скорость-то немаленькая).

Резюме

Самолет очень красив в полете, обладает хорошими летными данными. Приверженцы копийности могут с полным правом сказать, что модель далека от своего прототипа, но в нашей местности, имеющегося сходства вполне достаточно, чтобы модель была узнаваемой и редкой. Лично для меня, этого вполне достаточно.

Самолет легко управляется на малых скоростях, позволяя не очень опытному пилоту летать спокойно, постепенно совершенствуясь. Посадка не вызывает проблем. Несмотря на приличную скорость снижения, самолет легко вывешивается у земли, и сама посадка проходит на относительно низкой горизонтальной скорости. Модель может взлетать и садиться только на асфальт или очень хорошую грунтовку. На траве есть риск оторвать шасси, или при посадке свалить самолет на крыло, что чревато….

Самолет вполне подходит как «третий» для хорошо тренированного пилота. Пересадка на него сразу после тренера, требует большой осторожности или помощи опытного инструктора. Применение на модели 25-го мотора очень сомнительно, но 32-й можно ставить вполне, только вот драйва такого, как с 46-м, не будет. Следует учесть, что при более легком моторе центровка сдвинется назад, что может снизить устойчивость.

Обсудить на форуме