Специальные цены   новые товары
Система Orphus

Мотопланер Petrel 2.6: сага о большой железной штуке

Автор - Олег Ряховский (Сергеич)

Кто здесь?

Не так давно в России появился планер, конструктивно приближающийся к идеалу любителя таких моделей. Формованный из стеклоткани фюзеляж, крыло с тонким профилем, наличие элеронов и 600-й электродвигатель делают модель весьма привлекательной для тех, кто предпочитает летать «медленно и печально».

Как утверждает производитель, мотопланер может быть описан следующим рядом выражений:

  • Длина - 1180 мм
  • Размах - 2600 мм
  • Нагрузка на крыло - 46.8 гкв.дм
  • Взлётный вес - 1.8 кг
  • Производитель - ООО «MADE IN CHINA»

Внушительные размах и удлинение крыла заставляют предположить, что мотопланер должен очень и очень неплохо летать. Настораживает нагрузка на крыло, но, может быть, её компенсирует большое (по сравнению с аналогичными моделями) удлинение крыла? Посмотрим.

Домашняя работа

Ой!

Китайские товарищи, создававшие модель, явно рассчитывали, что собирать ее будет человек, не в первый раз сталкивающийся с такой работой. Тонюсенькая инструкция, состоящая в основном из картинок, вполне годится для человека с опытом. Новичок же столкнётся с целым перечнем мелких непонятностей.

Вот, например, в инструкции «русским по белому» сказано: руль направления с помощью циакринового клея нужно установить так, чтобы он мог свободно отклоняться влево и вправо, и при этом не отваливался от киля. Однако нет даже и намёка на то, что делается это с помощью вклейки трёх майларовых петель.

Или, скажем, чем кормить моторчик? Тоже никакой информации, кроме фотографии в инструкции. При определённом усердии, правда, на этом фото можно увидеть, что в носу модели установлена батарея из семи элементов размера SC. Тому, кто уже использовал такие планера, это будет, скорее всего, очевидно, но вот новичку…

Конечно, изготовители пишут, что «эта модель – не для новичков, и если собираете модель первый раз в жизни, поищите кого-то с опытом такой сборки», но разве настоящий русский человек будет полностью соблюдать инструкцию?

Впрочем, хватит пока и этого. Потому что планер, на самом-то деле, сделан вполне себе на уровне. Китайские коллеги позаботились о том, чтобы при сборке модели у покупателя не возникло потребности в большом объеме установочных работ. В качественно сформованном и окрашенном фюзеляже установлен весь набор деталюшек: крепёж машинок, боудены, шпангоуты. Вам нужно только просверлить с десяток отверстий для установки консолей, вставить аппаратуру – и можно лететь.

Немного о крыле. У меня нет большого опыта эксплуатации китайских ARF-ов. Может быть, поэтому меня удивила конструкция крыла – пенопласт, обшитый бальзой. Нельзя сказать, что это наиболее лёгкий вариант, но жёсткая обшивка, видимо, была единственным способом уберечь крыло от «складывания» в воздухе. На собранной модели, между прочим, консоли изрядно «играют».

О да!

Продолжая рассказ о консолях, не могу не посвятить целой отдельной главы Большой Железной Штуковине, имевшейся в коробке. Она, собственно, и определила название этого обзора. Когда я сообразил, для чего предназначен вот этот восьмимиллиметровый стальной «стерженёк», я смог вымолвить только одно: «О да!». Эта деталь, на мой взгляд, является наиболее важной и, одновременно, наиболее монструозной в рассматриваемом наборе.

Да-да, вы правильно поняли. Эта Большая Железная Штука (далее по тексту БЖШ) предназначена для соединения консолей и фюзеляжа в единое целое, именуемое планером.

Положив БЖШ на весы, я снова впал в ступор, прослезился и произнёс «О да!!!» ещё трижды. Порадуйтесь и вы:

На самом деле, всё понятно. Чем еще соединить консоли? Если только углепластиковым штырём. Только наверняка это будет раза в два дороже. Поэтому, верно, и пришлось сделать планер дешевле, но тяжелее. Шутка ли, десятая часть общей массы планера.

Ого ж!

Как ни крути, а от перечисления достоинств модели мне не отвертеться.

Прежде всего, это тонкий профиль крыла. Больше всего он похож на RG-15, и к такому крылу прямо-таки просятся не только элероны, но и закрылки. Конструкция крыла позволяет легко, одним движением ножа, их изготовить.

Очень хорошо, что в модели предусмотрен руль направления. Он и вообще-то полезен в планерах, а уж в этом оказался просто незаменим. Впрочем, о руле позже.

Согласно инструкции, в планере использованы только две рулевых машинки размера «мини» - для элеронов. Для привода рулей высоты и направления использованы стандартные машинки. Экономия, как-никак.

Остальные достоинства я уже перечислил – большой размах, солидное удлинение, тонкий профиль крыла. Так что в целом картина вырисовывается перспективная.

Упс…

И всё-таки при сборке модели пришлось немного почесать затылок. Вот, например, привод руля высоты сделан так хитро, что не позволяет использовать штатную вилочку, имеющуюся в наборе. При движении руля высоты вилка перекашивается относительно кабанчика настолько, что отклонения руля высоты более 5 мм в каждую сторону невозможны. Поэтому пришлось переставлять кабанчик и использовать стандартный шаровой шарнир.

На фото хорошо видны отверстия, оставшиеся от установки кабанчика «по инструкции».

Стальные штырьки, фиксирующие консоли, были вклеены в фюзеляж, а не в консоль – в фюзеляже они держатся лучше, чем в пенопласте консолей.

Чтобы консоли не разъезжались, предлагается их стянуть между собой с помощью прилагаемых резиновых колец. При первой же сборке модели выяснилось, что сделать это весьма проблематично. Стандартное склеивание скотчем оказалось куда практичнее и надежнее.

Отдельного упоминания заслуживает складной пропеллер. Внешне обычный, он таил в себе пару загадок. Так, например, его невозможно было снять с вала двигателя. Оказалось, что пропеллер крепится к валу с помощью двух винтов с шестигранной головкой. Однако шестигранный ключ, входящий в набор, не подошёл к этим болтам. Болты были заменены на обыкновенные.

Собственно деталь, фиксирующая лопасти, - не знаю, как её звать,- выглядела весьма топорной. Как оказалось потом, штатный воздушный винт даёт сильную вибрацию благодаря ей. После замены пропеллера на более качественный вибрация, естественно, исчезла.

Монтаж аппаратуры управления проблем не вызвал. Припаять пару конденсаторов к мотору, чтоб он перестал искрить, труда не составило.

Была обнаружена еще парочка небольших хитростей при сборке – типа перекоса стабилизатора и неплотного прилегания к фюзеляжу фонаря кабины. Но эти проблемы были быстро решены, одна – распиливанием отверстия под крепежный болт, а вторая – забиванием большого фигурального болта. То есть фонарь, он как отходил, так и продолжает отходить. Главное, что отвалиться не сможет.

Собирая такой планер, будьте повнимательнее с БЖШ. Если промахнуться со сверлением отверстий под неё, то консоли будут неплотно прилегать к фюзеляжу, вероятно, иметь разные углы атаки и прочий набор неприятностей. Я, например, несмотря на попытки работать медленно и аккуратно, слегка перекосил то ли БЖШ, то ли фиксирующие штыри – а в результате получилось, что планер имеет тенденцию к левому развороту.

Сборка планера заняла два вечера. Всего-то.

Финальный этап – взвешивание – выявил, что планер весит вовсе даже и не 1800 грамм, как указано на коробке, а 1986. То есть почти два кило. То есть нагрузка на крыло практически самолётная – более 50 гкв.дм. Данный факт не то, чтобы озадачил, но – насторожил. Посмотрим в полях.

Полевые работы

Ноль градусов, порывистый ветер 2…3 мс – самая лучшая погода для критической оценки лётных свойств планера.

Старт модели с руки оказался на удивление лёгким – помог, видимо, встречный ветер. А вот дальнейший полёт показал следующее.

  1. Модель, безусловно, держится в воздухе.
  2. Красивый планер ярко-белого цвета абсолютно не видно на фоне серого неба и белого снега.
  3. Мощности мотоустановки не хватает. Ещё бы – такой привод еле вытягивает двухметровые планера массой менее 1500 грамм, а тут – два кило.
  4. Эффективности элеронов даже с удвоенными расходами не хватает. Приходится подруливать рулём направления, чтобы компенсировать крены, вызванные порывами ветра. Только таким образом удаётся удерживать планер против ветра.
  5. Из-за высокой нагрузки на крыло полётная скорость модели высока. Немного спасают ситуацию элероны, опущенные вниз на несколько градусов.
  6. Консоли изрядно изгибаются под воздействием полётных нагрузок.
  7. Посадка весьма проста, что и следовало ожидать от модели с таким размахом. Только ни в коем случае нельзя даже слегка задевать хвостом землю, потому что при возникающем ударе ломается тяга руля высоты. Внутри нее, оказывается, нет стальной жилы. Хорошо, не в полёте сломалась.

Я не зануда, ей-богу, и списал бы такой «букет» на ветреную погоду. Если бы не двухметровый лёгонький планер моего друга, который летел в эту погоду точно так же, как и знойным тихим летним днём.

Тем не менее, я продолжаю надеяться, что летом, в спокойную термичную погоду планер проявит себя с наилучшей стороны.

Ну и?

Как водится, в конце обзора должно быть некое заключение.

К сожалению, в зимних условиях затруднительно проверить, как летает планер в летнем воздухе, который, к слову, менее плотен, чем зимний. С наступлением лета обзор будет дополнен главой о «летних» качествах модели.

Если попытаться охарактеризовать планер кратко, то получится следующее. Модель грамотно спроектирована и качественно изготовлена. Каких-либо серьезных конструктивных недостатков планер не имеет; разработчики явно потратили много времени на создание этой действительно красивой модели. Но масса, масса и ещё раз – недопустимо большая масса планера сводит на нет все его потенциальные лётные характеристики. Если облегчить планер хотя бы до 1600 г, можно, на мой взгляд, получить совершенно другую модель.

Приобретая «Petrel 2.6», вы получаете:

А) Большой красивый электропланер, приносящий минимум хлопот при запуске.

Б) Удовольствие от сборки набора. Несмотря на проявленные мною мелочность и занудство при анализе, инструкция вполне понятна и доходчива, особенно если вы уже знакомы с китайскими мотопланерами.

В) Удовольствие от зрелищности полёта – планер красиво смотрится в небе. Для того, чтобы он смотрелся ещё лучше, есть смысл наклеить пару тёмных полос на нижние поверхности консолей. Иначе на фоне облаков планер может просто потеряться.

Что до меня, то я попробую облегчить модель примерно на массу БЖШ, заменив ее на углёвую. Подумаю об изготовлении закрылков, заменю тяги боуденов на приличные и, вероятно, заменю мотор на что-то бесколлекторное. Задача – снизить массу модели до достижения нагрузки на крыло хотя бы в 40 гкв.дм. Вот тогда и посмотрим, насколько перспективен данный планер.

Мотопланер для обзора предоставил магазин Пилотаж.

Обсудить на форуме