Специальные цены   новые товары
Система Orphus

Alfa Model Thunderbolt P-47D

Авторы - Сергей Ахмаев, Евгений Сергеев (6egemot)

Проблема выбора

Очень часто друзья или знакомые моделистов интересуются – как летает модель, из чего сделана и т.п. И тут моделисты, гордо расправив плечи, начинают читать лекции. Я не исключение, только разница в том, что мне друзьям интереснее показывать красивую копию, нежели нечто самолетоподобное, контурное и плоское из EPP. А если честно, то мне просто всегда хотелось иметь самолетик, который бы не только хорошо летал, но и красиво смотрелся, будучи просто подвешенным к потолку.

Первый мой опыт с полукопиями был печален. ARF от Kyosho развалился в воздухе на первом же круге. Что было тому причиной так и останется загадкой. Теперь мой взгляд обратился на готовые электро модели-копии Второй Мировой. Результаты обзора московского рынка были не слишком впечатляющими по ассортименту. Доступными оказались модели от GWS, Alfa Model и Flying Styro. Все они были в наличии в магазине и перед покупкой мне удалось их, так сказать, «пощупать пальцами». Наиболее симпатичными и качественно выполненными мне показались модели от чешской Alfa Model, на один из самолетов которой в конечном итоге и пал выбор. Thunderbolt P-47D привлек меня простотой конструкции, красотой и необычным разборным фюзеляжем.

Немного истории

Спецификации самолета были разработаны по запросу ВВС США сразу после начала первых боевых действий Второй Мировой войны. Проект самолета ХР-44, разработанный на основе этих спецификаций, вскоре после своего появления был переработан под установку восемнадцатицилиндрового двигателя Pratt & Whitney R-2800, оснащённого турбонагнетателем. Мощность двигателя 1490 кВт и установка турбонагнетателя потребовали в постройке нового самолёта планируемой взлетной массы около шести тонн. Так появился самый большой и самый тяжёлый одномоторный истребитель Второй мировой войны. Опытный образец самолёта P-47 Thunderbolt поднялся в воздух 6 мая 1941г. В боях в первый раз принял участие в Европе весной 1943г. Он считается первым истребителем, который обеспечил преимущество американцев над вражескими самолётами, и, который выдержал всю тяготу воздушных боёв против нацистской Германии и Японии. Без всякого сомнения, союзники считали Р-47 самым опасным истребителем. Благодаря своей большой мощности он без всяких проблем преследовал вражеские самолёты, спасающиеся пикированием, и наоборот, в случае необходимости он сам пикированием мог избежать опасных ситуаций.

Самолёты Thunderbolt P-47 производились в вариантах от «В» до «N». В варианте «D» появилась кабина каплевидной формы, которая существенно улучшила обзорность. У варианта «N» появились новые крылья с большим размахом, обеспечивающие большую дальность полёта. Этот вариант был разработан для тихоокеанского региона. Во время Второй мировой войны было построено 15.329 самолётов P-47, из них 12.600 в варианте «D». Лётчики провели около 546.000 боевых вылётов, в которых уничтожили более 7.000 самолётов, 9.000 локомотивов и 6.000 машин. Самой успешной частью, летавшей на Thunderbolt, являлась 56-я группа истребителей, которая уничтожила 1.006 самолётов при собственных потерях в 128 самолётов. Помимо США Thunderbolt использовался в Великобритании, СССР, Франции, Италии, Китае, Бразилии, Боливии, Доминиканской республике, Эквадоре, Гватемале, Чили, Мексике, Перу, Иране, Турции и на Кубе.

Поставляемый Alfa Model комплект переводных изображений позволяет осуществить раскраску самолета в один из трёх предлагаемых вариантов:

  1. P- 47D, Pengie IV, HV-M, 419718, пингвин на красном фоне, капитан Boleslaw Gladych.
  2. Р- 47M, Pengie V, HV-M, 421127, пингвин на белом фоне, капитан Boleslaw Gladych.
  3. P- 47M, HV-Z, 421108, польское шахматное поле (красное поле слева вверху), капитан Witold Lanowski, 61 FS/ 56 FG.

Технические характеристики модели

  • Размах крыла: 830 мм
  • Площадь крыла: 12.4 дм 2
  • Вес модели: 360-420 г
  • Длина фюзеляжа: 710 мм
  • Силовая установка: электродвигатель 280, 300 с редуктором 5:1
  • Управление: руль высоты, элероны, двигатель

Дополнительно понадобились

  • Двигатель: Himaxx 2025-4200
  • Редуктор MPJ 4.5:1 BB
  • Пропеллер : APC 9x4,7
  • Сервомашинки : Hitec HS-55 2 штуки
  • Приемник: Hitec 555
  • Передатчик: Hitec Flash X4
  • Регулятор Castle Creations Phoenix 25
  • Аккумуляторы: Kokam 3S 1500 мА/ч
  • Набор инструментов для сборки
  • Эпоксидная смола - 5 минут
  • Циакрин жидкий
  • Клей UHO
  • Прозрачный скотч, стеклоткань, липучка двойная (в комплекте)

Что в коробке

Аккуратно упакованные части самолёта, пакет с мелочёвкой, инструкция, план сборки и комплекты переводных декалей. Коробка удобна для дальнейшей транспортировки и хранения модели, поэтому выкидывать мы её не будем.

Самолет

Фюзеляж и крылья самолёта изготовлены из, так называемой в народе, «потолочной плитки», покрашенной из аэрографа, крыло усилено лонжероном из сосны, фюзеляж - стрингерами из той же сосны.

Изначально самолет задуман разборным. Фюзеляж разрезан пополам за крылом, обе его половинки соединяются с помощью трех пластиковых винтов.

Внутри фюзеляжа и крыла уже проложены и приклеены боудены, в элементы управления вклеены качалки. Рули и элероны навешивать не нужно, т.к. они представляют с соответствующими плоскостями единое целое. Снизу фюзеляжа приклеена пластиковая защита для посадки на пузо, так как шасси у самолета отсутствует. В местах выхода тяг из консолей крыла установлены пластиковые кожухи.

Но, несмотря на все заверения изготовителя, модель очень хрупкая и в обязательном порядке нуждается в обтяжке скотчем или прозрачной пленкой, иначе первый же сухой кустик или веточка при посадке наделают в крыльях и фюзеляже сквозных отверстий, как после военных действий. Обтяжка показалась мне не самой простой операцией, т.к. одним неверным движением можно неровно положить скотч и сделать складку, а потом при переклеивании он отойдет от детали вместе с краской. Будет крайне некрасиво, а я красоту люблю, иначе, зачем мне копия.

Самым опытным человеком в вопросах обтяжки пенопласта скотчем без сомнения является Евгений Рыбкин, поэтому этот ответственный процесс я доверил именно ему, за что Евгению отдельное спасибо. Скотч добавил к весу модели примерно 20 грамм, что для данной модели не критично. Есть ещё слабое звено в нашем красавце, это капот. Он изготовлен из тонюсенького и мягкого ABS пластика и при не совсем мягкой посадке может пострадать. Изнутри капот пришлось проклеить тонким слоем стеклоткани на циакрине.

Мотоустановка

Производитель почему-то полагает, что самолет будет летать на семи - восьми аккумуляторах типоразмера ААА и обычном коллекторном моторе 280 или 300 класса с редуктором. Что касается моторов класса Speed 280, тут и думать нечего - не полетит. При установке мотора класса Graupner Speed 300, рассчитанного на 6 В, самолет вне всякого сомнения летать будет, но весь вопрос в том - как? Я сначала бегло рассчитал мотоустановку в Мотокалке и сравнил её с той, что идет в комплекте с Toro 300 (тот же 300-й мотор, тот же редуктор). Нет, вне всякого сомнения, Toro со штатной мотоустановкой летает замечательно, но у нас-то будет истребитель! А он просто обязан летать быстро. Применение же мотора класса Speed 300 накладывает свои ограничения по мощности – либо тяга, либо скорость. Если мы захотим всё сразу, то просто сгорят щетки в моторе. Потому я решил не мучить более Мотокалк вопросами о скорости и статической тяге, а достал с полки залежавшийся бесколлекторник Himaxx 2025-4200, копию которого под названием Himark можно легко найти в том же «Пилотаже». Уж с ним-то самолет будет просто обязан свечкой уходить в небо.

С выбором аккумуляторов вопрос был ещё проще. Зачем при наличии замечательных литий-полимерных Кокамов использовать слабенькие металгидридные? Разница между 8x650 NiMH AAA и 3S1P 1500 Kokam настолько велика, насколько велика разница между творениями российского автопрома и всем остальным миром. Ездить могут и те, и другие, но почувствовать разницу можно, покатавшись не только в Жигулях, но и в Лексусе. Если вам нужно просто ездить, то Graupner Speed 300 + 8xNiMH AAA + редуктор 4:1 будет «дешево и сердито», а если вам нужен именно истребитель, то связка из бесколлекторника и литий-полимеров отработает своё на 100% - удовольствие вы получите, несомненно.

Сборка

Собственно саму сборку можно описать двумя словами – вставляем две сервомашинки и крепим мотоустановку. С этим может справиться мой сынишка за два часа, при достаточном усердии и аккуратности. Но раз уж у нас есть поэтапное описание сборки в фотографиях, то расскажем об этом увлекательном процессе подробно.

Вместо рекомендованных производителем мы использовали бесколлекторный мотор 300-го класса. Мотор Himax 2025-4200 устанавливается в редуктор, а редуктор крепится на шпангоуте саморезами в трех местах, размеченных на заводе заранее. Надо отметить, что в модели предусмотрено использование закрытого редуктора MP Jet, который также был куплен в «Пилотаже». Хотя при желании можно использовать любой другой, лишь бы он крепился к шпангоуту, а не на рейку, как редукторы от GWS. На вал редуктора надеваем цангу и крепим пропеллер.

Устанавливаем рулевую машинку руля высоты, подивившись странному её креплению. Машинку нужно приклеить к шпангоуту за торец. Т.к. серво все же деталь не одноразового применения, то её лучше обернуть скотчем и только потом приклеить, а сбоку приклеить еще и дополнительную фанерную косынку.

Устанавливаем рулевую машинку управления элеронами. Боудены в крыле уже проложены и место в центроплане прорезано. Остаётся лишь закрепить тяги и вклеить машинку так, чтобы она не болталась. Для этого я использовал специальный клей для полистирола UHO (обычно им клеят ту самую «потолочную плитку» к потолку).

Для крепления аккумулятора в комплекте идет фанерная площадка. Ее нужно приклеить к фюзеляжу, предварительно проверив центровку модели. Площадка смещается вперёд или назад в зависимости от выбранных аккумуляторов и мотоустановки. К площадке приклеиваем циакрином одну из половинок липучки. Вторую половину приклеиваем на блок аккумуляторов. Приёмник крепится на двухстороннюю липучку прямо на крыло.

Завершаем сборку. У нас военный самолёт - копия и без пилота он выглядит как бы незавершенным. Поэтому из двух половинок склеиваем фигурку пилота, красим её и приклеиваем на бальзовую площадку, которая клеится к крышке фюзеляжа. Всё, пилот на месте. Сама крышка имеет замок крепления, но он настолько слаб, что отвалится практически сразу, поэтому проклеиваем его клеем UHO и дополнительно фиксируем крышку полосками скотча.

Настраиваем аппаратуру и отправляемся на полеты.

Полеты

Как и положено истребителю модель летит быстро, даже немного слишком для своего размера. Литий - полимерные аккумуляторы и бесколлекторный мотор знают своё дело. Как и положено модели - копии она может красиво пролететь над зрителями, сделать боевой разворот, петлю, крутое пике и заход на посадку на большой скорости. Но не стоит ожидать от нее фигур 3D-пилотажа, да и ни к чему это. В двух словах поведение модели можно описать так – модель летит ровно, полет похож на полет настоящего истребителя, но в силу большой нагрузки на крыло (истребитель – не кукурузник), с потерей скорости модель срывается в штопор, из которого, впрочем, легко выходит с набором скорости вниз.

С выбранной мотоустановкой модель способна нормально летать на половине хода ручки газа, а на полном газу стремительно уходить к облакам. Навыков копьеметателя или дискобола для запуска опять-таки не требуется, т.к. тяга явно больше веса модели. Главное не кидать самолет сразу в землю, а из любой другой ситуации мотор её вытянет.

В принципе, модель можно использовать и для первоначального обучения, если у обучаемого всё хорошо с реакцией и нет обычной для новичков заторможенности и путания ручек. Если запустить что-то похожее на GWS Pico Stick, то Thunderbolt сможет летать вокруг него в обеих плоскостях без особых усилий.

Как и все маленькие электрические самолеты, модель подвержена влиянию сильного ветра, но, тем не менее, она делает всё, для чего предназначена на пять с плюсом. В том числе красиво висит под потолком.

Выводы

Alfa Model выпустила изумительную серию самолетов-копий Второй Мировой. ARF в данном случае даже более близок к RTR пониманию, т.к. всё, что можно было собрать на заводе, уже собрано. Привлекательный внешний вид и неплохие летные характеристики ставят Thunderbolt P-47D на одно из первых мест среди моделей данного класса.

Самолет для обзора предоставил магазин Пилотаж.

Обсудить на форуме