Боец по имени TL-01

Автор - Антон Бибилов (nitens)

Как вы думаете, с какого спортивного шасси должен начать человек, который очень хочет выступать в соревнованиях, интересуется радиомоделизмом, но ни разу в жизни не держал в руках пульт управления моделью? Вопрос риторический. Может купить сразу что-то вроде Yokomo или HPI и успокоиться? Сомневаюсь, что шасси данных фирм подойдут начинающим драйверам, так как управление ими может доставить немалые трудности человеку, впервые в жизни видящему радиомодель (кроме того, возможны проблемы с настройкой, обслуживанием и т.д.).

Так что же выбрать? Пожалуй, есть в мире такое шасси, с которого начинали практически все драйверы и практически все имели опыт общения с данной конструкцией. Это своеобразный базовый набор юного драйвера, который в полной мере можно назвать массовым. Нет такого радиомодельного магазина, который не предлагал бы его своим клиентам. Имя этому шасси - TL-01. Можно сколько угодно ругать модели, производимые фирмой TAMIYA, но тем не менее это единственная фирма, настолько думающая о начинающих моделистах, только начавших интересоваться данной тематикой. Итак, представляем нашего героя со всеми его плюсами и недостатками.

Конструктивные особенности

TL-01 является одним из наиболее простых и дешёвых шасси, предлагаемых в настоящее время. Несмотря на это, ему присущи все основные черты полноценной спортивной модели: полный привод, независимая подвеска всех колёс, два дифференциала. Шасси изготовлено из пластика ABS, чем и обуславливается в первую очередь его невысокая стоимость. Его основу составляет мощнейшая рама, состоящая из трёх частей. Передний и задний редукторы надёжно защищены от проникновения пыли и грязи. Шестерни изготовлены из пластмассы, а ведущая шестерня мотора и сателлиты в дифференциалах - из металла (сателлиты - зубчатые колёса планетарных механизмов и передач, совершающие сложные движения. Например, вращение вокруг своей оси и вокруг оси центрального колеса, сцепленного с ними). Полный привод осуществляется с помощью карданного вала, что дешево с одной стороны, и надёжно с другой. Мотор установлен сзади, перпендикулярно кардану. Амортизаторы фрикционные. Подвеска всех колёс независимая, двухрычажная. Ход рычагов подвески достаточно большой для модели данного класса (on - road) и отличается высокой степенью надёжности. Центр тяжести максимально смещен вниз и в центр, что хорошо отражается на устойчивости модели. Бамперы небольшие, не прорезиненные, идентичные спереди и сзади.

Эксплуатационные характеристики

Уж не знаю, из каких соображений на ТАМИИ оставили аккумулятор на данном шасси абсолютно незащищённым от внешних воздействий, но это сказалось практически после первого заезда. Аккумулятор просто-напросто стал обдираться об асфальт и всевозможные выступы земной поверхности. То же самое можно сказать и о моторе. Так называемая защита мотора на самом деле была абсолютно бесполезным куском пластика, неизвестно зачем прикреплённого к шасси, так что обдираться вскоре стал и двигатель. И уж конечно не стоит говорить о том, что вместе с ними и вся нижняя сторона шасси вскоре покрылась не очень красивыми царапинами. Естественно, это был всего лишь пластический дефект, который не сказывался на поведении модели.

Очень огорчили бамперы. Вместо того, чтобы при столкновении поглощать энергию удара и, в крайнем случае, ломаться самим, они выступали лишь дополнительными помощниками в разбивании шасси. Поэтому когда на скорости около 30 км/час модель ударилась носом о бордюр, в передней части шасси в месте крепления первого снизу шурупа, появилась трещина, от которой удалось избавиться лишь путём её запаивания. Однако этот момент не так ужасен, как может показаться. Несмотря на кажущуюся хрупкость, TL-01 на порядок прочнее многих профессиональных шасси. Это, несомненно, можно отнести к его плюсам (ведь не стоит забывать, что основными потребителями моделей на данном шасси являются начинающие драйверы). Если вы боитесь разбить модель, то неплохо бы было установить спереди прорезиненный бампер. Его можно изготовить из полиуретановой подошвы китайских тапочек, обрезав её под размер корпуса. Модель с таким бампером становится поистине неубиваемой. Сильно разочаровало отсутствие какой-либо защиты электроники от засорения. Поэтому при каждом запуске модель собирала в себя всю грязь и пыль с трассы с усердием пылесоса.

Стоит отметить очень высокую надёжность трансмиссии. Все шестерни и дифференциалы (которые, кстати, шестеренчатые, а не шариковые) работают как часы, и при своевременной смазке не доставят никаких проблем. Однако не самым удачным образом выполнено размещение редукторов. Для того чтобы добраться до него, придётся полностью раскрутить раму шасси, но это не очень большой минус, так как часто смазывать редукторы вам не придётся (где-то раз в пару месяцев).

Интересная особенность, с которой мне пришлось столкнуться, это нежелание шасси ехать одинаково прямо вперёд и назад. Вперёд машина едет прямо, а назад её заносит влево. Данный дефект вообще присущ практически всем шасси, так что проявление его на моей модели удивления не вызвало. Передняя подвеска зарекомендовала себя, как очень надёжная и живучая. С ней вообще не было никаких проблем. Шарниры полуосей также не приносили никаких неожиданностей и исправно прослужили весь год (и это при активной эксплуатации, причём зачастую совсем не на ровном асфальте). Кардан доказал свою живучесть и скорее всего прослужит ещё пару-тройку лет. Единственное, что обязательно нужно сменить, так это пластиковые втулки, заменяющие подшипники.

Ходовые характеристики

Если вы являетесь профессиональным драйвером, то данное шасси вряд ли будет представлять для вас интерес. Но, если радиомоделизм вошёл в вашу жизнь совсем недавно, то более подходящей модели вам не найти. В конструкцию TL-01 вложена большая доля прочности, а легкость в управлении и настройки позволят вам получить максимальное удовольствие от этого хобби. К минусам модели с данной стороны можно отнести её некоторую неповоротливость на извилистых трассах. Данный дефект устраняется путём изменения настроек шасси и установки сервомашинки с большой скоростью отработки. Для данного шасси мной была куплена одна из самых дешёвых аппаратур управления (52$), АМ - диапазона на 27Mhz, Ranger 2, фирмы HITEC.

Её мне хватает и до сих пор. А вот стандартный механический регулятор, прямо, скажем - разочаровал. Не скажу, что он сильно грелся, но вот способности собирать песок и пыль, и после этого переставать работать у него не занимать. Так что пришлось ему уступить место электронному регулятору Hitec SP-560.

Необходимые опции

Если вы планируете участвовать на данном шасси в соревнованиях, то придётся заменить некоторые детали модели на опциональные. Начнём с амортизаторов. В стандартной комплектации идут обычные фрикционные амортизаторы, без какого-либо наполнителя. Рекомендуется сменить их на масляные. Клиренс меняется путём установки коротких или длинных амортизаторов. Однако, при установке длинных амортизаторов карданные валы приводов становятся под большим углом к горизонту, что влечет более быструю выработку чашек дифференциала и ответных. Кроме того растет внутреннее сопротивление модели качению, особенно сопротивление передней оси в поворотах. Для достижения наилучшего сцепления с трассой можно поэкспериментировать с жёсткостью пружин. Цена на пару амортизаторов может сильно колебаться, но в среднем составляет от 20 до 35$. Пружины обойдутся примерно в полтора раза дешевле. Очень рекомендую заменить рулевые тяги на металлические с возможностью регулировки, а также поставить хорошую рулевую машинку (на этом элементе сильно экономить не стоит). Полезно также сменить все пластиковые втулки шасси на шариковые подшипники. Выгодней покупать подшипники сторонних фирм производителей, так как фирменные Тамиевские комплекты стоят неоправданно дорого (около 50 - 70$, в RCShop'e весь набор можно приобрести за 25-30 долларов). Могут возникнуть проблемы со стандартными карданами в передних колёсах, которые часто просто трескаются при интенсивном использовании. Тюнинговые полуоси обойдутся вам в сумму от 15 до 25 долларов. Ну и конечно, не стоит забывать о моторе. Не стоит ставить очень мощный мотор (мотор, у которого меньше 16 витков, для данного шасси практически не подходит), так как это может привести к стиранию многих шестерней в трансмиссии, а также выплавлению и дальнейшему вытеканию пластиковых втулок скольжения. Установка мощного мотора влечёт за собой установку мощного аккумулятора (рекомендую 2400 - 3000mAh).

Итого:

  1. Масляные амортизаторы (40 - 70$ за 4 штуки)
  2. Регулируемые рулевые тяги (7 - 20$, в зависимости от фирмы)
  3. Более совершенная рулевая машинка (25 - 50$)
  4. Шариковые подшипники (50 - 70$ за тамиевский комплект, В RCShop'e - 20 - 35$ за комплект подшипников других фирм)
  5. Тюнинговые карданные полуоси на передние колёса (25 - 40$ в зависимости от фирмы)
  6. Мощные мотор и аккумулятор (мотор - 25 - 40$, аккумулятор - 45 - 70 $)

Общая стоимость: 187 - 360$

Скажем сразу, не стоит покупать самые дорогие опции! Здесь нужно экономить на всём. Единственное исключение - мотор, аккумулятор и рулевая машинка. В остальном шасси не требует каких - либо вмешательств и вполне достойно сможет отслужить свой срок. Как долго оно прослужит, зависит исключительно от вас. При своевременном обслуживании, данная модель будет служить вам годами.

Основные характеристики шасси TL-01 фирмы TAMIYA

Колёсная база, мм: 257
Снаряжённый вес, г: 1067
Колея спереди и сзади, мм: 157
Передаточное число: 1:7,96
Подвеска спереди и сзади независимая, двухрычажная
Амортизаторы: фрикционные
Мотор: Type 540

Резюме

Шасси TL-01, несомненно, отличный выбор для новичка. Все части модели изготовлены с исключительной простотой и довольно большим запасом прочности. Скорость вполне удовлетворительная даже со стандартным мотором, что, несомненно, можно отнести к плюсам шасси. Не самый большой клиренс и плохую маневренность можно улучшить установкой опциональных запчастей. Шасси очень просто в обслуживании и управлении - как раз то, что нужно начинающему драйверу. И конечно, самым большим плюсом данной модели является её небольшая цена (в настоящее время модель на данном шасси стоит в районе от 100 до 130$).

Конечно, наступит момент, когда захочется попробовать что-то новое, что-то более дорогое и быстрое. Момент, когда вы просто-напросто вырастете из данного шасси. У каждого этот момент свой. Мне TL-01 хватило на год, но до сих пор эта модель мне нравится. Что ж, это уже другая тема.

Обсудить на форуме