Pilotage Мини-Монстр

Автор - Лев Шпилев

Смена времен

Помню лет 5 назад на ВДНХ, я зашел в автомодельный магазин. Тогда я активно увлекался сборкой копийных моделей известной японской фирмы Tamya. В магазине, помимо прочего, были представлены несколько RC-моделей достаточно крупного масштаба - 1/10, 1/8, причем наибольший интерес вызывали именно монстры Hummer. Цена на них тогда была весьма высока, а выбор скуден. В основном это были японские модели.

У тех моделей было два недостатка - цена и размер. Для их содержания нужно выделять достаточно большой рабочий стол, а лучше целую комнату.

Но времена меняются, а с ними меняются и технологии. На рынок активно выходят модели, имеющие масштаб от 18 до 24, которые практически не уступают большим братьям в функциональности. Помимо Японии с ее Tamiya's TLT-1, выходят китайцы и корейцы со своей продукцией, причем очень высокого качества.

Как родилась идея

Увлечение радиоуправляемыми моделями в душе жило уже давно, причем всегда это были именно монстры, хотя и с задним приводом. Главным фактором в пользу игрушек была цена. В самом начале – простые, типа Nikko, и им подобные (нужно отдать китайцам должное, работают они хорошо, а копируют еще лучше). Очередная сломанная машинка привела к пониманию, что все это всего лишь игрушки, а нужно нечто большее – полноценная модель, мощная, чтобы не только в траве не застревала, но и карабкалась по любому уклону, гребла всеми колесами, но в тоже время приемлемая по деньгам и поддерживалась запчастями.

Первый вопрос, который возник в голове – масштаб. Большие модели мощные, красивые и навороченные, но… дорогие, а также занимают много места. Не было ни того, ни другого. Отказался и от варианта с ДВС из-за сложности настройки (хотя каждому свое). После некоторого раздумья пришел к масштабу 24-18. Мини-Z монстра отмел сразу – та же игрушка плюс задний привод. Мини-Т, Zaboon и подобные – быстрые, но они больше багги, с хрупкой независимой подвеской. А хотелось именно монстра, такого, от которого даже на полке веет духом свободы. Эталоном был Mad Force.

И тут я увидел его...

Пилотажевского монстрика я увидел случайно на «Горбушке». Сразу поразили ходы подвески и серьезный внешний вид. Он выглядел, как настоящий покоритель бездорожья, асфальт – не его стихия. Но было некоторое недоверие к российскому автопрому, пусть и в миниатюре. Покопавшись по интернету, пришел к выводу, что модель в России не раскручена абсолютно, информации почти нет. На англоязычных сайтах информации на порядок больше. Первое что удалось выяснить, пилотажевский монстрик - это A-tech Leo-X или Venom Mini Giant. Пилотаж только заменил кузов. Когда узнал, что наш в нем только кузов, то не сдержался и купил. Правда, если быть точным, я испытал его ездовые качества в магазине, и именно это стало последней каплей.

Первое знакомство

Первым шоком, еще в магазине, стал размер коробки. Она большая. Очень большая и красивая. Красивая не в смысле пестрая, как коробки игрушечных джипов, а по взрослому красивая, отражающая всю мощь маленького монстра. Сверху сделано прозрачное окошко, через которое виден зеленый кузов УАЗ-а.

По дороге домой купил батареи и аккумуляторы. Требуется шесть аккумуляторов для монстра и восемь для передатчика. Вкупе с использованием быстрого зарядного устройства, который заряжает банки за 40 минут, период ожидания я свел к минимуму. Проблема заключалась лишь в том, что зарядник рассчитан на четыре банки, а их шесть, поэтому время увеличилось вдвое.

80 минут ожидания

На что можно потратить бесконечные 80 минут? Сначала взял инструкцию и… отложил. Негоже нам всякие там бумажки читать, сам разберусь.

Модель поставляется собранной на 95%. Осталось только содрать (по-другому эту процедуру назвать сложно) защитную пленку с кузова, наклеить камуфляж, фары и продеть антенну через трубку. Комплект декалей предусматривает разные варианты внешнего вида.

Кузов проработан качественно, без мелких деталей, но достаточно копийно, и повторяет один из самых популярных российских джипов. Добавляют зрелищности наклейки в виде защитного окраса, а также номера. Если участвовать в гонках, можно проставить на модель фабричные номера, идущие в комплекте. Недостаток кузова – нужно подрезать передний и задний бамперы. В противном случае колеса будут за них цеплять при прыжках и триале.

Достал шасси и внимательно осмотрел. Собрано очень качественно. Единственный люфт – в рулевой рейке, но это скорее достоинство, чем недостаток, о чем ниже.

Шасси – самое главное в этой модели – настоящее, джиперское: мощная рама, пластиковая, но как показала практика, достаточно крепкая; металлические карданы; на дифференциалы нанесены ребра жесткости для защиты их от ударов. Мощные амортизаторы (фрикционные), с большим ходом имеют по две точки опоры как снизу, так и сверху. Можно поставить по два амортизатора, что придаст модели жесткости и зрительной привлекательности. Большие колеса с ярко выраженным протектором тракторного типа, очень мягкие, при надавливании плавно выпускают воздух и отлично гасят удары. Видно, что модель рассчитана не на тепличные условия.

Электроника модели также проработана достаточно серьезно. Единственный недостаток – совмещенный в единый блок приемник и регулятор скорости. Однако недостаток этот не так серьезен, чтобы на нем зацикливаться.

Передатчик пистолетного типа заслуживает самых лестных слов. Особенно мне понравилась система смены батарей (замененных позднее на аккумуляторы). Передатчик удобно лежит в руке (явно не детской) и позволяет управлять моделью даже одной рукой, хотя без экстрима.

Кроме того, в коробке помимо модели и передатчика оказались еще клипсы для крепления кузова (4 штуки), ключ для колес – пластиковый, но внушающий уважение, трубочка для антенны и силиконовая трубка (так и не понял, для чего она).

Ну вот, 80 минут прошло и шесть банок (7,2 В) вставлены в питающий отсек. Тут ждет первая засада. Оказалось, что банки на 2300 мА немного толще, чем обычные батареи, и крышка, фиксирующая батареи, не защелкивается. Проблема была решена радикально – не защелкивается, значит, не нужна. При снятой крышке отсек с аккумуляторами отлично встал на свое место и закрылся калиткой.

Медленно нажимаю на газ и монстрик, пища моторчиком, медленно пополз вперед. Так прошли первые 45 секунд знакомства. Через 45 секунд он у меня уже носился по квартире, как бешеная кошка. Здесь можно вернуться к интересной особенности рулевой рейки. С одной стороны она допускает небольшие люфты, что плохо, но с другой, защищает рулевую машинку от поломок при ударах передним колесом о препятствия, что было испытано многочисленными ударами (и ни одной поломки). Вообще главное достоинство данного монстра именно надежность. Ни одна модель не имеет такого запаса прочности, как эта. Ради интереса (по неосторожности) спустил его со второго этажа по лестнице и … ничего, вообще. Несколько легких царапин на кузове и на шасси.

Вообще кузов, хотя и приятный взору любого россиянина, но имеет поразительную хрупкость. Если его не оклеить изнутри, он треснет через три снимания. Поэтому настоятельно рекомендую сразу после покупки оклеить его строительным скотчем.

Выход в город

Через примерно неделю места в квартире перестало хватать, и монстрик пошел гулять на улицу. Аккумуляторов хватает на 1 час прогулки или 20 минут активной езды, скажем, по траве. Можно взять модель, когда идешь в магазин, и поход за продуктами покажется не таким скучным.

На улице монстрик показал себя великолепно. Летит по дороге, не замечая препятствий, эффектно слетает с бордюров, очень красиво влетает на кучи сухих листьев, а также красиво по ним летит. С десяти метров похоже на мощный катер. Единственный минус – короткая база и высокий центр тяжести (прям как у прототипа) допускают кувырки назад и вперед, например, при наезде на трубу на скорости, или при резком тормозе, которого фактически нет - вместо тормоза использован задний ход, что впрочем, позволяет заблокировать колеса намного эффективнее, чем на мини-Z. Красиво смотрится постановка монстрика «на козла».

Разборки

После нескольких прогулок модель впервые была разобрана до основания. Здесь все достаточно грамотно и надежно. Два межколесных дифференциала (жаль, что не шариковых), межосевой дифференциал отсутствует. Плохо это или хорошо, решать вам. Для триала хорошо, для гонок – плохо. В коробке передач слиппер, который предохраняет зубья от срезания при прыжках. Металлические валы, хорошая подгонка всех деталей, внутри чисто. Главное, что порадовало – вся грязь скапливается перед первой втулкой и не проникает дальше в кардан и коробку передач.

Первые холода

Зимние условия эксплуатации потребовали защиты всей электроники от губительной влаги. В этом плане монстрик порадовал простотой изоляции всех жизненно важных органов, включая мотор (чем грешили мини-Z). За 2 месяца покатушек по снегу не выявлено ни капли воды там, где ее нахождение не желательно. Все, что нужно – герметизация приемника с сервомашинкой (для этого нужно снять верхнюю раму), мотора, батарей.

На зимней дороге монстрик ведет себя великолепно! Полный привод тащит даже по чистому льду в заданном направлении, сугробы – отличное бездорожье, монстрик красиво влетает в снег и остановится только тогда, когда окончательно зароется не только брюхом, но и по бокам. Проблемы возникают при температуре близкой к нулю – мокрый снег налипает везде, где только можно, и скорость модели снижается.

Это сладкое слово «тюнинг»…

Далее пошла череда тюнинга. Нужно отметить, что за границей набор тюнинговых деталей для данной модели более широкий и включает в себя даже алюминий. Однако и у нас в стране все необходимое есть. Все пластиковые втулки были заменены подшипниками. После такого апгрейда модель прибавляет порядка 20% мощности за счет уменьшения трения. Во вторую очередь были заменены металлические оси стальными, поставлены задние упоры (полезная штука), а также более мощный мотор. От китайской игрушки идеально подошел передний бампер-таран. Пластиковые гайки на колесах заменил металлическими с фиксатором резьбы. От хромированных колес пришлось отказаться по причине нестойкости хрома, а от амортизаторов – из-за триального предназначения.

Задние упоры сломались достаточно быстро - после второго неудачного прыжка. Приземляться монстрик норовил именно на дорогие упоры, в результате чего один из них не выдержал.

Первые же испытания показали, что провода для мощного мотора слишком тонкие, что можно записать производителю в минус. Были случаи, когда при активной езде плавились стыки проводов. Также при мощном моторе плавится одна из шестеренок в коробке. Решение нашлось на одном из сайтов – замена проводов на силиконовые, сечением 1,5-2 мм 2. Я решил перестраховаться и поставил 2,5 мм 2. Повторные испытания прошли замечательно – нет перегрева проводов, а мощность, напротив, выросла (нет потерь в проводах).

Редукция

Дальше решил увеличить мощность. Пути было два: установка второго мотора, что сразу тянет за собой глобальные переделки рамы и электроники, либо установка редуктора. Остановился на втором варианте. Мощность выросла заметно, скорость упала пропорционально, но оно того стоило. Теперь «мощи» всегда в достаточном количестве и одновременно разгрузился мотор и регулятор.

Итоги

На форуме я часто встречался с критикой данной модели, в частности, в отношении скорости, хлипкости кузова, отсутствия тормоза и склонности к переворотам. Из всего выше перечисленного могу отметить только кузов, но ту массу удовольствия, которую дарит автомоделизм, не заменит ни что.

Как я уже говорил, эта модель не багги и даже не трак, а полноценный монстр с зависимой подвеской. Модель, при минимуме затрат, дает входной билет в автомоделизм со всех его сторон: конструктор, механик, и пилот. Дальше, можно говорить уверенно, появится желание расширить свой автопарк, но начало должна положить именно эта модель.

Модель для обзора предоставил магазин Пилотаж.

Обсудить на форуме