Pilotage Багира

Автор - Сергей Федотов (FedotoFF)

Пришла мысль

Спустя почти десять лет вернулся в моделизм. Вернулся случайно и с удивлением обнаружил, что больше его в нашем городе нет. Летая себе спокойненько на электричках, отвечая на вопросы друзей и зевак, заказывая то одному, то другому моторы, аппаратуру и прочую модельную мелочевку, пришел к мысли открыть свой модельный магазинчик, потому как надоело по каждой мелочи обращаться в Москву и Питер. И вот, с горем пополам магазин заработал, но встал вопрос о рекламе товара. В магазине не только самолеты, но и машины есть. Нашлось несколько энтузиастов, которые купили себе по RS4 МТ от HPI, начали гоняться. Народ ходит и смотрит. Но интересуются только те, кто увидел. А хочется, чтобы сбегались все и отовсюду. Зреет мысль - надо что-то на ДВС запустить… Надо… А что?

Спектр атомоделей с ДВС велик: шоссейки, багги, монстры… А двигатели и на метаноле, и на бензине, и кубатуры любой…

Шоссейки отпали сразу - не те у нас дороги. Модели на бензине тоже не проходят - цена красивая, не те у нас зарплаты, чтобы модели покупать по стоимости настоящей машины. Еще немного подумав, выбираю багги 1:8. В выборе между багги и монстром личное предпочтение отдаю багги, а 8-ой масштаб зрелищней 10-го.

Я в автомоделизме никто, но, занимаясь судомоделизмом, давно освоил правило - для медитации на берегу подходит яхта, а модель с ревущим мотором должна лететь в стае себе подобных!

Почему Багира? Ведь, имея 4-х кубовый двигатель, она не проходит для участия в соревнованиях. Во-первых, конечно, цена… Во-вторых, не участие в соревнованиях делает наличие 3,5-кубового мотора совсем не обязательным. В-третьих, опять же цена. Для первой машины, для человека без опыта это, безусловно, будет определяющим фактором.

Открываем коробку

Да… мечта…

В коробке лежит собранная, уже покрашенная модель. По лежащей здесь же инструкции Багира оказалась Ofna UltraLX Pro от Hong Nor.

Амортизаторы с металлическим корпусом и защищенным штоком, регулируемая геометрия передней и задней подвески, три дифференциала, раздельно настраиваемые передние и задние тормоза, карданы равных угловых скоростей на передних колесах, прочный алюминиевый поддон, стабилизатор поперечной устойчивости, контейнер для радиоаппаратуры и даже регулируемое антикрыло. Мечта…

Итак, в коробке находим:

  • Собранное шасси с установленным мотором и аппаратурой.
  • Кузов.
  • Колеса.
  • Передатчик.
  • Антикрыло.
  • Трубочка для антенны.
  • Декали.
  • Пакетик с шестигранными ключиками и шпильками для крепления кузова.
  • И, как и положено, инструкция по сборке на английском и китайском языках.

Для полного счастья надо докупить:

  • Свечу.
  • Накальник.
  • Топливо.
  • Ключ для колес и свечи. Лучше для этого подойдет универсальный «пять-в-одном» (я покупал его в Пилотаже).
  • И аккумуляторы для аппаратуры.

Прикрутив колеса и антикрыло, получаем:

  • Длина - 495 мм
  • Ширина - 295 мм
  • Колесная база - 325 мм
  • Колея - 255 мм
  • Масса на старте - 3680 г

Используя весы с двухкилограммовым пределом, поочередно взвешиваю переднею и заднею оси, узнаю как массу всей модели, так и её распределение.

Приступим

Вынимаю из коробки шасси и с видом большого знатока осматриваю. Сразу натыкаюсь на незакрытое отверстие под свечу. Порывшись в старых запасах, нахожу восьмерку Rossi и вкручиваю её. Подергав, покрутив там-сям, остаюсь доволен. Люфты, на удивление, минимальны. Шасси MBX-5, осмотренное в магазине, на мой взгляд, люфтило побольше. Этим (правда, не совсем корректным) сравнением ставлю плюсик Багире. Визуально пытался определить наличие подшипников, не удалось, поэтому будем верить инструкции и считать, что они есть. Беру ключик и пробую протянуть винты, только напрасно. Разбирая впоследствии модель, отмечаю, что все болты, ввернутые в металл, сидят на клею.

При первом осмотре (да и при дальнейшей эксплуатации) возник вопрос о предназначении детали, находящейся около рулевой машинки.

Сверлю отверстия в антикрыле, наклеиваю декали, и при помощи шпильки водружаю его на место. Наклеиваю несколько декалек на кузов.

Немного подумав, снимаю аппаратуру. В комплекте идет передатчик "Futaba T2 PHKA", приемник "FP-R122JF" и рулевые машинки "S-3003". Вполне приличный двухканальный передатчик с возможностью настройки расходов независимо на газ/тормоз или левый/правый повороты. А вот рулевые машинки явно установлены производителем по принципу: "Что под руку попалось". Если стандартная машинка на газ/тормоз справляется со своими обязанностями (по крайней мере, зимой, на снегу), то машинка на рулевом однозначно слаба.

Меняю аппаратуру полностью. В основном, потому что уже имею дома три передатчика на 35 МГц с набором приемников и кварцев, и заводить себе еще один комплект, причем на другую частоту, считаю нерациональным.

После замены на борту оказываются:

  • Приемник Futaba FP-R115F
  • Газ-тормоз Hitec HS-475HB - 4.76 кг, 0.23 сек
  • Руль Hitec HS-5925MG - 7.96 кг, 0.1 сек
  • Питание стандартный пак от Hitec 4.8 в, 600 мАч

Изначально предполагалось временно использовать стандартные аккумуляторы, а в дальнейшем поставить шесть банок на 1100 Ni-Cd или 2000 Ni-MH. Но первые старты показали, что стандартного питания вполне хватает для того графика, по которому модель эксплуатируется.

Еще раз осматриваю модель. Вроде всё на месте. Включаем аппаратуру, все, что должно двигаться, двигается. Значит, можно заводить.

Обкатка с умным видом

Да… 10 лет не брал я в руки ДВС. Хотя нет. За месяц до покупки Багиры я собирал и настраивал SAVAGE-21. Итак, приступим, помолясь.

Вспоминаю то, что было заложено еще в детстве, в Доме пионеров - обкатку нужно проводить на богатой смеси, топливом с большим содержанием масла.

Канистру фирменного топлива отставляю в сторонку. Достаю канистру со спиртом, несколько пузырьков касторки, заранее купленных в ближайшей аптеке, весы, воронку, и начинаю творить топливо. Двигатель свой, уже почти родной, жалко его. Посему развожу 25%-ный вариант. Хорошенько взболтав, процеживаю, получаю 800 г стандартного обкаточного топлива. Немного перестарался с объемом, но подумал - больше лучше, чем меньше, покатаюсь и на таком. Наивный!

Бак залит, накал надет, берусь за дрыгатель, немножко думаю (лучше поздно, чем никогда) и… Снимаю накал, выворачиваю свечу и трубку давления с глушителя, затем просто вдуваю в мотор немного топлива. После чего, начинаю не спеша тянуть за шнурок. Повторяю эту процедуру до тех пор, пока двигатель не начинает чавкать и плеваться через отверстие свечи топливом. Дабы не трогать установленных настроек игл, пережимаю топливный шланг и резко продергиваю до тех пор, пока не прекращается плевание топливом из свечного отверстия. Только теперь начинаю жалеть, что нет стартового стола. Закручиваю свечу, надеваю накал, через пару секунд делаю первый рывок. Ещё один, ещё. Через пяток рывков мотор чихнул. Еще через пару рыкнул. Приоткрываю футорку, еще рывок, и вот он уже работает. Все нормально. Быстро глушу, одеваюсь и бегом на улицу.

Удобно располагаюсь на крыльце соседней школы, еще раз проверяю готовность, бак - нормально, накал – есть. Рывок, ещё рывок, еще и еще… Пробую подкачать… перелив. Выкручиваю свечу, продуваю. Опять накал, рывок, еще… устает дергать одна рука, начинаю другой… Опять с сожалением вспоминаю стартовый стол. Двигатель иногда чихает, рыкает, но не больше. С посаженным накальником и мозолями на руках возвращаюсь домой.

Подзарядив накал, пробую запуститься дома – работает. Дело к ночи, ложусь спать, но не спится, ищу ответ на потолке. Нахожу, три составляющие - мотор, рассчитанный под нитрометан, мороз, много касторки. Но дома-то работает!!! Значит, может! Встаю, одеваюсь, завожу мотор и бегом на улицу. Работает и даже реагирует на карбюратор! Отработал минут 5, надоело держать в руках, заглушил и пошел домой за передатчиком, но в подъезде соседи мне популярно объяснили который час. Да… стыдно…

На следующий день повторил свои мучения. Сначала на улице, а потом с запуском мотора в квартире и выездом на улицу своим ходом. Надо сказать, Багира довольно лихо, поплевывая касторкой из трубы и порыкивая на соседей, скачет по ступенькам.

Добавив мозолей и порвав шнурок, все же искатал два бака обкаточного топлива и только потом, сломавшись, перешел на фирменное. Опыт по запуску двигателя, полученный в процессе обкатки, несомненно, важен, поскольку все двигатели имеют свой характер, который надо знать. В частности, мой мотор заводится с небольшого перелива.

Что с мотором?

Дошло время и до канистры с галлоном американского топлива. Так получилось, что у меня был выбор между "COOL POWER 5% NITRO" и "COOL POWER HELI 15%". Я выбрал второе и надо сказать, не жалею. Благодаря командировке, вклинившейся в мои мероприятия по освоению модели, мозоли на пальцах зажили, и стало возможным продолжать.

Заполнив бак этой зеленой, заграничной жидкостью и дернув разок - другой пул-стартер, я понял, что такое двигатель, рассчитанный под нитрометан. Этот капризный убивец пальцев заводился, как электромотор, стоило только поднести накальник. В прогретом состоянии несколько раз запускался и без накальника. Ведь может! Перейдя на топливо с нитрометаном, я просто забыл о проблемах с запуском, это стало рядовой операцией, не более сложной, чем включение аппаратуры.

После обкатки появилась новая проблема - настройка карбюратора. Пока двигатель работал в обкаточном варианте, выплевывая половину топлива в трубу, вроде все было нормально. Но вот, когда захотелось выжать из мотора всё, на что он способен, обнаружилась невозможность настроить карбюратор так, чтобы он устойчиво работал как на минимальных, так и на максимальных оборотах. Кроме того, не удалось заставить двигатель работать стабильно при резком сбрасывании скорости после максимальных оборотов.

Проблема, на мой взгляд, состоит в том, что настроенный малый газ работает устойчиво, пока давление, поступающее в бак, стабильно мало. При работе на максимальных оборотах давление, нагнетаемое в бак, увеличивается, и для максимального газа этот режим прекрасно работает. Но при резком закрытии заслонки избыточное давление, оставшееся в баке, продолжает нагнетать топливо в двигатель, который начинает захлебываться. Это особенно заметно при полупустом баке. Для борьбы с данным явлением была поставлена пробная радиоигла (наверное, это последствие занятий судомоделизмом).

Испытания показали, что при небольшом навыке по её использованию, проблему с переливом удается решить. Осталось сесть, определить место и нормально установить иглы на модель. Хотя возможен и вариант замены карбюратора. На Savage-вском моторе с карбюратором, имеющем три иглы, с такой проблемой я не сталкивался.

Галлон вылетел в трубу

Итак, все проблемы практически (или теоретически) решены, можно получать удовольствие от управления этим снарядом на колесах.

Именно снарядом, поскольку его скорость явно больше всех тех автомоделей, которые удалось мне запускать до Багиры. А если учесть, что модель запускалась частенько на обледеневшем тротуаре около магазина, то встреча пешехода с ней становилась просто опасной. Не могу не похвалиться, в пешехода попал только один раз, и то на малой скорости, засмотревшись в сторону трамплина, куда собирался разгоняться.

Впечатления от модели на ходу самые великолепные. До Багиры имел небольшой опыт управления автомоделями, удалось попробовать только Megalith, Savage-21, RS4 MT и несколько шоссеек. Всеми управлял на снегу, только RS4 MT погонял и по земле, и по ковролину. Так вот, на снегу Барира ведет себя лучше всех перечисленных. При равной скорости с другими моделями, ею единственной легко управлять. Megalith и Savage безусловно проигрывают в динамике, а RS4 MT, по сравнению с Багирой, ведет себя просто как корова. Правда, как только машины попадают в рыхлый снег, Багира зарывается первой. Сказываются узкие колеса и большие обороты, в сравнении с монстрами, и больший вес, по сравнению с RS4 MT.

От первоначальной мысли заменить межосевой дифференциал двухступенчатой коробкой я отказался после нескольких запусков. Во-первых, скорости и приемистости модели и так хватает А во-вторых, наличие межосевого прекрасно сказывается на обледенелой трассе.

Мягонькая резина на снегу ведет себя великолепно, а вот амортизаторы для зимы желательно подбирать тоже помягче.

Машина сбалансирована так, что прекрасно держится в воздухе после прыжка, а при желании ею можно и управлять, изменяя продольное положение, тормозя или разгоняя колеса. Разность нагрузки на оси можно заметить даже визуально. Менее нагруженные передние колеса лихо раздуваются на скорости, в то время как задние делают это только в полете.

Кстати о полетах. Летные испытания модели завершились на высоте чуть более 2 метров. Именно с такого парапета прыгала моя малышка. Если кто-то захочет повторить мои эксперименты, могу предупредить, что, если модель отрывается от земли на высоте более чем 1,5 метра, ей надо иметь достаточную горизонтальную скорость, чтобы она легче перенесла посадку. Так, на средней скорости прыжка с двухметровой высоты, модель пролетает около 3-4 метров и при касании земли цепляет днищем за грунт. А вот на скорости близкой к максимальной, модель летит уже 7 - 8 метров, и при касании земли жесткости амортизаторов вполне хватает, чтобы модель не пахала брюхом. Установки амортизаторов использовались стандартные, только пружины были поджаты на 1 см.

Вот еще бы заднюю скорость, и тогда на покатушках во дворе и парке Багире равных не найти!

Кроме прыжков и попыток разгоняться до максимальной скорости, моя малышка попробовала себя в качестве тягача. Получилось вполне. Шустро катит за собой санки с ребенком.

Эх, соперника нет достойного, соревноваться не с кем! Кроме Megalith, Savage, пробовал гоняться с картом и кроссовым мотоциклом. Не соперники! Карт (на его же трассе) Багира обходит легко. Сказывается разность в динамике, да и отношение масса/мощность не в пользу карта. С мотоциклом было сложней, но и он на трассе для карта с Багирой тягаться не смог. А управлять моделью, когда ты на одной дорожке с мотоциклом, зашипованным по самое не хочу - ощущение неповторимое. Теперь в моих планах гонка с легковушкой на улице, с гаишниками уже договорился.

Жаль, что две попытки выехать в Москву на Монстр Рейсинг так и не закончились участием в гонках среди равных. Теперь серьезно подумываю купить еще одну Багиру для сына, будем с ним гоняться здесь, а там, может и еще кто присоединится.

Без поломок машин не бывает

Искатал галлон топлива, который дымком вылетел в трубу. Накатал до десяти часов моторесурса. Самое время провести ревизию наших потерь:

  1. Дважды рвался шнурок на пул-стартере. Первый раз порвал от усердного дерганья. Похоже, перетер слегка шнурок. Второй раз оборвал из-за перетекания об острый край треснувшей рукоятки. Рукоятка треснула, наверно, от ударов о корпус при ее отпускании или попадания в колеса. При обрыве шнурка сворачивается и лопается пружина. В первый раз поставил старый шнурок, а второй раз пришлось заменить на новый. Для этого лучше подходит парашютная стропа. Ремонт занимает около 30 минут.
  2. Сорвало покрышку на переднем колесе при ударе на скорости о ступеньку крыльца. Просушил и заклеил обратно.
  3. Лопнул нижний рычаг передней подвески, потому что встретился лоб в лоб, точнее, колесо в колесо с Тойотой 1:1. Колесо Тойоты оказалось крепче. Заменил рычаги на алюминиевые.
  4. Разбил бампер. Просто, перепрыгнув через сугроб, воткнулся в столб железного забора. Пока новый бампер не привезли. Очень ждем.
  5. Сломал трубку антенны при обычной переноске в сумке. Мороз, однако, на улице. Пластики становятся более хрупкими. Ремонт простой. Соединил куски и надел термотрубку.
  6. Сломал качалку на рулевой машинке. Понял потом, что изначально поставил слабенькую качалку, плюс ход машинки превышал возможный ход рулевой тяги. Качалка всегда работала на изгиб в крайних положениях. Заменил качалку, ограничил ход рулевой машинки до необходимого. Лучше это делать сразу, просмотрел, однако.
  7. Согнул вал ступицы, когда на скорости врезался в крыльцо. Разобрал, отрихтовал, поставил обратно.
  8. Пропилил кузов. По невнимательности при запуске шнурком пропилил кузов. Да и сам шнурок не без этого лопнул. Больше не пилю.
  9. Похоже, сцеплению приходит конец. При старте стала разгоняться не сразу, причем временами стартует нормально, а временами буксует. Надо разобрать и посмотреть, может, пора заказывать новое сцепление?
  10. Вспоминая опыт своего прошлого общения с ДВС, отмечаю, что запуск с перелива свойственен двигателям с "просаженной" парой на исходе своего ресурса. Мой двигатель, отработав около 10 часов, признаков умирания пока не подает.

Резюме

  • Цена. Ничего похожего из моделей этого класса по такой низкой цене нет. Безусловно "+"
  • Модель изначально полностью готова к запуску. После покупки можно пускать спустя пять - десять минут. Конечно "+"
  • Надежность. Все, что я поломал, сломано по моей вине, и было с легкостью отремонтировано без потери технических свойств. Опять "+"
  • Модель легко обслуживать. "+" Всё хорошо визуально контролируется и доступно для ремонта.
  • Из того, что я видел, и на чем гонялся - это самая быстрая и маневренная модель. "+"
  • Модель практически не убиваема. "+" Проверено на прыжках с двухметровой высоты.
  • Нет заднего хода. Конечно "-". Для модели, не участвующей в соревнованиях, это, наверное, самый большой недостаток.
  • Слабая сервомашинка на руле. "-". Но при желании вполне и на ней можно погонять.
  • Но цена-то "+, +, +"!

Посчитаем, во что мне обошлось все удовольствие:

  • Модель. 12 100 руб.
  • Накальник с зарядником. 732 руб.
  • Топливо (канистра 3,78л.) 1359 руб.
  • Ключ для колес и свечи. 200 руб.

Итого: 14 391 руб.

Если менять рулевую машинку, придется раскошелиться ещё примерно на 2 000 руб.

За время эксплуатации Багиры я пришел к такому выводу - модель как раз та, что мне нужна на данный момент. Я не обнаружил в ней практически никаких существенных недостатков.

Можно долго слушать "спецов" и мечтать о суперболиде. А можно пойти и купить великолепную модель - Багиру.

Модель для обзора предоставил магазин Пилотаж.

Обсудить на форуме