Специальные цены   новые товары
Система Orphus

Какие бывают вертолеты

Автор - Антон Павлов (Toxa)

В настоящее время рынок буквально завален всеми видами моделей вертолетов, начиная от комнатных «микро» и заканчивая бензиновыми и турбореактивными монстрами. Во всем этом разнообразии легко запутаться. На модельном форуме то и дело возникают вопросы: «Какой вертолет выбрать?», «Что лучше – электровертолет или модель с ДВС?» и т.д. и т.п.…. Сразу оговоримся, эта статья лишь частное мнение, но автор старался быть как можно более объективным.

Как уже было сказано, моделей вертолетов очень много. И с каждым днем производители предлагают все более совершенные и интересные модели, перечислять достоинства и недостатки каждой из них нет смысла. Вместо этого, можно предложить несколько критериев, с помощью которых будет проще сориентироваться при выборе.

Классификация по размеру

В основном, вертолеты принято отличать по размеру. Исторически сложилось, что модели классифицируются по объему двигателя ДВС, электрические вертолеты относят к тому или иному классу по схожести геометрических размеров с моделями на ДВС и, прежде всего, по диаметру несущего ротора.

Комнатные и микро

Комнатные и микровертолеты предназначены, для полетов в зале. Теоретически, на комнатном вертолете можно летать в большой комнате вашей квартиры. Но на практике такие полеты весьма проблематичны, т.к. нужно иметь большой опыт пилотирования, чтобы избежать встреч с мебелью и стенами. Лишь некоторые модели, например hirobo “lama”, обладают достаточной стабильностью для полетов по комнате, но все же, летать дома, тем более учиться летать дома на микровертолете – занятие сомнительное. Найти зал для полетов сложно и дорого, а полетам на улице сильно мешает ветер, влиянию которого небольшие модели подвержены в наибольшей степени.

Микровертолеты можно условно разделить на три группы:

  • К игрушкам относятся практически все микровертолеты, продающиеся в комплекте “readytofly”. Как правило, эти модели не имеют системы управления общим шагом и могут выполнять лишь горизонтальные фигуры. Например: Jabo, Hirobo “lama”, а также их многочисленные клоны. В интернете существует большое количество ресурсов посвященных «апгрейду» этих моделей, направленных на улучшение летных характеристик, однако кардинально улучшить их летные качества без полной переделки нельзя, а это будет уже другая модель.
  • Электрические микромодели для зала. Обычно они продаются в виде наборов деталей (KIT). В комплект не входит аппаратура, аккумуляторы, гироскоп и прочая электроника - все это необходимо приобретать отдельно. Эти модели имеют управление общим шагом. Коллекторный мотор, идущий в комплекте, как правило, заменяется на более мощный бесколлекторный. Применяются легкие литий-полимерные аккумуляторы. В такой комплектации вертолет способен выполнять многие фигуры 3D пилотажа. Наиболее ярким представителем этого типа моделей является вертолет чешской фирмы MSComposit – Hornet, а также его последующие модификации. Многие скажут – «да я летал на нем дома!». Что ж, я тоже летал, но полетами висение в центре комнаты и вращение на месте назвать сложно. Для того, чтобы выполнить на нем «горку» или переворот, нужно, как минимум, помещение размером со школьный спортивный зал, а это уже проблема. Летать на таком вертолете на улице можно, но при ветре 2 и более метров в секунду полеты превращаются в бесконечную борьбу с ветром; в любом случае – комфортными такие полеты не назовешь.
  • Электрические микромодели для улицы и вертолеты с ДВС объемом .15 куб. дюймов. Для полетов на улице все же необходим вертолет покрупнее Нornet. То есть аппарат, на котором можно летать не только в полный штиль, но и в слабый ветер. Электрические модели этой группы очень привлекательны по нескольким причинам: на них можно летать на улице, и им не требуется много места для полетов; после установки бесколлекторного мотора они способны выполнять 3D пилотаж; они живучи при авариях, и запчасти к ним дешевы. Модели с ДВС такого объема существуют, но в силу малой мощности мотоустановки не способны выполнять большинство фигур.

Прежде чем купить микровертолет, нужно подумать о месте для полетов и доступности запчастей. Четкое прояснение для себя этих двух вопросов, во многом определит выбор модели. Покупая игрушку нужно понимать, что это «тупиковый» путь, сделать из нее нормальную модель не получится. С другой стороны, игрушка может помочь без лишних затрат определиться – подходят ли вам вертолеты вообще. Но тут опять же есть риск нарваться на принципиально не летающую китайскую поделку. Модель вертолета, даже игрушка, не может стоить слишком дешево.

30 класс

Вертолеты этого класса имеют калильный двигатель объемом около 0.3 куб. дюйма (5.5 см^3). Часто встречаются ДВС объемом 0.32, 0.36 и 0.39 куб. дюймов – все эти двигатели устанавливаются на одну и ту же модель, не требуя какой либо модернизации. Диаметр ротора такой модели составляет около 1200 мм.

Специалисты сходятся в том, что это наиболее подходящий класс для новичков. Вертолеты 30-го класса предназначены только для полетов на улице, обладают хорошими летными характеристиками, способны выполнять элементы 3D пилотажа. Также необходимо отметить, что, среди «взрослых» вертолетов, этот класс наиболее дешев. На вертолете 30-го класса можно учиться выполнять практически все элементы пилотажа, начиная от висения и полетов в горизонте и заканчивая петлями, бочками и полетами вниз ротором.

Электрические модели такого размера существуют, и их становится все больше. Однако их стоимость все еще высока, в основном из-за аккумуляторов.

50 класс

Вертолеты этого класса отличаются от вертолетов 30-го класса объемом двигателя, редуктором с другим передаточным числом и размером ротора. Что это дает? Большую тяговооруженность, большую стабильность. Вертолет с двигателем .50 куб. дюймов обладает избыточной мощностью, его сложнее «перегрузить» в полете при неумелой работе общим шагом. Такая модель может выполнять некоторые фигуры экстримального 3D пилотажа, например, «тик-так» и некоторые другие, для исполнения которых требуется повышенная мощность.

Как правило, модель вертолета 50-го класса это та же самая 30-тка, с другим редуктором, двигателем и лопастями. Фирмы предлагают специальные KIT-ы - наборы запчастей для конверсии модели 30 размера в 50-й. При этом все основные запчасти те же самые, что и для «базовой» модели. Вертолет получается незначительно дороже 30-тки, лишь за счет двигателя и лопастей.

60 - 90 класс

Строго говоря, это два разных класса. Однако, аналогично предыдущему классу, модели 90 класса используют то же шасси что и модели 60-го, поэтому будем их рассматривать вместе.

60 – 90 класс это вертолеты с двигателем от 0.60 до 0.90 куб. дюймов. Диаметр ротора у них составляет примерно 1500 мм и более. Электрические модели такого размера существуют, но в настоящее время они имеют просто астрономическую цену. Позволить себе такую модель может только профессионал. С электрической моделью такого размера встает и другая проблема – заряд аккумуляторов. Лишь единичные экземпляры профессиональных зарядных устройств способны заряжать большие сборки литий-полимерных батарей.

60 - 90 «профессиональный», если можно так выразиться, класс. Эти модели наиболее совершенны и способны выполнять любые фигуры 3D пилотажа. Вертолеты 90 класса обладают таким избытком мощности, что могут, например, двигаясь на максимальной скорости, мгновенно останавливаться в полете, как бы натыкаясь на невидимую стену. В руках профессионала модель способна буквально на все что угодно. Модели 60 класса чаще используют для соревнований по пилотажу F3C, так как там не требуется такая тяговооруженность.

Большой диаметр ротора делает модель очень стабильной. На ней можно летать практически в любую погоду. К недостаткам можно отнести лишь высокую стоимость и «прожорливость» двигателя. Для вертолета 90 класса канистры топлива объемом 1 галлон (примерно 3.8 литра) хватает приблизительно на 6-7 полетов продолжительностью по 10 минут каждый.

Большие модели

Модели 90 класса не самые большие. Существуют ветролеты куда больших размеров. Они оснащаются бензиновыми и даже турбореактивными двигателями. Их летные характеристики хуже, чем у моделей 90 класса. Как правило, большие модели – это копии.

Типы мотоустановок

Модели с электродвигателем

Вертолеты с электродвигателем появились сравнительно недавно, стремительно заняли пустовавшую нишу комнатных (зальных) моделей и небольших моделей для улицы. В первую очередь, это связано с появлением на рынке сравнительно дешевых, легких и емких литий-полимерных аккумуляторов, способных отдавать достаточные токи. Электровертолеты среднего (с диаметром ротора от 1100мм до 1300мм) и большого (с диаметром ротора более 1300мм) класса существуют, но очень дороги в ремонте и из-за этого довольно мало распространены и являются пока, скорее, экзотикой.

Электровертолеты бывают c коллекторным и с бесколлекторным мотором. В базовой комплектации вертолета чаще всего поставляется коллекторный мотор. Но он не обеспечивает достаточной мощности для исполнения многих фигур пилотажа и недолговечен. Преимуществами бесколлекторного мотора являются: высокий КПД, что ведет к увеличению времени полета, мощность, долговечность, простота конструкции. Недостатки - высокая цена комплекта мотор плюс регулятор.

В двух словах о достоинствах и недостатках электровертолетов.

Достоинства:

  • Дешевы при условии безаварийной эксплуатации. К сожалению, без аварий не бывает.
  • Отсутствие гари, масла и какого-либо запаха.
  • Тишина. Нет шума двигателя.
  • Сравнительная простота настройки. Не следует обманываться на этот счет, будто настройки двигателя не требуется вовсе, однако о такой вещи как карбюратор ДВС можно смело забыть.
  • Небольшие размеры позволяют тренироваться зимой в зале, а в некоторых случаях даже дома.

Недостатки:

  • Дороговизна стартового комплекта. Необходимо иметь несколько батарей аккумуляторов, хотя бы 2-3. Очень желательно иметь специальное автоматическое зарядное устройство для быстрой зарядки аккумуляторов.
  • Хрупкость и дороговизна аккумуляторов.
  • Большое время зарядки аккумуляторов. Некоторые их типы требуют повышенного внимания и осторожного обращения.
  • Пожароопасность литиевых аккумуляторов.
  • Постепенное уменьшение тяги по мере разряда аккумуляторов.

Надо признать, что прогресс не стоит на месте, и недостатков у электровертолетов становится все меньше, а приверженцев этого типа моделей все больше.

Модели с ДВС

Трудно сказать, какой вид моделей сейчас более распространен – электро или ДВС. Особенно, принимая во внимание комнатные микровертолеты, находящиеся в ценовой категории до $300. Однако если рассматривать модели вертолетов, которые способны выполнять пилотаж средней и высокой сложности, то преимущество пока на стороне моделей с ДВС.

Модели с ДВС бывают:

  • С калильным двигателем. Самый распространенный тип моделей с ДВС. Они обладают большой мощностью, легкие. Подавляющее большинство спортивных моделей оборудованы калильным ДВС.
  • Бензиновые. Бензиновые двигатели устанавливают на модели вертолетов, начиная от 60 класса и крупнее. Они дешевле в эксплуатации, но значительно тяжелее. Модели с бензиновыми двигателями обладают меньшей тяговооруженностью.
  • Турбореактивные. Наиболее сложные и дорогие модели. Скорее экзотика. Модели с реактивным двигателем достаточно большого размера, в основном, из-за размера самой турбины и редуктора. Цена такой модели и стартового оборудования очень высока.

Преимущества моделей с ДВС:

  • Модели с ДВС сравнимых размеров пока дешевле электрических. И чем крупнее модель, тем заметнее разница.
  • Дешевый стартовый комплект.

Недостатки:

  • Проблемы с доступностью топлива. Во многих городах России существуют определенные проблемы с топливом для калильных ДВС. Заказ топлива через Интернет невозможен из-за ограничений, связанных с пересылкой горючих и взрывоопасных материалов.
  • «Сложность» настройки двигателя.
  • Дым, шум, запах, токсичность топлива.

Применение вертолетов

Модели вертолетов можно условно поделить на группы «по применению». Модель может приобретаться не только с целью «полетать». К этому приходят многие моделисты, которые уже «налетались» и хотят каким-то образом двигаться дальше. О целях – подробнее.

Для отдыха

Большинство моделистов покупают модель вертолета для отдыха. Это наиболее обширная группа, в нее попадают игрушки и модели хобби. Какие тут могут быть «области применения»? Да самые обычные: отдохнуть после рабочего дня, полетать в свое удовольствие, похвастаться друзьям. Такая модель должна иметь следующие характеристики: быть небольшой, не требовать много места для полетов и специально оборудованных площадок. Предполетная подготовка и обслуживание после полетов (зарядка, мойка, починка) не должно занимать много времени. Также желательно, чтобы модель была дешевой и безопасной. Выдающиеся летные характеристики для такой модели – не основной показатель.

Для соревнований

Для обучения, тренировок, совершенствования навыков пилотирования и участия в соревнованиях нужна совершенно другая модель. В эту же группу можно отнести те модели хобби-класса, на которых можно обучаться и тренироваться, отрабатывать фигуры и элементы программ соревнований. На такой модели не полетаешь во дворе, да это и не требуется.

  • Для начального обучения и тренировки. Годится практически любая модель 30-50 класса. Модель может «расти» вместе с пилотом, до определенного предела, постепенно оснащаясь более качественной электроникой, более качественными деталями (т.н. «апгрейдами») и так далее.
  • Для FAI F3C. Специальные вертолеты, предназначенные для выполнения фигур «классического» пилотажа. Пилотажный комплекс можно выполнить практически на любом вертолете этой группы, но только специальный вертолет позволит спортсмену исполнить его безукоризненно. Некоторые модели имеют даже специальную конструкцию головы ротора, предназначенную именно для более четкого выполнения определенных фигур комплекса F3C.
  • Для 3D. Эти модели имеют значительный избыток мощности. Вертолет для 3D – это не только определенная модель, это еще и специальные настройки. Настройка вертолета для 3D производится таким образом, чтобы получить наибольшую маневренность и резкость. Гироскоп при этом настраивают для обеспечения постоянной угловой скорости при выполнении пируэтов, в то время как для исполнения комплекса F3C, гироскоп настраивают обеспечения более точной фиксации хвоста. Продвинутые модели гироскопов имеют для этого специальные режимы.

Настройка моделей для соревнований – тема очень обширная, далеко выходящая за рамки данной статьи. Ведущие спортсмены иногда опубликовывают специальные списки установок (set-up’ы), которые были использованы на соревнованиях. Тем не менее, идеально настроенный вертолет хоть и является подмогой на соревнованиях, но отнюдь не заменяет мастерства пилота.

Для специальных целей

Многие новички мечтают приобрести вертолет с целью «поставить на него камеру и летать». Конечно, в подавляющем большинстве случаев это утопия, и все вовсе не так просто, как кажется непосвященному человеку. Тем не менее, модели вертолетов пытаются применять для различных целей, таких как военная разведка, фото и видеосъемка и тому подобные. К сожалению, чрезвычайная сложность модели, и, как следствие, ненадежность мешают развитию данного направления.

Заключение

Можно придумать еще множество вариантов классификации моделей. Например, по конструкции, по стране-производителю, по цене и так далее до бесконечности. Но боюсь, что это не только не поможет, а лишь запутает начинающего вертолетчика. Не бойтесь сделать свой выбор! Не так уж важно: купите вы игрушку или модель посложнее, электрическую или ДВС – в любом случае, управление моделью доставит вам много новых ощущений. Удачных полетов!

Обсудить на форуме