Специальные цены   новые товары
Система Orphus

История создания радиоуправляемых вертолетов

Автор - Виктор Ходеев

В 1972 году на известной Нюрнбергской ярмарке модельной технике была представлена серийная радиоуправляемая модель вертолета. Появлению этой модели предшествовала большая работа её автора Дитера Шлютера.

Шлютер - немецкий инженер по образованию, моделист по призванию был одержим идеей постройки летающей радиоуправляемой модели вертолёта. Сложный путь к достижению поставленной цели начинался с попыток повторить на модели систему ротора больших вертолётов. Но такая система не давала определенных успехов. Модели, в лучшем случае, совершали короткие подпрыгивания и были плохо управляемы.

С 1967 года энтузиастами вертолётных моделей при поддержке фирмы Simprop были организованы регулярные встречи-соревнования в городе Харсенвинкель. На соревнованиях 1968г. Шлютер представил свою первую модель и стал абсолютным победителем этой встречи. Его модель находилась в воздухе несколько секунд, но это был наилучший результат. Модель имела деревянный полукопийный фюзеляж вертолета Sikorskiy S58. Четырехлопастный ротор приводил в движение самый мощный в то время двигатель Super Tiger 61.

Все узлы модели - центробежная муфта, система охлаждения мотора, редуктор, ротор - были впервые разработаны самим автором. Многие элементы конструкции и сегодня применяют на моделях вертолетов. Шлютером была также предусмотрена система стабилизации модели гироскопом. Правда, по причине невысокого качества апппаратуры управления эта система не была столь эффективна.

Используя свой предыдущий опыт, Шлютер добился большого успеха. На новой модели Huey Cobra он применил систему двухлопастного ротора с циклическим изменением угла лопастей и стабилизирующими лопатками.

К такой схеме головки главного ротора Шлютер пришёл после ряда экспериментов и пробных подлётов. В основе работающего, хорошо управляемого ротора лежала карданная головка с поперечной сквозной штангой на которой закреплены управляющие лопатки. Это была, так называемая, схема Beii-Hilier.

И сегодня спустя тридцать лет ни одна фирма не привнесла ничего принципиально другого в конструкцию главного ротора - в основе также схема с поперечной сквозной штангой и стабилизирующими лопатками.

В апреле 1970г. модель вертолета Huey Cobra, управляемая Шлютером, выполнила полноценный полет по кругу и продержалась в воздухе 10 минут. Это было настоящей сенсацией в мире моделизма. Далее последовал ряд других успехов: официальный рекорд мира - 28 минут и 11,5км - дальность полета по замкнутому кругу.

Воодушевлённый успехом, Шлютер начал производство первых 50 и далее 100 наборов для сборки моделей Huey Cobra. Интересно, что в поиске партнёра для производства и сбыта моделей Шлютер вел переговоры с фирмой Graupner, которая не поддержала его и отнеслась к производству моделей вертолётов как к неперспективному делу. По договорённости со второй по величине в Германии в то время фирмой Schuco-Hegi было начато серийное производство модели вертолёта Huey Cobra. Эта модель и была представлена на Нюрнбергской ярмарке.

Модель Huey-Cobra управлялась для вертикального подъёма только числом оборотов ротора, шайба перекоса оставалась на валу вертикально неподвижной. Для более чёткого управления моделью по вертикали необходимо было изменять и общий шаг главных лопастей. В 1975 году Дитер Шлютер (уже фирма Schluter-Modellbau) демонстрирует ещё одну эпохальную модель. Это "малыш" Heli-Baby и за ней Super Heli-Baby с двигателем 6,5 см.куб и коллективным управлением углом лопастей главного ротора. В конструкции этой модели он применил открытую несущую механику (две металлических боковины) на которой крепился двигатель, одноступенчатый редуктор и хвостовая балка из дюралевой трубы, спереди на ней крепилась небольшая кабинка-обтекатель. Эта схема пилотажной модели (так называемый "тренер") также осталась без изменений по сегодняшний день. На вертолёте Super Heli-Baby шайба перекоса поднималась вертикально по главному валу и вместе с изменением оборотов двигателя можно было изменять общий шаг главного ротора. На такой модели стало возможным выполнение фигур высшего пилотажа и перевёрнутый полёт.

Далее по лицензии такие модели выпускали в Японии ( ныне фирма KALT) и Америке (фирма Miniature Airkraft). Вертолётный моделизм распространился по всему миру.

С 1986г. Шлютер продал своё производство фирме Robbe и стал консультантом по производству винтокрылых моделей. В соответствии с восьмилетним контрактом Шлютер не имел права производить модели вертолетов и сотрудничать с другими модельными фирмами.

Самыми удачными и наиболее известными "бестселлерами" были модели Heli-Baby, HeliBoy и Champion. По эскизам Шлютера в Америке было начато производство вертолёта X-Cell фирмой Miniature Airkraft.

Большой вклад в развитие вертолётного моделизма внёс также немецкий инженер Эвальд Хайм. Им был разработан компактный механический блок, который легко монтировался в корпус модели. Механика Хайма имеет двухступенчатый редуктор, где одна из шестерён для уменьшения габаритов имеет внутреннее зацепление. Конструкция головки главного ротора была хорошо продумана и имеет отличные качества как в режиме висения, так и в прямом полёте. Для управления шайбой перекоса по шагу Хайм применил схему электронного смешения 120 градусов. На этой механике три рулевые машинки напрямую соединялись с шайбой перекоса тягами, а их синхронные движения управлялись компьютером передатчика.

Эта механика продаётся фирмой Graupner под названием Original Graupner-Heim Mechanik и является самой распространенной вертолётной механикой в Европе.

По механической схеме Хайма ряд фирм стал производить свои механики и вертолёты. Это также немецкие фирмы Vario Helikopter, Mikado.

Так сложилось, что основным центром и законодателем мод вертолетного моделизма стала Германия. Здесь проводится основная масса вертолетных соревнований, таких как Robbe-Schluter Cup, Graupner Cup, Vario Cup и т.д. В Англии работает фирма Morley Helikopter, которая производит отличающиеся своей оригинальностью модели вертолётов. В Японии вертолетный моделизм занимает одно из ведущих мест в модельном мире. Очевидно , одной из причин этой массовости является недостаточность территорий, необходимых для взлёта и посадки обычных авиамоделей. Кстати, нужно сказать, что на все японское население (около 70 млн. жителей) работает 200-300 магазинов, специализирующихся только на продаже и обслуживании моделей вертолётов. В месяц продаётся около 5000 (пять тысяч!!!) таких моделей. Продукция японских фирм Kyosho, Hirobo, Kalt, TSK известна во всём мире.

В бывшем Советском Союзе одним из первых производителей моделей вертолётов был творческий коллектив в городе Харькове. Это в своё время послужило толчком к массовому развитию этого вида моделизма. Харьковчанин Олег Хвостов одним из первых освоил пилотирование модели вертолёта, выполняя практически все фигуры высшего пилотажа.

За последнее десятилетие механическая часть моделей вертолетов стала очень надежной, в конструкции многих применяется современные материалы: углепластик, новые прочные пластмассы. Компьютерные передатчики оснащены сложными, более совершенными программами, а применение цифровых рулевых машинок и пьезогироскопов с функцией Heading Hold дают возможность пилотам выполнять сложные фигуры пилотажа, не подвластные ни одной другой летающей модели. Появился также новый стиль пилотирования 3-D, поражающий своими невообразимыми фигурами. Всё это делает вертолетный моделизм очень привлекательным и массовым во всем мире.

Использованые материалы:

  1. "ROTOR" Das Magazin fuer Modellhubschrauber
  2. D.Schlueter "Hubschrauber ferngesteuert"
Обсудить на форуме