Как быть после аварии

Оригинал - Ron Hammond, "Rotory modeller"
Перевод - Антон Павлов (Toxa)

Каждый пилот боится одного, что рано или поздно его драгоценная игрушка вместо красивой посадки или точно выполненной фигуры высшего пилотажа вдруг окажется на земле. Авария - безусловно, событие печальное, но с другой стороны, я надеюсь, что вы вынесете из нее нечто большее, чем расстройство и неприятные эмоции. Не важно, в чем причина аварии: ошибка пилота, механическая неисправность или отказ электроники - используйте это как своеобразный этап обучения, так как обнаружение причины аварии минимизирует шансы ее повторного возникновения. Кроме того, вы приобретаете бесценный опыт, который пригодится вам в дальнейшем.

В этой статье мы начнем с осмотра места аварии, и далее внимательно осмотрим все узлы, обращая особое внимание на ключевые моменты. После того, как вы пришли на место, где лежит то, что вы привыкли называть летающей моделью вертолета, постарайтесь сразу не перекладывать части с места на место. Для начала, ничего не двигая, внимательно осмотрите то, что осталось, и аккуратно отключите аккумулятор. Это предотвратит возникновение короткого замыкания на оборванных проводах, когда вы начнете двигать модель. Далее внимательно осмотрим место аварии, и попытаемся собрать как можно больше деталей от вашей машины. Когда вертолет врезается в землю, машинки, тяги, гироскопы и прочие, мелкие и не очень, детали разлетаются во всех направлениях. Если вы подняли модель с земли и чувствуете, что она значительно полегчала, потратьте немного времени на поиск недостающих частей рядом с тем местом, где упала модель, так как вероятность найти отлетевший гироскоп за 400$ тем выше, чем раньше вы приступите к его поискам. Мелкие части, небольшие тяги и наконечники могут навсегда исчезнуть в траве.

Как только вы вернулись в свою машину, вновь осмотрите модель. В данный момент вам очень пригодился бы совет опытного пилота, который помог бы определить узлы подлежащие ремонту и замене. К сожалению, отношение количества зевак к количеству опытных пилотов явно не в нашу пользу. Ни в коем случае не приступайте к разбору модели на поле, так как вы можете потерять детали! Помните, что потеря каждой, даже самой мелкой и "незначительной", на первый взгляд, детальки может привести к существенному подорожанию ремонта. Гораздо лучше заниматься демонтажем дома на ровном столе при хорошем освещении.

Обычно вертолеты содержат большое количество алюминиевых и пластмассовых деталей конструкции, которые особо подвержены повреждению при аварии. Многие детали могут содержать микротрещины, которые можно легко пропустить при осмотре. Одна единственная дефектная деталь моментально сведет на нет все ваши труды по кропотливому восстановлению модели и все повторится сначала.

Далее я привожу список узлов и агрегатов, на которые надо обратить особое внимание при ремонте Вашего вертолета. Итак, приступим...

Хвостовой ротор

Прежде всего, внимательно осмотрим лопасти хвостового ротора. Если на них имеются трещины или выбоины, то в этом случае их необходимо заменить. Проверьте вал хвостового ротора на прямолинейность. Обычно они изготавливаются из мягкой стали и могут легко гнуться. Малейшая неровность немедленно вызовет вибрацию, которая может привести к расшатыванию и отвинчиванию стабилизаторов, а так же крепления хвостовой балки. И самое неприятное - это значительное ускорение износа. Проверьте тягу хвостового ротора, включая наконечники, и втулку на наличие трещин. При наличии малейшей трещины - замените деталь!

Балка

Если ваш аппарат оснащен ременным приводом хвостового ротора, то можно не обращать внимания на небольшие вмятины и выбоины на хвостовой балке, главное, чтобы ремень не терся внутри балки. Если же ваш вертолет оснащен валом (wire drive) то в некоторых случаях небольшие вмятины так же позволительны, однако помните, что вмятина может нарушить соосность вала и балки, что приводит к биению и тряске или вовсе к отказу привода.

Рама

В основном, рамы изготавливаются из пластмассы с добавлением нейлонового волокна или из штампованного алюминия. И то и другое подвержено образованию трещин при ударе. Очень тщательно осмотрите всю раму. Единственная пропущенная микротрещина может привести к повторной аварии. Особенно это касается алюминиевых рам. Из-за вибрации края трещины трутся, из-за чего могут возникнуть помехи радиоаппаратуре: "дрожание" в случае использования режима PPM, или переход в режим failsafe в случае использования PCM. Если вы обнаружили дефект, будет не лишним устранить его.

Двигатель

Проверьте двигатель на наличие всевозможных дефектов. Наиболее распространенные поломки, которым подвержен двигатель - это согнутый коленвал, потерянный или сломанный стопор иглы, возможно, сломанная тяга карбюратора. При серьезной аварии карбюратор может буквально срезать с двигателя. Так же удостоверьтесь, что ничего лишнего не попало в карбюратор и выхлопные окна.

Кулер

Необходимо проверить кулер на наличие трещин и сломанных лопастей. Если какая-то из лопастей сломается, то балансировка кулера нарушится, и это, в свою очередь, приведет к возникновению вибрации. Некоторые пилоты убирают противоположную лопасть в попытке балансировать его только затем, чтобы столкнуться с проблемой перегрева двигателя. Зачем вам лишние проблемы?

Сцепление шестерен

Проверьте установку шестерни, убедитесь, что угол ее установки составляет 90 градусов с ведомой шестерней, а так же проверьте узел на наличие люфта. Осмотрите сцепление, не имеется ли повреждений. Смещение и изгибы деталей этого узла особенно критичны для тех моделей вертолетов, у которых вал стартера присоединяется непосредственно к сцеплению. Обратите на это особое внимание, сдвиг не должен превышать .01мм, иначе возникнет высокочастотная вибрация. Этот вид вибрации особенно вредит радиооборудованию.

Главная шестерня, вал и т. д.

Внимательно осмотрите главную шестерню на предмет наличия треснутых и сломанных зубцов. Удостоверьтесь, что шестерня в порядке, все зубья присутствуют и не имеют повреждений! Даже НЕ ПЫТАЙТЕСЬ использовать поврежденные шестерни, очень высока вероятность их отказа. Вал основного ротора, обычно, изготавливается из мягкой стали и гнется при любой, даже самой незначительной, аварии. Удостоверьтесь, что вал АБСОЛЮТНО ровный. Проверить прямизну вала можно, прокатав его по ровному стеклу. Всегда помните, что вибрация - самый злейший враг вашей машины! Она значительно ускоряет износ всех деталей вертолета, а гнутый ротор, ко всему прочему, значительно ухудшает летные характеристики вертолета. Вибрация так же приводит к вспениванию топлива, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на работе двигателя. Какие бы идеи у вас не возникали, не пытайтесь выпрямить вал своими силами, это не стоит затраченного времени и усилий. Изготовить новый вал обычно дешевле оплаты работы по выпрямлению имеющегося. Они не настолько дороги, лучше просто замените его новым.

Внимательно осмотрите тарелку автомата перекоса на предмет изгиба, поломанных и утерянных шариков и соединений. Далее, приступим к сборке поломанного узла. Проверьте остальные детали автомата на наличие любых повреждений, таких как: потерянные шарики, треснутые, гнутые или сломанные тяги механического микшера. Так же обратите внимание на тяги, они могут оказаться гнутыми, а часть может потеряться. Тяги должны быть в идеальной форме, так как они связывают лопасти с тарелкой. Обратите так же особое внимание на нажимные тяги и их координацию.

Втулка несущего винта

Это особо критичная область, в которой повреждения недопустимы. После любой аварии вы должны автоматически проверять и заменять, если необходимо, соединительную ось лопастей (механизм флюгелирования). Даже немного гнутая ось заставит лопасть выписывать совершенно невообразимые кренделя. В большинстве случаев, ось управляющих лопаток подлежит замене. Остальные детали втулки так же требуют осмотра, особенно: цапфы, рычаги шага лопастей и рычаги смесителя. Многие детали изготавливаются из пластика и могут легко ломаться. Все эти детали должны быть АБСОЛЮТНО ровными! Особенно это касается дюралевых деталей (из различных апгрейдов), при аварии они буквально "наматываются" на вал и тянут за собой все остальное, в то время как пластиковые детали просто ломаются, сохраняя другие детали от повреждения.

Управляющие тяги

Проверьте их на предмет отсутствия изгибов. Если тяги погнуты НЕ по резьбе, то, как правило, они могут быть легко выпрямлены. Но если изгиб приходится по резьбе, то тягу лучше сразу выбросить. Так же проверьте наконечники тяг на наличие повреждений и замените те из них, которые кажутся вам подозрительными. Одна из самых неприятных вещей, которая может произойти в полете, это отстегивание какого-нибудь наконечника. Последствия могут быть очень плачевными как для модели, так для пилота и окружающих.

Лопасти

Лопасти несущего ротора очень важная область, прежде всего, с точки зрения безопасности. Лопасти могут выглядеть целыми, но берегитесь! Лопасть может быть не менее опасна, чем пуля, если она выскочит из цапфы. Линейная скорость кончика лопасти может достигать 120 м/с и более, если она разломится в полете, вряд ли вы захотите оказаться на ее пути!

Прежде всего, вам нужно снять пленку и тщательно изучить каждую лопасть, слегка изгибая и скручивая ее. При этом не должно проявляться никаких повреждений, расщепления и трещин, особенно у корня. При наличии любого повреждения, ВЫБРОСИТЕ лопасть! Даже не думайте о том, чтобы склеить ее обратно, если боитесь покалечиться сами или покалечить кого-нибудь, оказавшегося рядом. Я не говорю о том, что произойдет в этом случае с моделью, да это уже не будет иметь никакого значения.

Блок рулевых машинок, радиооборудование

Используйте хорошее освещение и осмотрите места крепления рулевых машинок. Так же осмотрите ушки крепления сервомашинок, качалки: на них могут быть трещины и разломы, а так же тяги. Если что-то не так, замените дефектные детали, все они легкодоступны и дешевы. Что касается проводов, то при наличии соответствующего инструмента и навыка, их довольно легко спаять. Будьте осторожны, когда будете припаивать короткие проводки, вы можете повредить плату или закоротить что-нибудь.

Существуют специальные устройства для проверки исправности машинок. Тестирование машинки происходит следующим образом. Плавно изменяют сигнал на входе машинки и при этом каждый раз, нажимая на качалку, проверяют состояние шестерен редуктора на всем протяжении хода. Вместо специального устройства можно воспользоваться передатчиком и приемником, или же, если имеете достаточно опыта, можно аккуратно разобрать и проверить машинку. Необходимо помнить, что машинка может иметь как механические повреждения, так и дефекты электрической схемы.

Проверьте все провода: соединения приемника с машинками, батареей через выключатель и так далее, последовательно по всему электрооборудованию. Внимательно осмотрите приемник на предмет наличия внешних повреждений. Приемник содержит хрупкие детали: прежде всего кварцы и керамические фильтры, которые могут выйти из строя при сильном ударе. Не забудьте о батарее, померяйте напряжение на батарее под нагрузкой. Удостоверьтесь, что все в пределах нормы. Осмотрите провод и разъем батареи. Очень важно обернуть приемник, усилитель гироскопа и батарею поролоном (пенополиуретаном) для защиты от вибрации, а так же на случай аварии.

Гироскоп

В большинстве случаев, полет с неисправным гироскопом невозможен. Осмотрите гироскоп. Гироскоп - довольно хрупкое устройство, и отсутствие внешних повреждений вовсе не гарантирует его правильную работу. Единственный способ это выяснить - попробовать. Лучше, если пробовать будет опытный пилот. Если дефект присутствует, то попробуйте отправить гироскоп в починку, если нет возможности - то в мусорное ведро.

Топливная система

Внимательно осмотрите топливный бак и шланги. Ищите в баке пробоины, а на трубках разрывы и "задиры". Вы можете запаять или заклеить бак, но готовьтесь к тому, что он будет постоянно подтекать из-за тряски. Удалите песок и грязь из топливной системы, в любом случае неплохо все промыть.

Фонарь

Самое главное, чтобы фонарь хорошо держался. Если он держится недостаточно прочно, то вы можете получить массу острых ощущений, связанных с отстегиванием фонаря в полете.

Шасси

Как правило, шасси делается из алюминия или пластика. Алюминий можно выгнуть обратно, с пластиком хуже - он трескается и ломается. Внимательно осмотрите шасси, удостоверьтесь, что на пластиковых деталях отсутствуют трещины. Даже небольшая трещина, скорее всего, приведет к поломке детали при первой же жесткой посадке, шасси рассыплется и это, в свою очередь, приведет к более серьезным поломкам: поломанным лопастям, гнутому валу и так далее по кругу.

Надеюсь, что я довольно подробно остановился на всех ключевых моментах. Помните, что если вы сомневаетесь в какой-то детали, лучше сразу замените ее. Это наиболее трезвая мысль, с точки зрения безопасности. Помните, что не только навыки управления делают обывателя опытным пилотом, так же немаловажно умение грамотно обслуживать свою модель. Относитесь к своему вертолету, так, как будто он настоящий. Следите за тем, что вы делаете, и что делается вокруг вас. Я уже говорил об этом и повторюсь, что безопасность полетов находится под вашей ответственностью. Будьте на чеку, и вы сможете предотвратить следующую "неотвратимую" аварию.

Обсудить на форуме