Специальные цены   новые товары
Система Orphus

Дискуссия за круглым столом

Электричка или ДВС? Любой моделист, не первый год занимающийся RC моделями, имеет по этому поводу определенное мнение. Наше, мы оставим при себе, но вот что об этом думают известные виртуальные персонажи – авиамоделисты: электрик Степан Капуста, механик Хрюн Моржов и теоретик Филипп Шариков.

Степан Капуста.
Степан Капуста.
Хрюн Моржов.
Хрюн Моржов.
Филипп Шариков.
Филипп Шариков.

Почему Степан электрик? Неизвестно. Вы можете себе представить Хрюна с батарейками? Мы не можем.

Послушаем их разговор.

Механик Хрюн. Тут народ интересуется с чего начинать лучше, и на каких моделях научиться проще – электрических или механических? Что посоветуем?

Электрик Степан. Я думаю, мы посоветуем электрические.

Механик Хрюн. Это почему же?

Электрик Степан. Потому что удобнее, проще и в итоге дешевле. И вообще за электричками будущее.

Механик Хрюн. Ага, как за электромобилями…. Может лет через сто, все будем на троллейбусах, а пока ДВС, Степка, это мощно, надежно, доступно. И вообще, какая разница с чего начинать? Кто выбрать не может, пусть с планеров начинает. Некоторые советуют. Пионэры с планеров в кружках начинают, опять же.

Электрик Степан. Правильно Хрюн, только планер должен быть мотопланером, а мотор у него электрическим. Идеальный вариант для новичков. Летает медленно, есть время подумать. А после планера можно плавно перейти на самолеты. И заметь, электрички – самолеты небольшие, удобные в транспортировке и хранении, площадок специальных для запуска, не требуют. Материалы для постройки могут быть самые разные, а не только дорогая бальза.

Механик Хрюн. Ну, это ты Степка зря. Знаменитый «Картоныч» вообще из картона сделан, а мотопланеры электрические в размахе и 2 и 3 метра бывают. Ты то что, Филипп, молчишь?

Теоретик Филипп. Гав, гав, гав. У-у-у… Фор-бом-брам-штаг проходит через гат на ноке бом-утлегаря и крепится гаком на бугеле мартин-гика или проходит через другой гат на мартин-гике и набивается талями с юферсами на недгедсах.

Механик Хрюн. Молодец Филька мощно задвинул! Внушает! Площадка это, конечно, хорошо…

Электрик Степан. Вот именно! Вышел утречком во двор с домашним животным погулять, достал из пакета самолет, крылышки пристегнул, батарейку вставил и вперед. Летай себе, пока животное свои дела делает. Ни бензина тебе, ни керосина, ни треска, ни воя, тишина, чистота стерильная. Домой пришел, аккумулятор в розетку вставил и на работу. Вечером опять в той же компании полетать можно.

Механик Хрюн. Ну-ну. Самолет пускать – как по малой нужде сбегать, чего хорошего-то? Это ж событие, мероприятие на природе, ритуальная встреча с друзьями, общение. И не вой это, а песня.

Электрик Степан. Когда пообщаться захочется, так я с вами съезжу с большим удовольствием.

Механик Хрюн. С пакетом! Как из булочной пришел. И это на летном-то поле! Срамота!!

Электрик Степан. А вот ты, часто среди недели полетать выходишь?

Механик Хрюн. Да никогда, почти. Была охота по подворотням голубей гонять! Зато в выходные – на целый день в поле. По полной программе. Впечатлений – на неделю. И ты Степка новичкам мозги не пудри, в розетку он аккумулятор воткнул.… Не в розетку, а в зарядное устройство за 80 долларов. А батарейку ты куда в модели подключил? Не к мотору, а к регулятору хода долларов за 100. А сам мотор за 50? А батареи – по одной штуке на каждый полет? И вообще, вспомни, как мы с тобой начинали? Аппаратуру одинаковую, хорошую купили. Разорились на фиг. Так? Так! А потом что было? Я-то достал с антресолей свой пионерский КМД, пыль сдул, керосинчиком промыл, учебку на два канала сделал и полетел. А ты, Степка, в это время что делал? Ты не электричку пускал, ты слюни пускал от зависти, и на регулятор хода с зарядником копил.

Электрик Степан. Ну не только. Я строил модель, тренировался на симуляторе. И потом, не у всех же на антресолях допотопные движки лежат. А регулятор хода и зарядник на первых порах вполне можно самостоятельно собрать, если в электронике разбираешься. Да и электромоторы некоторые моделисты не хуже фирменных сами делают. Тебе тоже не только мотор нужен. И свечи, и зажигание, и без стартера, как без рук. А горючка литрами? А нитрометан дорогой?

Механик Хрюн. Ты это, про допотопность брось! КМД – лучший отечественный дизель! Он любому твоему СПИД-у, тьфу… прости господи, сто очков вперед даст. Оборудование каждому моделисту нужно, но приобретается оно пос-те-пен-но! Не в этом дело…

Теоретик Филипп. У-у-у.… Гав, Гав. Кхе-е…

Механик Хрюн. Правильно Филя, есть объективные критерии эффективности мотоустановок – удельные характеристики. И они по большей части не в пользу электричек. Например, электрички проигрывают в два – три раза по удельной энерговооруженности при полете на 10 минут. Пока разумный по цене электропривод не обеспечит уверенного выполнения комплекса фигур на двухметровой пилотажке, у нас ДВС-ников, к электричкам – вежливый интерес, не более того.

Так что извини Степан, но то, что можно сделать с моим OS MAX , ни с каким твоим электромотором сделать нельзя.

Электрик Степан. Да я…

Механик Хрюн. Понятно, понятно. Тебе ничего этого не надо, ты хоббист - любитель. Я тоже не профессионал, но …. Одно только то, что я МОГУ это сделать, греет мне душу, а ты со своим электромотором как не пыхти, а выше своих ушей не прыгнешь.

Теоретик Филипп. Кхе-е, кхе-е, Э-э-э….

Механик Хрюн. Это тебе не Э-э-э…, Филька, это Э-ге-ге! И О-го-го!

Электрик Степан. Ну знаешь, Хрюн, это переходит все границы! Тебя послушать, так ты у нас орел, а мы все - электромоторные заморыши, только и можем по подворотням голубей гонять! Ты нормальную электричку-то хоть раз видел?

Механик Хрюн. Нормальную может и не видел. Все больше на твои поплавки любуюсь.

Электрик Степан. Почему поплавки?

Механик Хрюн. Да потому что пенопластовые. (Ржет)

Теоретик Филипп. Гав, Гав. Поплавки лучше применять не пенопластовые, а электронные с дистанционным управлением. У-у-у…. А самые лучшие удочки – телескопические из карбона. Кке-е….

Электрик Степан. Причем тут удочки! Настоящая, хорошая электричка практически ни в чем не уступает самолету с ДВС. Авиамоделизм – это не только пилотаж. В классе фанфлаев, например, электрички вполне конкурируют с ДВС, а электрические паркфлаеры – вообще вне конкуренции. А копии? Ты попробуй, засунь свой OS MAX под копийный капот! Может, попробуешь летающую лодку Дорнье с восемью движками сделать? Интересно посмотреть, как ты будешь скакать от одного ДВС-а к другому. А я запросто!

Механик Хрюн. Скакать-то? Ну, это мы знаем, скачешь ты здорово. Я тебя, Степка, механиком найму. (Ржет)

Электрик Степан. Лодку сделаю запросто! И смех тут не уместен. Вопрос, между прочим, серьезный. Мы должны сориентировать новичка в правильном направлении, потому что это деньги, и для многих не малые. И ты должен согласиться, что для новичка электричка предпочтительней. Потому что:

а) У электричек есть своя, эксклюзивная ниша – полеты в закрытых помещениях. Здесь им альтернативы нет. Много в нашей стране мест, где лета почти нет, а зима такая, что на улице не полетаешь. Радиоуправление в зале – довольно сложно, но возможно. А вот кордовые зальные самолеты – то, что надо. Особенно классно, что аккумулятор может быть не на модели, а значит, ее энерговооруженность может быть близка к ДВС-ам. Это как раз для школьников.

б) Сложность первоначального обучения обслуживания мотора – тут электрички вне конкуренции, потому как выполняй аккуратно предписания и все, учиться не надо. Ресурс у электродвигателей, особенно бесколлекторных, на порядок выше, чем у ДВС.

в) Топливо. Если разориться на хороший зарядник с компьютером, то можно не заморачиваться с зарядкой и ресурсом аккумуляторов для электричек. Проблема решается раз, и на несколько сезонов.

Механик Хрюн. Ха…. Да на 230 долларов я 38 галлонов горючки куплю! Знаешь, на сколько мне этого хватит?

Электрик Степан. Не перебивай. И…

г) Электромотор можно использовать с редуктором и всегда подобрать оптимальный воздушный винт с КПД под 80 – 85 %. На ДВС использовать редуктор сложно. У него за оборот знакопеременное угловое ускорение. Шестерни плохо переносят такие условия и создают жуткий вой. Ремни зубчатые тоже долго не ходят. Поэтому ДВС работает всегда на оборотах выше оптимальных для винта (за исключением гонок и скоростных моделей) и КПД последнего где-то в районе 50 – 60 %.

Механик Хрюн. Подумаешь, А-Б-В-Г-Дейку здесь устроил! Я в пользу ДВС весь алфавит могу перечислить - и русский, и китайский в придачу.

Теоретик Филипп. Гав, Гав. А-Б-В-Г-Дейка – познавательная передача. Я узнал из нее много нового и интересного. А в китайском алфавите 150000 иероглифов.

Механик Хрюн. Вот видишь, осциллограф ты ушастый, что говорит теория. У ДВС 150000 преимуществ.

Электрик Степан. Это все слова, и декларации. Ты хоть какое-нибудь доказательство приведи

Механик Хрюн. И приведу! Нам, ДВС-никам, ничего доказывать не надо. Мы уже давно все доказали. Я и на твою чашу весов могу гирю бросить. Мне не жалко! Пожалуйста. Например, приемистость электродвигателя абсолютна, и ходит он за ручкой идеально и не заглохнет внезапно. И с экологией электролетчики дружат, и с техникой безопасности у них все о'кей. Винтом пальцы себе еще никто не оттяпал.

Электрик Степан. Вот видишь, сам же признаешь, что электрички лучше.

Механик Хрюн. Но есть во всем этом одно но…. Вот стоит чайник начинающий, в магазине и репу чешет – Что такое? Вот ведь они очевидные преимущества электропривода. Все за, никто электрички не ругает, грудью на защиту ДВС не встает. Все полки электричками завалены. А с другой стороны, почему-то приверженцев ДВС и числом больше и соотношение это в пользу электролетчиков радикально не меняется. С чего бы это?

Электрик Степан. И с чего же?

Механик Хрюн. А с того, что большинству разводной ключ роднее, чем паяльник. А еще с того, что самолеты ДВС бывают и большие и маленькие, и летают - хочешь высоко, широко и быстро, а хочешь медленно и рядом. Сегодня захотел фанфлай небольшой, а завтра пилотажку настоящую. И все это в одной цене и с тем же оборудованием. А у вас все модели - не больше метра. Только фигли-мигли у себя под носом крутить при штилевой погоде. А захотел чуть побольше, так цена в разы увеличивается. И не надо мне про какие-то супер электрички рассказывать. Мне, оттого что Шумахер на Феррари за миллион ездит, не легче. А вот то, что я сколотил две доски, поставил мотор и полетел, это точно. И аптекарские весы с разновесками, чтобы граммы экономить, мне без надобности. И ветер 10 м/сек пофигу.

Теоретик Филипп. Кхе-е, Кхе-е. Шпунтованные доски и вагонка сильно подорожали в цене. А в аптеке продается пластырь… для оттяпанных рук очень даже….

Механик Хрюн. Только новичок ничего этого не знает. Он не понимает, что все новое сопровождается массированной рекламой, которая уже в зубах завязла. Он рекламе верит, и выбор делает скоропалительный. А купив электричку, других подбивает, чтобы не обидно было, что он один такую фигню сморозил. А потом сидят электрики в чатах и уговаривают друг друга, что электрички это здорово. (Ржет)

Электрик Степан. Электриков в чатах больше, потому что этот вид моделизма популярен и популярность его с каждым днем растет как на дрожжах. И им за свой выбор не обидно! Это твои слова обидные!

Механик Хрюн. А вы нас вонючками не обидно обзываете? Ты что же, Степка думаешь, я такой упертый, и к электричкам такую же аллергию испытываю, как ты к ДВС-ам? Да ничего подобного! Да у меня самого под диваном «Тора» электрическая лежит. Так, для души размяться и развеяться. Но всю жизнь на «Торах» во дворе в компании с домашним животным летать – я бы с тоски помер. При выборе надо зову души и сердца следовать, а не рекламе.

Теоретик Филипп. Гав, Гав, Гав. Реклама – двигатель торговли. Например: «Если вы уже купили спирт для протирки самолетов, тогда мы идем к вам!» У-у-у…. И далее….

Механик Хрюн. Далее мы и сами знаем что будет. Ты по существу лучше выскажись.

Электрик Степан. Действительно, Филя! Ты-то что посоветуешь начинающим авиамоделистам?

Теоретик Филипп. У-у-у…. Практическая теория и теоретическая практика, которая теоретически и практически со всей очевидностью подтверждает вышеупомянутую теорию, высказывается на этот счет совершенно определенно. Кхе…. Я, как практический теоретик, не могу игнорировать теоретические, а главное, практические выводы, которые следуют из моей собственной теоретической практики. Гав. Поэтому мой совет теоретически и, само собой, практически однозначен - начинающим авиамоделистам следует начинать заниматься… авиамоделизмом!

Механик Хрюн. Мощно, Филька, внушает!

Электрик Степан. А мы от себя добавим – электрическим авиамоделизмом.

Механик Хрюн. Механическим!

Электрик Степан. Электрическим!

Механик Хрюн. Да, механическим ё... ........., блин!!!

...............................

Дальнейшая дискуссия приняла острый характер с переходом на личности, а затем плавно перетекла в скандал и драку, в которой пострадавшим оказался… Филипп Шариков.

Мы искренне сочувствуем Филиппу, и хотя не полностью согласны с его теоретическими и практическими выводами, поддерживаем его в главном - начинающим авиамоделистам следует начинать заниматься авиамоделизмом! И чем скорее, тем лучше. А там, видно будет. Практика покажет.

Беседу слушали и записали моделисты широкого профиля C.П. и В.В.

Обсудить на форуме