Практика парящих полетов

Автор - Олег Ряховский (Сергеич)

(субъективные заметки)

Я долго пытался понять, в каком стиле должно быть это произведение...так и не понял, как его охарактеризовать. По сути дела это рассказ, в котором собраны заметки и субъективные соображения о практике парящих полётов на радиоуправляемых моделях планеров. Это рассказ о полётах хоббиста, поставившего себе задачей не занять сколько-нибудь высокое место на соревнованиях, а просто налетать максимально возможное время за счёт восходящих потоков.

Как всё началось. Зима 2001-2002

А началось всё с наступления очередной зимы. Летать зимой на пилотажном самолёте, морозя руки при настройке мотора, мне не очень-то хотелось, но одновременно было жаль, что самолёт вынужден простаивать. После некоторого размышления в качестве модели для зимы был приобретён мотопланер с электроприводом JP Easy Pigeon. Как выяснилось, решение было верным. Модель не требовала никакой настройки мотора и позволяла подготовить ее к полёту минут за 5…10. В плотном зимнем воздухе она держалась порядка 15 минут - от момента взлёта до момента посадки. То, что надо, чтобы не забыть навыки управления и просто отдохнуть… Вот как это было:

Весна 2002

Она началась с того, что мне попалась на глаза статья о термиках. Впрочем, я и раньше прекрасно знал о существовании восходящих потоков в атмосфере, и даже когда-то умудрялся в них попадать на своём учебном радиопланере. Но это было явлением случайным, да и после учебного планера я занялся самолётами и не интересовался вопросами парения. Поэтому статья эта оказалась если и не откровением, то интересным и увлекательным материалом однозначно.

Решив попробовать полученные знания на практике в первый же тёплый солнечный день, я заболел. Заболел парением настолько, что вот уже второй год в углу моей комнаты стоит новенький необлётанный пилотажный самолёт.

Лирика

…Это совершенно другой адреналин - парить. Это не тот адреналин, который появляется при быстром полёте на пилотажке низко над землёй или при выполнении очередной незнакомой суперсложной фигуры - когда какая-то часть тебя гадает: "грохну - не грохну"? Это другое.

Планер сложно разбить. Он медленно летает, не так склонен к срыву на крыло при снижении скорости. Он, в общем-то, предсказуем. Но его можно потерять.

Помните фильм "На гребне волны"? Герой Патрика Суэйзи всю жизнь ждал своей волны - той огромной волны, которая бывает раз в пятьдесят лет…так и здесь. Каждый день ждёшь своего термика, самого мощного…и вот он попадается.

Когда наконец-то находишь такой поток, испытываешь целую гамму чувств - сначала ты рад тому, что нашёл его. Модель тем временем поднимается выше, набирая в минуту по 200-300 метров. Потом приходит восхищение силами природы - батарейка-то ходовая уж десять минут как кончилась, а модель летит вверх. Когда проходит восхищение, наступает страх. Самый настоящий страх потерять модель. Потому что если модель несёт термик, не увенчанный кучевым облаком, на большой дальности она растворяется в небе. А если попадаешь в термик, переходящий в облачный поток - ещё страшнее. Облачный поток очень мощный, и появляется риск поломать модель при полёте в нём. При подъёме еще выше есть неплохой шанс влететь в клубящееся облако, и если через полминуты оттуда не выпадут обломки планера, модель едва ли удастся вернуть в пределы видимости…

Планерный адреналин - другой. Но его отнюдь не меньше…

Лето 2002

Впрочем, с термиками и облачными потоками я немного забежал вперёд. Тогда я знал только то, что есть термики и то, как их можно обнаружить. И обнаруживал. С ростом практики росло и полётное время - мой личный рекорд продолжительности полёта за 2002 год равен 33 с небольшим минутам. Два раза за это лето я чуть не потерял планер, два раза я находил настолько мощные потоки, что планер начинал лететь вверх практически вертикально, как вертолёт.

А ведь было гораздо больше других полётов - неудачных. Когда не найдя ничего, ни малейшего пузыря восходящего воздуха, я сажал планер через 7…10 минут после старта. Бывали такие дни, когда всё поле было зоной нисходящего потока, и поднять модель выше 30 метров было невозможно в принципе. Но достаточно было поймать один термик и вылетать мало-мальски приличное время - и расстройство моментально проходило. Один удачный полёт окупает десятки неудачных…

Наука 2002

Вот чему я научился за это лето:

  1. В соответствующую погоду термик найти просто. Предельно просто. Когда планер попадает одним крылом в поток или пузырь восходящего воздуха, он, естественно, накреняется на противоположное крыло. Всё. Не теряя времени, "вкручиваем" планер в поток. Другое дело, что этот поток может оказаться слабым или прекратиться через полминуты… Бывает, что сильный термик просто "не пускает" в себя лёгкую модель, раз за разом заставляя ее отворачивать в сторону.
  2. Если при полёте на большой высоте внезапно замечаешь, что ручку высоты приходится постоянно "придавливать" - модель в потоке. Многие модели имеют тенденцию к задиранию носа в термике.
  3. Внезапно возросшая горизонтальная скорость модели и не увеличившаяся при этом скорость снижения говорят о попадании модели в восходящий поток.
  4. Любые потоки кончаются. Иногда бывает до слёз обидно, когда только что найденный мощный поток слабеет и исчезает на глазах.
  5. Термики очень редко стоят на месте. Попал в него - кружись в нём, летя по ветру, иначе упустишь.

Единственное, чего я еще не умел тогда - перескакивать из старого потока в новый до того, как старый иссякнет. Эту задачку я оставил на следующий год…

Вроде бы и немного. Но есть и другое - то, о чём моделисты редко кому рассказывают, даже собратьям по крылу. Это тишина и спокойствие полёта, когда ты не слышишь ничего, кроме шума ветра, травы и пения птиц, когда ты не видишь ничего, кроме ярко-синего неба и белоснежных облаков на его фоне...для многих из нас это лучший отдых. А вы замечали, как в знойный летний день прямо-таки одурманивающе пахнут полевые травы? Я как-то надрал охапку цветов и повесил сушиться на балконе…и был немало удивлён, когда, выбравшись под Новый год с тазиком пельменей на балкон, внезапно погрузился в ароматы летнего поля близ Шебанцево.

Это еще одно достоинство планера - можно летать в самом красивом и замечательном поле. В любом - ведь планеру не нужна полоса для разбега.

Зима 2002-2003

После парения летом зимние полёты, увы, особой радости не доставляют, по крайней мере, в пасмурные дни. Нет солнца - нет термиков. Почти нет… Впрочем, из всякого правила есть исключения - в январе мне удалось достаточно долго продержаться в воздухе. Несмотря на сплошную облачность и почти нулевой ветер, планер что-то "держало". При ближайшем рассмотрении выяснилось, что "держал" термик, образованный тёплым воздухом из трубы то ли хлебозавода, то ли крематория…

В ноябре 2002 года один из украинских планеристов прислал мне ссылку на книгу "Техника и тактика парящих полётов" В.Гончаренко, которую и посейчас можно найти на сайте 2-го Московского аэроклуба. Хоть книга и адресована пилотам настоящих планеров, она содержит огромный объём информации, полезной RC-планеристу, а главное - читается похлеще Марининой, настолько живым и доступным языком она написана. Рекомендую всем, даже тем, кто шарахается от планеров. Меня эта книга сподвигла на пробный полёт на настоящем планере…

Весна 2003

С новыми знаниями, полученными из упомянутой книги, и новым планером, я приступил к полётам, как только стаял снег. И результаты не заставили себя ждать - 11 мая полётное время превысило 35 минут. И снова я чуть не упустил планер…

…Я не хочу пересказывать книги и статьи, без толку теоретизируя. Просто кратко расскажу, как что образуется, чтобы ясно было, о чём идёт речь.

Солнце нагревает землю. Где-то сильнее, где-то слабее. Над более тёплыми местами образуются пузыри восходящего воздуха - их отрывает от земли или ветер, или неоднородности земли, или и то, и другое. Пузыри идут вверх, иногда сливаясь, иногда нет, и образуют восходящий поток - термик. Поднимаясь выше, пузыри расширяются, остывают, и влага, находящаяся в них, конденсируется, образуя кучевое облако. Ветер отрывает облако от верхушки потока и несёт с собой. А в облаке в это время продолжается циркуляция воздуха - оно само стало генератором так называемого облачного восходящего потока.

Как правило, облачные потоки намного мощнее термиков. "Настоящие" планеристы пользуются по большей части ими, RC-планеристы в основном пользуются термиками.

Самый мощный поток - это термик, переходящий в облачный поток. В такой-то поток и попал мой планер 11 мая. И сразу же моя задача изменилась - мне нужно было не просто удержать планер на определённой высоте, а постараться не упустить его внутрь облака. Вот когда я пожалел, что на модели не было интерцепторов. Проверенный рецепт планеристов - двигаться в сторону от потока - не прошёл. Куда ни лети, везде тянет вверх. Если же вылететь из-под облака, планер, до этого хорошо видный на его фоне, тут же растворится в синем небе…Выходом оказалась крутая спираль, в которую и пришлось свалить планер. Я до сих пор не понимаю, как не порвались резиновые кольца, удерживающие крыло…

Вот вам и адреналин, уважаемые скептики. Что страшнее: бабахнуть модель около себя, собрав при этом приёмник с машинками и аккумулятор, или же упустить её вместе со всей начинкой? Второе в конечном итоге выходит дороже…

Лето 2003

Начало лета для меня ознаменовалось переходом на третий планер, уже без всяких моторов - двухметровый планер, укладывающийся в рамки класса F3J.

Старт со 150-метрового леера, 3…4 минут полёта в статичной атмосфере и всё - так мы привыкли воспринимать планеры. Да еще и просить кого-то затягивать…брр. Скучно…

Кому как. Мне повезло - я нашёл единомышленников, и мы таскаем планера друг другу…а вот о времени полёта можно поспорить.

"Пересев" на обычный планер с мотопланера, я понял, что без года полётов на "электричке" я бы не смог добиться от чистого планера того, что добился сейчас. А это 22 с половиной минуты парения после схода с леера. По классическому уже сценарию:

  • старт
  • висение на "нулях" в слабых пузырях
  • мощный термик через 5…7 минут на этом месте - как пылесос, по-другому не скажешь
  • термик переходит в облачный поток
  • при попытке выйти из него планер влетает в соседнее облако…

Выход из облака и снижение, правда, я делал по-другому. Просто перевернул планер на спину…

А вы говорите - три-четыре минуты.

Наука 2003

А это выводы, сделанные уже после полётов в начале сезона 2003 года.

  1. Термики есть почти всегда. Даже если нет солнца. Я не буду ударяться в теорию, дабы не быть распятым на её кресте стадом алчных теоретиков, плохо соображающих, куда дёргать ручки на передатчике. Просто скажу, что термики есть. И в ветер, и даже в пасмурную погоду. Не всегда сильные и устойчивые, они тем не менее помогают держать модель в воздухе. Как верно сказал один товарищ: "Рыба есть. Уметь ловить надо."
  2. Летя по ветру, сложно догнать ушедший термик. Лучше лететь на ветер. Или поперёк.
  3. Планер не должен быть лёгким. Как это ни парадоксально. Лёгкий планер не летит против ветра, а стоит на месте, постепенно снижаясь - т.е. "сыпется". Естественно, спираль в потоке на нём не выполнить.
  4. "Перескок" из одного термика в другой лучше делать сразу после набора большой высоты, не дожидаясь, пока поток начнёт слабеть. Чем выше, тем стабильнее поток.
  5. Восходящие потоки есть даже после захода солнца. Так, над нашим лесом в течение дня либо ничего нет, либо есть нисходящий поток. Но стоит солнцу зайти, и картина меняется. Поле остывает быстрее, а над лесом начинает "держать". Такой поток слаб, но обширен.
  6. Лучше не лепить на модель "смертничек" - записку с вашими координатами. Вроде бы и хорошо, когда кто-то, найдя твой планер где-нибудь в Суздале, позвонит тебе и скажет, что нашёл…а если он добавит при этом, что твой планер пробил крышу его "Лексуса"? Да и потом, примета, говорят, плохая.

Занятно наблюдать за орлами, соколами и прочими известными парителями из птичьего царства. Общеизвестно, что такие хищники не делают ни одного лишнего взмаха крыльями, пользуясь малейшими восходящими потоками воздуха. Поэтому если видишь орла - лети под него, не ошибёшься.

Самое интересное начинается, когда ты находишься примерно на одной высоте с парящей птицей. Пока ты под ней - всё хорошо, она не обращает на тебя внимания. Но если ты вдруг поднял планер выше неё - птица начинает нервничать. Как я подозреваю, из-за того, что не она теперь занимает господствующую высоту. Птица пытается облететь модель и забраться еще выше…и добившись своего, моментально успокаивается.

К счастью, на моей практике не было случая нападения орла или еще кого на летящий планер. В основном они заинтересованно летят в кильватере, выписывая восьмёрки и спирали вслед за моделью, и достаточно скоро отстают, убедившись, что планер к ним абсолютно лоялен и не собирается таскать их полевых мышей…

Полёты и пиво. О пользе планеров

Я люблю пиво. Светлое. Прохладное. Неоднократно замечал, что ДВСный самолётик после бутылочки-другой летит намного лучше, даже если до пива ему явно не хватало тяги мотора. Не замечали?

А вот планер летит хуже. Стоит выпить два глотка этого нектара, и начинаешь пропускать потоки один за другим. Поэтому теперь я пью молоко…

Заключение

К чему этот текст? Да ни к чему. Наверное, просто захотелось рассказать о захватывающей красоте парения, рассказать другим о том, чему научился и что заметил. Не поучать и не наставлять, а всего лишь поделиться ощущениями. Вдруг еще кто-то захочет попробовать…

Часто, когда говоришь с "самолётчиками" о парении, они говорят - "во халява, сел в кресле и рули себе одной рукой, а другой - пивко потягивай…". Не тут-то было. Полёт на планере на парение - это непрерывный труд - здесь работают и голова, оценивая десяток различных факторов, и руки, порой вводящие планер в спираль прежде, чем ты успел об этом подумать. Это не полное расслабление в креслице под лучами солнца - это почти работа. Интересная и трудная.

Я намеренно не описывал здесь ни характеристики моделей, ни тип аппаратуры, ни прочие технические подробности. Неважно это сейчас. Ведь разговор не об этом, а о парении…

Жаль только, что написал я гораздо меньше, чем знаю… слишком много разных мелочей и навыков появилось за эти полтора года. Не хочется превращать рассказ в простой перечень маленьких хитростей…

Чистого неба вам.

P.S. Впрочем, я догадываюсь, почему этот рассказ появился на свет. Это посвящение тем "самолётчикам", которые, подкравшись к тебе в тот момент, когда ты поймал термик, начинают вещать: "Сергеич, хорош, сажай уже, сколько можно?"; тем, которые спрашивают: "Ну что такого в этих планерах? Медленно летают, плохо рулятся…" Летайте, летайте. А если вам наскучат самолёты, пишите. Будем парить вместе.

P.P.S. Продаю пилотажку под 10 кубов новую, необлётанную….за ненадобностью.

Обсудить на форуме