Специальные цены   новые товары
Система Orphus

Безопасность творческих процессов

Автор - Игорь Котельников (Игорь Котельников)

Скоро официальное открытие сезона! В наших рядах, конечно, прибыло, но готовы ли вы лететь?

Готовы? Тогда мы идем к вам! С инспекцией по безопасности полетов.

Часть первая – взрослая

Как театр начинается с гардероба, так и у полета есть свое начало. Наверное, вам доводилось слышать в аэропортах: "Объявлена посадка на рейс…". Посмотрим, как начинается безопасный полет.

Воздушное судно готовят к вылету. Идет заправка и проверка бортовых систем. Нет, я не предлагаю загрузить в ваш фан бутерброды, кофе и стюардессу, я просто надеюсь, что вы проведете подробный внешний осмотр и проверите правильность срабатывания каждой сервы. Тогда гигиенический пакет не понадобится.

Пускай для вас не будет секретом, что ни один летчик не проверяет борт по собственному усмотрению. Имеется инструкция – «Лист контрольного осмотра». Не грех и нам составить эдакую памятку, как у взрослых. Например:

  1. Сбросить газ, включить пульт
  2. Включить питание борта
  3. Установить триммеры в 0
  4. Проверить расходы
  5. Поерзать ручками управления и получить удовольствие
  6. Антенну воткнуть в небо
  7. Запросить разрешение на взлет
  8. Аккумуляторы заряжены?
  9. А может, не надо?
  10. Второй пилот Дринкинс, карту!

Тонкий намек из нескольких пунктов придаст вам уверенности в завтрашнем дне. Если у вас Boeing или Airbus, назовите памятку Checklist.

Впрочем, каждый сам решит, сколько пунктов важно и про что. Не забудьте привязнуть пристегной ремнь.

Часть вторая – "шкурная"

Жизнь пилота всегда ценилась выше самого дорогого самолета, и это повлекло развитие средств спасения и выживания.

Применим ли этот тезис к RC-моделистам? Скажете, нет? Вам, наверное, не дорога ваша шкура, ибо пилот - ВЫ!

Особенно это относится к электролетчикам, ведь их так мало...

В безоблачный, безветренный день, когда ничто не предвещает беды, щебечут пташки, травка зеленеет и мухи летают, вы, конечно, составите альтернативу насекомым, опасности ждут вас. Берегитесь. Начнем по порядку.

Самая распространенная ситуация, в которой вам не поможет ни доктор, ни МЧС, ни пожарник - это встреча с деревом. Если дерево есть, значит, ждет чего-то.

Освоив азы пилотирования, вы расширите круг своей деятельности, и непременно познакомитесь с этим молчаливым зрителем.

Близость модели, повисшей на кроне, и юношеские воспоминания подвигнут вас на путь, который кажется самым коротким - по стволу к модели. Берегитесь! Это ловушка! Ваше тело уже подросло (на количество употребленных калорий, помноженных на влитое пиво с поправкой на бессонные ночи). Не обезьянничайте!

Самый короткий путь лежит через багажник автомобиля. Только этим путем вы сможете избежать петляний по травматологам и рентгеновским кабинетам.

ТРОС! Вот ваше спасение и скорейший путь навстречу дражайшей. Прихватите заодно баллонный ключ.

Трясти дерево, упираясь в ствол, дело пустое, а вот если применить навыки, накопленные годами, то успех гарантирован.

Воспользуйтесь инвентарем, который извлекли из багажника и соедините предметы вместе узлом.

Попробуйте себя в роли оленевода и раскрутите трос с грузом. Влетев в крону дерева, он намотается на ветку, и даст вам возможность повелевать природой, совершенно не подвергая себя опасности.

Теперь достать модель может и ребенок. Нужно лишь произнести заклинание и сделать пару телодвижений (подергать).

Получите, распишитесь.

Я искренне надеюсь, что при посещении окрестных огородов и крыш вы будете предельно вежливы и предупредительны с хозяевами. Многие дачники имеют оружие на случай самообороны и готовы постоять за свое имущество. Человек - человеку волк, товарищ и брат. Улыбайтесь.

Показалось просто? Тогда продолжим безопасничать.

Часть третья - зимняя

Безопасности не бывает слишком много - это прописная истина. Посещая зимние поля, необходимо подразумевать, что под снегом могут оказаться острые предметы, силосные ямы и открытые люки. Посетить одну из таких берлог совсем несложно, если зона полетов вами не изучена летом.

Совершив посадку в незапланированном месте, постарайтесь выбрать наиболее безопасный путь к модели. Любой наблюдательный индеец подскажет вам правильный маршрут. "Иди там, где люди уже ходили – по следам!". Еще лучше пользоваться тропинками. Их протоптали местные жители.

Если вы все же посетили такую западню, не теряйтесь. Сразу зовите на помощь. Используйте все возможности. Позвоните друзьям, даже если они на другом конце света. Лучше звоните 112. Мобила не берет? Попробуйте отправить SMS-ку. Кричите. Включите сигнализацию в автомобиле, если брелок в кармане.

Сидя в яме, собирайте жучков, червячков и корешки. Неизвестно, когда придет спасение.

Но вот пришла подмога. Постарайтесь сообщить доблестному спасателю все, что действительно важно. С какой стороны лучше подойти и какую помощь вы хотите получить. Если он не профессионал, он может и навредить и к вам в апартаменты пожаловать. Вдвоем будет веселее. Не расслабляйтесь.

Самый простой выход из ямы - по бревну или по тросу с узелками.

Однако, если вы действительно поехали в одиночку, то записка, оставленная для близких, сыграет важную роль.

Велик соблазн летать на льду. Особенно весной. Летайте, но помните, что Ваш RC-полет может окончится полетом на настоящем вертолете спасателей. Искупаться случайно тоже можно, но зачем? Мы же самолеты запускаем. Будте внимательны.

Кстати, на льду мы не одни. Еще рыбаки есть. Так вот, им самолеты не интересны. Ни капельки. Они всегда смотрят вниз. Не удивляйтесь, неожиданно обнаружив рыбака в посадочной зоне. Они всегда будут считать, что это моделисты вторглись на рыбное место, а не они в зону полетов.

Часть четвертая – клиническая

В предыдущих главах мы рассмотрели особые случаи, в которых требуются специальные навыки.

Пришло время поговорить о самых простых отравлениях, ожогах, травмах, обморожениях, поражениях электрическим током и солнечных ударах.

Все мы слышим об этом довольно часто и расписываемся в журнале по технике безопасности на производстве. Поэтому буду краток.

Кислотные "заморочки"

Кислота и щелочь применяются практически в каждой модели. Попав на руки, это зло с легкостью попадает на одежду, в рот, в глаза. Не стоит недооценивать этого противника. Заметив течь из батареи, прекратите ее использовать. Это признак приближающейся беды. Пользы от такого элемента все равно не будет.

Промойте пораженный участок большим количеством воды. Кислоту можно нейтрализовать щелочью и наоборот, но не рискуйте и не тратьте время, обратитесь к врачу. Поторопитесь. Если ЭТО уже внутри вас не пытайтесь вызвать рвоту.

Особое внимание глазам. Всегда.

Пораженные участки кожи нуждаются в тепле. Наложите стерильную повязку и укройте. Нельзя обрабатывать спиртом и распускать шаловливые ручки. Доверьтесь медикам.

"Угар и зажигалово"

Если вы из тех, кто любит погорячее, и чай употребляете в виде душа, а двигатель вам как родной и вы его обнимаете, то будьте готовы удалить одежду с пораженного участка, удалите кольца, часы, и прочие давящие аксессуары.

Подержите под струей холодной воды, чем скорей, тем приятней. Ничего не отрывайте, не мажьте маслом, лосьоном или мазями, не вскрывайте волдыри. Это удел специально обученных людей.

"Искричество и трясучка"

Аккумулятор самого продвинутого электоролета не пугает нас своим напряжением. Высоковольтные ЛЭП! Вот где сила!

Летать в таких местах неприятно из-за помех. Обходите эти места стороной.

Если же вы все же впутались, то без жертв не обойтись. Не пытайтесь достать модель целиком. Все пути опасны. Для этого созданы специальные машины с люльками. Или вызывайте их, или используйте то, что лежит под ногами. Камень поможет вам вернуть хотя бы аппаратуру. При этом не стойте под проводом.

Палка с табуреткой может сыграть неоценимую услугу пилоту - камикадзе.

Провод, упавший на землю, вызывает шаговое напряжение. Это когда на месте можно стоять, но при попытке сделать шаг бьет током по ногам. Выбирайтесь из зоны мелкими шажками. Не прыгайте – упадете.

Человеку, которого трясет, нужно крикнуть: "Подпрыгни!". Если не помогло, то оттянуть за сухую одежду или снять провод сухой палкой.

Солнечный удар

Последствия перегрева. Пострадавшего переместите в тень, на свежий воздух. Устройте его полулежа. Расслабьте ворот и пояс. Спокойствие, только спокойствие. Наблюдайте за больным, он может потерять сознание. Профилактика – кепка.

"Манна небесная"

Метанол обладает заманчивым запахом, как все спирты. На этот запах клюют асоциальные элементы нашего общества. Это ведет к потере зрения и даже к летальному исходу. Мрут пачками.

Нитрометан, в свою очередь – горюч, чрезвычайно.

Обладая таким шикарным набором начинающего террориста нужно держать ухо востро. Все емкости необходимо хранить плотно закрытыми, в прохладном, проветриваемом помещении, недосягаемые для солнца. Каждая должна иметь бирку с пометкой ЯД, ОПАСНО и названием содержимого. Желательно не хранить их отдельно. Смешайте.

Идеальное место – погреб гаража. Те, кому лень бегать на пожар, могут оборудовать гараж автоматическим порошковым огнетушителем ОСП-1. Спокойный сон обойдется в 470 р. ООО Эпотос.

Циакрин отравит любую атмосферу. Проветривайте. Эпоксидка не пахнет, но полезностью для здоровья никогда не отличалась. Легко испортит кожу рук при регулярном употреблении без защитных средств. Купите резиновые перчатки. Жалко денег – можно очень жирно намылить руки мылом и высушить. По крайней мере, руки потом отмоются без проблем. ПВА самый безобидный.

Любимое дерево моделистов – бальза. Ах, как хороша! Просто прекрасна. А как шкурится! Но это порождение чуждой нам флоры способно вызывать аллергические реакции и навсегда противопоказано астматикам.

Горящая одежда

Если вы горячий парень или гарна дивчина, то будьте готовы тушить самого себя.

Падайте на землю и прижмите пламя к земле. Окружающие могут набросить на вас одеяло. Не бегите, не катайтесь по земле и не пользуйтесь нейлоном.

Братья наши меньшие и дети

Нуждаются в особой заботе и внимании. Отправляясь с ними на полеты, ознакомьте их с техникой. Покажите, как опасен вращающийся винт и горячий мотор. Расскажите, почему командир воздушного судна не может посмотреть на птичку и поиграть в машинки во время исполнения фигур высшего пилотажа.

Назначьте юного помощника начальником старта или руководителем полетов и тогда его неуемная энергия пойдет на пользу. Пускай он контролирует, чтобы никто из зрителей не покидал зону безопасности и не приближался к летательным аппаратам на опасное расстояние.

Деревенские мальчишки все равно устроят вылазку. Посадив самолет, отгоняйте от него малышню громкими позитивными командами. Это на их же благо.

Главного начальника необходимо представить и гостям. Если они "летают" с вами впервые, не стесняйтесь, предупредите их об опасности и укажите безопасную зону. Лучше, если есть площадка под кроной деревьев.

Такое ваше поведение будет воспринято с пониманием и уважением. Взрослые – это большие дети, особенно на воле, при виде игрушек, да еще употребив.

Пилоту следует держаться немного впереди, оставляя за спиной зону безопасности 5-10 метров до публики.

В компании себе подобных

Если вы летаете звеном или в воздухе вся эскадрилья – не стесняйтесь спросить частоты, не летайте над беззащитной публикой, предупреждайте об опасных маневрах, прислушивайтесь к советам мудрого гуру, не спешите, получайте удовольствие.

Итог

Если вы прочитали и подумали, что с вами ничего такого никогда не случится, то вы потенциально опасны для окружающих.

Если вы увидели в этих строках много знакомого, я рад за вашу подготовку.

Если вы узнали что-то новое, мне приятно, что мои старания не напрасны.

В любом случае технические виды спорта связаны с повышенной опасностью для участников и зрителей. Не перегибайте палку и не ждите, когда грянет гром. Помните, небо не прощает ошибок. Особенно пьяным авиаторам.

Обсудить на форуме