О небе и дровах

Автор - Алексей Донской (alexd)

В начале славных дел

"Все новое - это хорошо забытое старое."

(Народная мудрость)

С далекого 1989 года, когда я в последний раз держал в руках ручку управления кордовой моделью, прошло очень много лет. Ничто в обыденной жизни "не предвещало беды", времена были насыщены делами, событиями и мелочами, авиамоделизм в моем сознании отодвинулся куда-то очень далеко. Но оказалось, достаточно малейшего внешнего воздействия, состоявшего из звука модельного движка и вида кордовой бойцовки, запущенной компанией 14-15-летних пацанов в Царицинском парке, чтобы дремлющая страсть внезапно выбралась наружу и потребовала немедленного воплощения.

Итак, решение принято, авиамоделизм возвращается в мою жизнь. А раз так, то почему бы сразу не реализовать самые смелые мечты - о радиоуправляемом самолете? Благодаря тому, что Интернет был всегда "под рукой", начал я с главного - со сбора информации. Эта информация оказалась для меня сущим откровением… Оказывается, ситуация с аппаратурой, моделями и двигателями сильно изменилась с тысяча девятьсот восемьдесят лохматых годов. А наиболее удивительным оказалось разнообразие аппаратов на электрической тяге. Это стало решающим моментом в моем "новообращении", так как воспоминания о мучениях со знаменитыми МК-17, МАРЗ и тому подобными чудесами до сих пор лежали черным пятном на моем авиамоделистском прошлом. Ну не заточены у меня руки на возню с ДВС-ми и доведение их до ума. Да, разумеется, я был достаточно проинформирован о наличии в магазинах совершенно других двигателей, но решение было принято, тем более, что электродвигатели обещали крайне заманчивые перспективы в условиях постоянной нехватки времени в моей жизни - никакой особой подготовки, зарядил батарею, на поле включил питание, и лети себе…

Поехали!

"…да гранаты у него не той системы!"

(К/ф. "Белое солнце пустыни")

С этого момента и начинается мой "особый" путь начинающего авиамоделиста, который достоин изложения хотя бы для того, чтобы никто не вздумал его повторить. Первые же ошибки были совершены мной в самом важном деле - выборе и покупке аппаратуры. Я не стал утруждать себя серьезными поисками и купил первый же подходящий комплект аппаратуры - трехканальный Hitec Focus 3FM. Да, в этом комплекте были крайне нужные в нашем электролётном деле микромашинки и микроприемник, но вот всего три канала… А ведь статьи о передатчиках на RC-Design-е были прочитаны, но рекомендации сразу покупать максимально функциональный передатчик были пропущены мимо ушей - мало ли, что насоветуют "асы", им для фан-флаев и вертолетов много чего надо, а нам, начинающим, и трех каналов хватит, да и переплачивать немалые деньги за большее число каналов совершенно не хочется. Оказалось, не хватит этих трех каналов, но выяснится это не сразу. Кроме того, в связи с конструктивными особенностями передатчика я был просто вынужден обрести "однорукий" стиль управления. Но в тот момент я, вполне довольный сделанным выбором, продолжил с достойным упорством совершать дальнейшие ошибки.

Мысль о том, что стоит не выдумывать никаких чудес и надо бы просто купить приличный учебный электролёт, была отброшена сразу. Как же, я же не "чайник", который первый раз увидел лобзик и рубанок, я же даже из сосны и фанеры делал модели, а тут бальзы в магазинах полно. Неужели я сам ничего не соберу, с моим-то "опытом"? Единственное, что может хоть как-то оправдать мое решение, это то, что весной 2002 года выбор электролетов в московских магазинах был невелик, и цены на них были просто удивительными. Ну что ж, решение о самостоятельной сборке было бы не самым плохим, если бы я просто-напросто взял какие-то готовые чертежи и начал их реализовывать в жизнь. Но все чертежи учебных электролетов мне чем-то не нравились… Они "почему-то" казались излишне сложными: не хотелось возиться с изготовлением V-образного крыла, наборного фюзеляжа и тому подобных "излишеств". Я был искренне уверен, что учебная модель должна быть предельно проста в постройке. Поэтому я решил просто придумать что-то свое в виде некоторого "среднестатистического" электролета, на основе моделей, виденных мной в Сети. Хорошо, по крайней мере, что я не пошел по пути многих начинающих моделистов, которые мечтают первым же делом собрать модель для выполнения 3D-пилотажа. В этом аспекте я свои способности оценил трезво…

Постепенно нарисовались вполне обыкновенные параметры модели: высокоплан, длина 700 мм, размах крыла 800 мм, хорда 170 мм, профиль Clark-Y. Крыло прямое, с элеронами (Зачем мне городить угол V, если я предусмотрел управление по крену? С любым креном запросто справлюсь!). Фюзеляж представлял собой простую коробку в 250 мм длиной (под аппаратуру и мотор) с рейкой для хвостового оперения.

Мотоустановкой был назначен движок типа Speed-400 с прямым приводом, опять-таки из "среднестатистических" соображений. Подобных конструкций в Интернете было полно, чем мне грозит такое сочетание мотора и планера, я пока не понимал, а на покупку редуктора, про который я много хорошего читал, было просто жалко денег. Зачем, ведь и так летают?

И в этом решении не было бы ничего страшного, если бы я тогда получил хоть небольшие представления о программе "Motocalc", или хотя бы как следует изучил параметры возможных вариантов исполнения электромоторов 400-го размера. Но мои мысли пошли по совершенно неестественному пути… Что больше всего мешает хорошему электролету? Большая масса, а конкретнее, тяжелые батареи. Значит, попробуем сэкономить на массе батареи, для чего купим мотор, рассчитанный на наименьшее напряжение питания, и ограничимся, например, всего 6 банками в батарее. Преисполненный уверенности от такой логичности умозаключений, я смело купил …Graupner Speed-400 Race на 4,8В и винт 6,5х4 к нему. Ну чего мне стоило сходить на сайт Граупнера и выяснить, что это высокооборотный движок с безумным потреблением тока при том винте, который я собрался на него прицепить? Но на сайт я не заглянул и уверенно продолжил комплектовать свой будущий электролет. Вполне разумное решение купить регулятор оборотов также не привело ни к чему хорошему. Отдавать 50 долларов за "фирму" не было никакого желания, но, к счастью, в одном из магазинов был найден регулятор отечественного (!) производства всего за 25 долларов, рассчитанный как раз на двигатели 400-го размера (разумеется, не в той безумной конфигурации, что складывалась у меня). И, наконец, полное затмение нашло на меня при выборе силовой батареи… Ознакомившись с ценами на замечательные фирменные батареи из промышленных элементов "Sanyo", я впал в легкий ступор и снова решил пойти своим путем. Да, вдобавок к этому, на мое замутненное сознание наложились слова из недавно прочитанной статьи о комнатном электролете, для которого можно использовать "аккумуляторы подходящей емкости от радиотелефона". Нет бы подумать, к моторам какого калибра подойдут такие аккумуляторы! Но на следующий день были куплены 6 бытовых металлгидридных (ёмкость-то больше!) банок GP. Да, я представлял себе, что эта батарея долго не проживет, что токи в моей системе побольше, чем в установке комнатного электролета. Но на первые-то разы хватит? Ну-ну…

Первый блин

"Первый блин - комом."

(Народная мудрость)

Единственное, что меня, в общем, не подвело, было качество сборки самолета. Полный взлетный вес модели составил менее 500 граммов. По всем признакам, это творение должно было полететь. Но даже до полета меня еще ожидали кое-какие неприятные сюрпризы.

В процессе работы над самолетом я не переставал заглядывать на RC-Design, что помогло мне, в результате, узнать интересную вещь - оказывается, перед первым полетом неплохо бы потренироваться на симуляторе, подключив к нему передатчик. Прекрасно, идея принимается, симулятор FMS тут же скачивается и устанавливается… И тут меня ожидают первые "грабли" с моей аппаратурой. Передатчик Hitec Focus 3 совершенно не приспособлен к подключению к нему хоть чего-нибудь еще, кроме зарядного устройства. Лезть внутрь еще гарантийного передатчика и извлекать из него нужный сигнал не было никакого желания. Надеюсь, не стоит особо упоминать, что тренировки на симуляторе с помощью клавиатуры никакого эффекта не дают…

Вторая неприятность ожидала меня при первом пробном включении мотора. При попытке дать полный газ регулятор отключал питание мотора. Добиться работы мотора получалось только не более чем на 70-75 процентах газа. Разумеется, теперь я догадался, что мой оптимизм по поводу тока, потребляемого мотором и отдаваемого батареей, был несколько преувеличен. Но это прозрение не оказалось достаточно сильным, оно подвигло меня только на добавление еще одной банки к батарее. Как говорится, за что боролись… В семибаночном варианте батарея в течение 20-30 секунд позволяла мотору работать на полном газу. Ладно, думаю, чуть набрать высоту успею, а летать на полном газу, вроде бы, не обязательно. Вообще говоря, достаточно было потрогать батарею руками после такого испытания, чтобы понять всю ошибочность моего выбора. Но это я сейчас понимаю, в чем дело, а в тот момент решил как обычно: ну горячая батарея, ну и не страшно, она и должна такой быть.

Что бы там ни было, а пора проверить своё творение в полете. Подходящая поляна, к счастью, была обнаружена буквально в 300 метрах от дома. Я даже слегка имитировал первоначальную настройку триммеров - покидал модель из коридора на диван и убедился, что серьезных перекосов не наблюдается. Насторожило то, что самолет не очень-то планировал. Он, скорее, падал на диван, но я решил, что в полете скорости будут побольше и планирование будет поувереннее.

Итак, я на поле. Аппаратура включена, управление проверено, центр тяжести на месте, всё готово. Даю полный газ, плавно кидаю самолет точно по горизонтали и получаю то, чего никак не ожидал: моментальный резкий крен налево и падение при попытке выправить этот крен резким движением ручки управления. Мне сильно повезло - несмотря на цельнобальзовую конструкцию, самолет остался цел и невредим. Я начал смутно вспоминать - а ведь не зря на большинстве чертежей, которые я видел в Интернете, присутствовал выкос мотора не только вниз (его я сделал), но и вправо. Я же снова посчитал себя умнее всех и не обратил серьезного внимания на углы установки мотора. Ну что ж, что сделано - то сделано, щелкаю триммером и задаю небольшой крен вправо. Снова полный газ, снова запуск, снова левый крен, хоть и не такой сильный - выправляю крен триммером прямо на лету и пытаюсь набрать высоту. Не тут-то было. Регулятор отрубил мотор "на самом интересном месте". Падает самолет снова удачно, слегка треснула одна из стенок фюзеляжа, но предусмотрительно взятый циакрин за секунду исправляет повреждение. Пока я размышлял над увиденным, батарея, похоже, слегка "пришла в себя", поэтому снова удалось дать полный газ. Снова запуск, снова крен (да откуда он берется-то???), снова попытка набрать высоту. Батарея пока держится, но на слабое отклонение руля высоты модель почти не реагирует, а чуть более сильное привело только к небольшому задиранию носа самолета с резкой потерей скорости. Именно в этот самый неподходящий момент снова отключается мотор… Третье падение модели было последним. Вроде и высота была всего 2 метра, и скорости не было, однако крыло восстановлению не подлежало.

Вторая попытка

"Нельзя дважды войти в одну реку,

но можно дважды наступить на одни грабли."

(Афоризм)

Ну что ж, никто и не обещал успехов в первом же полете. Но уже в тот же вечер я начал понимать, что причины неудачи заключены не только в моем неумении управлять. "Что-то" было не так в самой модели, уж очень она "не хотела" лететь. Самая первая мысль была очевидна - с мотоустановкой я промахнулся, тяги было явно недостаточно. Но даже эту мысль я не смог нормально воплотить в результат. Путь доведения до ума мотоустановки был выбран самый неправильный: к батарее была добавлена еще одна банка.

Но более важным было другое - надо строить новую модель. Как мне казалось, несмотря на все мои старания, первый самолет был тяжеловат, иначе хватило бы тяги и на 7 элементах… И вновь мои мысли пошли по какому-то загадочному пути: вес батареи я снова увеличил, а значит самолет надо постараться сделать еще легче. А куда уж легче, если и первый самолет был сделан на пределе моих технологических возможностей? Ответ (разумеется, снова неверный) был найден при чтении одной из статей на популярном сайте E-Zone. В статье не очень подробно, но достаточно понятно описывалось небольшое летающее крыло с 400-м мотором. Вот то, что мне нужно - фюзеляжа и оперения нет, одно крыло, что может быть легче? Упоминания о какой-то S-образности профиля, о сильной чувствительности к положению центра тяжести и о серьезно-сложном управлении таким аппаратом я пока не принял близко к сердцу: построим, а там посмотрим. Наличие в передатчике микшера каналов только укрепило меня в мысли построить это чудо природы.

Как и следовало ожидать, постройка крыла не составила особой проблемы. Вновь я на поле. Модель полностью настроена, даже специальный профиль имитирован с помощью приподнятых вверх элевонов, можно запускать. Полный газ, бросок - удивительное дело, крыло летит, правда опять с небольшим креном. Пытаюсь по опыту прошлого самолета выправить крен триммером, но этого сделать просто не удается…

Честно говоря, не знаю, какими словами можно охарактеризовать полет и управляемость этого летающего крыла. Модель болтало в воздухе совершенно непостижимым образом, причем это болтание было не сильно связано с моим управлением, выровнять полет не было никакой возможности. Закончен этот эксперимент был не очень весело. Красивыми искрами и легким дымком регулятор дал понять, что мои издевательства ему надоели. Посадить крыло я сумел, с неработающим мотором оно управлялось даже чуть лучше. Удивительное дело, свою вторую модель я не разбил! Но от продолжения экспериментов с крылом я отказался - если и есть на свете учебные летающие крылья, то моё явно не из их числа.

Начинаем думать

" - Скажите, а голова вам зачем?

- Ну… Это… Я в неё ем!"

(Анекдот)

Первые опыты показали то, что и должны были показать: одного желания работать руками недостаточно, надо бы и думать тщательнее. С этими мыслями я отправился за новой мотоустановкой. Первым делом была куплена "нормальная" 7-баночная батарея, пусть всего на 270ма, но зато честная Sanyo Cadnica. После этого была найдена и куплена мотоустановка фирмы Simprop, состоявшая из мотора Speed-280, редуктора и винта APC, а также к этому был добавлен регулятор фирмы GWS для 400-х моторов (чтоб с запасом). Модель тоже надо было сделать без "фантазий", эксперимент с летающим крылом был на некоторое время признан неудачным. Итак, через неделю работы на свет появился классический высокоплан с совершенно обыденными параметрами. Единственное, на что я так и не сподобился, было V-образное крыло. Снова было сделано прямое, с элеронами. Несмотря на возросшие габариты, взлетный вес модели удалось даже уменьшить по сравнению с "первенцем" - всего чуть больше 400г.

В первый же подходящий по погоде день были проведены испытания третьей версии "учебного" электролета. И в этот третий раз тоже не получилось похвастаться успехами… Вновь, несмотря на все ухищрения, самолет "не хотел" летать. Устойчиво выполнялся только один элемент - горизонтальный полет по прямой. Попытка набора высоты вновь приводила только к потере скорости и сваливанию, к тому же самому приводили попытки поворотов. Нет, я как-то сумел в несколько приемов развернуть аппарат, приземлить его без малейших повреждений - а ведь снова все мои маневры проходили на высоте не более 2-3 метров. Я, можно сказать, выполнил программу-минимум первого полета, почти так, как описывают этот процесс руководства по самостоятельному обучению. Но надо было быть честным перед самим собой - полетом это назвать нельзя…

Небольшое лирическое отступление. Как выяснилось позже, моя третья попытка была всего в полушаге от успеха. Оказалось, достаточно придать крылу угол атаки примерно в 2 градуса, как поведение самолета серьезно изменилось. Модель не стала, конечно, уходить свечой в небо, но, по крайней мере, начала устойчиво набирать высоту и не сильно проседать при разворотах. Но тогда я еще не мог додуматься даже до такого простого решения.


Мое состояние было близко к полному ступору. Я же все делал правильно, модель должна была полететь, но несколько следующих попыток привели к точно такому же результату… В общем, третий самолет отправился до поры до времени на шкаф, в компанию к летающему крылу.

Результат

"Если долго мучиться, что-нибудь получится"

(Народная мудрость)

Мои попытки самостоятельного обучения, в конце концов, закончились тем, с чего должны были начаться. Результаты самостоятельного изготовления моделей без какой-либо серьезной подготовки оказались несколько более плачевными, чем я предполагал. Но летать-то хочется… Ничего не поделаешь, придется все-таки попробовать купить что-то заведомо летающее. Было решено положиться на китайскую инженерную мысль, в результате чего был куплен ARF Piko Stick фирмы GWS. Сборка заняла один вечер, а в первый же выходной день состоялся первый полет. Наученный горьким опытом, я уже не ждал ничего хорошего от этого полета. Но, совершенно неожиданно, Stick полетел вполне уверенно. Я, без малейших усилий, удивляясь простоте управления, набрал высоту, сделал несколько кругов, восьмерок и посадил самолет почти у самых ног. Это что же получается? Я все-таки научился летать, вот так просто и буднично? Но снова надо честно признаться - моей заслуги в этом не было никакой, просто в моих руках оказалась модель, специально предназначенная именно для таких чайников, как я.

Дальнейшее развитие моего увлечения шло уже гораздо более обыденно. Я выжимал все возможное из такой простой модели, как Piko Stik, занимался доведением до ума собственного творения, познакомился, наконец, поближе с замечательной программой Motocalc. Сколько моих ошибок стали очевидными после даже минимального "научного" подхода к разработке моделей… Я сумел вернуть к жизни свой третий самодельный самолет, построил для проверки собственных способностей еще пару моделей - как и следовало ожидать, результаты этой работы уже не были такими непредсказуемыми и разочаровывающими. За Piko Stik-ом последовала вторая покупная модель, электропланер Easy Pigeon фирмы JP. Как жаль, что я сразу не решил начать обучение именно с этой модели! Планер очень летучий, прекрасно управляемый, очень крепкий, ветер выдерживает прекрасно - практически идеальная учебная модель. Но все хорошо, что хорошо кончается.

Стоит ли делать какие-то особые выводы из этой моей "эпопеи", ведь все, кажется, достаточно очевидно? Учится читать лучше по азбуке, а летать - на учебных моделях. Не стоит гнаться за чертежами простых на вид моделей, их простота бывает очень обманчива и скрывает либо неполноценность конструкции, либо непредсказуемое и сложное поведение в полете. И не стоит в самом начале пути переоценивать собственные конструкторские способности - особенно это касается тех, кто решит начать, как и я, с "электрического" пути. Электролеты все-таки требуют высокой культуры веса и аэродинамики. Однако из этого никак не следует, что начинать нужно только с покупных моделей. Просто для того, чтобы сделать первые шаги в авиамоделизме, надо иногда и наступать на горло собственной фантазии. Ничего страшного в этом нет, после обретения опыта можно пробовать воплотить в жизнь многое из того, что взбредет в голову.

Впрочем, все это уже неоднократно сказано во многих статьях на RC Design, достаточно только набраться терпения и усвоить эти легкодоступные ценности.

Обсудить на форуме