Нюрнберг 2006 год, 2-7 февраля

Автор - Андрей Шушпанов (paradox)

В бывшем центре некогда могущественной игрушечной промышленности Германии Нюрнберге каждый год проходит TOYs FAIR - выставка игрушек. В бывшем, потому что в Германии уже давно почти ничего не производят. Китай празднует победу во всех двенадцати гигантских павильонах выставки.

Немногочисленные немецкие производители отпугивают интересующихся грустными лицами и высокими ценами, уповая только на патриотизм потребителей. Из приятных исключений искренне немецкие металлические конструкторы из реечек с дырочками, знакомые моему поколению с детства, теперь, естественно, с возможностью установки р/у. Хорошо себя чувствуют только шустрые германские предприниматели, сохранившие гордую этикетку (и гордые цены!), перетащившие производство в более эффективную (все по Ленину!) коммунистическую китайскую экономику, и тихо поменявшие надпись «made in Germany» на «made for Germany».

Там, среди двенадцати залов плюшевых мишек и деревянных шахмат (китайские стоят 85 баксов, моего производства того же размера -1200!) затерялось два с половиной модельных павильона, ради чего мы туда, собственно, и едем. Именно в них и сохранились ещё остатки производства в так называемых «промышленно развитых странах». Под моделистов активно косят различные фирмы, предлагающие хоббийно-игрушечный товар в яркой упаковке. Глядя на стенд, например, Dickie, на его размеры и оформление, легко поверить, что это и есть лидер R/C технологий (или понять уровень потребностей среднего немца в этих самых R/C технологиях).

Чем удивила нас модельная промышленность в 2006 году?

Прежде всего, отсутствием идей. Год назад появилась «самая потрясная вещь в Интернете» и теперь её предлагают все, кому не лень. Она, в общем-то, хреново летает и так же плавает, но модно. Вот все и выстроились в очередь для размещения производства на китайском заводике, толкая друг друга локтями и тряся этикетками. И теперь пытаются доказать, чем китайский кусок пенопласта с этикеткой Graupner лучше куска китайского же пенопласта с этикеткой Robbe или любой другой.

Graupner пошел ещё дальше и предложил вещь, которая вообще не летает и вообще не ездит. Пипл хавает.

Видимо, все эти горе-изобретатели буквально поняли высказывание великого русского авиаконструктора Яковлева: «И комод полетит, если к нему приставить мотор». То же самое касается и соосных вертолетов - идею Hirobo украли все. Но все так же хором и забыли руки помыть своим китайским сборщикам - Sky Robo по-прежнему летает лучше всех. Ценник, однако, в Европе у клонов совсем не стыдливый.

Как ветром сдуло понтярщиков прошлого года, предвещавших скорую смерть ДВС и рекламировавших двухкилограммовые аутраннеры под винты чуть не 100 на 100! Выяснилось, что подобное хобби не по карману и Биллу Гейтсу (одни часто меняемые липольки чего стоят, и сколько их надо), а полетное время и тяга для таких размеров все-таки маловаты. Фирмы, почаще общающиеся со своими клиентами, тут же подсуетились с ДВС на бензине по приемлемым ценам. Особо упирают на то, что бензин дешевле метанола - у них тоже!

Horizon Hobby и Ripmax:

Все маде ин чина, разумеется. Но приличного качества, с электроникой и хорошими карбюраторами. Неплохие недорогие моторы и у чехов.

Продолжается бегство из нормального масштаба - либо самые большие в мире модельные колеса либо вертолет меньше пачки сигарет:

О последнем стоит сказать особо. Фирма Silverlit заявила о себе три года назад игрушками - копиями авто 1:16 хорошей копийности и качества, на пропорциональном р\у, с кучей приблуд и возможностью гонок трех машин одновременно – и дешево. В 2005 году получила первый приз выставки за летающую тарелку X-ufo, которую по-прежнему купить труднее, чем продать. Не успокоившись, в этом году они показывают неубиваемый очень стабильный отлично летающий вертолет с хвостовым винтом, быстрой зарядкой на 3 канала р\у со смешной розничной ценой – в Европе менее 50 евро ртр. Вот вам и Китай!

Роботы. Вот волшебное слово ближайших двух-трех лет. После долгих экспериментов Hitek и Graupner (интересно, кто им делал?) представили готовые к продаже модели стоимостью около 1000 баксов, готовые плясать, кувыркаться, танцевать, словом, все что угодно (только не хозяину пиво приносить - пальцев нет!), как по р\у, так и по программе.

Одновременно, с другой стороны ценового диапазона, движутся пластмассовые массовые роботы с примерно теми же функциями, но попроще и с меньшей помпой, возможности и размеры которых растут с каждым годом.

Свое видение будущего представили Tamiya и Silverlit. Мордобой роботов - зрелище незабываемое.

На выставке был отмечен настоящий прорыв. Пока FG и HARM в очередной раз развели своих поклонников завтраками по поводу 4 WD 1:5, тихие и внятные свое дело сделали правильно и за божескую цену. Кстати, в Россию уже идет, и тюнинг есть.

Русские идут. Традиционно представлена российская склейка. На многих стендах к нам интерес уже есть, но вот редкое чувство гордости за Россию испытал дважды. На стенде GP, дразнящей наших нищих спортсменов эксклюзивной и «дешевой серийной» продукцией и гордо демонстрирующей лодку непобедимого Hopf-a, сразу вспомнили и мастерство российских спортсменов и согласились с некоторыми странностями в победах Hopf-a.

Второй раз, на стенде Trumpeter, где образец упаковки для пилотажа стоял на самом видном месте. Судя по всему, новинку (очень смешно управляется, кстати), долго в Пилотаже ждать не придется.

Хочется надеяться, что и брака станет меньше. Порадовало также понимание некоторых, что нельзя игнорировать былое могущество СССР и продавать одни абрамсы. Модель КВ-2 с пропорциональным р\у и стрельбой шариками:

Чувство гордости пополам с горечью было на стенде KAVAN - полная линейка Norvel, по очень даже достойным ценам, реклама. Пока не признался, что из Питера, рассказывали, что с производством все в порядке. Потом сказали, что моторы были супер, продавали тысячами, склады у них года на два, а там… Вот вам осколки былого советского технологического превосходства.

Как последний шанс устоять перед китайской экспансией, европейскому потребителю предлагают сделать все самому (и ещё доплатить за право работать). Впервые было представлено столько лазерных раскройных и токарно-фрезерных станков с чпу. Видимо, современному моделисту проще написать программу, чем повернуть маховик. Выстрелил PROXXON, сделавший ходовые винты правильно.

Обычный электроинструмент PROXXON представлен на этих выставках всегда. От отчаяния Cool Tool показал новинку на метрических винтах, криво работавшую на выставке даже по воску и новую серию под честным названием «Не работать - только play, не похвалишь - только mat».

Справедливости ради надо отметить у CoolTool очень удачный 2.5 D станок.

Доедет ли он до России и сохранит ли столь привлекательную – 2500 евро – цену? Тут хоть и не ШВП, но трапеция - и на том спасибо.

Из новинок надо обязательно отметить Spektrum для авиа и хели.

Наконец-то разборки: «Какой урод не вовремя включил передатчик?» уйдут в прошлое. Для тех, кто на Spektrum не заработал, или ненавидит их продавцов, предлагается многоканальная аппаратура и детектор каналов

Serpent из удовольствия построил формулу 1 масштаба 1:8 с .28 движком и задним приводом. Судя по интересу, новый класс гонок родился!

Безусловно, новинкой стоит считать 1:18 с двигателем 0.8 куб.см.

Где на ней ездить, непонятно, она судя по всему, не только песка - пыли боится, но ясно, что фитиль вставлен в зад Kyosho за её, якобы ДВС, MiniInferno. Kyosho, кстати, в этом году в кризисе. Раздолбав подвеску у Mini SUT на показушных прыжочках, народ демонстративно переключился на Die Cast - благо, большой ассортимент и качество отличное.

Наконец-то обратил внимание на европейский рынок Horizon Hobby - первый раз приличных размеров стенд и достаточно сотрудников. Учитывая, что Graupner под них лег с Team Losi и Spektrum, в качестве сомневаться не приходится.

Стало ясно, почему LST-2 кажется 1:10 - у него стали больше и диски, и резина. В остальном легкая модернизация и, видимо, новое название - от неуёмного желания схомячить снова truck of the year - одной машине-то два раза не дают!

Mini-LST будет хитом сезона - пристойный ценник и полный привод, и тюнинг, и настройки - и как насмешка, прямо напротив стенд китайской фирмы Zap с немецким менеджментом и полноприводным 1:18 джипом:

и тюнинг, и запчасти, и настройки и все за 40 евро RTR - может, нафиг этот losi?

Сильно выступил Ripmax.

Однако (из того, что за кадром), упор на "low cost made in china". Действительно, очень дешевые рулевые, аккумуляторы, б/к моторы. Качество «будем посмотреть».

Graupner не первый год демонстрирует якобы собственные возможности производства, эксплуатируя «детский труд» - представленная в прошлом году работа студентов - модель гибрида BMW на водороде пошла в серию за скромные 9900 евро.

В этом году новые детишки порезвились - гибрид а-ля Lexus на шасси багги - типа, супермомент на старте и подзарядка на торможении. Слава богу, все работает, только даже авторы не знают, кому это нужно. Технический уровень восхищает - моделизм в чистом виде, ради самого себя.

Последнюю попытку спасти объёмы продаж Savage предпринял HPI.

Кто-то скажет, типа, клёво! Я скажу, что смотрится этот придурок на спортивном шасси, как пачка балерины на штангисте. На мой вопрос о стойкости рамы к боковому удару отвечать отказались и дальнейшую съёмку запретили!

Кто себя хорошо чувствует, это Thunder Tiger. В стране, где все разговоры о деньгах, а жизненный принцип «хоть г…на, но полный рот» Raptor 30 продается влёт. Ничего не скажешь, качество (не у вертолетов только, у всей продукции Thunder Tiger) гораздо выше цены. Можно даже себе позволить экспериментировать с подводными лодками со статическим погружением аж до 10 метров.

Традиционно китаец на стенде одинаково плохо говорит и по-английски, и по-немецки, пришлось довольствоваться каталогом.

Порадовал стенд магазина rcmart изобилием автомоделей от 10-го до 24-го масштаба в хорошем качестве по низким ценам. Все с полным приводом.

«Не могу поступиться принципами» - это не про немцев, беззастенчиво до миллиметра передранный успешный 24 калибр от Kyosho не только рекламируется фирмой Jamara, но и номинируется на один из призов выставки.

Стоит 60 евро, летает так же.

Очередная новинка в области RTF самолетов:

Сочетание необычной комбинации из трех крыльев и бесколлекторного - в базе! - импеллера создает безумно маневренную долго летающую машину, пригодную и для первоначального обучения и одновременно не боящуюся ветра силой до 20 м/с. Сделана частично из EPP. Поставляется с 3-х или 4-х канальной аппаратурой, 40 мгц тоже. Кто привезет первый?

Традиционно много слот-каров, модно стырить идею у SCX - 6 авто с цифровым управлением на двух направляющих. Азартно, сам проиграл почти час, но у нас почему-то непопулярно.

Целый зал был выделен железным дорогам. Глаза разбегаются.

Есть больше, чем можно придумать. Чувствуешь себя Гулливером в стране лилипутов. Тем более, что высочайшее качество копирования достигнуто не только в области техники но и в области человеческих отношений.

Поскольку выставка не только моделей, для самых отмороженных был предложен вот этот снаряд:

Прокатился, море адреналина и постоянно в заносе задок. Острые ощущения и переломанные конечности гарантированы.

Пора домой. В аэропорту получил великолепный урок бизнеса по «ново–немецки». Купил журнал (уже после таможенного контроля!!!) за те же 5.80 евро, что и в городе (и сколько на нём написано). Неожиданно у меня ПОТРЕБОВАЛИ паспорт, сняли копию с него и посадочного билета, заставили расписаться на чеке и написать город назначения.- «Зачем?»- «Для возврата НДС», стыдливо пряча глаза в пол, сказала продавщица. «Так верните!» обрадовался я. Тон продавщицы сразу дошел до злобного шепота - «мне чего сказано, то я и делаю, а ты плати 5.80 и иди, у нас в Германии уже давно никто таких вопросов не задает»!

Обсудить на форуме