Специальные цены   новые товары
Система Orphus

Авиамодельные поля в Америке

Автор - Александр Криков (Alex62k)

Летом 2003 года, будучи в командировке в Америке, недалеко от Сиэттла, я имел возможность посмотреть, в каких условиях летают тамошние авиамоделисты. Покупая всякую мелочевку для будущего самолета в ближайшем магазине хобби, я попросил информацию о местных площадках для полетов. В ответ меня снабдили листком с ксерокопией автомобильной карты окрестностей. На ней были помечены места расположения полей для полетов, с указанием названия клуба, ответственного лица и контактного телефона. Можно, конечно, было обзвонить их и узнать, в какое время лучше всего подъехать, чтобы застать побольше народу, но я поехал наугад в ближайшее место. Там меня постигло разочарование - поле оказалось частным и располагалось на краю какой-то фермы. За оградой виднелась взлетная полоса с аккуратно подстриженной травой, столики для подготовки моделей, стоянка для машин, но ни одного человека не было.

На следующий день я опять заехал в магазин хобби и порасспрашивал продавцов. На этот раз они посоветовали поехать на public, т.е. общественное поле, где, по их словам, в любой день и час хоть кто-нибудь, да летает. Ехать пришлось миль сорок, но для Америки, где все на колесах, это не большое расстояние. Конечной точкой пути оказался огромный парк. Это был парк отдыха, где каждый мог найти себе развлечение по вкусу. Здесь были поля для гольфа, поле для бейсбола, дорожки для велосипедистов, полянки для барбекю, что-то типа летней эстрады и Бог знает что еще. Я довольно долго блуждал на машине по этому парку, пока не увидел вдали летающие модели... Ну наконец-то! Подъезжаю, становлюсь на расположенную метрах в двадцати перед аэродромом стоянку. Рядом с дорожкой, ведущей к летному полю, висит ящик-копилка с надписью: "1$". Сначала я не понял, за что, но, прочитав табличку, разобрался, что деньги пойдут на содержание парка. Пришлось расстаться с баксом. Уже потом, понаблюдав за приезжающими, я сделал вывод, что платят те, кто приехал полетать. Зрители себя этим не обременяли. Ну да ладно, авось мой вклад поможет местным авиаторам...

Собственно поле располагалось за деревянной оградой в стиле американского ранчо. Перед входом большая деревянная табличка, гласящая: "Only pilot and their assistants beyond fence", то бишь "Только пилот и его ассистенты за пределами ограждения". Таким образом, зрители отсекаются на этом рубеже. Они, кстати, не особо и рвутся - для них на зрительской стороне установлены две небольшие трехъярусные трибуны, на которых очень удобно сидеть и наблюдать за полетами. А вообще, несмотря на предупреждающую табличку, при желании можно пройти и пообщаться с пилотами.

Возле ограждения расположен навес от дождя, под которым стоит тумба с пронумерованными ячейками. Каждый, приехавший полетать, кладет туда карточку члена АМА (академии авиамоделизма). Причем кладет в ячейку с номером, совпадающим с номером частотного канала, который он собирается использовать. Таким образом, вновь приехавший не бегает по полю с расспросами, а сразу видит, есть ли еще кто-нибудь на его частоте и на соседних каналах.

Здесь же под навесом - стенд с информацией о том, кто и как может летать на этом поле. Не помню всего, но основные требования следующие.

1) Летать можно, только имея карточку члена АМА. По-видимому, это предполагает, что человек знаком с правилами использования радиоаппаратуры. Возможно, что и аппаратура должна быть зарегистрирована, я как-то упустил спросить об этом.

2) В воздухе может находиться одновременно не более 5 аппаратов.

3) В целях безопасности летать можно только в секторе за взлетной полосой. Категорически запрещаются полеты над зоной подготовки моделей и тем более над зрителями.

За ограждением установлено штук пятнадцать столов из фанеры. Они предназначены для удобства сборки и мелкого ремонта моделей. Вид у них, конечно, довольно обшарпанный - все-таки круглый год под открытым небом, но функцию свою они выполняют.

Дальше - еще одно ограждение, уже с сеткой типа рабицы. Оно отделяет собственно взлетную полосу и призвано обезопасить всех присутствующих в случае неудачного взлета или посадки. Ни одного человека за этой сеткой не должно быть, за исключением случая, когда самолет заглох при рулении, взлете или посадке. На этот случай в ограждении есть узкий проход и моделист, громко предупредив остальных пилотов, может быстро сбегать за своей моделью.

Пилотировать могут одновременно не более пяти человек. Для каждого из них вдоль взлетно-посадочного ограждения есть пять небольших зацементированных площадок, называемых "flight stations". Если Ваша модель в воздухе - Вы должны стоять на одной из них.

Пока я наблюдал за полетами, на большом красивом внедорожнике приехал инвалид. Он подъехал прямо к краю ограждения, пересел в коляску и стал выгружать из багажника свое хозяйство. Один из знакомых пилотов помог ему дотащить до стола стартовое оборудование. Вообще отношение к инвалидам, насколько я заметил, просто поразительное - для них создаются такие условия, чтобы они не чувствовали себя хоть в чем-то обделенными. Это выражается во многом: для них всегда выделены специальные места на автостоянках, на тротуарах и в любых общественных местах обязательно предусмотрены пандусы для въезда инвалидной коляски, и даже, извините, в любом общественном туалете обязательно присутствует специализированная кабинка. Но в то же время никто никогда не выразит им публичного сочувствия и тем самым не ущемит их достоинства. И вот когда я подошел и спросил, не могу ли помочь, он, поблагодарив, с достоинством ответил, что помощи не требуется. И действительно, на поле он прекрасно управлялся сам, буквально порхая на своей коляске над самолетом. Никто не оказывал ему каких-то специальных знаков внимания, просто общались с ним, как с равным. Не знаю, почему, но мне это врезалось в память. Летал он, кстати, на копии "Мустанга". Отлично, между прочим, летал. В этот день вообще у пятерых человек были "Мустанги" и они одновременно впятером носились в воздухе, как пчелиный рой...

Но вернемся к полетам. Пилот заводит двигатель, регулирует его и начинает рулить к взлетке. Если возле столов трава выкошена и вытоптана почти под корень, то дальше она довольно высокая. Поэтому в ней прокошены рулежные дорожки. Я не видел, чтобы хоть кто-то, даже начинающие, несли модель на полосу - все рулили по земле. Они доводили ее до края взлетной полосы, потом сами шли и становились на одну из пяти пилотских площадок. Дальнейшее действие выглядело на мой взгляд несколько театрально: убедившись, что полоса свободна и никто не заходит на посадку, пилот поднимает руку и кричит "Take off!", то есть "Взлетаю!". Только после этого модель выруливает на полосу и взлетает. Остальные пилоты, услышав это предупреждение, уводят свои модели в сторону. Конечно, все происходило не так картинно, как, возможно, покажется в моем описании, а намного живей и динамичней, но описанный порядок в основном соблюдался. У меня же такая процедура в определенный момент вызвала ощущение какой-то заорганизованности, но, в конце концов, я сделал вывод, что порядок на поле - это хорошо. Ведь некоторые из моделей были довольно дорогими, и потерять такую красавицу из-за чьего-то разгильдяйства было бы очень обидно... Кстати, за все время я ни разу не увидел разбитой модели.

Что касается уровня мастерства пилотов, то здесь были и начинающие, и асы. Владелец вертолета, изображенного на верхней фотографии, выделывал такое, что все оставляли свои модели и были поглощены только его полетом. А парень на фотографии внизу - из начинающих. По его словам, он летает всего полтора месяца. Честно говоря, если бы он этого не сказал, то я подумал бы, что он летает не первый сезон. Правда, в дальнейшем разговоре все прояснилось - перед первым выходом на поле он два месяца тренировался на симуляторе.

Что касается разнообразия увиденных моделей, то о нем можно судить по фотографиям. Практически все модели, которые я там видел, были сплошь покупные ARF. Это и понятно - в магазинах ассортимент огромный, каждый себе найдет по уровню подготовки и размеру кошелька. Если Вы пришли в магазин, а там не оказалось того, что Вам нужно, то сможете сделать заказ, за который не возьмут никакой предоплаты и в течение нескольких дней доставят - только покупайте. Ну и, конечно, у американцев всегда есть возможность покупки через Интернет - это, как правило, дешевле.

Были и самолеты собственного изготовления, но это, скорей исключение.

Одним из интересных наблюдений оказалось почти полное отсутствие интереса к русскому коллеге. Я волновался, что начнут расспрашивать, как там у нас в России обстоят дела с авиамоделизмом. Что бы я смог им поведать, коль скоро сам только-только приобщился к полетам? Летаю в Подмосковье, практически один, лишь иногда собирается несколько человек. Модели в основном самодельные. В соревнованиях никогда не участвовал и даже не присутствовал... Но волнения оказались напрасными. Задав пару вопросов о том, откуда я и что делаю в Америке, они полностью удовлетворяли свое любопытство. В ответ на просьбу сфотографироваться для персональной домашней WEB-странички многие охотно соглашались. А вот владелец синего двухмоторного электролета в кадре присутствовать не пожелал. О причине можно только гадать...

В нескольких милях от этого поля есть еще одно, предназначенное исключительно для планеристов и электролетчиков. На нем запрещены полеты на моделях с ДВС. Как рассказали местные моделисты, это поле нетипично для Америки, таких полей совсем немного. Здесь собираются любители "тихих" полетов. У многих наравне с большими планерами есть и набравшие уже популярность метательные планера. В законцовке крыла такого аппарата вклеен небольшой штырек. Обхватив его двумя пальцами, пилот делает оборот вокруг своей оси, наподобие метателя диска в легкой атлетике, и закидывает планер довольно высоко. По моим наблюдениям - не ниже пятого этажа. Эти аппараты довольно легкие, и способны выпаривать даже в очень слабых потоках.

А еще мне рассказали про поле, где собираются владельцы больших моделей. Оно, правда, было расположено довольно далеко, так что сроки командировки не давали даже надежды до него добраться. Но если вдруг судьба еще раз закинет в те края, непременно постараюсь там побывать. Просто после увиденных уже в Москве полетов в исполнении Себастьяно Сильвестри очень хочется посмотреть на такое еще раз. Конечно, там наверняка не чемпионы летают, но все равно увидеть хотелось бы.

Может, и у нас в Подмосковье есть такие поля, просто я о них не знаю?...

Обсудить на форуме