Специальные цены   новые товары
Система Orphus

Fun-Fly "WIZARD 3D"

Автор - Эдуард Чегодаев

Вступление

Статья ориентирована на моделистов, имеющих достаточный опыт как в постройке моделей, так и в их пилотировании.

Для первоначального обучения управлению р/у самолётами эта модель не рекомендуется!


Итак, всё началось с безобидной беседы в чате на сайте RC Design. Это не реклама, а жизненный факт, перенесённый из интересного "виртуального" мира, в мир обыденной "модельной" реальности…

Однажды жаркой летней ночью сижу я и беседую в чате. Разговор шёл про фан-флаи - это упрощённые, специфические р/у модели для экстремального пилотажа. И тут я вспомнил про имеющийся у меня пятнадцатикубовый мотор OS Max .90 FSr, который лежал без дела целых четыре года. В чате на тот момент среди других посетителей присутствовал Алексей Ким (ник - lexa), один из молодых моделистов в нашем городе. Он-то мне и предложил: - "А не построить ли нам большого фан-флая?" В общем, так всё и началось…

Спасибо создателям сайта RC Design, благодаря которому живущие в одном городе моделисты встретились и получив новый интеллектуальный стимул, создали нижеописанную модель, и не только... Данная модель была спроектирована и построена в г. Алма-Ате (Казахстан), Алексеем Ким и Андреем Ломтевым, при моей технической и материальной поддержке, в очень сжатые сроки - ровно за три недели от начала разработки чертежа до первого полёта в полностью законченном виде!

Параметры модели

Размах крыльев 1600мм
Длина (с коком 3") 1790мм
Хорда крыла 670мм
Масса без топлива 3550 гр
Нагрузка на крыло 34 гр./дм2
Двигатель (15сс 2-х тактный) OS Max .90 FSr
Статическая тяга с винтом 380Х140 при 11750 rpm 4,8 кг
Энерговооружённость 1,35
Центровка 35%
Шасси двухстоечные, диаметр основных колёс 75 мм
хвостового 30 мм
Топливный бак капроновый "Du-Bro" 240 мл
Бортовая топливная помпа "Perry VP-30" Glo (для калильного топлива)
Аккумулятор Ni-Mh JP 1500 АА 5 элементов

Крыло

Крыло - классическое наборное, бальзовое. До лонжерона лобик зашит бальзой толщиной 1,5 мм. Поперечный набор крыла включает в себя двенадцать нервюр из 3 мм бальзы (лёгкой). Десять из них имеют большие окна облегчения, не облегчаются только корневые. Хвостовые части образующей профиля совершенно ровные, что позволяет собирать крыло на любой ровной поверхности без опасений возникновения круток

Лонжерон двухполочный, полки - сосна 8х4. Стенка лонжерона - 2 мм лёгкая бальза с вертикальным направлением волокон.

Передняя кромка - составная, основной элемент - рейка 10х13 из плотной бальзы. Помимо этой рейки есть два поддерживающих стрингера из плотной бальзы 7х7.

Задняя кромка - также составная: бальзовая рейка 10х10 и две накладки - полосы шириной 35 мм из 1,5 мм бальзы.

Порядок сборки крыла - на рабочем чертеже собираются нервюры и полки лонжерона (смола). После вклейки стенок лонжерона (на смоле), встык приклеивается рейка 10х10 и обрабатывается по профилю. Наклеиваются накладки задней кромки. Под петли навески элеронов вклеиваются бальзовые брусочки. Здесь удобнее всего применить густой циакрин.

Теперь вклеиваются 3 элемента передней кромки. Вся передняя часть лобика (от середины верхнего до середины нижнего стрингера) зашивается 1,5 мм бальзой. После этого можно на смоле обшивать собственно кессон. Остаётся зашить центральную секцию крыла, наклеить полочки на нервюры и оформить контейнеры под сервомеханизмы элеронов.

Оперение

Всё оперение собирается из бальзовых реек 10х10 (кромки) и 10х3 (нервюры). Сложностей сборка киля и стабилизатора не составляет. Примечание - все рули и киль, имеют роговую компенсацию и обязательную весовую балансировку. Рог должен немного перевешивать полностью обтянутый руль. Весовая балансировка (изготавливается из кусочков свинца) исключает появление такого неприятного явления, как флаттер, который при подобных размерах рулей может быть очень и очень опасным. Задняя кромка стабилизатора в корневой зоне (300 мм по размаху) усиливается сосновой рейкой 10х4 мм. По конструкции и материалам элероны аналогичны оперению. Под шарниры вклеены бальзовые брусочки. Практика показала, что на всех рулевых поверхностях под кабанчики лучше вклеивать не бальзовое, а липовое, тунговое или другое (достаточно плотное) усиление.

Фюзеляж

Вопреки традиционной концепции фан-флая фюзеляж сделан объёмным. Боковины имеют смешанную конструкцию - до задней кромки элеронов она сплошная бальзовая 3 мм. Хвостовая часть представлена плоской фермой с диагональными раскосами из бальзы 2 мм. Раскосы имеют Т-образный профиль. Продольные элементы хвостовой фермы - бальзовые стрингера 8х8 с наклеенными полосками бальзы 2 мм. Передние части стрингеров - из сосны, стыкуются с бальзовыми "на ус". Из-за очень толстого профиля крыла фюзеляж в напряжённой зоне над крылом имеет небольшую высоту. Этот "перешеек" усилен наклеенным изнутри на боковины "переклеем" из 1мм фанеры 3 мм бальзового шпона.

Передний, моторамный шпангоут (fire wall) изготовлен из переклея 1 мм фанера + 8 мм бальзовая фанера + 1 мм фанера. В шпангоут вклеиваются анкерные гайки крепления моторамы. Передний подкрыльевой шпангоут выполнен из бальзовой пластины толщиной 9 мм, нижняя половина её обшита с двух сторон 1 мм фанерой. Размечаются и сверлятся отверстия под крыльевые штыри. Задний подкрыльевой шпангоут аналогичен переднему, он имеет прямоугольное отверстие 5 х 50 мм для пластинки под грибок крыльевого болта. Передний и задний гаргроты представлены формообразующими шпангоутами и зашивкой из 1,5 мм бальзы.

Перед зашивкой низа фюзеляжа рекомендуем покрыть отсек бака химолом или паркетным лаком, на нём же моторный отсек оклеивается тонкой стеклотканью 0,1мм. Низ фюзеляжа за крылом - таврованная ферма с раскосами.

В носовой части фюзеляжа вклеивается буковый брусок крепления стоек шасси. Он завязан на второй шпангоут (узел нужно хорошо проклеить (только смола!) с галтелью клея на стыках). Стойки шасси - стандартной торсионной схемы ( Г - образный изгиб, вставленный в тело буковой бобышки), изготовлены из 4 мм качественной стальной проволоки. Они имеют небольшие подкосы из 2 мм проволоки. Подкосы крепятся к аналогичному бруску на подмоторном шпангоуте. Форма (изгиб) стоек произвольный, важно только обеспечить высоту около 300 мм от оси двигателя до опорной поверхности. Колёса - диаметр 80 мм серии Ultralight (пара весит около 35 г).

Обтяжка

Модель обтянута термо-плёнкой "Super MonoKote" фирмы Top Flite. Применялись самые обычные для таких работ инструменты: металлические линейки, модельные ножи, паяльник с дюралюминиевой насадкой и модернизированный утюжок грузинского производства (для глаженья рукавов и воротников на белье). Раскраска была отрисована вручную, на программе "Type 3", затем на плоттере из обычного оракала вырезаны выкройки элементов окраски. Технология наклейки сложных деталей из оракала - "мокрая", обычная для таких криволинейных поверхностей, как на самолёте. Как она выглядит? Очень просто! Подготавливается мыльный раствор, состоящий из 9 частей воды и 1 части шампуня (хоть фирмы Schwarzkopf, хоть Head & Shoulders, хоть хозяйственное мыло). Наливается этот раствор в пустой распылитель от любого бытового стеклоочистителя. Вырезанный оракал на бумажной подложке очищается от всего не нужного оракала вокруг и внутри вырезанных деталей. Затем задираете уголок "нужной" детали и начинаете снимать оракал с мелованной подложки при этом брызгая мыльным раствором на клеящий слой. Так, периодически распыляя раствор, снимаете всю деталь и преспокойно раскладываете её на том месте, где ей нужно быть приклеенной по Вашему замыслу, не боясь, что концы детали склеятся!!! Затем окончательно ровняете вырезанную деталь и осторожно вытесняете водный раствор из-под оракала. Вытеснять раствор лучше маленьким резиновым или пластиковым шпателем, но можно и руками, ногтями, тряпками, короче, тем, что под руками оказалось J. Главное в этом деле-стараться не допускать остающихся воздушных пузырьков!

Инсталляция

В модели мы применили рулевые машинки от разных производителей - какие были в наличии, те и поставили. С учётом нагрузок на рули подобрался следующий комплект из шести машинок:

Элероны Futaba S 3001, 2 шт.
Рули высоты (раздельные) Futaba S 3003, 2 шт
Руль направления Hitec HS 615 MG, 1 шт.
Газ Hitec HS 80 micro, 1 шт.

Тяги на рули сделаны максимально короткими, так как все сервомеханизмы расположены у своих рулей. На элероны и рули высоты применены велосипедные спицы O 2 мм, на торцы которых навинчены "термиковские" вилочки. Тяги для руля направления изготовлены из двух кордовых тросиков, длиной по 20 см каждый. Для привода дросселя на карбюраторе применён отрезок стандартного боудена чешского производства.

Настройка и пилотирование

На модели фан-флая я применил аппаратуру управления Futaba 8UAP. Задействовано 6 каналов. Активированы два миксера: "ailvatr" - на рули высоты (когда половинки рулей высоты работают в противофазе и приводятся от команды по элеронам, при этом продолжая работать как рули высоты; и "aildiff" - на элероны (дифференциальные элероны). Также был задействован третий, отключаемый миксер "elevator-flaps" - при перемещении рулей высоты, отклоняются закрылки. Этот миксер помогает выполнять "острые" углы по тангажу и петли минимального радиуса. На всех рулях выставлена отрицательная экспонента. Dual Rates: на полных расходах, рули отклоняются по 48-50 град, это пилотажный режим. При "зажатых" расходах, рули отклоняются по 25 градусов, это - посадочный режим.

Хоть я и налетал на республиканских соревнованиях в классе F3A на 2-е место (из 10 участников), но когда я полетел на этой модели фан-флая, то я понял, что почти не умею летать- настолько это было непохоже на все другие модели самолётов, на которых я летал до этого. Большой и очень манёвренный, для настоящего 3D пилотажа!!! Трудно придумать фигуры, которые невозможно сделать на такой модели.

Список материалов

Бальза 10х13х1600мм 1 шт. (элемент передней кромки)
Бальза 7х7х1600 мм 2 шт. (поддерживающие стрингеры передней кромки)
Бальза 10х10х1000мм 10 пластин (оперение, элероны, стрингера)
Бальза 3мм 12 пластин (нервюры, торцовка законцовок, боковины фюзеляжа)
Бальза 2мм 4 пластины (таврики ферм фюзеляжа, контейнеры под машинки и аккумулятор и др.)
Бальза 8х8х1000мм 4 шт. (задние стрингеры фюзеляжа)
Сосна 8х4х1600мм 2 шт. (лонжероны)
Сосна 8х6х500мм 4 шт. (передняя часть стрингеров)
Сосна 10х4х300мм 1 шт. (усиление стабилизатора)
Фанера 1х300х300мм 1 шт. (шпангоуты и накладки)
Бальзовая фанера 300х300мм (3 слоя по 3мм) 1 шт.
Клей циакриновый 30 тюбиков по 10 гр.
Смола эпоксидная ЭДП 1 упаковка 250 гр.
Стеклоткань 0,1мм 0,5м2
Обтяжка Super MonoKote Top Flite 4 рулона по 6 футов
Обтяжка Оракал 2 квадратных метра, раскроенных на плоттере

Заключение

В заключении можно сказать такую вещь - если вы уже достаточно давно занимаетесь авиамоделизмом, а именно пилотажом, и Вам хочется "чего-нибудь этакого" - стройте фан-флай.

И совсем необязательно придерживаться строгих рамок по геометрии модели, конструкции, или применяемым запчастям и комплектующим. Фан-флай - это полный фристайл, как в постройке, так и в эксплуатации. Понятно, что мотор 15 кубов достаточно специфичен и мало распространён. Поэтому можно без опасения маштабировать модель и под 10 кубов, и под хороший 7,5сс мотор. Кстати на подходе дальнейшее развитие этой эпопеи - теперь под 7,5сс. В любом случае Вы будете приятно удивлены манёвренностью и способностями модели. И ещё - чего не стоит делать на фане - так это сильно разгонять его в пике - не забывайте про гигантские площади рулей ведущие к возможному флаттеру, особенно если рули не имеют балансировки...

Чертеж Wizard 3D
wizard3d.zip 32,83 kB
Видео Wizard 3D
wizard3d_video.exe 5,89 MB
Обсудить на форуме