Специальные цены   новые товары
Система Orphus

Комнатная модель "Вивальди"

Автор - Поцелуйко Владимир (Koshka)

Лето. За прошедший сезон ты уверенно встал на крыло. Осень - ты проводишь ее за кружкой пива, обсуждая с друзьями события прошедшего лета. Зима. Наступает ностальгия по небу. Если ты располагаешь некоторой суммой денег, на которую можно приобрести пару субминиатюрных машинок (HS-50 или С-141), по цене 30-40 у.е., микроприемник весом грамм 7-15 ценой до 60 у.е., микро электромотор с редуктором 1:4-1:6 (ТР-03 или РОТ-02) ценой 20-30 у.е. и микрорегулятор хода (например, JES-05) ценой этак 30 у.е., то есть возможность убить ностальгию, занявшись классом моделей SLOW-FLYER. При покупке мотоустановки обрати внимание на рекомендуемые параметры модели, для которой он предназначается. Здесь же указывается обороты, диаметр и шаг винта, придаточное число редуктора, потребляемый ток и максимальный вес модели. На ней можно летать в спортзалах, больших ангарах, а в безветренную погоду - на улице между домами или на полянке березовой рощи. Мечта осуществима.

Итак, за дело. Посещая магазины, обращай внимание на ящики. Нужен ящик из белого дерева, возле сучка обычно мохнатится наподобие махрового полотенца, чаще - из-под винограда. Дерево типа "прокурор", очень похожее на липу. Заодно пригодится фанерный ящик из-под мандарин.

Начинать нужно с кофе. Включаешь чайник, и пока он нагревается, приготовь восемь реек для нервюр длиной 270 мм, сечением 1-1,5 мм. Вскипевшую воду наливаешь в фотокювету (кастрюлю, тазик или подходящую посуду), бросаешь туда 5 реек из восьми приготовленных и пьешь кофе, лучше 3-5 чашки. Затем извлекаешь распаренные рейки, загружаешь их концы на столе, предварительно положив под них брусок (толстый фломастер, паяльник и т.д.) на расстоянии 1/3 от конца. Оставляешь рейки в таком положении на сутки.

Пока займемся фюзеляжем. Выпиливаешь две рейки сечением 6х1 мм и длиной 60 см. С расстояния 30 см рейки должны плавно сужаться к концу до сечения 1х1 мм. Шпангоуты лучше выпилить из старых печатных плат , в крайнем случае подойдет та самая фанера от мандариновых ящиков. Сразу же к переднему шпангоуту с помощью ниток и клея "Супермомент" укрепляешь стойки шасси, изготовленные из проволоки ОВС диаметром 0,8 мм (если нет ОВС, подойдет карнизная струна, некоторые струны от гитары или пианино, разные тяги заслонок от автомобиля). Клеем "Супермомент" соединяешь шпангоуты с рейками, тонкие концы реек склеиваешь вместе. Силовой шпангоут крепления двигателя изготавливаешь в зависимости от типа двигателя и размеров его крепления. Фюзеляж готов.

Оперение. Для быстроты и прочности желательно делать его из пенопласта, хотя по стилю подошел бы наборный, он легче, но более хрупкий. Так что остановимся на пенопластовом варианте. Пенопласт лучше брать буржуйский, часто встречается в упаковках супов или лапши быстрого приготовления. Но подойдет и простой мелкошариковый. С помощью электрорезака (если его нет, придется резать острозаточенным ножом и доводить толщину наждачкой, наклеенной на брусок, если подобрать усилие и не торопиться, будет долго, но вполне приемлемого качества). Толщина пластинки - 3 мм. На пенопласте при виде сверху должен умещаться контур стабилизатора вместе с рулем. Вырезаешь этот контур и разрезаешь его по оси вращения руля. Этот срез нужно окантовать рейкой сечением 1х3 мм, обязательно используя клей ПВА (или другой, главное, чтобы клей не содержал растворителей). Не забудь на руле высоты в месте крепления "кабанчика" вклеить рейку шириной 5мм и уже к ней приклеить "кабанчика".

Киль - выполняется по такой же технологии. Соединить рули можно любым удобным способом. Я это делаю ниткой переплетом "восьмерка", но можно соединить и скотчем, или на худой конец - полоской бумаги. Единственное условие - ход руля должен быть легким. В идеале руль должен опускаться под собственным весом.

Склеиваешь клеем ПВА киль со стабилизатором строго под углом 90 градусов и все это приклеиваешь к фюзеляжу четко по оси. Если ты имеешь в аппаратуре канал микширования V-образного оперения, то есть смысл отказаться от киля и сделать стабилизатор V-образным. Маневренность от этого не теряется, зато ты решишь женскую проблему, присущую моделистам - борьба с лишним весом.

В фюзеляже нужно просверлить отверстия под штырьки крепления аккумулятора. А сами штырьки сделай в идеале из бамбука, но можно из березы, или используй зубочистки или палочки из-под Чупа-Чупс на крайний случай.

На стойки шасси навешиваешь колеса, которые сделаешь сам, или подберешь от старых игрушек ( надеюсь, про вес ты помнишь?).

В крайнем случае концы стоек шасси можно выгнуть в виде колес - в условиях гладкого пола спортзала это вполне приемлемо. На концевой части фюзеляжа вклеиваешь деревянный треугольник с закрепленным на нем костылем. Костыль можно сделать из корды, шпильки для волос или скрепки.

Перейдем к крылу. Начнем с центроплана. Передняя и задняя кромки - рейка 300х3х3. Периметр центроплана замыкают прямые рейки размером 250х1,5х1,5. Приклеиваешь нервюры согласно чертежу. Под крайние нервюры вклеивай рейку сечением 1,5х1,5 на расстоянии 7-8 мм от передней кромки. Аналогичным способом изготавливаются ушки. В идеальном варианте передние кромки должны переходить в подкос, тогда легче соблюсти угол приклеивания. Если есть желание, можно повозиться и сделать ушки закругленные, это симпатичнее, но сложнее. Ушки и центроплан готовы. Переходим к сборке.

Строго по оси модели приклеиваешь центроплан к шпангоутам, затем под углом примерно 30 градусов к центроплану приклеиваешь ушки, подкосами устраняя перекосы. Все углы, которые тебя смущают, подкрепляешь треугольными "косынками" из ватмана или другого доступного материала (женская проблема!). Крыло можно обтянуть конденсаторной или папиросной бумагой, если ее нет, то пригодится самый тонкий лавсан. Если и лавсана нет, то идешь покупать жене цветы, обращая внимание на упаковку букета, иногда встречается очень подходящая упаковка. И жене будет приятно. Натягивать обшивку или нет? Решение за тобой. Если уверен, что крыло не поведет, то натягивай. Внешний вид только выиграет. Снизу крыло обтягивать не нужно.

Аккумулятор. Подойдет емкостью 110 мАч, количество банок должно соответствовать параметрам регулятора и двигателя. Если тебе попадутся аккумуляторы подходящей емкости от радиотелефона, то их можно спаять и получится батарея нужного тебе напряжения. Аккумулятор крепится с помощью резиночки для денег или другими подходящими колечками.

Устанавливаешь мотор с припаянным к нему регулятором. Регулятор прихватывается скотчем к фюзеляжу, но не забывай, что он должен обдуваться.

На две рейки 30х2х6 прикручиваешь рулевые машинки. К машинкам сверху двухсторонней липучкой (скотчем, клеем) прикрепляешь приемник.

Все эту конструкцию размещаешь под крылом. Передвигая ее вдоль фюзеляжа, подбери требуемую центровку (приблизительно 7-8 см от передней кромки) и зафиксируй клеем в нужном месте.

Тяги. Я их сделал из такой неприятной штуки, как урологический катетер, диаметр наружной оболочки 2,5мм, отличный получился боуден, но можно использовать жесткую тягу из проволоки диаметром около 0,8 мм. Подключай аппаратуру и проверяй работу регулятора и рулей.

В принципе, винтомоторную группу можно изготовить самому, мотор можно подобрать от старых стандартных рулевых машинок или игрушек (желательно, чтобы он потреблял наименьшее количество тока и выдавал свыше 10 тыс.об/мин), шестеренки также подойдут от игрушек.

От фирменного регулятора можно вообще отказаться, заменив его дистанционной штангой (смотри фото), или изготовив такой регулятор самостоятельно.

Дистанционная штанга (в состоянии 'Включено')
Дистанционная штанга (в состоянии 'Включено')

Рейки нужного сечения можно напилить на станке "Умелые руки". Если на станке установочная планка не позволяет добиться нужного сечения, то установи ее не параллельно фрезе, а под углом. Расход дерева больше, зато любой размер твой.

Можно собрать такую модель из бальзовых калиброванных пластин, только все сечения придется увеличить примерно на миллиметр. Модель получится легче, но более хрупкая. Придется выбросить свой кистевой эспандер.

Если вес модели уложился в 150-170 грамм, то можно приступать к полетам! Моя самая тяжелая модель весит 210 грамм, и набор высоты она выполняет не очень резво.

Первый полет желательно выполнить на улице в тихую погоду, если такой возможности нет, тогда ищи большой зал, подойдет и школьный. Запускать можно с руки или взлетать с земли, рулями корректируя отклонение модели от курса. На полный газ на свежем аккумуляторе модель плавно набирает высоту под углом примерно 15 градусов, в виражах ведет себя очень устойчиво. Небольшое изменение высоты в сторону снижения желательно регулировать уменьшением оборотов двигателя. Если ты зарулился, а стенка уже рядом, наличие регулятора тебя спасет. Сбрасывай до половины тягу и на маленькой скорости выполняй маневр. Полет на 3/4 газа поможет увеличить твое полетное время на 1-2 минуты.

Если потребуется триммировать модель в условиях зала, не пытайся делать это в воздухе. Посади модель, щелкни рычажок триммера в нужную сторону, взлетай и проверяй. Сделать это в полете не успеешь - помешают стены. На улице при достаточном запасе высоты с небольшого пикирования твоя модель способна выполнять мертвые петли, но стоит задуматься, стоит ли повторять этот маневр в зале. В любом случае полеты на этой модели доставят тебе огромное удовольствие, тебе становятся доступны все времена года! Удачи на дорогах!

Чертеж Вивальди
vivaldi.zip 20,87 kB
Обсудить на форуме