Специальные цены   новые товары
Система Orphus

Как научиться летать без мотора

Автор - Олег Ряховский (Сергеич)

В самом начале статьи попрошу обратить ваше внимание на следующее. Мнения и рекомендации, высказанные в статье, субъективны и отражают точку зрения и опыт автора на момент написания материала. Завтра точка зрения может диаметрально поменяться, поскольку автор постоянно учится, познаёт новое и ему свойственны ошибки и заблуждения. Вывод: не принимайте за догмы утверждения в статье.

По большому счёту, все летающие модели тяжелее воздуха можно разделить на две категории: а) летающие за счёт мотора и б) летающие благодаря природным явлениям в виде восходящих потоков воздуха. К первым можно отнести самолёты, вертолёты и прочие агрегаты, оборудованные мотором, ко вторым – планеры в любом их проявлении. Дирижабли и воздушные шары предлагаю к рассмотрению не принимать.

С моторными моделями всё просто: есть моторчик, он крутит большой или маленький пропеллер, а крыло или несущий пропеллер создают подъёмную силу. Никаких сложностей нету: модель летит, пока есть топливо в баке или электричество в аккумуляторе. Пилоту нужно только уметь отрегулировать двигатель да разумно управлять моделью, удерживая ее в воздухе. Направил модель вверх – летит вверх, вниз – значит, вниз. Хоть под землю.

С планерами несколько сложнее. Мотора нету, планер может лететь, только если снижается. Иначе он потеряет скорость, крыло перестанет создавать подъёмную силу и планер рухнет. Не бывает так, чтобы направил планер вверх – и он сам летит вверх. Вот вниз - пожалуйста, а вверх – нет.

С другой стороны, если планер не оборудован мотором, почему планеристы хвастаются, как они летают без посадки по полчаса-часу? Врут? Ведь пилоты самолётов и вертолётов, например, редко летают больше десяти минут. Попробуем разобраться.

Теория

Где засада?

Возьмём простой пример. Пусть у меня есть планер, который при нормальной полётной скорости имеет собственную вертикальную скорость снижения полтора метра в секунду, то есть за секунду полёта с нормальной скоростью он снижается на полтора метра. Средненький такой планер. Я отпускаю его с высоты сто пятьдесят метров с нормальной скоростью. Естественно, что планер окажется на земле ровно через 150м\1,5м\с=100 секунд. Конечно, это при условии, что воздух абсолютно статичен, то есть не шевелится.

Думаю, очевидно, что данный пример идеализирован наподобие «сферической лошади в вакууме». Воздух практически всегда находится в движении, как в горизонтальной плоскости, так и в вертикальной. Так вот движение воздуха вверх называется восходящим потоком, движение вниз – нисходящим. Движение воздуха по горизонтали называется ветром. Ничего сложного. Если смотреть глобально, все эти перемещения имеют своей причиной неравномерный нагрев солнцем земной поверхности. Не больше и не меньше.

Давайте всё же вернёмся к нашему примеру. Пусть в том месте, где мы отпустили летать наш планер, воздух вдруг взял и равномерно задвигался вверх. Весь. Сам по себе. Со скоростью метр в секунду. Нетрудно сообразить, что скорость снижения планера относительно воздуха осталась прежней – полтора метра в секунду, а вот относительно земли? Поскольку воздух движется вверх, мы должны вычесть из скорости снижения планера скорость подъёма воздуха. Получили скорость снижения относительно земли всего полметра в секунду, и триста секунд полёта вместо ста. Неплохо, да? А теперь представьте, что будет с планером, если воздух поднимается со скоростью полтора метра в секунду – с той же скоростью, с какой снижается планер. Очевидно, что в этом случае планер останется на исходной высоте столько времени, сколько будет подниматься воздух. В случае с нисходящим потоком попробуйте прикинуть сами, что будет с планером, попавшим в «нисходняк» скоростью пять метров в секунду, например. Если выкладки всё же не очевидны, вспомните школьную задачку про движение катера по течению и против.

Заключение: если имеется восходящий поток, вертикальная скорость которого больше скорости снижения планера, планер может набирать в нём высоту.

Отсюда, кстати, следует и основное различие между самолётами и планерами: самолёты летают вопреки силам природы, а планеры – благодаря им. Почувствуйте, называется, разницу.

Ну и ещё один вывод, для комплекта. Опять-таки очевидно, что главная задача пилота планера – «найти, засадить и не выпасть». Это нетривиальная, а потому – весьма интересная задачка, особенно для мазохистов умственного труда.

Откуда что берётся

Понятия не имею, насколько детально следует описывать процедуры возникновения термических восходящих потоков воздуха (=термиков). Давайте вот что. Давайте мы с вами остановимся на минимуме информации, необходимой для практического применения. А подробную теорию вы можете изучить самостоятельно, благо в интернете можно найти много информации на эту тему.

Вы когда-нибудь летали на настоящем самолёте? Если да, то вы хорошо представляете, как выглядит земля сверху. Да, совершенно верно, это набор разноцветных лоскутов. Тёмно-зелёные леса, чёрные пашни, жёлтые степи, ярко-зелёные луга, и серо-голубые озёра для комплекта. Красиво. И практично. Потому что солнце по-разному нагревает эти лоскуты. Сильнее и быстрее всего нагреваются тёмные участки – пашни и асфальт, и очень вяло и неохотно поглощают тепло водные пространства и леса. Соответственно, и воздух, прилегающий к этим лоскутам, прогревается по-разному. Это означает что? Что более тёплый воздух – например, над распаханным полем - начинает подниматься, создавая восходящий поток. На место «всплывшего» воздуха стекается более холодный воздух с соседних участков, создавая ветерок.

Отрыв воздуха происходит не постоянно, а периодически. Раз в какое-то время от приземного слоя отрывается пузырь и начинает подниматься. За ним следует ещё один, и ещё – получается столбик, составленный из пузырей. Если при этом дует постоянный ветер, то столбик наклоняется по ветру.

Если где-то рядом существует ещё одна точка отрыва пузырей (=генератор термика) – есть шанс, что на некоторой высоте два потока сольются в один, более обширный или более мощный.

Редкое явление: видимый термик
Редкое явление: видимый термик

Хорошо иллюстрирует возникновение термиков следующий пример. Представьте, что какой-то гад распылил на ваш потолок изрядный объём воды. Вода, конечно, начнёт собираться в капли и затем капать с потолка на ковёр. Так вот если представить, что потолок – это поверхность земли, а капли – пузыри воздуха, то аналогия будет полная. И вода в нашем примере отрывается на наиболее неоднородных местах потолка, и термики чаще всего отрываются не на ровном месте, а на каком-нибудь предмете вроде отдельно стоящего дома или куста.

Вот так возникают термики. Что внутри них? Внутри, как мы уже знаем, пузыри тёплого воздуха, поднимающиеся всё выше и выше. Если провести измерения скорости движения воздуха в термике, то окажется, что в центральной части пузырей (=ядре), «скороподъёмность» наиболее высокая, а по краям – самая низкая, а иногда даже отрицательная. Очевидно, что при полёте на планере наиболее выгодным будет «засадить» его в ядро – планер начнёт подниматься с максимально возможной скоростью. Отсюда, кстати, идёт термин «центрирование потока» - пилот должен визуально определить форму термика, найти ядро и его «обрабатывать».

Помимо подъёма, пузыри имеют тенденцию вращаться вокруг ядра в горизонтальной плоскости, причём направление вращения непредсказуемо. Умные пилоты иногда меняют направление вращения модели в пузыре, чтобы выбрать наиболее выгодное.

Как далеко расположены термики друг от друга? Это сильно зависит от атмосферных условий, времени суток, других условий. В общем случае можно утверждать, что утром наблюдается много несильных потоков, расположенных близко друг от друга, в обед потоки становятся шире и мощнее, равно как и интервалы между ними. Вечером наступает время широченных – до полукилометра - и очень слабых восходящих потоков, держаться в которых могут лишь планеры с минимальной скоростью снижения.

На правомерный вопрос «А что в промежутках между термиками?» ответ напрашивается сам собой. Между областями восходящего воздуха часто располагаются нисходящие потоки, или «жопа» в планерной терминологии. При попадании в такое место планер очень быстро теряет высоту (=сыпется). Иногда, если повезёт, «нисходняк» вырождается просто в нейтральный воздух, не имеющий тенденции двигаться вниз.

Если подняться выше

Тёплый воздух поднимается выше и выше, постепенно расширяясь и остывая. В какой-то момент водяной пар, находящийся в этом воздухе, уже не может оставаться паром и конденсируется в воду, образуя банальное кучевое облако. Облако клубится, роится и постепенно растёт. Часто оно отрывается от образовавшего его потока и летит само по себе вместе с ветром. Продолжая клубиться, облако само становится генератором так называемого «облачного потока». Этот поток не достаёт до земли, а существует непосредственно под облаком. Он в несколько раз мощнее термика, и способен засосать модель внутрь облака, где её почти наверняка разломает. Потому облачный поток в планерной терминологии называется «крындец» или как-нибудь в этом духе.

Но на самом деле настоящий крындец наступает тогда, когда в штилевую погоду облако образуется над каким-нибудь постоянным генератором термика вроде парковки или железной крыши, зависая, как приклеенное. В этом случае термик и облачный поток объединяются в нечто со скороподъёмностью 10-15 метров в секунду, и это настоящий восторг для любителя попарить забесплатно.

Следует иметь в виду, что соваться на деревянном планере в облачный «крындец» крайне не рекомендуется. Поскольку в облаке орудуют и восходящие, и нисходящие потоки, скорости которых достигают 30 метров в секунду, легко представить, что выпадет из облака вместо планера. Если уж так хочется экстрима – быть может, прочный углепластиковый «хотлайнер» и сможет выскочить живым из облака. Чаще всего моделисты-планеристы пользуются термиками, редко и с неохотой поднимая модель до уровня облаков. Но знать о существовании облачных потоков всё же необходимо. Когда-нибудь это вам очень поможет.

Ничего сложного нет

Казалось бы, если известна природа и механизм возникновения термиков, не составляет труда спрогнозировать, где и когда появится очередной поток. Не тут-то было!

Во-первых, ярко выраженные термики бывают далеко не каждый день и не постоянно. Во-вторых, они внезапно и непрогнозируемо кончаются. В-третьих, возникают там, где им возникать не положено в принципе. И в-четвёртых, даже в термичную погоду отыскать восходящий поток не так уж и просто. Таким образом, в заключение теоретической части можно утверждать следующее.

Нет никаких сомнений в том, что восходящие потоки не выдумка, а реальность. Их существование подтверждает как простейший физический анализ атмосферы, так и опыт десятков тысяч планеристов по всему миру, что куда ценнее. Однако начинающему планеристу нередко кажется, что термики – чья-то выдумка или пустой трёп, потому что за целый день полётов ему не удаётся продержаться больше трёх минут за раз. Отсюда следует главный и самый важный вывод: для того, чтобы научиться парить, нужно делать это как можно чаще. Без тренировок вы не сможете рассчитывать на большое число успешных термических полётов.

Практика

Аксиомы

Существует несколько основополагающих вещей, которые вы должны помнить всегда. На подсознательном уровне.

№1. Высота – это жизнь. Каждый лишний метр высоты увеличивает шанс поимки термика. Берегите высоту.

№2. Скорость – залог успеха. Скорость полёта должна быть оптимальной для вашей модели. При слишком низкой скорости планер садится на хвост и начинает сыпаться (=парашютировать, быстро снижаясь), при излишне высокой возрастает шанс проскочить поток, не заметив его. Выбор нормальной скорости – вопрос тренировок и привыкания к модели. Как правило, оптимальная скорость процентов на 10-20 больше той, при которой планер явно начинает сыпаться, теряя качество.

№3. Хронометр – ваш лучший друг. Без него вы ничему не научитесь, и будете использовать лишь субъективную оценку полёта, типа «Щас лучше слетал, чем прошлый полёт». Засекайте время, сравнивайте – и вы сами удивитесь, сколько пользы принесут пара стрелок да циферблат.

Выберите правильный самолёт

Часто планеристы называют свои модели самолётами, а не планерами. И это правильно, поскольку уж если что-то и может лететь само по себе – то это планер.

Прежде всего уясните, что правильная модель – пятьдесят процентов успеха. Нельзя, купив полуигрушечный лёгонький планер размахом метр десять, надеяться на его отличные парящие характеристики. Модель должна быть приспособлена к парению как можно лучше.

Правило №1. Чем больше размах и удлинение крыла, тем лучше летает модель. Без исключений. Деревянный планер размахом три метра парит намного лучше, чем двухметровый стеклопластиковый.

Правило №2. Планер не обязательно должен быть лёгким. Вместо этого он должен иметь минимальное лобовое сопротивление.

Правило №3. Планер не обязательно должен иметь элероны. Для парения они не особенно нужны. Да, с ними проще, но при «шевелении» они создают дополнительное сопротивление, то есть – потерю высоты.

Принципиально не буду рекомендовать какие-либо модели. Выбирайте сами, и ориентируйтесь на размах.

Познакомьтесь со своим планером и научитесь им рулить

Да-да. Даже если вы хорошо управляете моделью, пересмотрите свои принципы управления. Затвердите себе, что планером рулить нужно плавно. Резкие движения приводят только к потере высоты. Усвойте, какова задержка реакции конкретно вашей модели на отклонение рулей. Очень пригодится в дальнейшем.

Идите в поле

Чем просиживать штаны, читая эту статью или прения в форуме, езжайте полетать. Это принесёт куда больше пользы и сведёт к минимуму рост энтропии, да ещё и трафик вам сэкономит.

Летайте как можно больше, в разную погоду. В ветреную погоду догружайте планер, в штиль-разгружайте. В дождь накрывайтесь плащом и летайте дальше. Чем больше вы будете летать, тем быстрее научитесь не падать на землю через две минуты после взлёта.

Полетели?

Оставлю в стороне вопросы настройки и запуска модели и перейду сразу к моменту, когда хлопнул парашютик и планер перешёл в горизонтальный полёт. Куда лететь-то?

Этот вопрос всегда задаёт пилот модели планера своему штурману. Если, конечно, желает найти восходящий поток. И ответ на этот ключевой вопрос, в конечном итоге, определяет квалификацию отвечающего как планериста.

Найти, засадить…

Как вы понимаете, универсальных рекомендаций дать нельзя. Но вполне можно рассказать о том, как попробовать отыскать восходящий поток.

В общем случае оптимальным будет полёт «на ветер» под 45 градусов к направлению ветра. Шансы поймать что-нибудь восходящее в этом случае максимальны. Помните, что пузыри восходящего воздуха движутся вместе с ветром. Поэтому, захватывая фронт их движения, вы максимально быстро обнаружите что-нибудь восходящее. При слабом ветре можете попробовать летать галсами поперёк ветра.

Ни в коем случае не летите строго на ветер. В этом случае рискуете набрать немного высоты в проскочившем пузыре и сильно «просыпаться» в непременно следующим за ним нисходящем потоке.

Если в пределах досягаемости имеется какая-нибудь неоднородность земной поверхности в виде домов, леса, кустов, холмика или ещё чего-нибудь, попробуйте покрутиться там. Визуально представьте, как выглядит термик, оторвавшийся на этой неоднородности, и летите в точку предполагаемого расположения потока. Если его там не нашлось, это может означать, что:

  • вы неправильно «прорисовали» поток, и он либо перед вами, либо за вами по ветру. А может быть, до холмика двести метров, а планер всего в ста пятидесяти, а вам кажется, что он над холмиком.
  • термик временно иссяк и появится минут через пятнадцать. А может, через полчаса. А может, и после обеда.
  • термика там не бывает никогда, по каким-то причинам природного характера.

Иногда, если поле длинное и ровное, а погода явно термичная, отрыв термика происходит внезапно, прямо посреди поля. Если вам повезло найти такой термик, не теряйте возможности набрать высоту. Обычно такой поток имеет существенную скороподъёмность.

О том, что парящие птицы вроде ястребов однозначно показывают восходящий поток, даже и речи нет. Но и тут бывают засады. Классический пример: метрах на двухстах парит орёл или ястреб. Пилот подводит планер под птицу на высоте ста метров и...мертвяк. Под птицей ничего нет. Почему? Потому что поток уже иссяк, и птица парит в последнем из поднявшихся пузырей. Выход один – лететь куда-нибудь ещё.

Выбор стратегии поиска потока – личное дело каждого пилота. Умный пилот постоянно меняет и комбинирует стратегии, подстраиваясь под погоду.

Лично мне больше всего импонирует поиск какого-нибудь потока на окраине поля, на предельном удалении. С другой стороны, когда высоты остаётся тридцать-сорок метров, далеко не улетишь, и в этом случае хорошо работает стратегия «сорока пяти градусов». С третьей стороны, отчаянные попытки «выскрести» десяток метров высоты на удалении в 500…700 метров при высоте в 70…80 добавляют лошадиную дозу адреналина в кровь. Комбинация стратегий позволяет удерживаться в воздухе более-менее приличное время.

Существует такое заблуждение, что термики есть только летом и только когда солнце и нет ветра. Это, мягко говоря, не так. Восходящие потоки имеются в атмосфере большую часть времени, и задача пилота – научиться их отыскать и использовать по назначению.

Давайте рассмотрим несколько практических примеров.

На этой картинке обведены жёлтыми линиями дачный посёлок и участок поля с травой более тёмного цвета, возвышающейся над светлой травою. Это места наиболее вероятного возникновения восходящих потоков. Если долететь туда, возможно, повезёт.

Абсолютно классическое отдельностоящее дерево с кустиками. Если ветер дует нам в спину, а за спиной – полукилометровое поле, возникновение термика весьма вероятно.

Коттеджи, расположенные вдоль асфальтированной дороги, являются концентраторами тепла и генераторами термиков. Я бы полетел туда.

Ангар, стоящий в Шебанцево поперёк ветра сразу за деревней, может спровоцировать отрыв от поверхности воздуха, нагретого домами.

Три «Ан-2», стоящих на бетонном пятаке (левый кружок) - лакомый кусок для потенциального термика, подыскивающего место для зарождения. Высоченная труба какой-то промышленной штуковины говорит о том, что за лесом имеется скопление больших теплоёмких бетонных кубов, то есть зданий. Если туда долететь, вероятность поймать поток что-то около 80%.

Пройдёмся слева направо. Внушительный кирпичный дом нагревается сам и создаёт небольшой динамический поток, способствующий образованию термика. Одинокий домик посреди поля имеет тёмную крышу. Над ним часто что-нибудь обнаруживается. Пара железных строительных кранов и железобетонная конструкция быстро нагреваются и долго отдают тепло, создавая постоянный слабый термик. Ну и, наконец, конструкция из пеноблоков справа частенько производит что-то восходящее. Не знаю, почему.

Между прочим, начинающие пилоты часто пропускают очевидные термики. Просто потому, что не знают, как определить их наличие. Конечно, если вы новичок, со временем вы научитесь безошибочно определять наличие потока, но помощь опытного планериста серьёзно сократит время обучения этому. При отсутствии такового ничего не остаётся, кроме как учиться самому. Попробуйте после взлёта поставить планер поперёк ветра и пролететь метрах в ста перед собой, допустим, слева направо. Наблюдайте за траекторией снижения планера. Вы увидите, что в одни моменты она будет более пологой, в другие – более крутой. Скорее всего, и поведение планера будет разным в этих участках неба. Это зависит от свойств вашей модели. Полетайте такими галсами до тех пор, пока по поведению модели не начнёте отчётливо идентифицировать восходящий и нисходящий поток.

Теперь можно отправляться в свободный поиск.

Как определить, что вы нашли термик? Практика, практика и еще раз практика. Если вы вошли в поток, находившийся прямо по курсу, планер начнёт подниматься, может замедлиться и задрать нос. Особенно хорошо это видно, если планер находится на небольшом удалении.

Если вдруг планер неожиданно качнуло на правое крыло, это может означать наличие термика под левым. Впрочем, это может оказаться и не устоявшийся поток, а случайно пробегавший грустный одинокий пузырь. В любом случае, вам ничто не мешает сделать левую спираль в этом месте и проверить, что за такой поток обнаружен.

Если, стоя в спирали, вы видите, что планер перестал снижаться – продолжайте кружиться. Может, вы и не наберёте высоты, но продержитесь в воздухе дополнительное время. Если же планер начал подниматься – радуйтесь и набирайте высоту.

В дни с сильной термальной активностью вы наверняка отметите странный эффект: ровно летевший планер вдруг резко кренится, почти на девяносто градусов, и направляется куда-то поперёк проложенного курса. Иногда он даже перестаёт слушаться рулей. В такой ситуации начинающие пилоты часто кричат «Помеха!». Затем они пугаются, бросают ручки и позволяют модели зарыться в землю. Давайте сделаем вид, что мы им поверили, а сами догадаемся, что причиной такого виража стал тривиальный восходящий поток, просто очень мощный. Пилоты самолётов могут продолжать двигаться в том направлении, куда их отбросило термиком, а мы с вами закончим вираж, который модель начала самостоятельно. Если модель, допустим, «штопорнула» на правое крыло, не теряйтесь! Помогите планеру закончить этот манёвр с помощью руля направления. Ваша задача – сделать почти полный оборот со снижением (относительно исходного курса). Потеряйте немного высоты, наберите хорошую скорость и входите в термик ещё раз. Теперь планер наверняка успеет вскочить в поток до того, как его накренит опять. Правда, и здесь может быть каверза: мощные потоки часто бывают турбулентны, и планер приобретает такую раскачку, что теряет высоту.

Отдельно стоит упомянуть вечерние термики. Часто их можно найти на закате над лесом или, например, дачным посёлком. Такие термики широкие и очень спокойные. Но, к сожалению, ещё и очень ленивые. И здесь без минимального опыта вам не обойтись, иначе вы просто не заметите термика. Хронометр окажет вам существенную помощь в анализе полёта. Если вы заметите, что в этом месте вроде бы так же, как и везде, но вылётываете вы там стабильно на две минуты больше – это оно. Просто пока вы этого ещё не замечаете. Рекомендация одна: тренировка с хронометром.

…и не выпасть

Советы предыдущей главы помогут вам найти термик очень быстро. И не сомневайтесь: если сегодня есть термики, вы их отыщете «на раз». Идите в поле, говорю же.

Окей, вы взлетели, нашли термик. Хороший, стабильный, большой. Вы начали спиралить. Набрали двадцать метров и всё. И дальше - ни в какую. Кончился термик? Едва ли. Вероятность примерно 10%. Куда вероятнее то, что вы выпали из потока. Давайте-ка прикинем, почему это случилось.

Надеюсь, вы не забыли, что поток представляет собой столбик из всплывающих пузырей тёплого воздуха, наклонённый по ветру. Мало того, этот столбик может целиком двигаться вместе с ветром. Ну а поскольку вы наверняка кружились на одном месте, поток просто выскочил из-под вас и ушёл по ветру. Если продолжите кружиться там же, придёт «нисходняк» и просыпет вас до уровня травы. Вывод: нашли поток и спиралите в нём? Смещайтесь вместе с ветром. Позволяйте ветру нести вас, слейтесь с ним. Поддерживайте только форму спирали, и всё. Не вытягивайте спираль на ветер и не сокращайте её по ветру!

При кружении в спирали вы непременно заметите, что с одной, пусть с правой, стороны потока вас поднимает сильнее, чем с левой. Это может означать только одно: ядро потока правее, чем вы себе представляете. Растяните спираль вправо, сократив её слева. Отцентрируйте поток сейчас, иначе через тридцать секунд вывалитесь.

В облачном потоке можно вести себя более вольготно – не обращая внимание на ядро, двигайтесь по ветру вместе с облаком. Можете даже хорошенько разогнаться и устроить небольшую пилотажную сессию. Поток всё равно подтянет вас обратно к облаку. Или кончится.

С печальными вечерними потоками ещё проще. Определите границы потока и летайте внутри либо очень пологими спиралями, либо галсами. Вечерний поток никуда не смещается, он лениво движется вверх.

Правила хорошего тона

Ну и на закуску – свод правил и хитростей любого планериста. Наверное, это вам пригодится.

Погода

1. «Голубые» дни. В течение светового дня восходящие потоки есть большую часть времени. Но бывают и исключения. Одно из них – так называемые «голубые» дни. Это случается летом, когда стоит жарища, сухо и ни облачка на небе. В такие дни нагретый воздух не поднимается вверх, и термики полностью отсутствуют. Правда, такое бывает редко, и начинавшийся вроде бы «голубой» день часто перерождается в предгрозовой - мечту любого планериста.

2. Ветер. Многие его боятся, и совершенно зря. В ветер взлёт с катапульты гораздо эффектнее и эффективнее. Что до термиков – они там же, никуда не делись, просто сильнее растянуты по ветру. Если заметите, что планер неохотно «пробивает» ветер, догрузите его грамм на сто-двести. Догрузитесь сами на такую же величину. Или смените модель на другую, с более тонким профилем крыла.

3. Запоминайте, а лучше записывайте типовые «погоды» для вашего региона. Через год таких наблюдений сможете заранее оценивать ваши шансы на продолжительные полёты ещё до выезда на поле.

Техника

4. Правильно отбалансируйте и оттриммируйте планер. При брошенных ручках он должен лететь на оптимальной для него скорости, равномерно снижаясь. Так вы избавите себя от подруливаний.

5. Возьмите себе за правило: если есть возможность не рулить – не рулите. Каждое отклонение любого из рулей хоть немного, да тормозит планер. За пятиминутный полёт пятьдесят излишних отклонений могут «съесть» полминуты времени. Не жалко? Отсюда, кстати следует, что…

6. …нужно купить тот планер, который самостоятельно стоит в спирали, не выходя из неё наружу и не сваливаясь в штопор.

Тонкости

7. Предположим, вы стоите в спирали и понимаете, что поток уходит, а вам необходимо его догнать. Не ставьте планер на прямой курс, просто растяните спираль! Также не меняйте направление вращения без излишней на то надобности. Почему? Опять-таки, чтобы не тормозить.

8. Как изменять геометрию крыла в потоке? Общее правило таково: при входе в поток нужно «завесить» планер, то есть снизить скорость, сделав пару щелчков триммером руля высоты вверх. Чем спокойнее поток, тем сильнее можно завешивать модель. Увлекаться не стоит, иначе «ссыпетесь». Что касается закрылков, то здесь все пилоты действуют по-разному. Чаще всего используют несколько предустановок на разные углы. Я предпочитаю постепенно увеличивать кривизну профиля до тех пор, пока планер не начнёт подавать признаки неустойчивого полёта: сыпаться, раскачиваться с крыла на крыло.

9. Когда нужно спиралить, а когда – летать галсами? У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Не знаю. Наверное, лучше всего комбинировать. В сильный ветер летать галсами с разворотами «на ветер», в слабый – кружиться. Но это общие рекомендации, не более.

Термики

10. В знойный летний день увеличение громкости жужжания насекомых говорит о термике неподалёку.

11. Вы стоите посреди поля и вдруг ветер стихает. 90% того, что вы стоите в термике. Не модель, а именно вы.

12. Ветер неожиданно меняет силу и направление. Это может означать, что неподалёку от вас образовался поток. Где именно – вам укажет ветер, подувший в этом направлении.

13. Леер, до этого уверенно выдерживавший ваш планер, вдруг неожиданно рвётся на взлёте, а консоли перед этим сильно изгибаются. 99% того, что термик в вашем взлётном коридоре, не зевайте.

14. Кружение ласточек или других птах на одном месте в пятнадцати-тридцати метрах над землёй говорит о наличии термика. Термик поднимает лёгких насекомых, которыми питаются ласточки, и птицы хорошо «прорисовывают» ядро птока.

Всё

Если вы полагаете, что по прочтении этой статьи вы станете асами, глубоко заблуждаетесь. Вам ещё предстоят и многочисленные баллистические полёты, и фатальная «непруха». А ещё вас ждут невероятные победы, если вы вступите на этот путь. Летайте, летайте и ещё раз летайте, и вы будете поражены мудростью природы, придумавшей это чудо – термики.

Обсудить на форуме