Специальные цены   новые товары
Система Orphus

Авиамодельные симуляторы

Автор - Виталий Пузрин

Примечание.

Надо иметь в виду, что ситуация на рынке авиамодельных симуляторов постоянно меняется. Вся информация, представленная в этом обзоре, безусловно, актуальна на начало 2002 года, но неизвестно, как долго она будет представлять ценность.


Что же такое симулятор?

Существуют самые разные мнения о необходимости авиамодельных симуляторов, и, тем не менее, большинство пилотов склоняется к тому, что симуляторы приносят реальную пользу. В этом обзоре я хочу рассказать о тех симуляторах, которые получили наибольшее распространение в России и государствах СНГ.

Симулятор представляет собой компьютерную программу и интерфейсный кабель, позволяющий подключить ваш передатчик к компьютеру. Детали подключения я рассматривать не буду, так как они должны быть подробно описаны в инструкции. Так вот, когда вы запустите программу симулятора, вы сможете при помощи своей аппаратуры управлять виртуальной моделью, которая ведет себя практически как настоящая. Прелесть в том, что виртуальных моделей можно разбивать сколько угодно :).

Само собой, для полетов на симуляторе необходимо иметь персональный компьютер, но будем считать, что он у вас уже есть. Требования, предъявляемые к компьютеру, могут различаться довольно сильно, и этот момент я буду выделять отдельно. Если ваш компьютер окажется менее мощным, чем необходимо, то придется жертвовать качеством картинки (уменьшать разрешение экрана и отказываться от некоторых графических эффектов).

Возможности симуляторов

Надо сразу уяснить, что симуляторы - это не компьютерные игрушки, а очень серьезные программы. Поэтому высокое качество графики и звука еще не делает симулятор лучшим, очень большое значение имеет точность, с которой воспроизводится полет модели. Цена тоже кое-что значит, но в основном для самолетных симуляторов. В случае вертолетного симулятора затраты окупаются очень быстро, так как аварии вертолета обходятся слишком дорого.

Настройки любого современного симулятора позволяют:

  • выбирать модели из списка готовых
  • выбирать летные площадки
  • настраивать параметры моделей, подгоняя их под возможности своего аппарата
  • менять параметры атмосферы

Официальные цены на различные симуляторы (без учета доставки) обычно лежат в пределах от 60 до 300 долларов США. Отмечу, что симуляторы обычно могут идти в двух поставках:

  • с собственным пультом управления
  • с интерфейсным кабелем для подключения вашего передатчика

Я настоятельно рекомендую выбирать вариант поставки с интерфейсным кабелем. Все-таки лучше использовать во всех случаях один и тот же передатчик. К тому же появится возможность использовать все те настройки микшеров, которые сделаны для вашей реальной модели. Соответственно, цены на симуляторы я буду указывать для поставок, в которые входит интерфейсный кабель.

Сразу хочу ответить на странный вопрос, который мне почему-то постоянно задают. Подходят ли интерфейсные кабели от одного симулятора к другому? НЕТ, НЕ ПОДХОДЯТ!!! Авторы симуляторов на продаже этих кабелей зарабатывают деньги, и им нет никакого резона, чтобы чужой кабель подходил к их продукту. Поэтому протоколы обмена кабеля с компьютером обычно специально усложняют, чтобы "другие не догадались".

CSM/NHP v.10

Фирма NHP давно известна своими инновациями. Имя она себе сделала на продаже высококачественных углепластиковых лопастей для вертолетов. С именем NHP также связаны самые первые модели пьезогироскопов, имевших режим Heading Hold (удержания направления хвостовой балки).

Симулятор CSM был написан очень давно, и к настоящему времени его версия имеет номер десять. Качество симуляции моделей является, на мой взгляд, самым лучшим среди подобных продуктов. И это притом, что CSM - симулятор довольно "древний".

Симулятор работает под DOS и довольно нетребователен к ресурсам. Достаточно будет даже 486 компьютера, а чтобы использовать возможности симулятора на всю катушку, вполне хватит Pentium 200. Программа эмулирует как самолет, так и вертолет.

К сожалению, в настоящий момент развитие симулятора остановилось, графика и звук по нынешним меркам довольно слабоваты:

  • модели довольно угловаты
  • отсутствуют текстуры (раскраска)
  • звук генерируется не через звуковую плату, а через встроенный в компьютер динамик (при этом качество звука - соответствующее)

Тем не менее, как я уже говорил выше, компьютерный симулятор это не игрушка вроде Quake, Doom или Storm. Поэтому, благодаря высочайшему качеству симуляции, CSM до сих пор является очень хорошим выбором.

Цена: примерно 160$

WWW:http://www.rcmodels.org/csm/

Примечание: фирма Revolution Models, торгующая в Англии по почте, предлагает CSM v.10 за 100$.

RealFlight G2

Это второй симулятор, о котором я хочу рассказать. Он очень известен благодаря удачной маркетинговой политике фирмы продавца и имеет весьма неплохие данные.

Тем не менее, фирма, разрабатывающая симулятор, вызывает у меня очень большое количество антипатий. Их политику мне сложно назвать иначе как "изымание максимального количества денег из населения". Честно говоря, при такой высокой цене симулятора (начиная от 190$), можно было бы и лучше заботиться об исправлении ошибок и удобстве пользования. Слава богу, пираты не дремлют, и покупать симулятор официально не приходится :)

Начиналось все с симулятора RealFlight Classic, написанного под Windows. На момент выпуска симулятор был весьма неплох, но эмулировал только самолеты. Качество симуляции было вполне приемлемым. Потом с грехом пополам туда добавили вертолеты, и получится RealFlight Deluxe.

Как я уже говорил, симуляция самолетов в RealFlight довольно приличная. А вот вертолеты вызывают нарекания. С одной стороны, в симуляторе есть встроенные микшеры, которые позволяют управлять вертолетом даже с примитивной 4-канальной самолетной аппаратуры. А с другой стороны, если отключить внутреннее микширование и использовать микшеры передатчика, то вертолеты начинают вести себя неузнаваемо. Из прочих странностей RealFlight Classic/Deluxe можно было отметить, что модели пролетали сквозь объекты на летной площадке (дома, деревья, людей). В общем, учитывая, что цена на симулятор отнюдь не низкая, наличие подобных ляпов было несколько странным.

В версии RealFlight G2 (самой последней, generation 2), был сделан упор в основном на графику и исправление некоторых ошибок. Она действительно стала заметно лучше. Отличная графика и стереозвук создают хороший эффект присутствия на летной площадке. Правда, требования к компьютеру возросли неимоверно. На сайте RealFlight можно почитать рекомендации, но они, на мой взгляд, сильно занижены. Для полного использования всех возможностей G2 придется обзавестись компьютером с PentiumIV 800MHz, 256Мб RAM и очень хорошей видеокартой (Хотя бы Geforce2 MX).

Столкновения наконец-то стали отрабатываться нормально (теперь сквозь дерево не пролетишь). Из приятных возможностей стоит отметить "виртуального тренера". Это несколько записанных полетов, где показывается отработка основных фигур. Во время полета голосом объясняется что нужно делать (правда, речь идет на английском), а изображение ручек передатчика помогает разобраться "что куда дергать". Другая забавность заключается в поддержке сети, что позволяет нескольким пилотам летать на общей площадке, отрабатывая технику воздушного боя.

Стоит отметить, что авторы симулятора чересчур сильно заботятся о том, чтобы их программу не копировали. Это выражается в различных защитах и проверках, которые несколько уменьшают удовольствие от пользования этим продуктом. Например, G2 копирует 500 мегабайт данных на жесткий диск (реально нужно намного меньше). А при запуске, приходится по очереди вставлять кучу компакт дисков, чтобы программа проверила, что они у вас действительно есть. Особенно весело это выглядит на Upgrade G2, когда установлены все три Addons (CD с доп. моделями): для запуска придется вставить 5 CD. Очень милое удовольствие, за триста кровных вечнозеленых. Вроде бы, в самых последних версиях проблему закрыли, но эти версии доступны только "задним числом", то есть, в виде update-а через интернет.

Тем не менее, несмотря на некоторую кривизну и несбывшиеся ожидания, RealFlight G2 очень впечатляет, так как над графикой и звуком авторы поработали на славу. Есть еще всякие возможности для редактирования моделей и летных площадок, правда, лично я ими ни разу не пользовался.

Этот симулятор можно рекомендовать наравне с CSM для начинающих и средних пилотов, у которых есть доступ к хорошему компьютеру. Что касается опытных пилотов, желающих обкатывать вертолетный 3D-пилотаж, то тут мне сложно что-либо советовать ввиду нехватки опыта.

Цена: около 190$ плюс по 30$ за каждый диск с доп. моделями/площадками (всего дисков 3)

WWW:http://www.realflight.com/

FMS

Пожалуй, это наиболее интересный вариант для тех, кто хочет разобраться с симулятором без лишних затрат. Симулятор абсолютно бесплатен, пишут его немцы. RC Design принимает активное участие в развитии FMS и поддержке его русской версии.

Вертолетчиков, к сожалению, придется огорчить. Вертолеты в симуляторе сделаны пока что слабовато. Их полеты больше похожи на самолетные. Так что вертолетчикам лучше присмотреться к CSM или RealFlight.

А вот с самолетами в FMS в принципе все в порядке. Летают :). С некоторыми типами дополнительных моделей симулятор вполне годится даже для начального обучения 3D-пилотажу.

Поскольку программа работает под Windows, то графика и звук - соответствующие. Намного лучше, чем в CSM, хотя и чуть похуже, чем в RealFlight G2. В FMS довольно примитивно прорисованы пропеллеры самолетов и лопасти вертолетов, но это не смертельно, так как на скорость полета не влияет.

Благодаря доступности симулятора и средств разработки, многие энтузиасты с воодушевлением рисуют для FMS новые модели и летные площадки. Надо сказать, что качество прорисовки деталей весьма впечатляет, особенно у тех моделей, которые делают японцы. Однако, имейте в виду, что аэродинамические характеристики моделей забивают любители, поэтому не все варианты можно назвать удачными. Даже если они очень красиво нарисованы.

Безусловно, FMS представляет огромный интерес, ввиду его низкой (нулевой) цены. Интерфейсный кабель в случае запуска под Windows 95/98/ME будет элементарным (всего пара деталей). Если хочется запускать симулятор под Windows 2000/XP, то кабель будет немного посложнее, но и его собрать вполне реально.

Собственно, очень подробно про этот симулятор рассказывать смысла нет, потому что он и так достаточно хорошо известен благодаря свободному распространению. Я не даю здесь ни каких ссылок, поскольку вся более подробная информация есть на сайте FMS.

Цена: бесплатный

WWW:http://fms.rcdesign.ru/ (русская страница), http://simulator.home.pages.de

Другие симуляторы

Среди других симуляторов, которые присутствуют на рынке, можно также отметить ряд программ, выпускаемых фирмой IPACS (AeroFly, EasyFly, PiccoFly). Piccofly представляет особый интерес, как симулятор комнатного вертолета Piccolo, представленного в 1999 году фирмой IKARUS Modellflugsport. PiccoFly был создан специально для отработки техники полетов внутри помещений. Стоит он около 60$.

Есть еще также симуляторы RCFS и TruFlite. Но они мало распространены, развиваются достаточно вяло и, на мой взгляд, не заслуживают особого внимания.

Еще есть проект от Ripmax, RC Simulator. Как говорится, задумка была хорошей. Хотели взять готовый движок от OpenPlane и быстро прикрутить к нему недостающую графику. А в результате получилось чудо, смахивающее на игрушку, а не на симулятор. Там модели даже стрелять могут, зато вертолетов нет и в помине. Набор моделей достаточно невелик и учитывая наличие других симуляторов, я бы не стал останавливать выбор на детище Ripmax-а.

В ближайшем будущем фирма IPACS, которую я уже упоминал, собирается выпустить AeroFly Pro. Судя по довольно приличному качеству продуктов этой фирмы, симулятор может оказаться на высоте. Упор на этот раз делается на графику (с качеством симуляции вроде все в порядке). Будет нечто вроде RealFlight G2, хотя IPACS уже несколько запоздала.

Резюме

Подводя итоги, хочется еще раз отметить ту неоценимую помощь, которую оказывают симуляторы.

Новички могут:

  • Изучать работу ручек передатчика
  • Отрабатывать базовые навыки управления и базовые маневры/фигуры
  • Поддерживать навыки пилотирования во время длительных перерывов (например, зимой)
  • Экономить время и деньги на ремонтах

Опытные пилоты могут:

  • Упрощённо отрабатывать новые сложные фигуры
  • Изобретать и проверять свои собственные фигуры
  • Поддерживать навыки пилотирования во время длительных перерывов (например, зимой)
  • Экономить время и деньги на ремонтах

На симуляторах можно так же примерно оценивать параметры еще не построенных моделей.

К недостаткам всех авиамодельных симуляторов следует отнести такой нюанс: узкий угол зрения пилота. Угол зрения, собственно, ограничен размерами монитора. Из-за этого ощущается заметная разница, когда после симулятора начинаешь управлять реальной моделью. Кажется, будто что-то не так, даже когда на симуляторе модель имитируется очень точно. На адаптацию к реальным условиям требуется некоторое время.

Напомню несколько моментов, которые лучше учесть при покупке:

  1. Убедитесь, что симулятор идет с интерфейсным кабелем, а не со своим пультом.
  2. Я бы не советовал покупать вертолетный симулятор, у которого интерфейсный кабель подключается на Game-port (порт джойстика). Дело в том, что такой кабель позволяет снимать с передатчика только 4 пропорциональных канала, и вы не сможете использовать микшеры своего передатчика. Да, этот кабель позволяет превратить ваш передатчик в джойстик и подойдет ко многим программам, но вы ведь не в игрушки играете. Лучше используйте "родной" кабель. Он, как правило, подключается на LPT- (принтер) или COM-порт (последовательный).
  3. Уточните у продавца, что интерфейсный кабель будет работать именно с вашей моделью передатчика.
  4. Уточните, есть ли к симулятору какие-то дополнения, сколько они стоят, и какие из них входят в предлагаемый комплект поставки. Например, к RealFlight есть 3 CD с дополнительными моделями и летными площадками. Как правило, дешевле купить все сразу, чем докупать потом по частям.
  5. В принципе, с симулятором можно разобраться и без инструкции, но все же лучше, когда она есть. Хотя бы на английском языке.

Удачных полетов!

Обсудить на форуме