Приобретаем первую модель

Автор - Олег Ряховский (Сергеич)

Идём в магазин

Наконец настал тот торжественный день, когда вы, собрав в кучку сбережения, отправляетесь в хобби-магазин за своим первым самолётом. Может быть, вы уже изучили ассортимент этого магазина, зайдя на его страничку в Интернете, а может, и не сделали этого. Но в любом случае, прежде чем отдавать деньги за модель или набор заготовок, по возможности внимательно изучите предлагаемый товар. В этом случае вы сможете если и не избежать мелких неприятных неожиданностей при сборке и эксплуатации модели, то хотя бы приготовиться к ним. Эта статья поможет вам чувствовать себя уверенно и не промахнуться как при самостоятельном выборе модели в магазине, так и при ознакомлении с потенциальной покупкой в Интернете. Если же вы успели обзавестись инструктором, не пренебрегайте его советами.

Неважно, что именно вы покупаете - набор заготовок или готовую модель. И в том, и в другом случае не будет лишним ознакомиться с комплектностью набора, инструкцией, чертежом, иной документацией - всей информацией о модели, что вы сможете отыскать в Интернете. Может случиться так, что модель будет забракована вами уже на этом этапе, что сократит затраты вашего времени на безуспешную езду по магазинам.

При выборе модели всегда соотноситесь с её требованиями к аппаратуре радиоуправления, типу и кубатуре двигателя. Если у вас уже есть двигатель, постарайтесь подобрать модель именно под него, чтобы не получить слишком вялую или слишком быструю модель - на начальном этапе и то и другое только повредит. Как правило, производители указывают, какой двигатель необходим и сколько каналов должна иметь аппаратура радиоуправления.

Немаловажно провести и анализ доступных вам магазинов. Ориентироваться следует не только на цену модели, но и на то, какую помощь магазин сможет оказать в дальнейшем. Дело в том, что некоторые магазины предлагают кое-какие услуги для начинающих - это сборка модели из набора или помощь в таковой, облёт модели, обучение полётам. Также желательно выяснить, как обстоит дело с поставкой запчастей к данной модели. Поэтому при выборе модели придётся вам устроить основательное сравнение как магазинов, так и представленных ими товаров и услуг.

Как быть, если вы живёте вдалеке от хобби-магазинов и не можете ознакомиться с предполагаемой покупкой непосредственно в магазине?

Если вы читаете эту статью, значит, Интернет вам доступен. Во-первых, вы можете получить достаточно полную информацию о модели на сайте производителя, где наряду с описанием частенько доступна инструкция по сборке, а также выкройки деталей (хоть и в слегка искажённом виде). Во-вторых, существует масса конференций, где можно узнать много любопытного и спросить посетителей, что они думают о выбранной вами модели. В-третьих, на многих крупных хоббийных сайтах есть обзоры популярных наборов моделей.

Осмыслив и скомпоновав информацию из трёх разных источников, вы сможете получить достаточно объективное и завершённое представление о модели. Объективное и завершённое настолько, чтобы заказать модель даже через интернет, если у вас совсем нет возможности доехать до хобби-магазина.

Что купить?

Несмотря на то, что вопрос выбора первой модели уже обсуждался, приведём здесь еще немного информации - возможно, она окажется для вас новой.

При ознакомлении с заинтересовавшей вас моделью вы можете встретить в ее названии загадочные сокращения - Kit, RTC, ARF и RTF. Они означают степень готовности модели к полёту (слово Kit - не аббревиатура, а "набор" в английском языке). Чтобы разобраться в этом, попробуем понять, из чего состоит процесс постройки модели.

Что нужно, чтобы "с нуля" изготовить самолёт?

  1. Спроектировать и изготовить чертежи.
  2. Приобрести необходимые материалы.
  3. Изготовить детали самолета (нервюры, шпангоуты и т.п.).
  4. Произвести сборку деталей в планер (в данном контексте "планер"- это каркас модели без мотора, начинки и др.).
  5. Произвести отделку (обтяжку) планера.
  6. "Начинить" планер бортовым оборудованием и мотоустановкой.

В зависимости от того, какой степени готовности модель вы покупаете, при подготовке к её полёту вы будете опускать за ненадобностью те или иные пункты:

  • Полностью самодельный вариант - вы делаете самолёт сами и покупаете только расходные материалы. В этом случае вам придётся пройти пункты с 1 по 6 (или с 2 по 6, если вы раздобудете готовые чертежи модели). Плюсы этого пути - полная свобода творчества и оригинальный продукт на выходе. Минусы - длительный, трудоёмкий процесс изготовления модели и высокие требования к уровню знаний и навыков.
  • Покупка отечественного набора заготовок позволяет вам миновать первые два пункта и ограничиться этапами с 3 по 6. Плюсы: высокая вариативность в исполнении конструкции и полная свобода в отделке, да и знаний нужно поменьше. Минусы: опять-таки высокая трудоемкость, как и требования к навыкам.
  • Импортный набор заготовок (Kit) - пункты с 4 по 6. Плюсы: требования к навыкам и трудоемкость меньше - ведь детали модели уже изготовлены за вас. Минусы: изменения в конструкции почти исключены, вы можете лишь выбрать свой собственный вариант отделки.
  • RTC (Ready To Cover, иногда еще называется ARC - Almost Ready to Cover) - это модель, уже собранная и нуждающаяся лишь в обтяжке и монтаже "начинки" - двигателя, бака, колёс, аппаратуры, тяг рулей. В этом случае производитель модели уже проделал для вас операции, указанные в пп. 1-4, оставив вам лишь процессы, описанные в пятом и шестом. Плюсы: невысокая трудоемкость и полная свобода в отделке, существенно меньшие затраты времени на изготовление модели. Минусы те же: конструктивные изменения вносить нельзя.
  • ARF (Almost Ready to Fly) - уже собранная и обтянутая модель. Вам нужно лишь установить в модель бортовое оборудование (пункт 6). Плюсы - низкая трудоемкость и малое время готовности.. Минусы - модель будет выглядеть на поле стандартно, но летать может по-разному -это будет зависеть главным образом от установленного вами двигателя и массы бортовой части аппаратуры радиоуправления.
  • RTF (Ready To Fly) - готовая модель, укомплектованная необходимым минимумом для полёта сразу же после извлечения из коробки - ничего делать не надо, взял и полетел. Это, конечно, плюс. Но есть и несколько серьёзных минусов: выглядеть и летать модель будет, как задумали изготовители, а не так, как хочется вам; очень вероятно, что, когда модель отработает свой срок службы и превратится в пыль, оставшиеся от нее передатчик иили двигатель вы не сможете пристроить к чему-либо ещё в силу их примитивности или несоответствия вашим требованиям. Не менее проблематичной может оказаться и их продажа.

Как выбрать набор

Документация

Для начала давайте ознакомимся с чертежом и инструкцией по сборке набора. И то и другое, как правило, включается в его состав.

Чертёж должен быть подробным настолько, чтобы можно было собрать по нему модель даже без инструкции. На нём должны присутствовать наименования материалов, из которых изготовлены детали модели, сечения деталей, коды заготовок, чтобы их можно было верно идентифицировать в наборе, и собственно изображение модели во всех необходимых проекциях. Посмотрите на чертёж и не спеша подумайте: а возможно ли только по нему, без инструкции, описания и фото собрать модель? Если да, и чертёж не имеет каких-либо неоднозначностей, то к нему претензий нет. Если же нет - переходим к инструкции. Она должна прояснить непонятные моменты, присутствующие в чертеже.

Крайне желательно, чтобы инструкция (или описание сборки) содержала фотографии или хотя бы эскизы сборочных процессов. Без них процесс постройки модели может усложниться, сильно повышается риск приклеить какую-нибудь деталь не в то место, а то и вырезать её неверно. Немаловажно также и чёткое разбиение процесса сборки на шаги, чем подробнее, тем лучше. Благодаря ему вы сможете лучше планировать своё время при создании модели.

Если чертёж вместе с инструкцией по-прежнему не дали вам чёткого представления о том, как собирается модель, возможно, стоит подумать о выборе аналогичной модели от другого производителя.

В конечном итоге не столь уж важно, какими именно документами укомплектован набор, который вы намерены купить - чертежом, описанием с картинками или просто фотографиями процесса сборки. Важно лишь то, насколько вам ясна прилагаемая документация. Её следует признать удачной в том случае, если после её изучения у вас есть уверенность в том, что вы безошибочно соберёте модель. Однако чертёж или рисунки будут предпочтительнее, чем сборник фотографий - чертеж проще читать.

Не пожалейте времени на изучение документации на модель перед покупкой, а не после нее. Иначе вы рискуете не только не получить удовольствия от сборки модели, но и обрести стойкое отвращение к этому увлекательному процессу. Как показывает практика, многие моделисты настолько увлекаются процессом сборки моделей, что стремление собрать что-нибудь новенькое превалирует над стремлением полетать…и главное здесь - удачный выбор вашего первого набора. Поэтому постарайтесь купить набор от проверенного производителя - в этом случае ясная инструкция и продуманный процесс сборки доставят вам немало приятных минут.

Комплектность

Чаще всего наборы комплектуются не всеми материалами и деталями, необходимыми для запуска модели. Вам может понадобиться докупить плёнку для обтяжки модели, топливный бак, колёса, еще какую-нибудь мелочёвку. Чтобы это не стало неприятным сюрпризом, ознакомьтесь со списком необходимых покупок в Интернете или хотя бы перед покупкой модели в магазине. Имейте в виду, что двигатель и аппаратура радиоуправления в комплект, как правило, не входят!!!

Обычно список необходимых дополнений имеется на коробке, либо на первых страницах инструкции. Покупать все сразу, может быть, и не имеет смысла, но в случае, если магазин находится вне пределов досягаемости (например, покупка через интернет), об этих мелочах следует подумать заранее.

В западных журналах и на интернет-страничках обзоры наборов сопровождаются, как правило, описанием монтажа мотоустановки, по мощности находящейся вверху рекомендуемого диапазона, или даже выше. Не делайте этого ни в коем случае - использование более мощного мотора допустимо только для более-менее опытных пилотов. У начинающего же появится куча проблем из-за большей полётной скорости модели и возросшей требовательности её к управлению.

Помимо инструкции и чертежа, набор должен содержать и ещё один документ - перечень входящих в него заготовок иили узлов. Находясь в магазине, не поленитесь проверить соответствие перечня содержимому коробки, хотя бы в общих чертах.

Здесь есть один тонкий момент. Извлечь детали из коробки лучше попросить продавца, так как уложить обратно содержимое коробки очень тяжело. Да и если вы что-нибудь с непривычки поломаете, набор вам так или иначе придётся купить. Необязательно раскладывать поодиночке десяток бальзовых пластин, схваченных резинкой вместе, но наличие их проверить надо, так же, как и присутствие отдельных штучных деталей.

Не стесняйтесь просить продавца открыть набор, показать содержимое, вместе с вами проверить комплектность, даже если недовольство написано у него на лице. У него работа такая - демонстрировать и продавать товар. Подобные магазины живут только за счёт моделистов, и то, что на сегодняшний день спрос превышает предложение, не является для продавцов поводом для некорректного обращения с покупателями.

Качество деталей

Выяснив, какую модель вы соберете из исследуемого набора, и разобравшись, как вы это будете делать, переходите к изучению заготовок, находящихся в наборе. Естественно, это можно сделать, лишь оказавшись в магазине.

На что нужно обратить внимание? Рейки, лежащие в коробке, должны быть по возможности прямые, без ярко выраженного косослоя и, уж конечно, без сучков. Далее перейдите к осмотру бальзовых и фанерных пластин, в которых отштампованы детали. Посмотрите, не потрескались ли отдельные детали, оцените общее качество штамповки. Задача - не отбраковать набор, потому что в нём что-то потрескалось, а понять, сможете ли вы склеить без особых проблем треснувшие детали, если таковые обнаружились. Если штамповка некачественная, оцените, сумеете ли вы отделить детали от листа, не ломая их. При покупке пенопластовой модели вам придётся проверить целостность пенопластовых деталей и отсутствие на них каких-либо серьёзных повреждений.

Отдельно стоит коснуться отечественных наборов. Там всё проще - есть чертёж, есть загадочные деревяшки и кратенькое описание. Всё. Если вы готовы поломать голову, собирая модель - действуйте. О штамповке деталей здесь речи не идёт, так что к необходимому минимуму инструментов прибавятся еще и лобзик с напильниками.

Покупаем готовую модель

Разновидности ARF, RTC и RTF мы уже рассмотрели. На что обращать внимание при их покупке?

Документация

Излишне говорить, что описание модели и ее технических характеристик должно быть подробным (впрочем, это справедливо и по отношению к наборам). Из инструкции должно быть понятно, куда и каким образом монтировать начинку - аппаратуру, двигатель и т.д. Должно быть сказано и о центровке, установке расходов рулей - то есть инструкция обязана содержать главу о предполётной подготовке модели.

Комплектность

Как и при покупке набора, не забудьте выяснить, что придётся докупить для полного снаряжения самолёта. Иногда бывает так, что стоимость необходимых дополнительных узлов и оборудования сравнима со стоимостью модели - прежде всего это касается электролётов.

Качество изготовления

Покупая готовую модель, будьте готовы к тому, что, возможно, придётся основательно проклеить весь каркас, по крайней мере в тех местах, куда удастся добраться. Бывает так, что производитель нахально экономит на клее, и модель не разваливается на эволюциях главным образом благодаря покрывающей ее плёнке. Это не повод отказываться от покупки, но, как говорит пословица - "предупреждён - значит, вооружён". Запасайтесь циакрином.

При покупке относительно дешёвых китайских моделей может обнаружиться некий дефект - плёнка, лежащая с небольшими пузырями. Строго говоря, этот дефект носит временный характер, поскольку устраняется подтяжкой плёнки утюгом, но…здесь уже вступает в разговор специфическая спутница русского человека - зелёная пупырчатая "жаба", твердящая: "С какой, собственно, стати, я, платя ХХХ долларов за модель, еще и сам должен удалять пузыри? Да почему они вообще появляются на модели, коли я плачу за нее такие огромные деньги?!!!" Замечание справедливое, но если вы действительно хотите купить именно эту модель, то почему бы вам и не взять утюг в руки?

Надо также быть готовым к тому, что пленка имеет свойство со временем провисать и подтягивать ее все равно рано или поздно придется. Скорость провисания зависит от качества пленки и производителя. Сказать заранее, чем обтянута та или иная модель, обычно нельзя, но в любом случае - не самым дорогим материалом.

Особенности конструкции

Здесь уже неважно, купили вы набор или готовую модель. Этот вопрос одинаково актуален для любого типа моделей.

Не забудьте выяснить, как разбирается самолёт. Задача транспортировки не так уж маловажна, как может показаться. Например, самолёт размахом 1600 мм, имеющий неразборное крыло, ограничит число перевозимых в вашей машине персон до двух - вас и сидящего за вами друга. Правую половину автомобиля займут крыло и фюзеляж…конечно, в том случае, если на крыше вашей машины нет багажника. А на не упакованный из-за несъёмного стабилизатора самолёт, лежащий на шкафу, будет периодически покушаться ваша жена с мокрой тряпкой для протирки пыли или с соображениями по поводу того, что "эта раскоряка портит весь интерьер"…

Подумайте о том, насколько оперативно вы сможете собрать, а главное, разобрать модель на поле. Зачем быстро разбирать? Чтобы успеть спрятаться куда-нибудь вместе с моделью, если вдруг пойдёт дождь. Так что 10 минут на сборкуразборку модели представляются верхним пределом времени, допустимого для этой работы.

Заключение

Вот, пожалуй, и всё, что в первую очередь необходимо знать, выбирая первую модель. Хотелось бы добавить, что модели, собранные из наборов или купленные в виде ARF, в подавляющем большинстве обладают очень хорошими лётными данными. Это касается и наборов российского производства, которые на порядок дешевле западных. Если у вас что-то не полетело, не спешите честить производителя. Подумайте и посмотрите еще раз - всё ли собрано верно, нет ли перекосов, что с центром тяжести и расходами рулей?…

Остаётся надеяться, что эта статья принесла вам пользу, и ваш первый самолёт, приобретенный с ёе помощью, оправдает ваши ожидания.

Обсудить на форуме