Хоттабыч

Автор - Поцелуйко Владимир (Koshka)

Вы накопили достаточно опыта пилотирования радиоуправляемыми самолетами, располагаете аппаратурой с возможностью управления дельта-крылом, и вам хочется чего-то необычного... Значит - эта модель для вас.

На модели установлен электродвигатель 280-й серии с редуктором 1х4 и винтом 230х230, приемник REX-4, рулевые машинки HS-55, регулятор JETI-050. Применяются 7-9 банок аккумуляторов емкостью от 110 до 400 мА/ч. Время полета от 2 до 8 минут.

Начинать работу лучше с изготовления моторного шпангоута. Материалом для него послужил стеклотекстолит от плат радиоаппаратуры, но можно использовать фанеру толщиной 1,5 мм. В крайнем случае подойдет трехмиллиметровая фанера от фруктовых ящиков. Один из вариантов шпангоута показан на чертеже. Его размеры зависят от используемой вами мотоустановки и способа ее крепления. Также на моторном шпангоуте крепятся с помощью клея и ниток стойки шасси, изготовленные из проволоки ОВС диаметром 1,8-2 мм. Колеса лучше сделать из твердого пенопласта или подобрать от игрушек.

Для крыла используется лист пенопласта размером 50х50 см. Хорошо подходят потолочные панели, которые часто встречаются в магазинах стройматериалов. Толщина листа 3 мм. Если вам не удастся найти панель требуемой толщины, придется сточить ее доступным вам способом. Стачивать нужно со стороны чистого пенопласта, слой с рисунком придает листу прочность. На листе нужно разметить осевую линию, относительно ее обозначить расположение боковых панелей коробки фюзеляжа. Разметить, и острозаточенным ножом отрезать рули согласно размерам, приведенным на чертеже. Переднюю кромку рулей нужно сточить под углом 45 градусов, стачивать со стороны без рисунка. Прозрачным скотчем присоединяем рули к крылу, предварительно разложив все некрашеной стороной на гладкой ровной поверхности. Проверяем легкость хода рулей. Под своим весом они должны опускаться под углом 45 градусов в обе стороны. Вклеиваем кабанчики управления, изготовленные из одномиллиметровой фанеры или пластика подходящей толщины. Плечо кабанчика должно равняться плечу качалки на рулевой машинке. Внимание! Лучше использовать клей ПВА. Возможна сборка пенопластовых деталей и другими клеями, но предварительно клей нужно испытать на небольших кусочках используемого материала. При нанесении толстого слоя клея БФ или СА были случаи расплавления пенопластовых панелей. Вырезаем боковые панели фюзеляжа и концевые нервюры и приклеиваем их согласно чертежу. Вклеиваем моторный шпангоут. Размечаем и вырезаем из пенопласта киль - это фигурка Хоттабыча. Киль приклеивается строго по оси модели. Закрепляем мотоустановку в сборе с винтом и припаянным регулятором, перемещая рулевые машинки с приемником вдоль оси крыла, находим их будущее месторасположение. Центр тяжести должен быть в пределах 120-135 мм от передней кромки крыла. Причем, передняя центровка более предпочтительна. В боковых панелях фюзеляжа размечаем и прорезаем отверстия под рулевые машинки. В местах, где пройдут крепежные шурупы р/м с внутренней стороны боковин фюзеляжа подклеиваем дощечки размером 20х50х1 мм. Приемник можно закрепить внутри фюзеляжа скотчем, или склеить под него контейнер из пенопласта. Тяги к рулям делаются из проволоки диаметром 0,8 мм.

Строго по центру тяжести вклеиваем контейнер аккумулятора, собранный из пенопласта. Контейнер изготавливается по размеру наибольшего используемого вами аккумулятора и закрепляется в прорези фюзеляжа с удобной для вас стороны. Нужно предусмотреть крепление аккумулятора, предотвращающее его выпадение во время полета. Для этого можно использовать резиновое кольцо, одеваемое на штырек, расположенный над контейнером.

От переднего шпангоута до края контейнера зашиваем низ фюзеляжа пенопластовой пластиной толщиной 3 мм. Максимальный вес готовой к полету модели не должен превышать 270 грамм, рули должны отклоняться на 45-50 градусов в обоих направлениях.

Первый полет лучше выполнять с рук, "Хоттабыч" очень сложно себя ведет при взлете с земли. Сначала нужно добиться прямолинейного полета на 2/ 3 ручки газа триммированием рулей высоты. На полный газ на свежих аккумуляторах модель летит с интенсивным набором высоты. Увод модели влево или вправо парировать лучше выкосом двигателя (при отсутствии круток на крыле). После триммирования модели в полете можно приступить к регулировке взлета с земли. Если "Хоттабыч" уводит при разбеге в сторону, парируем это подгибанием осей колес. Управляемость при разбеге улучшается при уменьшении колеи шасси и наоборот. После того, как пробежка станет приемлимой для взлета, можно приступать к пилотажу. "Хоттабыч" на удивление устойчивый и маневренный одновременно. Радиус виража может быть очень небольшим, прекрасно крутит бочки, при передергивании ручки на петле не сваливается в штопор, а парашютирует. Хорошо летит на больших углах атаки, прощает многие ошибки в пилотировании. В экстремальной ситуации достаточно дать руль на себя и медленно убрать газ, модель плавно приземлится, градусов на 25-30 задрав нос. При полетах в зале надо учитывать, что фигуры, выполняемые с потерей скорости, модель делает с некоторой потерей высоты. Диапазон скоростей сказочной модели вас приятно удивит.

Чертеж Хоттабыча
hottabych.zip 79,04 kB
Падение
crash.avi 571,60 kB
Воздушный бой (через 5 минут после падения)
fight.avi 589,49 kB
Обсудить на форуме