Основы вождения

Автор - Илья Шупик (ilya_schupik)

Введение

Не простое, надо сказать, занятие управлять этой малюткой. Когда водитель сидит в машине все понятно – есть обратная связь, угол обзора всегда постоянный. Когда управляешь радиоуправляемой моделью, обратной связи нет, а угол, под которым видишь машину, постоянно меняется. Пользоваться приходится только визуальной связью. Со временем появится чувство машины, и чувство когда начинается скольжение, а когда недостаточная или избыточная поворачиваемость. После пары лет тренировок чувствовать модель вы будете не хуже чем свою собственную машину. Появится ощущение каждой кочки, каждого поворота. Но это приходит со временем.

Самым сложным моментом в первые дни оказывается поворот в нужную сторону, когда модель едет на водителя. Дело в том, что руль нужно поворачивать в сторону обратную повороту. Эта проблема пропадает после пары дней тренировок – вы будете ощущать себя внутри модели и поворот, например вправо, будет именно поворотом вправо, как бы машина не была сориентирована по отношению к вам.

Может, на трассу?

В первый раз на трассе стоит появиться тогда, когда вы уже будете ощущать машину, перестанете путать лево и право, дабы в первые пятнадцать минут не разбить свою драгоценную. Первый совет перед выездом на трассу - не пытайтесь развить максимальную скорость. Жмите на газ так, чтобы в любой ситуации вы смогли справиться с машиной. Зачем лишний раз ее бить? Если ваша цель - выступление в соревнованиях, то главное, о чем нужно помнить – любая ошибка стоит намного большей потери времени, чем аккуратная езда не на максимальной скорости. При этом в первое время катания необходимо достичь стабильности прохождения дистанции. Для начала достаточно просто не ошибаться в течение всех пяти минут заезда, и пусть это будет не быстро – скорость появится, самое главное научиться ездить аккуратно, почувствовать трассу и машину на ней.

Если вы уверенно чувствуете себя на трассе, постарайтесь держаться идеальных траекторий, постарайтесь как можно ближе прижиматься к апексам в поворотах (как говориться – научитесь «резать повороты»). Для того, чтобы понять, как это делается, понаблюдайте за лидерами. Обычно, в первой десятке несколько человек вплотную, практически без зазоров, прижимаются к ограждениям. Для того, чтобы расти в своем гоночном мастерстве необходимо следить за временем круга. В идеале, разброс по кругам должен быть около 0.1 секунды. Для начала постарайтесь стремиться к тому, чтобы все круги были в одной секунде.

Работа газом

Тонкое чувство и правильная работа газом обеспечивает не только быстрый выход из поворота, но и экономию аккумулятора. Если говорить об электромоделях, то самое главное при езде по трассе, это не пользоваться тормозом. Силы трения в пятне контакта колеса с дорогой настолько большие, что их хватает для нужного замедления в повороте, к тому же машина как бы сама выбирает необходимую ей скорость в повороте. Повороты нужно проходить накатом, плавно, чтобы не расходовать аккумулятор на боковые скольжения. Начинать разгоняться нужно сразу же после достижения вершины (апекса) поворота одновременно с распрямлением траектории. Такой стиль позволит разогнаться быстро без ненужного срыва заднего моста на выходе из поворота под тягой. Он очень подходит для начинающих. Для такого стиля вождения, управление должно иметь небольшую недостаточную поворачиваемость, поэтому справляться с машиной очень просто, что позволит научиться плавно проходить повороты и аккуратно и точно резать их.

Стоит отметить, что оценка поворачиваемости (недостаточная или избыточная) для каждого гонщика очень индивидуальна. Чем дольше человек держит пульт в руках и совершенствуется в своем мастерстве, тем острее становятся у него настройки машины. Настройка могут стать настолько острыми, что любого начинающего просто бы развернуло при первом повороте руля. Это и обуславливает различие в скорости прохождения поворотов. Модель с недостаточной поворачиваемостью проходит поворот медленнее, чем модель с избыточной. Сейчас все гонщики в мире стараются ездить и настраивать машины таким образом, чтобы в повороте задний мост скользил. Но скольжение это потери времени, поэтому на всем протяжении прохождения дуги поворота следует постоянно перегазовывать. Чем быстрее это происходит, тем меньше модель будет срывать. Гонщик как бы держит машину газом. Так ездят все чемпионы мира, и к этому следует стремиться.

При управлении моделями с ДВС тормозами пользоваться нужно, так как модели аналогичного масштаба тяжелее электрических, поэтому сил трения уже не хватает для того, чтобы снизить скорость. В принципе, тактика работы газом такая же, как у электричек. Различий тут нет.

Внедорожники имеют свои особенности – при помощи газа можно управлять полетом модели. В прыжке при увеличении газа машина задирает нос вверх, а при нажатии на тормоз наоборот его опускает. При этом, нужно стремиться приземляться одновременно на четыре колеса, что позволит быстрее набрать скорость после прыжка.

Работа рулем

Как правило, основная ошибка всех начинающих, да и многих опытных спортсменов, при входе в поворот - резкий поворот руля до упора. Так делать ни в коем случае нельзя и над этим нужно работать. Дело в том, что такая манера входа в поворот и последующего прохождения его с повернутыми до упора колесами требует характерной недостаточной поворачиваемости, в противном случае машину будет просто срывать. Дело в том, что реакция от дороги на задних колесах нарастает медленнее, чем спереди, поэтому в начальный момент времени они как бы держат дорогу несколько хуже. При резком изменении траектории момент от сил инерции (который возникает при повороте) сорвет задние колеса. Чтобы этого не возникало в начальный момент времени руль нужно поворачивать очень плавно и на очень маленький угол, а лишь после того, как машина начала менять траекторию движения его можно повернуть до нужного угла, который обеспечит прохождение машины по заданному радиусу. Опять же именно по заданному - руль нельзя поворачивать до упора, если того не требует радиус поворота.

Повороты

После того, как были рассмотрены приемы работы рулем и газом, можно переходить к самому основному – как выбирать траектории движения в повороте.

Потеря времени и скорости при прохождении поворота происходит при развитии заносов. Заносы возникают под действием центробежных сил инерции. Чем больше радиус траектории, тем меньше эти силы, и тем выше допустимая скорость движения. При этом не стоит забывать и про путь, который проходит машина. Чтобы добиться минимального времени прохождения круга, необходимо найти оптимальное сочетание пути и скорости в поворотах. Максимально возможная скорость прохождения поворота достигается в случае, когда вход в поворот начинают с одной кромки трассы, а выход заканчивают у другой. В этом случае используется вся ширина трассы, а радиус получается максимальным. Но максимальным получается и путь. Если на зимних, узких трассах это приемлемо (иначе будет слишком маленькая скорость), то на широких летних трассах большая скорость входа и выхода не сможет компенсировать увеличение пути прохождения круга.

Прохождение 180-градусных поворотов

Вход в поворот следует начинать со сброса газа. Для начинающих еще раз повторю – чтобы не разбить модель, лучше это сделать заранее. Изменение траектории движения к апексу поворота (1) нужно начинать от края трассы. Как я уже говорил, в начальный момент поворачивать нужно плавно, чтобы не сорвать задний мост в скольжение. После того, как машина начала поворот, руль поворачиваете на требуемый угол. Газ нужно держать отпущенным до прохождения точки 1 – воображаемой вершины поворота, после чего можно начинать разгон.

Если вслед за 180-градусным поворотом идет поворот в другую сторону, и нет места, чтобы перестроиться, то сброс газа или торможение немного затягивают. Тогда вершина кривой, по которой движется машина, уходит от апекса таким образом, чтобы на выходе машина касалась точки «2 часа».

Прохождение 90-градусных поворотов

В принципе, метод прохождения 90-градусных поворотов такой же, как и 180-градусных, за исключением работы газом. Поворот можно пройти, немного ослабив газ, полностью его не сбрасывая.

Чтобы после выхода из поворота оказаться на внутренней бровке для подготовки входа в следующий поворот, вхождение в поворот нужно начать позже, так же как и в случае прохождения шпилек.

Шиканы

Главная задача при прохождении S-образных поворотов - пройти участок с минимальными изменениями траектории движения. Во-первых, это увеличит скорость прохождения шиканы, а во-вторых позволит уменьшить путь.

В случае наличия поворота сразу после шиканы, следует выбирать такую траекторию движения, чтобы при выходе из нее оказаться на нужной стороне трассы.

Трамплины

Прохождение трамплинов, в принципе, наука не хитрая. Самое главное, чтобы машина двигалась перпендикулярно краю трамплина, тогда, если правильно работать газом, риск перевернуться полностью исключается. При работе газом следует руководствоваться общим поведением машины и ее настройками. Так, при мягкой передней подвеске, машина может иметь склонность к “клеванию” сразу после отрыва передних колес от кромки трамплина. В этом случае перед отрывом передних колес следует поддать больше газу, чтобы компенсировать негативный эффект. Если машина, наоборот, при прыжке задирает нос, то перед самым отрывом передних колес от кромки трамплина следует немного притормозить.

Заключение

Вот в принципе и все, что можно рассказать о вождении модели. Ничего сложного. В хоббийных целях водить модель может научиться и 3-летний ребенок (лично видел). Ну а тонкости приходят со временем и опытом, если, конечно, к этому стремиться. Главное стоит всегда помнить об осторожности и быть разумным на трассе. От Fair Play еще никто не умирал.

Увидимся на трассе!

Обсудить на форуме