Как покататься?

Автор - Илья Шупик (ilya_schupik)

Введение

Многие автомоделисты мечтают погоняться, не только в российских соревнованиях, но и за рубежом. Но, к сожалению, либо не на все соревнования нас пускают, либо для выступления в отдельных гонках нужно получить официальное разрешение ФАМС (Федерации автомодельного спорта). В этой статье я постараюсь рассказать о структуре автомодельных организаций и о гонках, которые они организуют.

Гонки в России

Начать лучше всего с российских соревнований. Как и в советское время, наш спорт находится под руководством чиновников в погонах. Сейчас эта организация, выросшая из бывшего ДОСААФ, называется РОСТО. Это совершенно неподконтрольная гонщикам структура, чиновники которой мало разбираются в гонках и в их организации. Поэтому нашим спортом руководит Федерация Автомодельного Спорта (подконтрольная РОСТО), в которой создано несколько отдельных секций, и одной из них является секция «Радиоуправляемые автомодели». Все российские правила проведения соревнований пишут руководители именно этой секции. Сейчас количество официальных классов моделей сильно сократили из-за небольшого количества участников в некоторых из них. К тому же, как члены Европейской Автомодельной Федерации (ЕФРА), наши функционеры стараются оставлять только те классы, которые разрешены ЕФРА. Но что значит запрещены? Это означает всего лишь, что Чемпионат и Кубок России в этих классах не проводится, но сами гонки могут проводиться всеми желающими.

Например, в Москве и Питере проводятся неофициальные «внедорожные» соревнования, именуемые “Монстр Рэйсинг”. Они были организованны группой энтузиастов и сейчас являются единственными регулярными соревнованиями в Москве. “Монстр Рэйсинг” проводится в 4-х классах: МТ-8 (монстр траки 8-го масштаба) - самый популярный класс, Б-8 (багги 8-го масштаба), Б-6 (модели 6-го масштаба), Off-Road 10 (модели 10-го масштаба).

По российским правилам существует два чемпионата: летний и зимний. Это дает возможность выиграть в один год сразу два титула чемпиона России, причем чемпионат проходит в одну гонку. Кубок России – это многоэтапный чемпионат, в этом году он один, но проходит на протяжении всего года, включая в себя и летние асфальтовые этапы, и зимние – ковровые.

Участие в Российских соревнованиях

В этом году процесс лицензирования гонщиков отменили, поэтому в соревнованиях может принять участие любой желающий, чья модель соответствует требованиям класса, в котором он хочет попробовать свои силы. Причем незнание закона не освобождает от ответственности. Регистрация, как правило, проходит на месте проведения гонки, обычно в пятницу.

Любительские соревнования на внедорожниках, которые сейчас набирают обороты в Москве и Питере, принимают заявки участников в основном через RC Design.

Трассы в России

Различают два вида трасс и гонок – в помещениях и на открытом воздухе.

Трассы для багги в нашей стране строят, как правило, только на открытом воздухе. Поэтому зимой на багги покататься не удастся, так как в это время года улице гонок не проводится. В свое время на зимнем чемпионате России проводились заезды багги на ковровом покрытии, но гонки были не зрелищными, и участников было мало.

Модели с двигателями внутреннего сгорания также эксплуатируются только летом, так как зимой все соревнования проходят на временных трассах в спортивных залах с ковровым покрытием (ковровое покрытие быстро замасливается, становится скользким и выходит из строя, а система вентиляции спортивного зала просто не справляется с огромным количеством выхлопных газов). Отсюда, кстати, и относительная популярность дорожных электричек, так как на них можно кататься круглый год.

Для дорожных машин строят открытые асфальтовые трассы. Как правило, это скоростные трассы, не очень требовательные к мастерству гонщиков, но невероятно требовательные к моторам и аккумуляторам. Для победы летом придется обзавестись очень хорошим электромотором и самыми лучшими аккумуляторами. Для моделей с ДВС такие трассы, просто наслаждение; огромная скорость, рев мотора. Полное удовольствие для водителей. Другое дело, что по-настоящему качественных трасс в России практически нет. В Таганроге находится лучшая на сегодняшний день асфальтовая трасса, но сцепление там не такое хорошее, как на европейских трассах, хотя конфигурация ее, надо признать, прекрасная.

Трасса в Тамбове не плоха по сцеплению, но владельцы так долго не меняли асфальт, что теперь по ней только на багги и можно кататься, а на 1/10 проехать практически невозможно. Трасса в Лужниках не отвечает никаким требованиям: ни по сцеплению, ни по конфигурации, но у нее есть один плюс – она находится недалеко от дома, если вы живете в Москве (по сравнению с Таганрогом, например).

Существует очень красивая трасса в городе Заречный (для тех, кто не знает – это бывший почтовый ящик под Пензой, который до сих пор указан не на всех картах). Ребята там постарались на славу: профилированные повороты, разные части трассы находятся на разных уровнях, но опять же нет нормального сцепления колес с дорогой – очень скользкий асфальт.

Что касается трасс для внедорожников, тут можно действительно погонять. Только в Москве их не менее трех штук – на Воробьевых горах, (это место я не раз уже упоминал выше),

на Учинской (многоуровневая трасса), и на Шоссе Энтузиастов (тут совсем небольшая площадка).

Самая интересная трасса на Учинской, это лучшая трасса для внедорожников в Москве. На Воробьевых горах трасса похуже, но тоже очень неплохая. Гонки там проходят намного чаще, чем на всех остальных трассах в Москве, да в России, пожалуй, тоже. Трасса представляет собой размеченный кусок газона с обратной стороны Дворца, причем один из поворотов проходит по склону холма, так что выглядит это очень интересно.

В каждом из выше названных городов есть и баггийные трассы. Но у них есть существенный недостаток: это не специально подготовленные площадки, а просто стриженый газон (часто не очень низко, поэтому 1/10 просто тонут в нем).

Зимних трасс в России еще меньше. Большинство соревнований проходят во Владимире – на сегодняшний день это лучшая трасса в России. Там отличный ковер, очень хорошее судейство и организация, хорошие ограждения и все остальное. Туда стоит съездить. Там же раз в месяц проходят тренировки. В Петербурге трасса маловата, но там также неплохой ковер и отличная конфигурация, которая позволяет на маленькой трассе развивать огромные скорости. В Москве зимой соревнования высокого уровня проходят крайне редко, и, как правило, их организуют люди, которые мало разбираются в этом. Может быть, это когда-нибудь измениться.

Европейские гонки

Для тех, кто сморит дальше и видит себя чемпионом Европы, расскажу немного о том, что творится на гоночной арене в Европе.

Там ситуация с соревнованиями очень сложная: огромное число разных клубов, отдельных трасс, и федераций, которые организуют до нескольких десятков гонок в один уикенд.

В Европе гонки делятся на 4 вида:

  1. Официальные соревнования под эгидой ЕФРА.
  2. Соревнования, которые проводят местные Федерации
  3. Клубные соревнования
  4. Гонки и чемпионаты, которые организуют фирмы-производители.

Гонки под эгидой ЕФРА также делятся на 2 вида: Чемпионаты Европы и гонки «Гран-при». Для участия в Чемпионате Европы требуется выполнение двух условий: наличие Европейской Гоночной лицензии (стоимостью около 50 Евро) и разрешение ФАМС на выступление в них. Разрешение заключается в подаче заявки с указанием фамилий гонщиков на тот или иной чемпионат от ФАМС в ЕФРА, причем количество гонщиков от нашей страны определяет сама ЕФРА. Поэтому из России туда отправляются всегда победители и призеры Чемпионата России. Гонки «Гран-при» – по сути это Кубок Европы – многоэтапный чемпионат, за выступление в каждом этапе которого начисляются очки. Как правило здесь не требуется гоночной лицензии и любой желающий может попробовать свои силы хотя бы на одном из этапов «Гран-при». Как правило, в этой серии гонок участие принимают гонщики второго эшелона, то есть не вошедшие в первый десяток, но они тоже сильные, и у них есть чему поучиться. Расписание всех официальных европейских соревнований находится на сайте www.efra.se.

В соревнованиях, которые организуют национальные автомодельные федерации, не каждый может принять участие, так как организаторы часто требует Европейскую Гоночную лицензию. Но, например, в Финляндии эта лицензия может быть заменена медицинской страховкой, так как в стоимость карточки Европейской Гоночной Лицензии включена страховка от несчастных случаев на трассе. Для выступления в клубных соревнованиях практически ничего не нужно, нужно только внести стартовый взнос (от 10 до 50 Евро). Клубные соревнования хороши своей атмосферой – там каждый готов помочь советом «дикарям» из далекой России, так как даже на таком уровне они ездят лучше нас.

В мире огромное количество чемпионатов, которые организуют производители техники. Самый популярный из них - Tamiya Euro Cup – Европейская Серия Гонок «Тамия» (такая же серия проводится в Азии и США ). В таких гонках разрешено использовать оборудование только фирмы-организатора или дружественного ему завода. Так, чемпионат HPI использует моторы Orion и регуляторы производства LRP. Но на такие чемпионаты можно попасть только при условии, что чемпионат организует в стране дистрибьютор этой фирмы. Поэтому для наших гонщиков путь туда закрыт, что, кстати, не так уж и страшно: набраться опыта там практически невозможно, так как никто из спортсменов не будет вам помогать. Дело в том, что секреты настроек держатся в строжайшей тайне, техника-то одинаковая, и часто основополагающую роль в победе играют именно настройки. Но помимо чемпионатов, есть еще и международные промо-гонки, такие как LRP Toring Car Masters или Orion TC race, Corally Thunder Days, Ko GrandPrix, Reedy Race, DHI Cup. Это гонки международного уровня. Так, гонка LRP Masters в Германии считается неофициальным чемпионатом мира, где каждая фирма стремится одержать победу. DHICup – это самая популярная европейская гонка, в которой как правило, принимают участие только европейцы, но зарегистрироваться в ней невозможно даже за год до соревнований – такое огромное количество желающих.

Все остальные названные мной соревнования менее престижны, но они созданы для тех же целей.

Американские Соревнования

Американские соревнования проходят по эгидой двух организация ROAR и NORRCA.

Первая – это старейшая в штатах федерация, которая вот уже 35 лет организовывает соревнования. Вторая, как я понял из объяснений моих друзей – это «раскольники», вышедшие из первой. Они в 87 году откололись от ROAR и создали свою альтернативную гоночную серию.

В принципе, в отличие от Европы, цель у этих организаций одна: они омологируют трассы или целые клубы, после чего проводят на них свои соревнования под эгидой той или иной организации. Гонки в Штатах имеют ряд отличий. Как и в большом автоспорте, упор у них делается на овальные гонки и драг-рейсинг, по которым проводится огромное количество соревнований. Наибольшей популярностью пользуются модели с ДВС.

Японские Соревнования

Рассказав об американских гонках, теперь следует коснуться и японских, как колыбели всех чемпионов мира последних лет. Японские гонщики считаются одними из сильнейших, а чемпионаты самыми напряженными. В Японии еще ни одному иностранцу не удавалось одержать победу ни в Чемпионате Японии, ни в Чемпионате мира, которой проходил в стране восходящего солнца. Дело в том, что в маленькой Японии в каждом городе и в каждой маленькой деревне есть трасса, а в школах существуют отдельные классы, где обучают гоняться на радиоуправляемых моделях. Поэтому число участников в финале национального чемпионата ограничено 150 человеками, а гонки разделены на огромное количество регионов. По результатам региональных гонок и формируется список участников на финальную гонку.

Все гонки в Японии координирует одна организация - JMRCA (японская автомодельная федерация).

Чемпионаты мира

Чемпионаты мира проводятся совершенно другой организацией – это IFMAR (международная федерация автомодельного спорта), которая имеет свои правила и ограничения для всех типов моделей на чемпионат мира. Самое примечательное, что все известные организации (американская, европейская, мировая и японская федерации) имеют свои, отличные друг от друга правила. В принципе, правила IFMAR для класса аналога нашего ТС10 имеют более грамотные пункты по сравнению с европейскими положениями. Так, например, столь губительные для аккумуляторов 12-ти витковые моторы там давно уже заменили 10-ти витковыми, хотя иногда они вообще отменяют ограничения. В Европе данная проблема уже второй год подряд, только обсуждается.

Итак, для того чтобы принять участие в Чемпионате мира достаточно лишь послать факс от имени президента ФАМС с указанием количества участников на тот или иной ЧМ, без каких либо ограничений количества гонщиков от страны, как это делается в Европе.

Формат гонок

Обычно формат соревнований таков: гонка проходит в три дня (с пятницы по воскресенье). В пятницу проходят свободные тренировки и регистрация участников. В этот день любой участник может потренироваться и настроить модель. Как правило, свободные тренировки начинаются в 12 дня и заканчиваются в 9 вечера. В России на трассу можно выйти в любое время, то есть во время свободных тренировок нет никаких заездов. В Европе же количество тренировок ограничено – в среднем пятью – шестью заездами. Тренировочные заезды у них длятся 10 минут, то есть вполне можно успеть даже что-то поменять в настройках. Как в России, так и за рубежом официальный хронометраж в процессе свободных тренировок не ведется, то есть придется самим запастись секундомером или индивидуальной засечкой.

В субботу начинается самая важная часть соревнований – квалификация. Как правило проходят 5 – 6 квалификаций. Количество таких заездов зависит от числа участников, поэтому в правилах записано, что их может быть максимум 6. Последний квалификационный заезд проходит в воскресенье. Перед началом квалификационной сессии проходит сверка частот передатчиков для того, чтобы выявить наличие помех у участников заезда. Для того, чтобы не было проблем, каждый участник обязан иметь две запасные частоты. Поэтому перед началом заездов обязательно нужно проверить те частоты, которые поставили вам судьи. Формат квалификационного заезда – пяти минутная гонка с раздельным стартом, а на завершение последнего круга дается 30 секунд. Раздельный старт означает, что для каждой модели идет свой отсчет времени, поэтому не всегда первая машина на трассе становится лидером.

Как и в любых других видах гонок, квалификация определяет позицию на старте. В российских соревнованиях по правилам в зачет идет один лучший заезд (количество кругов и общее время). На соревнованиях в Европе в зачет идет два лучших результата, причем там учитывается место, которое спортсмен занял в данной квалификационной сессии среди всех участников этого класса. За это место даются очки: 1е место – 1 очко, второе – 2 очка и так далее. Квалификацию выигрывает тот, у кого сумма очков минимальна. Это сделано для того, чтобы учесть фактор погоды, так как в дождь, например невозможно показать хороший результат. В каждом финале участие принимают только 10 человек. Финалы обозначаются латинскими буквами: Финал А – это первая десятка, B– вторая и так далее. У электромоделей финал, так же как и квалификация, длится пять минут. В финале важно текущее положение модели на трассе относительно других, потому что здесь секундомер для всех один. Поэтому, чем больше моделей обгоните, тем выше вы окажетесь. В финале А проводится три заезда, а победитель определяется по итогам двух лучших из них. Все остальные финалы проходят в один заезд.

В классах моделей с двигателем внутреннего сгорания финалы длятся 30 минут. Во время финального заезда разрешена остановка для дозаправки и смены резины. Проводится всего один финал.

На протяжении всех соревнований (во время квалификации и финалов) каждый спортсмен после своего заезда должен оставаться на трассе, для того чтобы обслуживать следующий заезд, то есть работать маршалом. Это нормальная практика, ведь даже на крупных зарубежных соревнованиях заезды обслуживаются самими участниками. Основная задача маршала – поправлять модели. При этом самое главное не мешать остальным участникам заезда, поэтому не стоит обращать внимание на крики человека, чья модель перевернулась или врезалась в ограждение, не надо бежать, сломя голову, чтобы поправлять эту модель, давя на ходу все остальные машины. Работать маршалами должны все, даже те, чья модель сломалась в заезде, или он просто не выступал – за не выход на трассу в качестве маршала спортсмена ждет дисквалификация.

Обсудить на форуме